Русская линия
Сводка новостей от 6 октября 2005

Сегодня день памяти одного из основоположников славянофильства Алексея Степановича Хомякова

Сегодня день памяти выдающегося русского мыслителя, поэта, ученого и общественного деятеля, одного из основоположников славянофильства А.С.Хомякова, скончавшегося 23 сентября / 6 октября 1860 г. Алексей Степанович ХомяковОн родился 1 мая 1804 г. в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками. В 1822 г. сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. В 1823−25 гг. находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия). С 1826 г. снова на военной службе, в 1828 г. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден орденом за храбрость, по окончании войны вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении.

Зимы Хомяков проводил в Москве, где организовал кружок единомышленников, получивший название славянофильского. Зимой 1838−39 гг. он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского и ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. Вопросы, поставленные Хомяковым и Киреевским, очертили темы славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?».

Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. На протяжении своей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления («Москвитянин», «Русская беседа»), выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии, в 1858−60 гг. был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете.

По словам протоиерея В.В.Зеньковского, «Хомяков в подлинном смысле слова христианский философ, ибо он исходит из христианства». В центре воззрений Хомякова — учение о начале «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте). Он трактовал «соборность» как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). Только православие сохранило подлинный идеал церковной жизни, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви — идею соборности. В католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае — во имя единства, во втором — во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви». В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк).

Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам «кушитскому» (покорность необходимости, вещественный или логический, религиозный магизм и т. п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т. д.). Специфический характер русской истории Хомяков усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение — «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.

Русская линия

Русины Закарпатья просят Патриарха Алексия II взять их под свою духовную защиту

Сегодня день памяти одного из основоположников славянофильства Алексея Степановича Хомякова

Вести с Чеченской войны

Присяжные повторно оправдали офицеров МВД, обвинявшихся в убийстве жителей Чечни
Однако Главная военная прокуратура этим решением недовольна...

Латышские стрелки рвутся сменить российских миротворцев
Президент Латвии предложила Грузии свою помощь по «умиротворению» Южной Осетии...

Валерий Троянов готовится к возвращеню в Россию
Власти Литвы освободили российского летчика...

Эстония отказалась от своих претензий к России
Но «советской оккупации» все равно не забудет...

МИД России выходит на «тропу войны»
Или как Е. Адамов испортил отношения России и Швейцарии...

Нечего на зеркало пенять…
Или курьезное решение львовского суда...

США решили не платить Узбекистану за использование военной базы
Или как американцы борются за «демократию» в Средней Азии...

Нижнекамские трезвенники поддержали предложение своих казанских единомышленников о присвоении одной из улиц столицы Татарстана имени известного общественного деятеля А.Т.Соловьева

Члены Священного Синода Русской Православной Церкви обсуждают положение на Украине

Президент России поздравил профсоюзы со 100-летием

Митрополит Ташкентский Владимир награжден орденом преподобного Сергия Радонежского

Железнодорожники украсили станцию Тихонова пустынь композициями на православные темы

Митрополит Варшавский и всея Польши Савва: Сибирь — моя вторая родина

Чудесным мироточением икон Бог благословил новый учебный год в Архангельской епархиальной воскресной школе

Клирики Брюссельско-Бельгийской Архиепископии приняли участие в открытии фестиваля Европалия-Россия 2005

Крестный ход с мощами святителя Иннокентия возвращается в Иркутск

В Коми строят храм из «именных бревен»

Епископ Манхэттенский Гавриил посетил Санкт-Петербург

В Анапском районе освящен поклонный крест

Преосвященный благословил губернатора

Решением Священного Синода к лику святых причислены 16 подвижников Православия, пострадавших за веру в XX веке

В Удачном осквернен Православный храм

На Кубани для борьбы с наркоманией привлекают православное духовенство

Жители Верхней Салды против выделения землеотвода тоталитарной секте «Слово истины»

В городе объявилась новая секта — «Церковь Грааля»

На Крите избран новый митрополит

16 октября чудотворная Ситкинская Казанская икона Божией Матери посетит Свято-Николаевский патриарший собор Нью-Йорка

Первая литургия в Люксембурге

В Сан-Франциско освящен памятник кадетам России

Процесс причисления Кароля Войтылы к лику католических святых продолжается

Англикане-традиционалисты объединяются с римским костелом

Вожди племен поддержали запрет Церквей на полигамию

В Боснии продолжается разбирательство трагедии в Сребренице

От диалога — к интеграции

Научная конференция в Калуге посвящена 525-летию Великого стояния на Угре

Письмо Арнольду Шварценеггеру

За лесбиянство придется платить

Кощунственный экспонат удален с выставки

Федор Углов отметил 101-й день рождения


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru