7 МАРТА 2002 ГОДА СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ПАВЕЛ И СВЯЩЕННЫЙ СИНОД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВЫРАЗИЛИ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Его Святейшеству Архиепископу Рима, папе Иоанну-Павлу II Ватикан, Рим, Италия Ваше Святейшество, недавно Нам была предоставлена возможность передать Вам братские приветствия и выразить Наше уважение через видного и весьма заслуженного иерарха Вашей Церкви, Его Превосходительство архиепископа Миланского, кардинала Карла-Марию Мартини, которого и Наша Мерность, и многие другие в нашей Церкви высоко ценим как пастыря, богослова и духовную личность. Хотя, разумеется, он сам расскажет Вам о своих впечатлениях от пребывания в Сербии, Мы также хотим с братской любовью сообщить Вашему Святейшеству, что в Югославии, как и в других странах-наследницах бывшей Югославии, отношения и сотрудничество между двумя нашими Церквами хорошие и постоянно развивающиеся. Без взаимного доверия и сотрудничества между Церквами в Югославии завершившийся в основном процесс возвращения Закона Божия в государственные школы Сербии был бы практически невозможен. Мы также надеемся, что честные римско-католические иерархи Хорватии употребят свой авторитет и общественное влияние в помощь поступательному процессу восстановления нормальной жизни и работы епархий Сербской Православной Церкви на территории Республики Хорватия, в особенности же обеспечению беспрепятственного возвращения изгнанников и беженцев православного вероисповедания и сербской национальности. Однако вынуждены признать, что в более широком плане Мы весьма обеспокоены развитием отношений между Православной Кафолической и Римско-Католической Церковью в мире. Ваше Святейшество несомненно знает, сколько трудностей в наших взаимных отношениях и в официальном межцерковном богословском диалоге вызвано не только активностью униатских, или греко-католических, общин в Восточной Европе и в других местах, но и попытками придать этим общинам экклезиологический характер и легитимность, которыми они не могут обладать ни с исторической, ни с богословской точек зрения. Следовательно, Мы ни в коем случае не можем считать эти общины «католическими Церквами Востока» (чем же в таком случае являются наши православные Патриархаты на Востоке?), но только историческим реликтом, трагическим плодом ошибочного отношения Рима к Православию в прошлом; эти общины имеют право на существование в тех рамках, которые им определены историей, но у них нет права ни на проведение экспансии на территориях, на которых в большинстве проживают православные христиане, ни на представление себя моделью будущего христианского единства между Востоком и Западом. В свете вышесказанного Мы считаем, что Ваше недавнее решение об учреждении четырех римско-католических епархий во главе с римско-католическим архиепископом на кафедре в Москве, обладающим статусом митрополита, — эти епархии, между тем, организованы таким образом, что формируют каноническую структуру, параллельную и противопоставляющую себя каноническому устройству автохтонной православного Московского Патриархата, — является огромной ошибкой и возвращает на много десятилетий назад, во времена задолго до Второго Ватиканского собора, весь комплекс отношений между двумя Церквами: Православной и Римско-Католической. Причина не только в том, что Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Московского Патриархата восприняли это решение как выражение планов, откровенно анти-экуменических и направленных против Русской Православной Церкви, как и не только в том, что Православные Церкви, между которыми и наша Сербская Православная Церковь, по самой природе своей солидарны с сестринской Русской Православной Церковью. Причина, по Нашим представлениям, более глубокая: создается впечатление, что Вашу Церковь и Ваше Святейшество лично уже не слишком интересует диалог и сближение с Православной Церковью. Потому что если такое далеко идущее решение принимается без договоренности и даже без консультаций с самой многочисленной поместной Православной Церковью, то какое отношение может ожидать другие Православные Церкви? Помимо прочего уверяем Вас, Ваше Святейшество, что диалог и возвращение доверия между нашими двумя Церквами — Православной и Римско-Католической — в контексте стремления к воссозданию единства христианской вселенной представляют собой такой духовный императив нашего времени, который никто из нас не может вольно или невольно ставить под угрозу. Жертвовать чем-то великим и святым ради сиюминутного «престижа» и «успеха», к тому же весьма проблематичного и исторически необоснованного — разве это не будет большой духовной потерей? Также хотим напомнить, что диалог, доверие и сотрудничество являются духовной необходимостью и духовной пользой в одинаковой мере для Православной и для Римско-Католической Церкви. Эти размышления и предчувствия значительно уменьшили Нашу радость, которую Мы ощущаем благодаря продвижению межцерковных отношений здесь у нас, в Сербии и ее окружении. Мы вынуждены, Ваше Святейшество, выразить Вам Наше глубокое огорчение и неудовлетворение из-за решения Вашей Церкви и Вас лично, касающегося организации жизни Вашей Церкви в России. Разумеется, Мы не вторгаемся во внутреннюю жизнь и устройство Вашей Церкви, не претендуем на принятие решений, касающихся Вашей Церкви, не оспариваем законности реальных пастырских нужд; мы лишь считаем, что эта инициатива, которая не повлияет значительно на пастырскую деятельность, подспудно несет в себе содержание, порождающее в Православных Церквах беспокойство и воспоминания из прошлых времен. Вероятно, это не было Вашим намерением, однако возникшее от Вашего решения впечатление довольно ясно показывает, насколько оно было рискованным и, позвольте сказать, недостаточно дальновидным. Посему разрешите предложить Вашему Святейшеству пересмотреть это решение, что вернуло бы на прежний уровень отношения между Вашей Церковью и Русской Православной Церковью. Мы будем, как и прежде, молиться «о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех» (Литургия св. Иоанна Златоустого). Приветствуем Ваше Святейшество с любовью во Христе. Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский +ПАВЕЛ председатель Священного Синода Сербской Православной Церкви ОВЦС
7 МАРТА 2002 ГОДА СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ПАВЕЛ И СВЯЩЕННЫЙ СИНОД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВЫРАЗИЛИ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