1 апреля депутатами Государственной Думы В.Р.Мединским, О.Р.Борзовой и Н.Ф.Герасименко внесен законопроект «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О рекламе». Как сообщает пресс-служба депутата Владимира Мединского, законопроект предполагает с 1 июля 2008 года введение полного запрета рекламы табачных изделий и сопутствующих им товаров повсеместно за исключением мест их продажи.
Кроме того, законопроект запрещает бесплатную раздачу образцов табачных изделий в рекламных или иных целях, проведение рекламных акций в местах, в которых не допускается розничная продажа табачных изделий и сопутствующих им товаров. При проведении рекламных акций табачных изделий запрещается привлечение к ним несовершеннолетних.
Таким образом, считают разработчики поправок к федеральному закону, законопроект направлен на приведение законодательства России в соответствие с нормами Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака от 21 мая 2003 года в части «полного запрета на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий..» (в апреле 2008 года Госдума планирует рассмотреть законопроект о присоединении России к Рамочной конвенции ВОЗ, внесенный правительством России).
Отметим, что по последним данным ВОЗ, в России самый высокий в мире процент курящих мужчин старше 18 лет — 70,2%. Также подвержены табачной зависимости 23,2% российских женщин; 26,9% мальчиков и 23,9% в возрасте 13−15 лет ежедневно курят. По данным Роспотребнадзора, в России в возрасте до 18 лет начали курить 80% мужчин и 50% женщин.
«К сожалению, показатели по курению в нашей стране очень высокие. Это, в первую очередь, связано с общей диагностической установкой, по которой и развивается наш народ. Спущенная сверху через СМИ установка на рассмотрение смысла жизни как получения удовольствия, в том числе, через курение, через употребление алкоголя (в частности, пропаганда употребления пива, от чего развивается пивной алкоголизм) и даже через прием наркотиков — все это вместе взятое, даже в скрытом виде через разного рода рекламу, воздействует на подсознание человека, — отметил ранее в интервью «Руской линии» руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение» кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз. — Иными словами, народу постоянно внушают, что смысл жизни — в получении удовольствия. И вот при таких установках (..) эти люди пытаются следовать тем стереотипам, которые им внушались; они хватаются за сигарету, стакан и за шприц». Отец Алексий также подчеркнул, что «никотиновая зависимость самым тесным образом связана и с наркоманией»: «По исследованиям ученых, вероятность того, что ребенок станет наркоманом, у курящих в 60 с лишним раз выше, чем у некурящих, а если человек не только курящий, но еще и выпивающий, то в 160 раз выше, чем в нормальной семье. Мы видим, что курение — это, одновременно, мостик к наркомании со всеми отсюда вытекающими последствиями».
Напомним, что ныне действующий федеральный закон «О рекламе», вступивший в силу 1 июля 2007 года частично запрещает размещение рекламы табака, табачных изделий и сопутствующих им товаров. А именно: в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. Русская линия