Русская линия
<< Полная сводка новостей от 4 апреля 2025 >>

Монашествующие Святой Горы Афон осудили осквернение мощей в Киево-Печерской лавре
Святогорцы потребовали от Священного Кинота и Константинопольского Патриарха Варфоломея отреагировать на кощунственные действия Минкульта Украины

АфонГруппа монахов Святой Горы Афон опубликовала на сайте «СПЖ на Афоне» заявление, в котором выразила категорическое несогласие с действиями украинских властей, проводящих научное обследование святых мощей в Киево-Печерской лавре, сообщает СПЖ.

Афониты констатируют, что 28 марта 2025 года в помещения Пещер Киево-Печерской лавры прибыла комиссия Министерства культуры Украины, состоящая из анатомов, биологов и ветеринаров, в сопровождении сотрудников правоохранительных органов. Целью комиссии было «определение исторической и научной ценности святых мощей Святых Отцов Пещерников путем взятия образцов для исследования ДНК».

«К сожалению, данные действия украинских властей с мощами Преподобных Печерских напоминают нам „дела и дни“ советских атеистических властей», — подчеркивают афонские монахи.

«Было бы приемлемо для еретического Ватикана, если бы итальянские власти предприняли нечто подобное для изучения мощей святых апостолов Петра, Андрея Первозванного, святого Иоанна Златоуста и других святых? По аналогии, приняло бы Священное сообщество Святой Горы вмешательство греческого государства для исследования образцов святых мощей Священных монастырей Афонского государства?», — пишут монахи.

В обращении содержится богословское обоснование почитания святых мощей:

«Православная Церковь считает святые мощи сосудами Божественной Благодати. Святой Григорий Палама разъясняет, что как Божество Христа не оставило человеческое тело во время трехдневного погребения и Воскресения Его, так и Благодать Святого Духа не оставляет тела святых после их биологической смерти, поэтому мы почтительно целуем святые мощи, чтобы получить Благодать Святого Духа, обитающую в них».

Афонские иноки требуют реакции высших церковных властей на данное кощунство. «Мы особенно ожидаем оценки от четырнадцати Православных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом. Уже невозможно делать вид, что ничего трагического не происходит в Православной Церкви Украины и в её святых местах», — говорится в заялении.

Монашествующие также призвали Священный Кинот Святой Горы (высший административный орган Афона) выступить с официальной реакцией, как это было сделано ранее в отношении выставки богохульных произведений в Национальной галерее Греции. «Как, и, главное, зачем определять научную ценность Святых мощей? Не совершаются ли эти действия для того, чтобы проверить, как отреагируют православные христиане по всему миру на еще одно сознательное богохульство?» — заключают святогорцы.

Русская линия


Визит Сербского Патриарха Порфирия на Святую Землю вызвал негодование на Фанаре
Слова главы Сербского Патриархата о том, что Иерусалимская Церковь является Матерью всех Церквей не случайны и не могли не вызвать раздражения фанариотов

Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Сербский Порфирий31 марта 2025 года Сербский Патриарх Порфирий посетил Святую Землю, где его тепло приветствовал Иерусалимский Патриарх Феофил, во время общения с которым Сербский Предстоятель назвал Иерусалимскую Церковь Матерью всех Церквей.

Сообщалось, что данный визит стал одним из первых зарубежных визитов Патриарха Порфирия, что не совсем так. После своего избрания глава Сербского Патриархата уже побывал в США, неоднократно сослужил с Предстоятелем и иерархами Македонской Православной Церкви, и сказать, что он не посещал другие Поместные Церкви, нельзя.

Однако, нынешний визит в любом случае стоит особняком, и на Фанаре, считающем себя центром мирового Православия «с особыми правами», поездку Патриарха Порфирия в Иерусалим, а не в Стамбул, восприняли как вызов. И это действительно, так.

Вообще, нынешнего главу Сербского Патриархата, в отличие от его предшественника Патриарха Иринея, можно назвать грекофилом. Он учился в аспирантуре Богословского факультета Афинского университета, где в 2004 году защитил докторскую диссертацию. И по восшествии на Патриарший престол, несмотря на все антисербские шаги Патриарха Варфоломея в Македонии и Черногории, явно не спешил с жёсткими решениями, надеясь решить проблемы с Константинопольским Патриархом полюбовно. Но на Фанаре такую неспешность восприняли, как слабость, и начали по лекалам Украины готовить автокефалию для македонцев в обход Сербского Патриархата. В результате Патриарх Порфирий вынужден был сам выдать Томос от автокефалии Македонской Православной Церкви, чем серьёзно нарушил планы Фанара.

Однако, козни Константинопольского Патриарха на этом не закончились — фанариоты продолжили давить на сербов при помощи поддержки раскольников в Черногории, и Патриарх-грекофил Порфирий осознал, что без поддержки других Поместных Православных Церквей ему будет очень трудно что-либо противопоставить самодурству фанариотов. А потому в церковном Белграде решили поддержать инициированный некогда Русской Православной Церковью Амманский формат, председательствующим на котором был Иерусалимский Патриарх Феофил.

Таким образом, в противовес «восточному папизму» Патриарха Варфоломея с его «особыми правами», Русская, Сербская и Иерусалимская Церкви начали продвигать идею соборного разума Поместных Церквей во главе с Матерью всех Церквей — Иерусалимской Церковью. Оснований у Святой Земли быть центром мирового Православия уж точно не меньше, чем у Константинополя. А потому на Фанаре крайне раздражены тем, что Сербской Патриарх Порфирий буквально заявил, что признаёт Иерусалим центром православного мира, а Иерусалимского Предстоятеля считает наиболее авторитетным среди других Патриархов.

Русская линия


Митрополит Бориспольский Антоний: «Сегодня мы, как никогда ранее, ощущаем единение с нашими святыми предками — с преподобными Печерскими, чьи мощи вновь подвергаются кощунству»
Управляющий делами Украинской Православной Церкви сравнил «инвентаризацию» мощей в Киево-Печерской Лавре с действиями безбожников-большевиков

Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний выступил с заявлением в связи с «инвентаризацией» мощей преподобных в Киево-Печерской лавре, проводимой Министерством культуры Украины, сообщает СПЖ.

«Сейчас все верующие встревожены очередным антицерковным выпадом, а именно — „инвентаризацией“ мощей преподобных в Киево-Печерской лавре, которые Министерство культуры Украины считает „музейными экспонатами“», — отметил митрополит Антоний.

«Есть что-то ироничное в том, что объявленная „декоммунизация“ Украины в отношении к Церкви точь-в-точь повторяет действия безбожной коммунистической власти, которая 100 лет назад точно так же отбирала у верующих храмы, а мощи святых делала экспонатами музеев, чаще всего называя их атеистическими», — указал архипастырь.

По словам управделами УПЦ, для украинских верующих происходящее с мощами святых — «только один из эпизодов систематического преследования православных», но эти действия могут шокировать непредвзятого наблюдателя. «Теперь вместе с миллионами верующих издевательствам подвергаются также нетленные мощи святых. И это, как ни странно, только подчеркивает связь Церкви Небесной с Церковью земной: все святые Киево-Печерские вместе с нами», — заявил владыка Антоний.

«Сегодня мы, как никогда ранее, ощущаем единение с нашими святыми предками — с преподобными Печерскими, чьи мощи вновь подвергаются кощунству, с нашими бабушками и дедушками, многие из которых исповеднически пережили годы безбожной власти, с новомучениками, многие из которых являются нашими земными родственниками», — отметил архиерей.

В заключение митрополит Антоний напомнил о неизбежной ответственности безбожников перед Богом. «Если люди, облечённые властью, борются с Богом и Его святыми, они сами себя ставят под удар. Историю библейского фараона, который, несмотря на вразумления от Господа, продолжал преследовать народ Божий, помнит каждый. И это предупреждение всем притеснителям верующих от века и до наших дней. Бог поругаем не бывает. Святые выше всех кощунств, творимых в отношении их мощей», — заключил управляющий делами УПЦ.

