Иерей Алексий Мороз: «Смертная казнь должна присутствовать в обществе»
Петербургский священник прокомментировал внесенный в Госдуму законопроект, запрещающий смертную казнь…
«Смертная казнь должна присутствовать в обществе как реальная потенциальная возможность, направленная на устрашение. Необходимо, чтобы преступники и маньяки боялись совершать свои злодеяния. Однако эта мера наказания должна применяться в исключительных случаях. Все-таки чаще следует использовать пожизненное заключение», — заявил в интервью «Русской линии» руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение» кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, комментируя внесенный в Госдуму законопроект о запрете смертной казни.
Вчера, 20 февраля, комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству внес на рассмотрение нижней палаты проект закона, официально отменяющего смертную казнь в России, пишет деловая газета «Взгляд».
Напомним, что при вступлении в Совет Европы в 1996 году Россия взяла обязательство запретить смертную казнь, как это сделано во всех странах СЕ. Тогда же был введен мораторий на исполнение смертной казни. Предполагается, что он продлится до того момента, пока на всей территории России не будут введены суды присяжных. Сейчас они действуют везде, кроме Чеченской республики. В 2006 году Госдума внесла в Уголовно-процессуальный кодекс поправки, откладывающие введения суда присяжных в Чечне до 2010 года.
Стоит отметить, что в России периодически раздаются призывы ввести смертную казнь. О ее необходимости говорят не только пресловутые «правозащитники», но также и юристы. Предложения о введении смертной казни нередко раздаются и в суде. В частности, 19 февраля сего года гособивнитель, выступая в ходе судебных прений на заседании в городском суде Петербурга, потребовал для Дмитра Вороненко применить смертную казнь, сообщает РИА Новости. Напомним, что в конце декабря 2007 года прокуратура Петербурга направила в городской суд уголовное дело 36-летнего уроженца Киргизии, гражданина Украины Дмитро Вороненко, обвиняемого в совершении четырех убийств и пяти изнасилований. Вороненко был задержан в конце мая в ходе расследования убийства 12-летней девочки, тело которой было обнаружено в подвале одного из домов на Большой Разночинной улице. После допроса он был арестован судом и заключен под стражу. В ходе оперативно-следственных мероприятий установлена причастность Вороненко к совершению ряда аналогичных преступлений. По версии следствия, на его счету изнасилования и убийства еще двух школьниц 11 и 12 лет, а также двух девушек 18 и 20 лет. Вороненко ранее уже был судим за изнасилование. В Петербурге он имел временную регистрацию, не работал. Поскольку в России действует мораторий на смертную казнь, то, если суд согласится с требованием прокурора, обвиняемому казнь будет заменена пожизненным заключением.
О необходимости введения смертной казни также заговорили в связи с делом Александра Кузнецова, который несколькими ударами убил насильника-педофила, пытавшегося в подъезде жилого дома изнасиловать его приемного восьмилетнего сына. Однако, иногда приводятся доводы против применения смертной казни. Ранее в интервью «Русской линии» председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, комментируя намерение Европейского союза предложить Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции с призывом установить глобальный мораторий на применение смертной казни, сказал, что он как христианин против смертной казни.
По мнению же иерея Алексия Мороза, вопрос о смертной казни имеет большое историческое прошлое. «Мы должны обратиться в глубь истории и посмотреть, как этот вопрос решался раньше на Руси. Если мы это сделаем, то увидим, что Великий князь Владимир, приняв православную веру, из любвеобильности и богобоязненности запретил смертную казнь. Когда он это сделал, на Руси развелось огромное количество разбойников и увеличилось количество убийств. От этого, естественно, стали страдать мирные люди. Тогда купцы, представители других слоев тогдашнего общества, в том числе и духовенство, пришли к нему и просили его восстановить смертную казнь для устрашения злых людей и для сохранения и защиты людей мирных. И тогда князь Владимир восстановил эту меру наказания. Неудивительно, что в скором времени преступность снизилась», — напомнил священник.
Руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение» считает, что сегодня можно провести ассоциацию с прошлым, когда так же, как и сейчас люди безнаказанно убивают, насилуют, зная, что их за их злодеяния не убьют, что им сохранят жизнь. «Такое положение вещей во многом способствует их распутству. Другой важный вопрос заключается в том, чтобы исключить возможность вынесения приговоров невинным людям. Для этого надо ужесточить контроль внутри судебной системы, которую в этих целях необходимо усовершенствовать. Необходимо проводить скрупулезный и тщательный анализ обстоятельств преступлений при вынесении приговора о применении смертной казни. Известны ведь случаи, когда в результате судебных решений были казнены 3−4 совершенно невинных человека, а потом находились настоящие маньяки-убийцы. Разумеется, такие случае недопустимы. Здесь должен быть жесткий контроль суда над следствием. Если же все-таки смертный приговор приведен в исполнение относительно невиновного человека, то тогда надо очень строго спрашивать с судей», — считает отец Алексий.
Однако смертная казнь, по его словам, все же необходима. «Потому что, если убийцу не убить, то он, выйдя на свободу, опять начинает убивать невинных людей. Сколько было случаев, когда человек получив 12−15 лет тюрьмы за убийства, выйдя на свободу, продолжал убивать. Известны также случаи, когда убийца выходил на свободу в результате выкупа либо амнистии. И опять совершает убийства. То есть тюрьма явно не перевоспитывает. Иногда кажется, что тюрьма может только запугать, а заключенный как был убийцей, так им и остался. Перевоспитание там не ведется, там просто загоняются вглубь злобные инстинкты. А убийца, который не приходит к Богу и не кается, так им и остается», — отмечает иерей Алексий Мороз.
Тем не менее, введение смертной казни не исключает применение и такой меры наказания, как пожизненное заключение. «Было бы хорошо, если бы в случае введения смертной казни было сохранено пожизненное заключение. Однако эта мера наказания должна существовать только в том случае, когда государство в состоянии содержать таких преступников и строить для них тюрьмы, нанимать необходимый персонал, а у общества есть для этого необходимые финансовые и другие ресурсы», — справедливо заметил священник.
«Однако с гуманистической и с христианской точки зрения пожизненное заключение оправдано, поскольку оно дает человеку шанс покаяться, обратиться к Богу и спасти свою душу. Если есть такой шанс, то его следует использовать. Но в каждом случае надо решать индивидуально. Есть же такие отморозки, то есть люди, которые одержимы бесами. На сатанинских оргиях приносятся в жертву черными магами, сатанистами младенцы. Сатанисты видят смысл жизни в служении сатане. Такие люди никогда не раскаются, поскольку служение сатане — это их образ жизни. В этом случае, смертная казнь необходима, чтобы другим было не повадно. Смертная казнь должна существовать наряду с пожизненным заключением. В каждом случае надо подходить дифференцированно. Если мы видим, что у человека есть расположение к покаянию, тогда смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением. Если же мы видим в человеке одну только озлобленность, желание творить зло и жить во зле, тогда можно применить и смертную казнь», — заключил иерей Алексий Мороз. Русская линия