Православный центр имперских политических исследований в серии «Русская имперская мысль» выпустил в свет три новые книги, посвященные «украинскому» сепаратизму, сообщил нам руководитель Центра Михаил Смолин.
С.Н.Щеголев. История «украинского» сепаратизма Книга впервые в 1912 году представила чудовищную проблему «украинства» как сепаратистскую идеологию русского отщепенства. Вот несколько отзывов в прессе тех лет: «Книга, написанная живым языком, обнаруживает в авторе большое знание вопроса, разработкой которого он занялся, и по обилию и обстоятельности сведений о малорусском наречии, по истории Малороссии и по истории сепаратистского движения в Южной России может быть названа энциклопедией „украинства“» («Московские ведомости». 1912. N 288); «Появление капитального труда С.Н.Щеголева надо приветствовать, так как он дает русскому обществу то, чего нам до сих пор так досадно недоставало. Книга полна захватывающего интереса и заслуживает самого серьезного внимания со стороны русского общества, она должна быть настольной книгой для всякого русского национально-политического деятеля. Написана книга очень живо, выпукло и читается легко» («Киевлянин». 1913. N 20); «Объемистая книга С.Н.Щеголева представляет первую и пока единственную в русской литературе попытку написать своего рода энциклопедию украинского вопроса с русской точки зрения. Помимо краткого исторического очерка украинского литературно-общественного движения и очень интересной характеристики некоторых форм национального движения в Западной Европе (во Франции, Германии, Испании и Нидерландах), книга представляет обширнейшую сводку украинской литературы и публицистики, вышедшей в России» («Русская мысль», 1913, III).
«Украинская» болезнь русской нации Сборник работ посвящен проблеме «украинского» сепаратизма и состоит из четырех частей: «Национальное единство русского народа», «Движение и идеология „украинского“ сепаратизма», «Единство культурное и языковое» и «Прикарпатская (Червонная) Русь, Холмская Русь, Угорская Русь». Среди авторов книги — академик А.И.Соболевский, профессор А.С.Будилович, профессор П.Е.Казанский, В.В.Шульгин, П.Б.Струве, доктор Д.А.Марков, Е.И.Витте и другие. Профессор А.С.Будилович: Как во дни исхода евреев из Египта, Россия покрылась словно бесчисленным множеством змей, мошек, песьих мух, которые, носясь над окровавленной страной, жестоко жалили скотов и людей, за исключением, конечно, израильтян. Вместо неопасных болезней от насморка или инфлюэнцы население во многих местах поражено было каким-то психическим недугом; в его среде появилось множество бесноватых, которые оглашали не только свои вертепы, но и стогны градов богохульством и безумием. И не оказывалось Целителя, который мог бы властным словом запретить этим легионам бесов или, загнав их в свиное стадо, потопить где-нибудь в водах Тивериады. Профессор П.Е.Казанский: Мы живем в удивительное время, когда создают искусственные государства, искусственные народы и искусственные языки.
Русская Галиция и «мазепинство». Русское возрождение в Галиции и его Голгофа Со времен Святого Владимира прикарпатские земли, называвшиеся тогда полосой «червенских городов» или Червонной Русью, всегда были частью Большого Русского мира. Нашествие монголов, а затем экспансия польская и венгерская постепенно подчинили эти русские территории чужеземной власти. Несмотря на долгие годы неволи и национального угнетения (Польша и Австро-Венгрия), русские Прикарпатской Руси старались сохранить свою природную русскость. В XIX столетии в Галиции началось русское возрождение — стремление русского населения к соединению с Российской Империей и возвращение в лоно Православной Церкви из унии. В годы Первой мировой войны русские, живущие в Прикарпатской Руси, подверглись настоящему геноциду. Австро-венгерские власти провели масштабные чистки русского населения, жертвами которых стали несколько сотен тысяч человек — расстрелянных, повешенных, лишенных крова и замученных в лагерях. Австрийские концлагеря Талергоф и Терезин, забытые сегодня, были первыми ласточками, предшественниками германских Освенцима, Дахау и Треблинки. Именно в Талергофе и Терезине была опробована политика массовых убийств мирного населения. Прикарпатские русские пережили свою национальную Голгофу. Особую роль «общественных полицаев» в этом геноциде сыграли профессиональные «украинцы», «мазепинцы», усердствуя в доносах и участвуя в расправах над русскими галичанами, буковинцами, угрорусами. Об этой забытой жуткой странице русской истории и рассказывает наш сборник, в который войдут как работы галицко-русских публицистов (О.А.Мончаловского, Д.А.Маркова, В.Р.Ваврика), так и знаменитый «Талергофский альманах», переиздаваемый нами с незначительными сокращениями. Русская линия