Русская линия


Памяти Святителя Тихона
В Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная 100-летию со дня преставления Патриарха Московского и всея Руси

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси1 апреля 2025 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии начала работу двухдневная научно-богословская конференция, посвященная 100-летию со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона. Мероприятие организовано СПбДА совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом и Государственным музеем «Исаакиевский собор», сообщает Патриархия.Ru.

Перед началом конференции участников приветствовал ее модератор — проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Он представил собравшимся новую книгу доктора исторических наук, профессора СПбДА, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М.В. Шкаровского «Духовные связи Святейшего Патриарха Тихона с Санкт-Петербургской епархией».

Далее последовали доклады, с видеозаписями которых можно ознакомится на rutube-канале СПбДА.

М. Шкаровский в докладе «Патриарх Тихон и церковная жизнь Петрограда в 1917 — 1920-е гг.» отметил, что наиболее активно святитель Тихон участвовал в жизни Петроградской епархии в советский период. Менее чем через три месяца после его избрания Патриархом советское правительство, которое тогда находилось в Петрограде, попыталось реквизировать помещения Александро-Невской лавры, но встретилось с массовым сопротивлением верующих. Важную роль в сохранении Лавры сыграла и поддержка Первосвятителя.

Кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории СПбДА Д. Карпук в докладе «Санкт-Петербургская духовная академия в период обучения в ней будущего Патриарха Московского Тихона (Беллавина)», в частности, уделил внимание личностям, которые впоследствии стали главными участниками трагической истории Русской Церкви XX века. Так, за три года года до окончания духовной академии будущим Патриархом Тихоном ее выпускником стал иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. На курс старше учился Константин Смирнов — будущий священномученик митрополит Кирилл.

Кандидат исторических наук, доктор церковной истории, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеродиакон Алексий (Очканов) в докладе «Деятельность архиепископа Тихона (Беллавина) в развитии и углублении межконфессионального взаимодействия с Американской Епископальной Церковью в 1898—1907 годы» рассказал об истории взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Американской епископальной церковью, которая началась во второй половине XIX века. В начале ХХ века взаимное притяжение между этими Церквями получило свое продолжение, что было обусловлено прежде всего деятельностью святителя Тихона, являвшегося епископом (а затем архиепископом) Алеутским и Северо-Американским с 1898 по 1907 годы. Этому сближению во многом способствовала объективная религиозная ситуация, сложившаяся в Северной Америке на рубеже XIX и ХХ веков.

Кандидат теологии, ректор Самарской духовной семинарии, член редакционной группы по изданию документов Поместного Собора 1917−1918 гг. протоиерей Максим Кокарев представил доклад «Поместный Собор 1917−1918 гг. и его проекты по реформированию церковного хозяйства». Сообщение отца Максима было посвящено проектам Поместного Собора 1917−1918 гг. по реформированию церковного хозяйства: 3 июля Синодом были образованы подготовительные комиссии — распорядительная во главе с протопресвитером Николаем Любимовым и хозяйственная во главе с настоятелем московской Георгиевской церкви на Варварке г. Москвы протоиереем Н.В. Цветковым. 25 августа 1917 года Собор постановил образовать, в числе прочих, Отдел о церковном имуществе и хозяйстве во главе с председателем архиепископом Анастасием (Грибановским).

Кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент МГЛУ и РПУ, консультант ОВЦС священник Димитрий Сафонов в докладе «Последние месяцы жизни и кончина святителя Тихона» рассказал о последних днях жизни Патриарха Тихона, отметив, что несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, Предстоятель Русской Церкви продолжал регулярно совершать богослужения в московских храмах. На последнем богослужении он совершил хиротонию во епископа Сергия (Никольского) в храме Большое Вознесение 23 марта (5 апреля) 1925 года, за два дня до своей смерти.

Магистр теологии, аспирант и сотрудник научного отдела СПбДА чтец Павел Лихолай представил доклад «Епископ Гермоген (Добронравин): жизнь и служение», в котором рассказал о семье будущего пастыря и о его первых годах жизни до поступления в Александровское духовное училище, о прохождении курса обучения в Санкт-Петербургских духовных школах, об изменениях, произошедших в Таврической епархии во время служения епископа Гермогена на этой кафедре, о пастырском служении владыки, но уже на Псковской кафедре в период 1886—1893 годов, а также упомянул о наследии владыки — его исторических, богословских и литургических трудах.

