Владимир Семенко: «Солженицын — это христианский мыслитель»
Известный православный публицист считает главной заслугой писателя разоблачение гибельности февралистской идеологии…
«Ушел из жизни человек, который для нас является не просто писателем, а знаковой фигурой. Хотя это мой субъективный взгляд, но думаю, что многие это мнение разделяют. Образ той России, которую мы потеряли, который для нас является идеалом в нашей ужасной современной действительности, конечно, был создан им. Был создан чтением и слушанием его „Красного колеса“. Прежде всего, Солженицын, безусловно, великий классик, наследник великой русской литературы, наследник А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и конечно, писателя такого уровня у нас сейчас не осталось. Он был номером первым, хотя у нас немало замечательных писателей, продолжающих те же традиции», — сказал, говоря о кончине писателя Александра Солженицына, постоянный автор РЛ, ответственный редактор журнала «Проблемы развития» Владимир Семенко.
По мнению В. Семенко, А.И.Солженицын всю жизнь стремился быть именно писателем, именно литератором, но реальность, как бы заталкивала его в политику. «Он не хотел быть политической фигурой, но ему пришлось ею стать и в этом, он так же стяжал большой успех. Он пользовался какой-то совершенно удивительной любовью широких народных масс, достаточно вспомнить его возвращение в 1994 году, которое было поистине триумфальным. Сейчас, после его смерти, конечно, вновь обострится борьба за интерпретацию его наследия, и уже сегодня я слышал по „Эху Москвы“, как разного рода либеральные деятели, либеральные публицисты, такие как Коротич и ему подобные, трактуют Солженицына, в первую очередь, как борца с коммунизмом, борца с советским режимом. На первый план выдвигают то, что действительно является одним из его величайших достижений, то, что он написал правду о лагерях, о ГУЛАГе. Но для нас, как для православных патриотов, более важной является та часть наследия Солженицына, которая связана с исследованием истоков русской революции, я имею в виду, конечно, „Красное колесо“», — отметил Семенко.
«В этом плане парадокс заключается в том, что Солженицына все знают, уважают и любят, но при том, он остаётся для подавляющего большинства читателей непрочитанным писателем, — считает Семенко. — Потому что главная роль Солженицына — это показ того, что революцией, ставшей великой катастрофой, сломом традиционной русской государственности, культурной, религиозной традиции России в 1917 году, был отнюдь не Октябрьский переворот, а революция февральская. То, что Солженицын показал всю гибельность, губительность либеральной февралистской идеологии, представители которой продолжают рваться к власти и продолжают занимать достаточно влиятельные властные посты в современном Российском государстве, в этом, мне кажется, его главная роль, и она остается ещё не оцененной».
Кроме того, отметил публицист, для него, «как участника полуподпольных христианских семинаров 1970-х годов», «Солженицын — это христианский мыслитель, это великий наследник русской философии, русской религиозной мысли, прежде всего, Ивана Ильина».
«Мы молимся о упокоении души раба Божия Александра, лично я могу сказать, что давно записал его себе в помянник и сейчас буду поминать „за упокой“. Думаю, что его наследие, то, что он сделал для России, не останется втуне и все мы, в ком жива любовь к России, живо ощущение реальности России, значительно обязаны Солженицыну, что стали тем, кем стали», — заключил Владимир Семенко. Русская линия
Владимир Семенко: «Солженицын — это христианский мыслитель» Известный православный публицист считает главной заслугой писателя разоблачение гибельности февралистской идеологии...