Вчера было подписано соглашение о замораживании цен на некоторые виды продуктов питания…
Вчера крупнейшие производители продуктов питания и торговые сети подписали соглашение о замораживании цен на некоторые виды молочной продукции, сыров, подсолнечного масла и яиц, сообщает РБК daily. Согласно документу, производители зафиксируют отпускные цены на уровне 15 октября 2007 года, а продавцы обещают не поднимать торговую наценку выше 10%. При этом участники договора не скрывают, что намерены компенсировать убытки за счет повышения цен на другие, «несоциальные» продукты. Несмотря на то что соглашение по сути является картельным сговором, оно получило одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
По данным Росстата, только в сентябре в России цены на подсолнечное масло выросли на 13,5%, пастеризованное молоко — 9,4%, кисломолочные продукты — 7,9%, творог — 7,4−7,5%. ФАС пыталась расследовать картельный сговор на рынках молока, растительного масла и хлебобулочных изделий. Сговор найти не удалось, однако в некоторых регионах власти решили остановить цены любым путем и сами определили потолок отпускных цен.
Крупные ритейлеры решили избежать репрессий со стороны госорганов и сами выступили с инициативой стабилизации цен. В середине октября Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) заявила, что сети готовы заморозить цены на основные продукты питания, если производители заморозят отпускные цены.
Вчера члены АКОРТ (X5 Retail Group, «Копейка», Auchan, «Лента», Metro Cash & Carry, «Марта» и др.) и ряд производителей продуктов питания («Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», WJ и др.) подписали соглашение о регулировании цен на социально значимые продукты питания. Документ подписывался под наблюдением представителей ФАС, Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) и Минсельхоза. Однако они сами юридически участия в соглашении не приняли и бумаг не подписали.
Многие аналитики, эксперты и журналисты обсуждают подписанное соглашение. Так, по мнению журналиста Михаила Леонтьева, высказанному им в интервью радио «Маяк», «у нас очень серьезная проблема в сельском хозяйстве, и конъюнктурный рост цен вызван не нами». По его мнению, повышение цен обусловлено, во-первых, «европейскими дотациями, резким подорожанием многих пищевых компонентов, просто ростом цен, при которых наши производители стремятся все вывезти на экспорт, и, естественно, надо как-то этому препятствовать тарифно».
Журналист считает, что «главная проблема нашего сельхозпроизводителя — это не большие цены, а маленькие, он не может затрат своих окупить». «У него не берут продукцию по ценам, которые окупают его затраты. Он как стоял с этой проблемой — так с ней и остался. Я что-то не слышал, чтобы сейчас резко вздохнули наши производители. Может, они потом немножко вздохнут из-за роста цен, но в противном случае — в самую последнюю очередь», — добавил он.
«Проблема в монополизации очень высокой степени и высокой степени административного ресурса в контроле над рынком, над рынком перераспределения. Поэтому такие механизмы, как соглашения о недопущении роста цен или об ограничении роста цен, в какой-то степени, действительно эффективны», — заключил М.Леонтьев.
Напомним, что ранее в интервью «Русской линии» доктор экономических наук, профессор, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина священник Александр Миняйло высказал мнение о том, что стоимость продуктов растет прежде всего вследствие повышения цен на нефть. «Я могу ошибиться в процентах, но процент стоимости муки в себестоимости хлеба — максимум 10 процентов, и поэтому все затраты на хлебобулочные изделия — это транспортные расходы, а они связаны с ценами на нефть», — считает отец Александр. В свою очередь, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета Марат Мусин, объясняя в интервью «Русской линии» причины резкого роста цен в России на продукты питания, отметил, что российский продовольственный рынок сильно монополизирован, и «наши монополисты приняли решение повысить цены на продукты первой необходимости, использовав в качестве информационного повода изменение цен на сельскохозяйственную продукцию в Европе». Русская линия