Социологические исследования опровергают стереотипные представления о Православии в США
Исследование «Православная Церковь сегодня», опубликованное Православным институтом Патриарха Афинагора (Patriarch Athenagoras Orthodox Institute, PAOI) в Беркли, штат Калифорния, опровергает многие стереотипы и раскрывает ключевые особенности современного состояния американской православной общины, сообщает Патриархия.Ru.
Православие в США, зародившись около двух веков назад в Русской Аляске, ныне представлено 1,2−1,3 млн верующих, объединенных в 2200—2300 приходов по всей стране.
«Православная Церковь сегодня» — первое исследование, охватывающее, в общенациональном масштабе, верующих двух крупнейших в США православных юрисдикций: Греческой православной архиепископии Америки и Православной Церкви в Америке. К ним принадлежит более половины православных христиан и приходов страны.
Согласно традиционному представлению, Православие в США — «этническая» религия некоторых иммигрантских общин. Как показывает исследование, данный стереотип уже не соответствует действительности. 9 из 10 прихожан обеих юрисдикций — уроженцы США. Более того, 29% верующих Греческой архиепископии и 51% прихожан ПЦА обратились в Православие из католицизма или протестантизма.
Как показывает исследование, среди верующих США существуют значительные различия во взглядах по многим богословским вопросам. Относительное большинство — 41% – характеризуют свои взгляды на богословие и церковную жизнь как «традиционные». В то же время 28% относят себя к «консерваторам», 31% – к «умеренным либералам». При этом более двух третей опрошенных хотели бы состоять в приходах, «требующих единства веры и практики, где все придерживаются сходных взглядов». Лишь четверть предпочитают приходы, в которых «допускается разнообразие мнений и практик, где люди придерживаются различных взглядов и открыто обсуждают свои разногласия».
Православные христиане четко осознают свою религиозную идентичность и демонстрируют приверженность Православной Церкви. 9 из 10 прихожан говорят, что не представляют себя верующими иных конфессий. Для подавляющего большинства прихожан «христианство» по существу означает «православное христианство». 8 из 10 респондентов убеждены, что «существует одна лучшая и истинная интерпретация смысла христианской веры, к которой в своем учении наиболее близка Православная Церковь». Как показало исследование, православные американцы во многих отношениях более привержены своей Церкви, чем их соотечественники-католики.
Впрочем, четкое осознание своей принадлежности к Православию не означает, что миряне готовы исполнять все предписания Церкви. Большинство прихожан сами решают, чт? для них составляет сердцевину их веры и чт? можно рассматривать как желательное, но второстепенное. Так, вера в Воскресение Христа и Его реальное присутствие в Святых Дарах воспринимается православными мирянами как наиболее фундаментальный критерий принадлежности к Церкви. Напротив, регулярное посещение богослужений, послушание духовенству и соблюдение Великого Поста большинство прихожан не считают существенными.
Трое из десяти опрошенных высказались за разрешение женщинам нести алтарное или диаконское послушание, но только каждый десятый считает возможным введение женского священства. Как показал опрос, взгляды на возможность рукоположения женщин не зависят от пола респондентов.
Среди американских православных представлены разные взгляды на совместимость эволюционизма и креационизма. 33% считают, что в общеобразовательных школах должна преподаваться именно креационная теория, примерно столько же — 35% – выступают против этого, остальные — 32% – не смогли определиться по данному вопросу.
Число тех, кто считает эволюционную теорию совместимой с верой в Бога-Творца (41%), примерно равно числу придерживающихся противоположной точки зрения (38%). 21% заявили, что затрудняются выразить свою позицию.
Большая часть опрошенных не считает профессию священника «предметом мечтаний». Однако более трех четвертей опрошенных «поощрили бы выбор священства своими сыновьями».
В опросе участвовали верующие более 100 православных приходов, расположенных в разных уголках США. Особое внимание уделялось образу православного духовенства в глазах мирян, а также таким темам, как «Демократия и плюрализм в Церкви», «Изменения и инновации в Церкви», «Религиозный партикуляризм и экуменизм». В работе проводятся многочисленные сопоставления с католиками и протестантами США.
Православный институт Патриарха Афинагора — ассоциированный член Специализированного богословского союза (Graduate Theological Union), межхристианского консорциума девяти независимых семинарий и восьми ассоциированных центров. Задачи Института — преподавать и распространять традиции и культуру православного христианства.
В числе направлений работы Института:
Двухлетний курс на получение степени магистра в области православных исследований (Master of Arts in Orthodox Studies); издательство InterOrthodoxPress;
Проект «Приходская жизнь» (Parish Life Project) — программа по изучению внутренней жизни Православной Церкви в США, посредством социологических исследований и иных методов. Русская линия