В Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла Богословская конференция, посвященная 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского…
Сегодня, 10 октября, в Санкт-Петербургской Духовной Академии в рамках IX Покровских педагогических чтений (II Покровского форума) прошла Богословская конференция, посвященная 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Форум открыл викарий Санкт-Петербургской епархии архиепископ Тихвинский Константин (Горянов), сообщает наш корреспондент.
Выступая с докладом, владыка Константин отметил, что отец Иоанн Кронштадтский являлся личностью многогранной: не было ни одной сферы деятельности общества, которой бы он не коснулся. В начале XX века в условиях начинающегося смутного времени, когда Иоанн Кронштадтский осуществлял свое пастырское служение, по словам архиепископа Константина, в российском обществе преобладало два идеологических течения: сторонники первого настаивали на необходимости духовно-нравственного преобразования общества, сторонника второго — утверждали, что Россия нуждается в механистически-революционном преобразовании. Апологеты второго подхода предлагали насильственное уничтожение старого порядка в угоду установления нового неизвестного строя.
Многие русские люди, по словам архиерея, с опаской относились к сторонникам революционного подхода, так как предчувствовали «неладное». Их предчувствие не подвело: внутренние и внешние враги Российской Империи, воспользовавшись поражением Русской армии в войне с Японией, устроили революцию. «Отец Иоанн Кронштадтский оказался одним из немногих, возложивших на себя заботу о спасении России. Он понимал, что на Родине наступают смутные дни, смутные времена», — сказал архиепископ Константин, заметив, что смута была, прежде всего, в головах и душах современников отца Иоанна. Смута возникает в обществе и государстве, по образному выражению владыки, как болезнь возникает в ослабленном организме человека. Как организм заболевает не от внешних факторов, а от слабости иммунитета, так и общество подвергается смуте, когда испытывает острый нравственный кризис. Восстания и беспорядки, по мнению архиепископа Константина, являются всего лишь внешними проявлениями смуты.
Праведный Иоанн Кронштадтский, спасая Россию в условиях смутного времени, не жалел своих физических и духовных сил. Его деятельность подвергалась словесным нападкам, либеральная и революционная печать несколько лет подряд очерняла его служение, свидетельство святости, издевалась над его чудотворениями, глумилась над его подвигом, опошляла теплые чувства русских людей к Всероссийскому Батюшке. Архиепископ Константин напомнил, что в те времена у либеральной интеллигенции пользовалась огромной популярностью кощунственная, глумливая пьеса «Черные Вороны», в которой подвергалось осмеянию и уничижению подвижническое служение Иоанна Кронштадтского и народная любовь к нему. Во многих городах на фонарных столбах хулителями и клеветниками отца Иоанна были расклеены карикатуры на него. Тяжело приходилось отцу Иоанну, при жизни ему далеко не всегда, отметил владыка, «пелись дифирамбы».
Между тем, праведный Иоанн Кронштадтский объяснял русским людям пагубность революции, он предвидел все те беды, к которым она приведет. Но в начале XX века, заметил викарий Петербургской митрополии, люди были наивными, они ничего не знали о политтехнологиях, и думали, что революция — это «очистительная буря». Отец Иоанн показывал суть революций, но развращенная интеллигенция его только осмеивала. Для революционеров и анархистов отец Иоанн был грозным противником. Он обладал даром слова, народ его слушал и внимал слову пастыря. То, что он говорил, находило живой отклик в сердцах русских людей. Говоря об опасностях революции, отец Иоанн отмечал, что зло — это не отвлеченная субстанция, напротив, — это система целенаправленных действий по разрушению Самодержавия и указал точные пути спасения Отечества. Архиепископ Константин напомнил, что Иоанн Кронштадтский также осуществлял и социальное служение, помогая всем просящим независимо от вероисповедания.
Затем с докладом выступил профессор Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), кандидат филологических наук диакон Владимир Василик. Отец Владимир рассказал о социальном служении Иоанна Кронштадтского, «который любил и убогих, и нищих, и смрадных, умея отделять грех от человека». «Он всегда говорил, что человек — это образ Божий, поэтому нельзя смешивать человека и его грех. В Кронштадте в годы его служения было много нищих, бездомных, голодных людей. Существовали целые кварталы, грязные, смрадные, в которые „приличные“ люди брезговали заходить. Напротив, отец Иоанн заходил в дома самых обездоленных и отринутых людей, не стесняясь и не боясь грязи, смрада. Он принимал пожертвования не только от богатых людей, но и от людей, не обладающих большим состоянием, но готовых пожертвовать тем, что имеют. Отец Иоанн с одинаковым вниманием и благодарностью относился и к богатым жертвователям и к не очень состоятельным добрым людям, пожертвовавшим копейки», — сказал отец-диакон. Многие же нынешние священники, по словам отца Владимира, «отфутболивают» бедных жертвователей, предпочитая «иметь» дело только с состоятельными меценатами. Если отец Иоанн Кронштадтский мог по рублю собрать миллион, то нынешние священники считают «разумным» выпросит тот же миллион у десяти богачей. «Наша способность к самоорганизации и благотворительности крайне низка», — выразил сожаление отец Владимир.
Постепенно кронштадтцы прониклись уважением к благотворительной деятельности отца Иоанна. В 1872 году в местной газете было опубликовано обращение отца Иоанна Кронштадтского, в котором пастырь попросил помочь в строительстве дома для бедных. Его обращение вызвало широкий отклик. И уже в 1874 году при Андреевском соборе был создан приходской попечительский дом для бедных. В 1882 году отец Иоанн создает «Дом трудолюбие», в котором в течение года находили труд более 25 000 человек. Он также создал бесплатную столовую и лечебницу, школу для 300 детей. В 1888 он создал ночлежный дом, в 1891 — странноприимный. Социальная работа Иоанна Кронштадтского, по мнению отца Владимира, доказала несостоятельность позиции людей, утверждающих, что Церковь должна заниматься исключительно духовными делами.
Со своей стороны председатель Совета Собора православной интеллигенции капитан 1 ранга Александр Беляков рассказал о теплой дружбе протоиерея Иоанна Кронштадтского и вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Затем он наградил архиепископа Константина «Звездой Вернадского», высшей наградой Международного межакадемического Союза общественных организаций, за «научные заслуги».
С докладом также выступил преподаватель Духовной Академии и Семинарии иеромонах Кирилл (Зинковский). По его словам, Иоанн Кронштадтский является примером наставника, который своей жизнью показал, как надо бороться с грехом. За свой внутренний подвиг он получил харизматические дары, напоминающие о первохристианских временах. Один современник отца Иоанна даже сказал, что не обязательно возвращаться в евангельские времена, чтобы узреть Апостолов, достаточно посмотреть на апостольское служение отца Иоанна, Кронштадтского Апостола.
Внучатая племянница Иоанна Кронштадтского, ведущий сотрудник Пушкинского дома, доктор филологических наук, издатель дневников святого — Тамара Ивановна Орнатская рассказала о личных дневниках Батюшки. По ее словам, в начале своего служения в Андреевском соборе отец Иоанн испытывал притеснения со стороны клира, на него в Консисторию подавали доносы, распространяли клевету. «Его дневниковые записи тех лет невозможно читать без слез», — отметила Т.И.Орнатская.
Кронштадтский Апостол В Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла Богословская конференция, посвященная 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского...