Борис Виноградов: «Любое решение нельзя принимать без анализа его возможных последствий»
Бывший замминистра образования России высказал мнение о достоинствах и недостатках системы ЕГЭ…
«Я в свое время начинал бороться против ЕГЭ практически первым в нашей стране. Сейчас я этой проблемой уже не занимаюсь и поэтому не знаю, какие там новации. Я выступал изначально в Госдуме против введения ЕГЭ и объяснял, почему я выступал против. С тех пор прошло уже много времени. Могу сейчас сказать одно — лживым является тезис о том, что якобы ЕГЭ увеличивает доступ молодежи к высшему образованию. Систему ЕГЭ проводили с таким девизом: мол, мальчик из Магадана сможет поступать в любой российский вуз, не выезжая из своего города. Но ведь вопрос не в том, что мальчик сможет поступить, не выезжая из своего региона. Вопрос надо ставить по-другому: как мальчик сможет учиться в городе Москве без общежития, при зарплате родителей, если они, например, учителя, в 5000 рублей? Как он вообще доедет до Москвы при тех ценах на билеты, которые сейчас есть?», — заявил в интервью «Русской линии» известный ученый, бывший заместитель министра образования Российской Федерации, депутат Госдумы четвертого созыва Борис Виноградов, рассуждая о достоинствах и недостатках системы ЕГЭ,
Как сообщает Newsru.com, министр образования и науки России Андрей Фурсенко заявил на коллегии в министерстве, что единый госэкзамен (ЕГЭ) в России отменен не будет. Министр отметил, что с 2009 года он будет проводиться на всей территории страны как единая форма оценки знаний выпускников школ. «Назад пути нет — ЕГЭ будет реализован в том виде, как предусмотрено в законе. Никаких откатов назад не будет», — сказал он. «Я хочу, чтобы это было ясно всем, кто, к сожалению, спекулирует на эту тему, создавая неправильное впечатление у ребят, родителей, нашего общества», — подчеркнул Фурсенко. Министр также объявил, что двоечники не должны поступать в институт — ни на платные, ни на бюджетные места. «Эта идея должна быть реализована в ходе ЕГЭ», — добавил Фурсенко.
Про словам Б. Виноградова, вопрос о доступности высшего образования надо поставить в другую плоскость. «Страну фактически уже сейчас разорвали на части высокие тарифы и нищенская зарплата людей. Об этом десятки раз говорили и предыдущий и нынешний Президенты, но воз и ныне там. Посмотрите, что сейчас творится в аэропорту Домодедово; люди не могут улететь в тот же Магадан. Цены на билеты, несопоставимы с низкими зарплатами простых людей. Страна разорвана на анклавы, и никакой ЕГЭ не спасет ее от этого, не воссоединит страну. Сейчас дальневосточный анклав живет своей жизнью. Там уже выросло целое поколение людей, которые ни разу не были в столице своей родины, а в Пекине были. То есть, иными словами, они интегрируются в другую среду, в другую культуру. И эти печальные тенденции, видимо, к сожалению, в ближайшее время не изменятся», — отметил эксперт.
«Аналогично у нас сейчас люди предпочитают, например, Турцию, а не Сочи, потому что в Сочи дорого, плохо, не обустроено и т. д. Так и с ЕГЭ. Надо было заниматься вообще проблемой образования, а не искусственными обвинениями системы в коррупцию. Сегодня мы говорим о том, что коррупция существует не только в образовании, а во всей стране. Мы принимаем законы о борьбе с коррупцией, которые, однако, мало, что дадут. Останется ЕГЭ, не останется ли — это не столь принципиальный вопрос, хотя денег в ЕГЭ вбухали столько, что кто-то должен отвечать за безумную растрату бюджетных денег. Отвечать в уголовном смысле. Поэтому, я думаю, что ЕГЭ сохранят, так как принят соответствующий закон. Его и принимали с намерением окончательно ввести ЕГЭ с 2009 года, чтобы проблема легла на нового Президента. В итоге так и вышло», — подчеркнул Б.Виноградов.
«Когда я в свое время выступал в думе, то говорил: нужно провести анализ достоинств и недостатков ЕГЭ, что оно реально дает полезного и так далее. Мы даже без подведения итогов, не зная плюсов и минусов новой системы, принимаем закон о ее введении. Я не против, чтобы существовала система тестирования как добровольная форма аттестации, и чтобы она проводилась не только в последнем классе школы, а также и в переходных классах. Такая форма должна оставаться, тем не менее, добровольной. С 1996 года Министерство образования ввело добровольное тестирование, результаты которых принимались вузами. В этом эксперименте участвовало более ста вузов. Все шло нормально. Практиковались и совмещенные экзамены, когда выпускные экзамены являлись вступительными в вузы. Тестирование тогда не являлось той насильственной и единственной формой, которая введена сейчас как мера борьбы с коррупцией. Вот надо четко проверить результаты эксперимента: произошло ли, к примеру, повышение уровня доступа мальчика из Магадана в ведущие вузы страны? Исчезла ли коррупция или, наоборот, стала шире? Спустилась ли она из высшей школы в среднюю школу, и за счет этого расширилось поле коррупции? Где результаты какой-то аналитики? Все пока что на уровне демагогии», — продолжил эксперт.
«Я не думаю, что главная проблема образования в ЕГЭ. Сейчас министр образования Андрей Фурсенко предложил сократить число вузов чуть ли не до ста. Тогда возникает вопрос: зачем делали Россию страной университетов? У нас их больше, чем во всем мире по названиям, а по содержанию сегодня даже Московский университет не попадает в сотню лучших вузов мира. Проблема — не в ЕГЭ, а в качестве получаемого образования, в качестве проводимых научных исследований. А то, как ты оформишь поступление в вуз, не главное. Да еще тратить на это миллиарды рублей — просто вряд ли имеет смысл. Я выступал в свое время с опасениями по поводу введения ЕГЭ. А сейчас, когда прошло уже около 10 лет, и принят соответствующий закон, то надо принимать властные решения. Либо этот закон вступает и работает, либо надо менять руководство Министерство образования, чтобы туда пришли другие люди. Вообще, любое решение нельзя принимать без анализа его возможных последствий», — подытожил Борис Виноградов. Русская линия
Борис Виноградов: «Любое решение нельзя принимать без анализа его возможных последствий» Бывший замминистра образования России высказал мнение о достоинствах и недостатках системы ЕГЭ...