В Казани прошла VIII конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»
В ходе заседаний были зачитаны доклады по проблемам богословия, церковной истории, филологии, психологии…
6−7 ноября в столице Татарстана, в стенах Казанской духовной семинарии (КазДС), по благословению ее ректора — архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина), прошла VIII ежегодная научно-практическая конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», передает наш собственный корреспондент в Казани.
В рамках конференции была запланирована работа четырех секций: «Богословие и философия», «Церковная история», «Филология», «Православие, психология и психотерапия». Приоритетными направлениями деятельности конференции традиционно являются: история и современные тенденции православного богословия и христианской философии, церковное искусство, православное образование, история церковной книжности и проблемы перевода, история православия в Казанском крае и традиции Казанской духовной академии, агиография и канонизация. Кроме того, с нынешнего года к ним добавилось рассмотрение путей решения актуальных проблем психологии и психиатрии с точки зрения православного христианина, что является особенно важным в современных условиях развития российского общества. «Как показал опыт встречи, — сообщается о работе новой секции на сайте „Православие в Татарстане“, — она вполне имеет право на существование среди других трех и вызывает к себе у многих большой интерес».
На первое пленарное заседание, которое состоялось утром 6 ноября, были заявлены доклады преподавателя КазДС, канд. богословия протоиерея Игоря Цветкова «Соборность в интерпретации современных богословов», руководителя Волгоградского филиала Российского фонда культуры, доктора филол. наук, профессора ВГПУ В.И.Супруна «Церковнославянский язык в Интернете» и советника по делам культуры Представительства Святого Престола в России, научного сотрудника Итальянского католического фонда «Христианская Россия» Джованны Парравичини «Живопись римских катакомб: преображение античного наследия и возникновение христианской символики». Перед его открытием с приветствием в адрес участников конференции выступил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин). После пленарного заседания работа конференции переместилась в секции, продолжившись вечером 6 и утром 7 ноября.
Как и в прошлые годы, наибольшее количество заявок было представлено на секции «Филология» и «Церковная история». При этом историческая составляющая по-прежнему ограничивалась, главным образом, местной тематикой, что определялось преобладанием на конференции ученых из Казани. Между тем, нынешняя конференция выгодно отличалась от предыдущей более высоким уровнем научного представительства и глубиной освещения рассматриваемых тем (особенно — филологического плана).
На секцию «Филология» были заявлены доклады и сообщения: канд. филол. наук Л.С.Андреевой (Казань) — «Церковно-славянский язык как средство общения российских дипломатов в начале XVIII века», доктора филол. наук В.А.Баранова (Ижевск) — «Грамматические разночтения как критерий выявления редакций богослужебного текста (на материале древнейших славянских списков майской служебной минеи)», доктора филол. наук Е.М.Верещагина (Москва) — «Philologia — ancilla theologiae: пример успешного взаимодействия наук (на материале Остромирова Евангелия)», доктора филол. наук О.Ф.Жолобова (Казань) — «Место „Поучения“ Ефрема Сирина в древнерусской литературе», канд. филол. наук А.Г.Кравецкого (Москва) — «Исправления богослужебных книг в конце 19 — 20 вв.: архаизаторы и реформаторы», студентки КГУ А.А.Луневой (Казань) — «Словообразовательная синонимия отвлеченных суффиксальных существительных в Остромировом Евангелии», кандидата филол. наук, иерея Ф.Б.Людоговского (Москва) — «Хайретизмы в акафистах святым: структурно-количественная характеристика», канд. филол. наук М.О.Новак (Казань) — «Несколько замечаний о лексике славяно-русского Паренесиса», студентки КГУ Е.Д.Турцовой (Казань) — «Символические наименования лица в „Путятиной минее“, курсанта КазВАКУ А. Цатуряна (Казань) — „К проблеме изучения древнеармянского сакрального текста: История христианского просвещения Армении и Шаракан св. Григорию Просветителю“, доктора филол. наук А.Ю.Чернышевой (Казань) — „Поучения пословицами и поговорками преподобных оптинских старцев“ и другие.
