В Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная 100-летию со дня преставления Патриарха Московского и всея Руси…
1 апреля 2025 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии начала работу двухдневная научно-богословская конференция, посвященная 100-летию со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона. Мероприятие организовано СПбДА совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом и Государственным музеем «Исаакиевский собор», сообщает Патриархия.Ru.
Перед началом конференции участников приветствовал ее модератор — проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Он представил собравшимся новую книгу доктора исторических наук, профессора СПбДА, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М.В. Шкаровского «Духовные связи Святейшего Патриарха Тихона с Санкт-Петербургской епархией».
Далее последовали доклады, с видеозаписями которых можно ознакомится на rutube-канале СПбДА.
М. Шкаровский в докладе «Патриарх Тихон и церковная жизнь Петрограда в 1917 — 1920-е гг.» отметил, что наиболее активно святитель Тихон участвовал в жизни Петроградской епархии в советский период. Менее чем через три месяца после его избрания Патриархом советское правительство, которое тогда находилось в Петрограде, попыталось реквизировать помещения Александро-Невской лавры, но встретилось с массовым сопротивлением верующих. Важную роль в сохранении Лавры сыграла и поддержка Первосвятителя.
Кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории СПбДА Д. Карпук в докладе «Санкт-Петербургская духовная академия в период обучения в ней будущего Патриарха Московского Тихона (Беллавина)», в частности, уделил внимание личностям, которые впоследствии стали главными участниками трагической истории Русской Церкви XX века. Так, за три года года до окончания духовной академии будущим Патриархом Тихоном ее выпускником стал иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. На курс старше учился Константин Смирнов — будущий священномученик митрополит Кирилл.
Кандидат исторических наук, доктор церковной истории, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеродиакон Алексий (Очканов) в докладе «Деятельность архиепископа Тихона (Беллавина) в развитии и углублении межконфессионального взаимодействия с Американской Епископальной Церковью в 1898—1907 годы» рассказал об истории взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Американской епископальной церковью, которая началась во второй половине XIX века. В начале ХХ века взаимное притяжение между этими Церквями получило свое продолжение, что было обусловлено прежде всего деятельностью святителя Тихона, являвшегося епископом (а затем архиепископом) Алеутским и Северо-Американским с 1898 по 1907 годы. Этому сближению во многом способствовала объективная религиозная ситуация, сложившаяся в Северной Америке на рубеже XIX и ХХ веков.
Кандидат теологии, ректор Самарской духовной семинарии, член редакционной группы по изданию документов Поместного Собора 1917−1918 гг. протоиерей Максим Кокарев представил доклад «Поместный Собор 1917−1918 гг. и его проекты по реформированию церковного хозяйства». Сообщение отца Максима было посвящено проектам Поместного Собора 1917−1918 гг. по реформированию церковного хозяйства: 3 июля Синодом были образованы подготовительные комиссии — распорядительная во главе с протопресвитером Николаем Любимовым и хозяйственная во главе с настоятелем московской Георгиевской церкви на Варварке г. Москвы протоиереем Н.В. Цветковым. 25 августа 1917 года Собор постановил образовать, в числе прочих, Отдел о церковном имуществе и хозяйстве во главе с председателем архиепископом Анастасием (Грибановским).
Кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент МГЛУ и РПУ, консультант ОВЦС священник Димитрий Сафонов в докладе «Последние месяцы жизни и кончина святителя Тихона» рассказал о последних днях жизни Патриарха Тихона, отметив, что несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, Предстоятель Русской Церкви продолжал регулярно совершать богослужения в московских храмах. На последнем богослужении он совершил хиротонию во епископа Сергия (Никольского) в храме Большое Вознесение 23 марта (5 апреля) 1925 года, за два дня до своей смерти.
Магистр теологии, аспирант и сотрудник научного отдела СПбДА чтец Павел Лихолай представил доклад «Епископ Гермоген (Добронравин): жизнь и служение», в котором рассказал о семье будущего пастыря и о его первых годах жизни до поступления в Александровское духовное училище, о прохождении курса обучения в Санкт-Петербургских духовных школах, об изменениях, произошедших в Таврической епархии во время служения епископа Гермогена на этой кафедре, о пастырском служении владыки, но уже на Псковской кафедре в период 1886—1893 годов, а также упомянул о наследии владыки — его исторических, богословских и литургических трудах.
В докладе «Отношение Церкви к Николаю II и его семье после Февральского переворота» кандидата педагогических наук, старшего преподавателя Псково-Печерской духовной семинарии священника Бориса Борисова представлены ответы на ряд спорных вопросов, касающихся отношения Церкви к царю-страстотерпцу Николаю II, а также затрагивающих темы роли Церкви в событиях 1917 года, поддержки ею Временного правительства, возможности Синода высказаться в защиту монархии как формы правления и участия Церкви в политической борьбе.
