«Мы не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви»
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир о вызовах Церкви на Украине…
«Украинская Православная Церковь — это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов на Украине, имеющий твердую опору и на левом и на правом берегах Днепра. В силу этого именно она может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся „восточная“ и „западная“ социокультурные общности», — заявил, выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
По его словам, запад и восток, приверженцы европейского выбора и славянской интеграции, все граждане Украины, независимо от политических убеждений и цивилизационных предпочтений, «являются для нашей Церкви одинаково дорогими чадами, требующими в равной степени любви, понимания и духовного окормления». «Исходя из этого, Украинская Православная Церковь делает все возможное, чтобы сохранить свободу от политического и идеологического контекста», — подчеркнул владыка.
Говоря об угрозе фрагментации Православия на Украине на несколько юрисдикций по цивилизационно-культурным линиям, чему способствуют политические силы как внутри, так и за пределами Украины, митрополит Владимир предостерег, что такая политика «неизбежно приведет к новым разделениям и противостояниям, которые, к тому же, могут негативно повлиять на общеправославное единство».
Среди других угроз, стоящих перед Церковью на Украине владыка назвал национализм, секуляризацию и консюмеризм. «Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии, — заявил митрополит Владимир, говоря о национализме, — стала каноническая и молитвенная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом. „Ваша Церковь чужда украинскому духу. Вы — противники украинской независимости. До тех пор, пока Московский Патриархат существует в Украине, ее независимость эфемерна“. — Какие только обвинения не звучали в наш адрес, к каким только средствам не прибегали националистически настроенные политики, чтобы максимально усложнить жизнь и служение Украинской Православной Церкви. Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить „антиукраинской“, у нас незаконно отбирали храмы и имущество».
Вместе с тем, подчеркнул украинский архиерей, сопротивление УПЦ идеологии национализма «не отразилось негативным образом на нашей готовности участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины»: «Сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относится к национальной истории и традициям нашей страны, той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение, и органической частью которой мы являемся. Смиренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь — плоть от плоти украинского народа, наша родина — Украина, что нам дорога украинская история и традиции, и мы являемся органической частью современного украинского общества».
Но если проблемой национализма украинское общество в целом уже переболело, считает владыка, то консюмеризм и секуляризация — это явления, греховная притягательность которых все в большой мере завладевает людьми: «Стремясь освободить человека от мнимого „диктата религии“, секуляризм разрывает живую связь личности с Богом и Церковью. В результате Церковь превращается в конфессиональную группу, вера — в систему взглядов, носящих релятивистский характер, молитвенный опыт — в частные психологические переживания индивида (..) Современное сознание все больше тяготеет к некой эфемерной вере, лишенной признаков церковности. С другой стороны, формальная принадлежность к той или иной христианской конфессии не обязательно предполагает наличие у индивида живой христианской веры». В результате — «секуляризированное общество неизбежно приводит к идеологии потребления».
«Каким же образом Церковь может помочь обществу в противостоянии новым искушениям? — задается вопросом митрополит Владимир. — Приобщая человека к благодати спасения, Церковь сообщает ему тринитарный образ бытия, которому чужд эгоизм. Благодаря этому искушения теряют силу воздействия на человека, обнажаются призрачность и иллюзорность той цели, к которой его толкает грех. Церковь не может и не должна ограничивать свободу личности, навязывая ей те или иные решения. Но мы можем и должны вернуть человеку остроту зрения, указав ему на те опасности, которые таит в себе разрушительная идеология потребления».
На фоне этих вызовов, продолжил митрополит Владимир, особую актуальность приобретает вопрос уврачевания церковных расколов на Украине. «С каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие в Украине нескольких православных церквей как норму. Мы также не можем забывать о наших братьях и сестрах, остающихся по другую сторону этой стены. Если в состав Украинской Православной Церкви сегодня входит около одиннадцати тысяч приходов, то общее число приходов, находящихся вне общения со вселенским Православием, составляет около четырех тысяч. Эти цифры означают, что миллионы православных на Украине находятся вне церковного общения», — отметил архиерей. «Поэтому наша пастырская ответственность требует от нас предпринимать самые решительные меры, направленные на уврачевание раскола», — отмечает в докладе митрополит Владимир.
Что же касается взаимоотношения Церкви и политики, то владыка заметил, что «Украинская Православная Церковь стремится максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ, ибо в украинском контексте они не объединяют, но разделяют людей». «Именно в силу этого мы также не берем на себя ответственности предопределять цивилизационный выбор Украины. В декабре прошлого года Украинская Православная Церковь провела Собор епископов, на котором был поднят вопрос о политизации церковной жизни и связанных с этим негативных последствиях. Руководствуясь пастырскими мотивами, Собор осудил так называемое «политическое православие», указав экстремистки настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола. Теперь мы ожидаем, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит «политическое православие», — пояснил он.
«В силу названных причин Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни», — заключил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Русская линия