Русская линия
Сводка новостей от 9 августа 2007

Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем память преподобного Германа Аляскинского и вспоминаем консервативного публициста Ю.Н.Говоруху-Отрока…

Преподобный Герман Аляскинский Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. С шестнадцати лет он вступил на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива. Но через 5 лет, желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман ушел на Валаам.

После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.

Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии. Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон, который в 1807 году покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.

Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька».

Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.

Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал «Новым Валаамом». Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца. Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни.

Сегодня мы также вспоминаем известного консервативного публициста и критика Юрия Николаевича Говоруху-Отрока, скончавшегося 27 июля 1896 г.

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок Он родился 25 января 1851 года в состоятельной дворянской семье, происходящей от запорожских казаков. Окончив гимназию, Говорухо-Отрок поступил в Харьковский университет, но не закончил его, т.к. с юных лет втянулся в революционное движение, став членом народнического кружка. В 1874 г. Говоруха-Отрок участвовал в «хождении в народ», был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 г. он был в числе осужденных по «делу 193-х». Правда, учитывая молодость Говорухи-Отрока и отсутствие конкретных преступлений, он вскоре был выпущен на свободу.

Провал «хождения в народ» подвел его к мысли, что не оторванным от реальной народной жизни беспочвенным интеллигентам решать социальные проблемы России, а также убедил его, что реальный русский народ, является народом православным и монархическим. Все это не могло не подвигнуть его на путь переоценки ценностей и постепенно проделать ту же эволюцию, которую проделали в разные годы Ф.М. Достоевский и Л.А.Тихомиров, став апологетами русской православно-монархической идеи. Отмежевавшись от прежних революционных взглядов, публицист обратился к почвенничеству и славянофильству.

После цареубийства 1 марта 1881 г. Говоруха-Отрок окончательно стал на защиту Православия, Самодержавия и Народности. Его талантливые полемические статьи в «Мире» и «Южном крае», направленные против нигилистов, либералов и украинских самостийников сделали его имя широко известным и превратили в публициста всероссийского значения. Одновременно в печати появляются его рассказы, в которых публицист показывал нутро, завладевшего умами русской молодежи нигилизма. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен в Москву вести литературный и театральный отделы в ведущей национально-консервативной газете «Московские ведомости». На протяжении 7 лет появлялись подписанные псевдонимом «Ю.Николаев» его статьи, рецензии, обзоры, заметки, посвященные литературной и театральной жизни России. Отдельно Говоруха-Отрок выпустил книги литературных очерков о Короленко, Толстом, Островском, Боборыкине и др. Помимо «Московских ведомостей» Говоруха-Отрок опубликовал много заметок и статей под псевдонимом «Ю.Елагин» в «Русском обозрении» и «Русском вестнике».

В своих статьях Говоруха-Отрок упорно боролся с вульгарным материализмом, упрощенчеством, оторванностью от народной почвы. Он по праву может считаться одним из создателей консервативной критики и эстетики. Публицист талантливо и смело боролся за русское искусство. В своих статьях он нещадно громил радикальных писателей и развивал мысль, что русскую литературу губит ее растущая оторванность от Православия.
Русская линия

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Деятельность деструктивных сект подрывает безопасность государства
В Тульской епархии разделяют опасения губернатора Вячеслава Дудки в связи с активностью сектантов, под личиной которых часто скрываются агенты иностранных спецслужб...

«Мы смогли доказать нашу преданность Христу в XX веке»
Архиепископ Арсений совершил Божественную литургию у Большого Поклонного креста на Бутовском полигоне...

«Русскому человеку нужен сильный лидер и мощная духовная опора»
Декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Добреньков считает закономерным то, что подавляющее большинство россиян доверяют исключительно Президенту и Церкви...

Содомия в действии — это самый настоящий фашизм
Американские борцы за нравственность предупреждают, что в Европе за обличение извращений уже сажают в тюрьму...

«Бомбардировка Грузии — часть пиар-кампании Саакашвили»
Лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили считает, что грузинский президент представляет главную опасность для своей страны...

Синдром барабашки, или что случилось с грузинским народом?
Руководитель Фонда единения русского и грузинского народов обратился с открытым письмом к соотечественникам...

Переговоры по Косово вступают в новую фазу
В Лондоне начинает свою работу международная контактная группа по статусу сербского края...

Дни Мушаррафа сочтены?
Политолог Сергей Лебедев считает, что прозападный режим в Пакистане сохранится только, если в стране будет введено чрезвычайное положение...

Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем память преподобного Германа Аляскинского и вспоминаем консервативного публициста Ю.Н.Говоруху-Отрока...

Президент Академии образования не согласен с мнением ученых-атеистов, будто Православие пытаются сделать государственной религией России

В России создается база для новых гонений на Церковь, считает священник Владимир Вигилянский

В Нигерии освобождены российские заложники

Письмо ученых о «клерикализации страны» продиктовано ненавистью к Церкви, считает завкафедрой основного богословия и апологетики ПСТГУ

В США доставлен один из восемнадцати колоколов, отлитых для Гарварда

Возрождается традиция ежегодных Саввинских ярмарок

Таможенная служба передала подмосковному храму пять икон Пресвятой Богородицы

В Тобольске отмечают «Царские дни»

Архиепископ Казанский Анастасий выразил благодарность фонду «Помощь церкви в беде»

Прот. Всеволод Чаплин — за предоставление родителям права давать согласие на пересадку органов их умерших детей

В часовне на месте гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова замироточила икона

В Хабаровском крае за ритуальное убийство осуждены два члена сатанинской секты

В Калининградской области зверски убит активист РОНС

В Львовской области найден подземный православный храм

В Тулузе открылась встреча по вопросам межрелигиозного диалога, которая обсудит проблему прозелитизма

Представитель Ватикана подчеркнул необходимость международного сотрудничества по Ираку

В итальянской Равенне открылась выставка «Восточные мозаики»

На Украине увеличилось количество рейдерских захватов предприятий

Старейшина русской диаспоры Туниса награждена орденом Святой Екатерины

В Краснодаре состоялось открытие фотовыставки «Косово: взгляд изнутри»

Всего 9% населения России читает новости в Интернете


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика