Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего»
Управляющий делами Московской Патриархии, выступая на церемонии открытия Рождественских чтений, подчеркнул важность духовно-нравственного воспитания…
Сегодня в Государственном Кремлевском дворце на церемонии открытия XVI Международных Рождественских образовательных чтений, сразу после демонстрации видеообращения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, выступил председатель Оргкомитета Чтений, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, сообщает Патриархия.Ru. Владыка Климент отметил, что «2008-й год объявлен в России Годом семьи, что указывает на особое внимание государственной власти и гражданского общества к проблеме сохранения семейных ценностей, повышения в обществе авторитета материнства и ответственного отцовства». «Эти темы неразрывно связаны с кругом вопросов, которые будут обсуждаться на XVI Рождественских чтениях, поскольку все они напрямую соотносятся со сферой нравственного воспитания и образования», — сказал владыка Климент.
Митрополит подчеркнул, что Рождественские чтения «в этом году посвящены одной из самых актуальнейших тем современности — обсуждению места и роли духовных ценностей Православия в сфере образования». «Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными, культурными качествами, который был бы достойным представителем великой России. Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального (российского) достоинства и гражданского патриотизма. Ребенок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России», — считает владыка Климент. Вот почему сегодня необходимо работать над созданием в России такой системы образования, при которой школы станут центрами и интеллектуального развития ребенка, и его воспитания, где дети могли бы не только познавать естественные науки, укрепляться в нравственности, но также, изучая отечественную культуру, обогащаться духовно, считает управляющий делами Московской Патриархии.
В ходе выступления владыкой были затронуты вопросы введения преподавания в школах «Основ православной культуры». «Православные граждане имеют право высказывать свою позицию по этому вопросу и добиваться, чтобы она была принята государством и обществом. И мы считаем некорректными обвинения Церкви в ее проникновении в систему образования. Когда Церковь говорит о необходимости преподавания „Основ православной культуры“ в школе, то здесь речь идет не о привнесении в школу каких-то религиозных атрибутов, а о сохранении культурных традиций российского общества, о возрождении отечественной педагогики в образовании».
Участники конференции определили принципы дальнейшего взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства образования, на основании которых «в I квартале 2008 года в Академии образования будет проведено обсуждение проекта государственного стандарта общего образования второго поколения в части обеспечения прав граждан на добровольное и свободное изучение их детьми православной культуры», сообщил управляющий делами Московской Патриархии.
В завершение владыка Климент выразил надежду, что в текущем году будет решены и другие вопросы в сфере образования, а именно: «признание государством дипломов духовных учебных заведений и ученых степеней, проблема аккредитации духовных школ, признание многовековой традиции богословского образования».
Далее с докладом выступил министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. В своей речи министр уделил основное внимание проблемам религиозного образования и заботе о детях, лишенных родителей. Он высоко оценил приюты, приемные семьи, которые принимают таких детей, и призвал оказывать приютам и патронатным семьям всестороннюю государственную поддержку — как моральную, так и материальную. Фурсенко отметил, что пока нет качественных учебников по культуре всех традиционных религий России. При этом, считает министр, преподавание религиозных дисциплин не может замыкаться классными занятиями и школьными стенами. Необходимы авторские программы и воскресные школы. С одобрением министр отозвался о программах посещения музеев, в том числе заочных экскурсиях и детских православных лагерях.
Министр поддержал предложение митрополита Калужского и Боровского Климента о проведении всероссийской школьной олимпиады по истории и культуре Православия. «Это несомненно вызовет повышение интереса к истории и культуре нашей страны, неразрывно связанной с православными традициями», — подчеркнул министр. По его словам, для проведения подобной олимпиады нужна серьезная подготовительная работа, в частности необходимо взаимодействие Русской Православной Церкви с Российским комитетом по школьным олимпиадам, который возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий.
А. Фурсенко считает, что в настоящее время церковно-госудаственное взаимодействие в сфере законотворчества идет успешно, и выразил надежду, что уже в феврале будет законодательно закреплена государственная аккредитация духовных учебных заведений. «Мы сотрудничаем с Церковью в вопросе включения духовно-нравственной составляющей в программу школ. Разработки Церкви направлены в соответствующие учреждения Минобразования, работающие в настоящее время над новым образовательным стандартом», — сказал министр. Завершая свое выступление, министр выразил признательность Русской Православной Церкви за постоянную заботу о детях и воспитании подрастающего поколения.
Торжественная церемония открытия завершилась вручением наград лауреатам конкурса «За нравственный подвиг учителя». Русская линия
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего» Управляющий делами Московской Патриархии, выступая на церемонии открытия Рождественских чтений, подчеркнул важность духовно-нравственного воспитания...