Академик Павел Флоренский: «Необъяснимость не является критерием чуда»
Сопредседатель Экспертной рабочей группы по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, рассказал о своей работе…
«С начала 90-х годов средства массовой информации стали часто сообщать о чудесах, происходящих в Русской Православной Церкви, — мироточат иконы, образ иконы отображается на стекле. Этот поток сообщений нуждался в проверке, изучении, осмыслении. И вот уже около десяти лет при богословской комиссии Московского Патриархата трудится наша рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской Православной Церкви. В группе богословы и ученые — не священники, которые анализируют чудеса чисто научными методами. Люди присылают фото- и видеоматериалы явлений. Мы их изучаем. Но, подчеркиваю, справок — чудо это или нет — не даем. Хотя даже священники порой просят нас: мол, дайте справку, что это чудо. Из чудесных знамений, которые входят в нашу научную компетенцию, „удвоение икон“ (видимое отображение икон на стекле), мироточение, слезоточение на иконах, „обновление“ древних икон (когда в церкви почерневшая икона вдруг начинает блестеть, как новая). То есть все, что связано с веществом. Случаями чудесного исцеления, лечения, прозрения занимаются священники, а не мы, ученые, потому что тут нет конкретного вещества, которое можно было бы подвергнуть анализу», — заявил в интервью «Комсомольской правде» сопредседатель Экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской Православной Церкви, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, внук известного священника и философа профессор Павел Флоренский.
В августе 2002 года в Комиссию по описанию чудесных знамений была передана икона Царственных Мучеников вместе со стеклом киота, на котором возникло отчетливое подобие образа иконы. Икона была доставлена из храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. «Мы изучали отобразившийся на стекле киота рисунок иконы Царственных Мучеников всеми доступными методами. Такое исследование не имеет прецедентов. Им занимались научные сотрудники и эксперты Физического института им. Лебедева РАН, Института общей физики РАН, Института криминалистики ФСБ РФ, Экспертно-криминалистического центра МВД РФ, физического факультета МГУ, НИИ ядерной физики МГУ, Лаборатории научной фотографии биофака МГУ, Института атомной энергии им. Курчатова, Центральных реставрационных мастерских им. Грабаря. И убедились, что на иконе и на стекле — разное вещество. Более того, на стекле оказался конденсат жидкости или аморфного вещества, а не кристаллического. То, что такого вещества нет ни в краске, ни в доске, ни в лаке, — бывает такое. Самогон делают — его нет в картошке, а он получается. Запустить реакцию можно, но для нас осталось непонятным: почему на стекле рисунок? Если испарение. конденсация, то покрыло бы ровным слоем. А тут целенаправленное обрисовывание. Больше того, там по испаряемости паров, по давлению не выходит конденсация. В общем, мы не смогли объяснить. Является ли отображение иконы на стекле чудом? Конечно, является, если дело внутри церкви происходит. Но то, что мы это не объяснили, не значит, что это вообще невозможно объяснить. Просто мы пока не все знаем и умеем. Обыватель хочет, чтобы чудо было непонятно науке. Но наука рано или поздно все изучит. Я убежден, что все дано Богом нам в руки во благо и для изучения. Наши знания на каком-то уровне совершенно не разрушают или не подтверждают чудо», — отметил П.Флоренский.
«Однажды нам пришлось пригласить милицейских экспертов. Изучали истечение крови на иконе. Судмедэксперты объяснили, что кровь не течет, она намазана. Делали соскобы, проверяли группу крови, и выяснилось, что это даже не кровь, или не человеческая кровь. Ложное чудо происходит, например, с мальчиком в Оренбургской области (его мама после смерти сына сделала из него как бы святого. Сама нарисовала его икону. И несведущие люди идут поклоняться к этой иконе, якобы за исцелением. — РЛ). „Оренбургский мальчик“ нас беспокоит. Мы резко выступали против него. Это вне Церкви. Симуляция. И еще одна сторона есть: бесы это или добрые силы играют?», — продолжил эксперт.
