«Император Петр I — слишком сложная фигура для однозначной оценки»
Православные священнослужители о Петре Великом…
Обсуждение личности Петра Великого и его роли в русской истории вновь оживилось в обществе благодаря проекту «Имя Россия». В частности, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая на телеканале «Россия», высказался об Императоре Петре I довольно резко: «Петр цивилизационно сдает Россию. Он отказывается от нашего цивилизационного кода, от нашей системы ценностей, и Россия становится идеологическим, духовным придатком Запада, вариантом западной цивилизации, но на несколько этажей ниже. Мы становимся ведомыми, мы перестаем быть цивилизационным центром в мире, мы потеряли свою стать, заплатив за модернизацию страны вот этой страшной ценой. Общество оказалось разделенным. Все начали воевать друг против друга. В Россию была заложена мина колоссальных социальных конфликтов, и все последующее развитие страны шло под этим самым знаком — знаком скрытой социальной опасности. В конце концов, все это рвануло кровавыми революциями XX века. Когда мы сегодня оплакиваем наше нынешнее положение, потерю исторической России — всего того, что было у нас, мы должны свои вздохи и критику не только к 1917 году обратить, мы должны видеть начало нашей трагедии в том времени», — передает слова владыки Regions.ru.
В связи с этой оценкой периода петровских преобразований, агентство обратилось к православным священнослужителям, с просьбой выказать свое отношение к личности Императора Петра и его реформам.
Император Петр I — слишком сложная фигура для однозначной оценки, считает заместитель главного редактора Издательского совета Московской Патриархии протоиерей Валентин Тимаков. «С одной стороны, это необычайно талантливый и по уму, и по организаторским способностям, очень яркий человек. Но он же привнес и много отрицательного в нашу историю. Его неуемная энергия принесла не только благие плоды, но и много горя. Многие наши беды выросли именно из петровского семени», — полагает отец Валентин. «Я бы поставил ему в вину прежде всего вестернизацию России и огосударствление Церкви. Синодальный период в целом воспринимается церковной традицией отрицательно. Поэтому, я его скорее недолюбливаю», — признался пастырь. «Среди исторических лиц России, конечно, были и более благодатные, и более почтенные деятели, например, Василий III или Александр Благословенный», — заключил отец Валентин.
А по мнению настоятеля храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине священника Димитрия Арзуманова, Петр Великий — «грандиознейшая историческая фигура». «Он настолько изменил нашу историю, что наша оценка не так уж важна», — заметил священник. «Конечно, это личность неоднозначная. Много в ней и положительного, и отрицательного. Всего в нем было много, и все так или иначе проявилось в истории и до сих пор проявляется, например, в государственной линии. Все, что он насадил, произросло: и хорошие деревья, и плохие, но до самого корня уже, к сожалению, не добраться», — считает отец Димитрий.
Хотя Петр Великий — фигура, несомненно, противоречивая, но все же в целом он принес России больше добра, полагает в свою очередь настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко. «Петр — фигура очень сложная и противоречивая. Хорошо о нем сказал Пушкин: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами, первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом», — напомнил отец Александр.
«Но Петр — дитя своей эпохи, и жестокость, в которой часто его обвиняют, была на самом деле для Европы того времени вполне привычной. При этом положительный вклад, по-моему, все-таки явно перевешивает. Россия вошла в число европейских государств, восприняв и науку, и культуру. Без этого Россия осталась бы на задворках цивилизации. И где бы мы были сейчас?» — спросил отец Александр. «Напомню также, что и многие церковные люди, например, св. Митрофаний Воронежский, поддержали реформы Петра, чувствуя в них мощный положительный заряд», — заключил священник. Русская линия