Кандидат богословия, секретарь Ученого совета, доцент кафедры церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия игумен Ферапонт (Широков) представил доклад «Положение духовно-учебных заведений в годы патриаршества Святейшего Патриарха Тихона». Сообщение докладчик начал с описания событий октября 1917 года в истории Русской Православной Церкви, когда внешние условия ее существования были определены декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Тогда перед Церковью вставала задача коренным образом перестроить всю систему духовного образования, вопрос о реформе которой возник уже давно. После этого отец Ферапонт рассказал о том, какими стали духовно-учебные заведения в годы Патриаршества Святейшего Патриарха Тихона.
Кандидат богословия, первый проректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей Павел Самойленко и кандидат исторических наук, преподаватель кафедры церковной истории Ставропольской духовной семинарии священник Александр Пантюхин в совместном докладе «Деятельность архиепископа Агафодора (Преображенского) в Ставропольской епархии в 1917—1919 гг.» осветили деятельность архиепископа Агафодора (Преображенского) в Ставропольской епархии в 1917—1919 годах. В 1917—1918 годах владыка стал членом Поместного Собора Православной Российской Церкви и участвовал в 1-й сессии, после чего в 1918 году призвал паству поддержать Добровольческую армию, а 19−24 мая 1919 года по старшинству возглавлял Юго-Восточный Русский Церковный Собор в Ставрополе.
Доктор церковной истории, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Таврической духовной семинарии диакон Сергий Кульпинов в своем докладе «Коллегиальное церковное управление и отрицание монархии в Церкви как составляющая обновленческой идеологии на раннем этапе» ответил на вопрос, как Коллегиальное церковное управление и отрицание монархии в Церкви повлияло на обновленческую идеологию, а также как это происходило на раннем этапе ее формирования.
Магистр богословия, преподаватель Алма-Атинской духовной семинарии священник Михаил Березин в докладе «„Остаемся в надежде на Вашу поддержку — последние чада Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви“: Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) и Петропавловское викариатство Омской епархии в нач. 1920-х гг.» раскрыл тему своего доклада, предваряя его повествованием о Петропавловском викариатстве. Он отметил, что первоначально Петропавловскому викарию было вверено управление приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов Акмолинской области. Также, поскольку Петропавловск являлся центром распространения баптизма, в город были переведены Миссионерский совет Омской епархии и епархиальный миссионер. Во многом благодаря их трудам в 1917 году на территории викариатства существовало не менее 200 приходов и молитвенных домов.
Второй день работы конференции прошел на двух площадках — в Санкт-Петербургском государственном университете и в Исаакиевском соборе.
Модераторами мероприятия в Санкт-Петербургском государственном университете выступили доктор философских наук, профессор кафедры богословия СПбДА, директор института теологии при Санкт-Петербургском государственном университете Д.В. Шмонин и доктор философских наук, профессор кафедры богословия СПбДА Р.В. Светлов.
На этой площадке докладчики рассмотрели труды Патриарха Тихона на предмет имеющейся в них реакции на государственную внутреннюю политику советского государства, поговорили о современниках предстоятеля — митрополите Евсевии (Никольском), святителе Мардарии (Ускоковиче), протоиерее Сергии Булгакове и святителе Луке (Войно-Ясенецком). Ученые рассмотрели мемуары княгини Н.В. Урусовой «Материнский плач Святой Руси», являющиеся источником изучения наследия Патриарха Тихона, и проанализировали материалы архивного фонда канцелярии Патриарха Тихона и Священного Синода, содержащие информацию о допросе Патриарха Тихона в декабре 1919 года. Кроме того, участники говорили о служении Патриарха на белорусских землях в период управления Литовской епархией.
Ведущими конференции в Исаакиевском соборе выступили заместитель директора по научной работе Государственного музея «Исаакиевский собор» А. Голованова и сотрудник научного отдела СПбДА чтец Павел Лихолай.
Перед началом мероприятия к присутствовавшим с приветственными словами обратились ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Ю. Мудров и ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский.
Далее прозвучали доклады о лечении Патриарха Тихона на Кавказских минеральных водах в 1912 году, взаимоотношениях святителя с советской властью, его служении в Литве и продолжателях его дел в 1920—1940-е годы, истории устроения церковных союзов после 1917 года, а также о «Софиологии искусства» протоиерея Сергия Булгакова в контексте христианского понимания культуры и искусства в ХХ века.