В докладе «Отношение Церкви к Николаю II и его семье после Февральского переворота» кандидата педагогических наук, старшего преподавателя Псково-Печерской духовной семинарии священника Бориса Борисова представлены ответы на ряд спорных вопросов, касающихся отношения Церкви к царю-страстотерпцу Николаю II, а также затрагивающих темы роли Церкви в событиях 1917 года, поддержки ею Временного правительства, возможности Синода высказаться в защиту монархии как формы правления и участия Церкви в политической борьбе.

Кандидат богословия, секретарь Ученого совета, доцент кафедры церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия игумен Ферапонт (Широков) представил доклад «Положение духовно-учебных заведений в годы патриаршества Святейшего Патриарха Тихона». Сообщение докладчик начал с описания событий октября 1917 года в истории Русской Православной Церкви, когда внешние условия ее существования были определены декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Тогда перед Церковью вставала задача коренным образом перестроить всю систему духовного образования, вопрос о реформе которой возник уже давно. После этого отец Ферапонт рассказал о том, какими стали духовно-учебные заведения в годы Патриаршества Святейшего Патриарха Тихона.

Кандидат богословия, первый проректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей Павел Самойленко и кандидат исторических наук, преподаватель кафедры церковной истории Ставропольской духовной семинарии священник Александр Пантюхин в совместном докладе «Деятельность архиепископа Агафодора (Преображенского) в Ставропольской епархии в 1917—1919 гг.» осветили деятельность архиепископа Агафодора (Преображенского) в Ставропольской епархии в 1917—1919 годах. В 1917—1918 годах владыка стал членом Поместного Собора Православной Российской Церкви и участвовал в 1-й сессии, после чего в 1918 году призвал паству поддержать Добровольческую армию, а 19−24 мая 1919 года по старшинству возглавлял Юго-Восточный Русский Церковный Собор в Ставрополе.

Доктор церковной истории, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Таврической духовной семинарии диакон Сергий Кульпинов в своем докладе «Коллегиальное церковное управление и отрицание монархии в Церкви как составляющая обновленческой идеологии на раннем этапе» ответил на вопрос, как Коллегиальное церковное управление и отрицание монархии в Церкви повлияло на обновленческую идеологию, а также как это происходило на раннем этапе ее формирования.

Магистр богословия, преподаватель Алма-Атинской духовной семинарии священник Михаил Березин в докладе «„Остаемся в надежде на Вашу поддержку — последние чада Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви“: Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) и Петропавловское викариатство Омской епархии в нач. 1920-х гг.» раскрыл тему своего доклада, предваряя его повествованием о Петропавловском викариатстве. Он отметил, что первоначально Петропавловскому викарию было вверено управление приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов Акмолинской области. Также, поскольку Петропавловск являлся центром распространения баптизма, в город были переведены Миссионерский совет Омской епархии и епархиальный миссионер. Во многом благодаря их трудам в 1917 году на территории викариатства существовало не менее 200 приходов и молитвенных домов.

Второй день работы конференции прошел на двух площадках — в Санкт-Петербургском государственном университете и в Исаакиевском соборе.

Модераторами мероприятия в Санкт-Петербургском государственном университете выступили доктор философских наук, профессор кафедры богословия СПбДА, директор института теологии при Санкт-Петербургском государственном университете Д.В. Шмонин и доктор философских наук, профессор кафедры богословия СПбДА Р.В. Светлов.

На этой площадке докладчики рассмотрели труды Патриарха Тихона на предмет имеющейся в них реакции на государственную внутреннюю политику советского государства, поговорили о современниках предстоятеля — митрополите Евсевии (Никольском), святителе Мардарии (Ускоковиче), протоиерее Сергии Булгакове и святителе Луке (Войно-Ясенецком). Ученые рассмотрели мемуары княгини Н.В. Урусовой «Материнский плач Святой Руси», являющиеся источником изучения наследия Патриарха Тихона, и проанализировали материалы архивного фонда канцелярии Патриарха Тихона и Священного Синода, содержащие информацию о допросе Патриарха Тихона в декабре 1919 года. Кроме того, участники говорили о служении Патриарха на белорусских землях в период управления Литовской епархией.