Еще большим тематическим разнообразием отличались доклады и сообщения, заявленные на секцию „Церковная история“, в том числе: канд. ист. наук Х.М.Абдуллина (Казань) — „Казанская кремлевская во имя Спасителя (военная) церковь (1838 — 1917)“, канд. ист. наук И.Е.Алексеева (Казань) — „Я православный, следовательно, русский..“ (Православный след в еврейской родословной Е.Л.Шварца)», краеведа И.А.Алиева (Казань) — «Семинарист — кулачный боец. Казанская быль», историка А.М.Елдашева (Казань) — «П.В.Щетинкин: предприниматель, меценат, благотворитель», музейного работника Е.И.Карташевой (Казань) — «Коллекция материалов протоиерея Е.А.Малова в фондах Национального музея Республики Татарстан», канд. искусств. наук Е.П.Ключевской (Казань) — «Казанские иконописцы (XVIII — начало XX вв.)», канд. ист. наук О.Л.Малышевой (Казань) — «Седмиезерная Богородичная пустынь в послереволюционные годы», канд. ист. наук И.В.Семененко-Басина (Москва) — «Канонизация российских новомучеников: жертвы или свидетели веры?», библиотекаря Л.Е.Титовой (Казань) — «Митрополит Казанский и Свияжский Вениамин: новые сведения к жизнеописанию», канд. ист. наук Л.М.Хуторовой (Казань) — «Модель изучения церковно-религиозных институтов в контексте разработки программы учебной дисциплины „Культурные гнезда российской провинции“, канд. ист. наук П.Г.Чистякова (Москва) — „Западноевропейские процессии и российские крестные ходы: типология или преемственность?“ и другие.
На секцию „Богословие и философия“ были представлены выступления представителей Казани и Москвы: канд. филос. наук О.Д.Агапова (Казань) — „Бытие человеческого рода как „поле“ схождения религиозного, философского и научного дискурса“, студента МДА С. Барицкого (Москва) — „Экзегеза Заповедей Блаженства в поздневизантийском богословии“, канд. филос. наук Н.Я.Зарецкой (Казань) — „Религиозно-нравственные основы духовной культуры (по П. Сорокину и И. Ильину)“, краеведа Б.М.Куницына (Казань) — „О религиозных взглядах И.А.Бодуэна де Куртенэ“, доктора филос. наук В.И.Курашова (Казань) — „Архетипы российского самосознания: философский и социально-психологический аспекты“ и „Роль труда в процессе превращения homo sapiens morales в homo faber vulgares“, помощника проректора по научно-богословской работе МДА, канд. физ.-мат. наук А.А.Ларионова (Москва) — „Богословская и светская наука в формировании высшего образования в России в XVIII веке“ и кандидата философских наук А.В.Токранова (Казань) — „Антропологический поворот“ в философии и перспективы современного богословия».
Вечером 6 ноября для участников конференции была организована автобусная экскурсия по главным храмам и монастырям города: в Благовещенский собор Казанского Кремля, в Казанско-Богородицкий мужской и Свято-Успенский женский Зилантов монастыри. В последнем из них настоятельницей обители игуменьей Ниной (Нефедовой) гостям были предложены подробная экскурсия и трапеза.
После окончания работы секций, во второй половине дня 7 ноября в актовом зале КазДС прошло заключительное пленарное заседание, на котором к собравшимся обратились правящий архиерей и руководитель Управления по делам религий при Кабинете министров республики Р.Н.Валиуллин. Затем перед аудиторией выступили председатели секций. Как сообщается на сайте «Православие в Татарстане», в целом за два дня работы конференции на четырех секциях было заслушано около шестидесяти выступлений. «В конференции, — говорится там же, — принимали участие как жители Казани, так и других городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Жуковского. Впервые в этом году принимала участие докладчица из Италии». Отмечается также, что среди участников конференции были представители многих российских вузов.
После подведения итогов работы конференции архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) поблагодарил ее участников и пригласил их принять участие в следующей конференции, которая пройдет в 2009 году. Кроме этого, были высказаны предложения по увеличению времени проведения конференции в связи с ростом числа ее участников. «Завершающим этапом встречи, — отмечается на упомянутом сайте, — стал торжественный обед, который прерывался выступлениями архиерейского хора Казанской духовной семинарии».
К сказанному следует также добавить, что незадолго до проведения конференции в издательском отделе КазДС увидел свет очередной — семнадцатый — номер альманаха «Православный собеседник», куда, в числе прочего, вошли материалы прошлогодней VII конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». Как отмечается на сайте «Православие в Татарстане», в скором времени в его разделе «Библиотека» планируется размещение электронной версии данного номера. Русская линия
В Казани прошла VIII конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» В ходе заседаний были зачитаны доклады по проблемам богословия, церковной истории, филологии, психологии...