«Сохранность тела преподобного Александра Свирского, умершего аж в 1533 году, была фантастической. Единственный православный святой, которому при жизни явилась Святая Троица (в виде «Мужей в белых одеждах, сияющих «невыразимым светом»), выглядел так, будто его похоронили только вчера. Мощи чудотворца святого Александра Свирского долгие годы прятала советская власть в качестве секретного экспоната Военно-медицинской академии, опасаясь религиозного фанатизма верующих. Когда их решили вернуть Церкви, сначала шесть месяцев шли исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов, анатомов и других специалистов. Ведь мощи остались нетленными! Вот выписка из исследования антрополога Беневоленского: «Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела — восковый. Поражает сохранность тела». Анатомы признались, что ничего подобного за годы работы не видели! Обычно мощи святых, даже хорошо сохранившиеся, темно-коричневого цвета. Это называется естественной мумификацией, которую можно расценить как чудо. Случай же с плотью преподобного Александра Свирского особый. Сохраняя объем обычного человеческого тела, они необыкновенно легки и внутри белы, как снег. С этих мощей, как с живого лица, в конце XIX века была написана уникальная икона. Эти мощи 15 июля 1998 года, в день равноапостольского князя Владимира, крестившего Русь, в рентгеновском кабинете судебно-медицинской экспертизы вдруг покрылись крупными светло-янтарными каплями мира. Сохранены фотографии того уникального мироточения. Мощи Свирского по сей день творят чудеса — случаи исцелений детей и взрослых, прикладывающихся к раке с мощами преподобного, задокументированы и описаны. Мы пытались изучить эти мощи, чего только не делали с ними. Совершенно аномальное явление, непонятное и не имеющее аналогов», — отметил ученый.
19 ноября 1996 года Юрий Кошелев в городке Южа Ивановской области стал топить печь и вытащил из огня так и не загоревшееся полено — в дереве находилась икона, так крепко вросшая в ствол, что Юрий Иванович не заметил ее при колке дров. Вековая сосна, в которой непонятным образом оказалась икона Божией Матери «Неопалимая Купина», росла на фабричном кладбище, где в 1900 г. был построен храм-часовня. В 1924 году часовню разорили, кладбище сровняли с землей. До сих пор не ясно, как икона очутилась в дереве. Высказывают предположение, что, когда там разорили часовню, кто-то прибил икону к стволу сосны. «Мы перессорились с моими коллегами. Одни утверждают, что это обычная подделка, а я говорю, что это благодать. Необъяснимость не является критерием чуда. Критерием чуда является благодать!» — восклицает П.Флоренский.
«Сейчас, во время кавказской войны, к нам много чудесных историй стеклось, — рассказал «КП» ученый. — Например, в Осетии целая серия была чудес. Первое чудо — 23 ноября 1989 года. В этот день — осенний праздник Георгия Победоносца — батоно Гамсахурдиа, тогдашний президент, во главе 35-тысячной армии шел наказать осетин. На мосту у входа в Цхинвал сорок мужиков встали, за руки взялись и сказали: не пустим, давите. И произошло чудо — армия повернула. Прямо над этим мостом на обрыве стоит маленькая церквушка святого Георгия. От свидетелей известно, что в этот день весь город заблагоухал. А году в 92−93-м в Осетии появился конь о трех ногах с крыльями, на нем сидел старец. По убеждению осетин, это был святой Георгий, который как бы предупреждал: «берегите детей, грядут тяжелые времена». Когда произошел кошмар в Беслане, вспомнили об этом — удар по детишечкам был.
«Нередко чудеса происходят с таким нервным напряжением, что не до записи. Вот, например, 9 августа 2008 года наши войска подошли и собирались уже переходить на контактный бой с грузинами — армии стоят друг напротив друга. Через несколько минут бой, кровь прольется и с той, и с другой стороны. Мне это рассказывал офицер, который был участником того события. Он говорил: «Смотрим, грузины задрали головы. Вдруг повернули — и ходу. Мы думали, летят какие-то супервертолеты. Разворачиваемся — над храмом стоит абрис женщины. Одни подумали, что это Богородица была. Другие полагают, что это святая Нина как бы обратилась к своим подопечным грузинам: ребята, не проливайте кровь свою и чужую. Они развернулись и ретировались». И ведь это были мужики, которых не проймешь чудесами! Но боя не было. Чудо! Подобные случаи мы собираем и анализируем», — рассказал Павел Флоренский. Русская линия
Академик Павел Флоренский: «Необъяснимость не является критерием чуда» Сопредседатель Экспертной рабочей группы по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, рассказал о своей работе...