Ведущими конференции в Исаакиевском соборе выступили заместитель директора по научной работе Государственного музея «Исаакиевский собор» А. Голованова и сотрудник научного отдела СПбДА чтец Павел Лихолай.

Перед началом мероприятия к присутствовавшим с приветственными словами обратились ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Ю. Мудров и ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский.

Далее прозвучали доклады о лечении Патриарха Тихона на Кавказских минеральных водах в 1912 году, взаимоотношениях святителя с советской властью, его служении в Литве и продолжателях его дел в 1920—1940-е годы, истории устроения церковных союзов после 1917 года, а также о «Софиологии искусства» протоиерея Сергия Булгакова в контексте христианского понимания культуры и искусства в ХХ века.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем подвиг солдата Архипа Осипова

Памятник Архипу Осипову В этот день, 22 марта 1840 г., совершил свой геройский подвиг солдат Архип Осипов, участвовавший в обороне Михайловского укрепления во время нападения на него кавказских горцев. За свой подвиг Осипов удостоился чести стать первым из русских воинов, чье имя было навечно зачислено в списки воинской части.

Осипов происходил из семьи крепостных крестьян села Каменка Липецкого уезда Киевской губернии. О времени его рождения точных данных нет. По одним источникам на момент совершения геройского поступка ему было 38 лет, по другим — 40.

За свою долгую службу Осипов участвовал в войнах с Персией и Турцией, за что в 1829 г. был награжден серебряными медалями. В мае 1834 г. два батальона Крымского полка, в том числе «5 мушкетерская рота», где служил Осипов, влились в Тенгинский полк. В 1837 г. на Черноморском побережье Кавказа, близ устья реки Вулан, было построено Михайловское укрепление, вошедшее в состав Черноморской береговой линии, начальником которой был генерал-лейтенант Н.Н.Раевский, сын прославленного героя Отечественной войны 1812 года.

22 марта на Михайловское укрепление обрушились банды горцев, в 20 раз превосходившие по численности русский гарнизон. Во время этих ожесточенных боев и совершил свой подвиг русский солдат. Когда огромное скопище бандитов ворвалось в русский форт, последовал взрыв порохового погреба, подожженного рядовым Тенгинского полка Архипом Осиповым. От взрыва погибли три тысячи бандитов и почти весь гарнизон крепости. Остатки гарнизона (около 80 человек) попали в плен к горцам. Приказ взорвать крепость вместе с противником отдал руководивший обороной укрепления штабс-капитан Николай Константинович Лико, во время налета раненный двумя пулями, а затем порубленный шашкой. По одним сведениям, он пал в крепости, по другим — был захвачен в тяжелом состоянии в плен и умер.

Надпись на памятнике Архипу Осипову О подвиге Архипа Осипова узнали спустя несколько месяцев после того, как почти пятьдесят защитников крепости, возвратившись из плена, под присягой все подтвердили. «Обрекая себя на столь славную смерть, — гласил приказ военного министра от 8 ноября 1840 г., — он просил только товарищей помнить его дело, если кто-либо из них останется в живых. Это желание Осипова исполнилось. Несколько человек храбрых его товарищей, уцелевших среди общего разрушения и погибели, сохранили его завет и верно его передали. Государь Император почтил заслуги доблестных защитников Михайловского укрепления в оставленных ими семействах. Для увековечения же памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова, который семейства не имел, Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда имя его в списках I гренадерской роты Тенгинского полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках, при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Подвигу Архипа Осипова посвящали стихи и песни, в октябре 1881 г. во Владикавказе герою был воздвигнут памятник, позже разрушенный. А в 1889 г. станица Вуланская по просьбе жителей была переименована в Архипо-Осиповскую, и доныне, уже в качестве поселка городского типа, носящая имя русского героя.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 4 апреля 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика