Сегодня Православная Церковь чтит память Святителя Николая Чудотворца
19 (6) декабря Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Он родился в городе Патары на юго-западном побережье Малой Азии. Возрастал в постижении православной веры, много молился, много читал, изучал Слово Божие. Его дядя епископ Патарский Николай поставил юношу в чтеца, а затем возвел в сан пресвитера. После смерти родителей св. Николай начал тайно раздавать имущество нищим. Так одному обнищавшему отцу подбросил золото, чем спас семью от грехопадения. По его молитвам утихала буря, воскресали мертвые. Будучи участником Первого Вселенского Собора в Никее, святитель Николай вместе с другими святыми отцами утвердил догматы православной веры. Святитель Николай мирно отошел ко Господу около 345−351 гг. Его мощи пребывают в итальянском городе Бари.
Великий чудотворец Святитель Николай, чью память ныне чтит Святая Церковь, — один из самых почитаемых на Руси святых. Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почетном месте не оказалось бы иконы свт. Николая. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул таинственную славянскую душу, что стал отцом-покровителем далекой необъятной России. Так повелось издревле, еще со времен Киевской Руси. Преподобный Нестор Летописец свидетельствует, что первая церковь во имя Святителя Николая была построена в Киеве еще до крещения Руси в 882 г. Примечательно, что тогда же имя Николая Чудотворца прочно увязалось с державным строительством на Руси, ибо церковь эта была построена на могиле князя Аскольда. Согласно преданию, братья князья Аскольд и Дир, убиенные Олегом, после одного из походов на Византию, когда их набег был отражен чудесной помощью Божией Матери православным грекам, приняли крещение, и Аскольд получил имя Николай в честь Святителя. Таким образом, первый русский христианин-князь носил имя великого Угодника Божия. Николай — первое христианское имя на Руси. В 1866 г. на «Аскольдовой могиле» в Киеве торжественно праздновали 1000-летие крещения князя Аскольда.
Еще один достойный внимания факт нашей истории — первым русским князем принявшем иночество был Никола Святоша, Черниговский, Печерский (память 14 (27) октября). Сын Черниговского князя Давида, в миру носивший имя Святослав, был Луцким князем, его дочь была замужем за св. блгв. князем Всеволодом Мстиславичем Новгородским, сыном и внуком Великих Князей Мстислава Великого и Владимира Мономаха. В 1106 г. князь Святослав принял постриг, он подвизался в Киево-Печерской Лавре. Святой князь преставился ко Господу в 14 октября 1143 г.
В дальнейшей истории России Святитель Николай не раз оказывал помощь русским князьям, строителям Державы Российской. Известен пример исцеления Угодником в 1108 г. в Новгороде уже упомянутого отца св. блгв. князя Всеволода Мстиславича Великого Князя Мстислава Владимировича. Однако до XIX в. имя Николай не было распространено среди русских государей. И только в последнее столетие существования Российской Империи два русских Царя были тезоимениты Святителю (Николай Павлович и Царь-Мученик Николай Александрович), носили имена в его честь и многие великие князья.
Великий Угодник Божий был очень любим и русскими православными патриотами начала ХХ столетия. Благодаря усердию ряда правых государственных деятелей и лидеров монархического движения в начале века было начато строительство Подворья и православного храма в итальянском городе Бари, где почивают мощи Святителя. Непосредственное участие в этом деле принимали заместитель председателя Православного Палестинского общества (строительством храма и Подворья занималось Палестинское общество) князь А.А.Ширинский-Шихматов, который возглавлял комиссию по сооружению зданий, и князь Н.Д.Жевахов, руководивший на месте Строительным комитетом. Деятельное участие в подготовке строительства принимал лидер московских монархистов сщмч. протоиерей И.И.Восторгов.
Довольно распространенной в патриотическом движении начала ХХ в., особенно в Союзе Русского Народа, была традиция называть монархические отделы именами почитаемых святых, к чьему небесному заступничеству прибегали союзники. Много было отделов Георгиевских (в память св. Георгия Победоносца), Михайловских (в память Архистратига Божия Михаила), Алексеевских (в память свт. Алексия и в честь Наследника Цесаревича), Гермогеновских (в память свт. Патриарха Гермогена), Серафимовских (в память прп. Серафима Саровского) и, конечно, Николаевских. И святой Угодник Божий и Чудотворец Николай был скорым помощником русским монархистам в их борьбе против революции, о чем есть немало благочестивых преданий.
О степени почитания Русским народом свт. Николая можно судить по тому, что Русская Православная Церковь положила ему по четвергам и каждую неделю особую службу наряду с апостолами. Празднование памяти свт. Николая Чудотворца совершается 6/19 декабря и 9/22 мая (перенесение мощей в 1087 г.).