Сегодня, в праздник Всемилостивого Спаса и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня начинается Успенский пост. По случаю начала поста во всех храмах пройдут праздничные богослужения, после которых начнется освещение меда (поэтому в народе эти праздники получили название «Медового Спаса»). Закончится пост праздником Успения Божией Матери. По строгости Успенский пост приравнивается к Великому, однако поскольку ко времени поста обильно поспевают овощи и фрукты, на Руси сложилась поговорка: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка». Ласковое название «Спасовка» Успенский пост получил за то, что он связан с тремя праздниками в Честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй — на середину.
Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 1 до 15 августа по юлианскому календарю. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас». Русская линия