За ним «на выход» неизбежно потянутся и другие «проблемные регионы»…
Невзирая на то, что на высшем уровне официальные лица не прекращают клясться в приверженности принципу территориальной целостности России в решении т.н. «проблемы Калининграда», большинство практических решений все дальше отодвигает этот анклав, оказавшийся в окружении стран-членов ЕС, от остальных российских областей. 24 февраля, в Москве, на заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, президент компании ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев признал факт постепенного ужесточения визового режима для пассажиров, следующие в/из Калининградской области. По его словам, после 2007 года посетить Калининград станет невозможным без визы, разрешающей въезд в страны Шенгенской зоны.
Это означает de facto постепенное сокращение контактов и отрыв от России с переходом большинства населения Калининградской области на положение «невыездных», т.к. Шенгенскими соглашениями предусмотрена длительная процедура проверки и выдачи виз пересекающим границы ЕС. Г. Фадеев при этом выражает надежду на то, что для калининградцев будет введена некая «облегченная схема получения этой визы». Однако, этим планам едва ли суждено сбыться: как таковой переход от ныне используемых упрощенных проездных документов к визам шенгенского образца означает намерение ЕС впредь жестко контролировать транзитный поток. Напомним, что в настоящий момент проехать через Литву можно, предъявив в железнодорожную кассу заграничный паспорт гражданина России.
Усиление давления с целью отторжения Калининграда побуждает российские власти искать компромиссы, позволяющие при сохранении лица постепенно отойти от позиции однозначного отстаивания проблемного региона. Таковыми, в частности, могут явиться разного рода юридические процедуры присвоения Калининграду особого статуса, формально сохраняющие юрисдикцию над ним Российской Федерации, однако открывающие двери широкой ассимиляции области ближайшими соседями: Германией, Польшей, Литвой, Швецией. На такой вариант, в частности, недавно указал полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Прибыв в Калининград, он высказался в пользу придания Калининградской области статуса «заграничной территории России» с адаптацией регионального законодательства к законам Евросоюза и вхождения в зону евро. Инициатива Клебанова вызвала бурный протест многих политиков, думские депутаты запросили Администрацию Президента РФ об официальной позиции В. Путина по данному вопросу. Но, хотя в Правительстве и Кремле делают недоуменную позу, вполне очевидно, что идея автономного статуса Калининграда не является случайной и не может представлять исключительно личное мнение Представителя по Северо-Западу.
Сам Клебанов заявляет, что данная идея представляет результат работы сразу «нескольких групп экспертов» (при этом не сообщается, чьих). В мире, считает он, существует достаточно примеров подобного решения вопроса: «например, Франция и Корсика». Правда, при этом Полномочный представитель почему-то не упоминает о субсидиях Корсике французского бюджета в 1 млрд евро в год, не считая различных налоговых льгот (сама Корсика с территорией всего 8,6 тыс. кв. км располагает лишь земледелием и туристической индустрией), о мощном националистическом движении и непрекращающихся террористических актах, о затяжном конституционном кризисе во Франции до 2002 г., когда Корсике был предоставлен статус символической автономии. Наконец, следует заметить, что Корсика — это этническая территория, отдельный остров, целиком принадлежащий Франции, и хотя Италия расположена ближе, это нисколько не напоминает расположения Калининградского анклава с сомнительной предысторией и не самыми дружественными соседями по периметру протяженных сухопутных границ.
Понятно, что в столь неожиданной аналогии Калининграда и французского субтропического курорта высокопоставленному чиновнику хочется видеть то, что хочется видеть. Трудностей с Калининградом все больше, политической воли и ресурсов все меньше, так что потихоньку свалить с себя бремя — такой вариант разрешения ситуации напрашивается сам собой. В обстоятельствах современной России, стремительно теряющей влияние в соседних странах и стоящей перед большими проблемами у себя дома, властям, увы, уже не до Калининграда. Закрепление статуса «заграничной территории России» означало бы фактическое согласие их на постепенный размен территории с ЕС. В ответ же Москва по-видимому намерена добиваться уступок в «прочих вопросах», по существу же обыкновенной лояльности, снисходительности к себе Парижа, Берлина и Лондона, т.к. и все остальные «разногласия с ЕС» не имеют никакой иной природы, как только оказания искусственного давления на Кремль.
Способы бархатной аннексии могут быть разные: как экономико-политические, так и через подогревание общественной ситуации на месте. Литва, например, уже сообщила об очередном повышении тарифов на транзит грузов через свою территорию; Германия и Швеция открывают постоянное паромное сообщение с Балтийском. С введением шенгенских виз для постоянно использующих железнодорожный и автомобильный транспорт в поездках между Калининградом и остальной Россией наступают тяжелые времена: естественным образом возникает вопрос о желательности приобретения гражданства Шенгенской зоны. На фоне упомянутых событий новые перспективы получают поддерживаемые Западом общественные движения и партии, выступающие за самостоятельность Калининграда. 21 февраля в области прошел учредительный съезд нового общественного движения «Республика». Это двойник недавно запрещенной Конституционным судом России Балтийской республиканской партии, создаваемый тем же председателем БРП Сергеем Пасько. Символом движения выбран флаг оранжевого цвета. Комментарии, как говорится, излишни.
Благодатную почву для сепаратистской деятельности создает и разноголосица внутри самого федерального законодательства России, доставшаяся нам от «самостийнического» беспредела эпохи Ельцина. В существующей ситуации каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей лоббировать интересы в центре, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Соответственно, возникает серьезная асимметрия в положении разных территорий России и разница в их правах. Договоры о разграничении полномочий с Башкирией, Татарией, Карелией, Чечней и Якутией в свое время оставили за последними право в значительной степени руководствоваться своими законами и не участвовать в финансировании депрессивных регионов, социальных программ, армии, фундаментальной науки и т. п. федеральных программ. Политика «бюджетного сепаратизма» во многом позволила этим республикам финансировать свои дополнительные социальные программы, дотировать экономику. Все это с успехом преподносится как выдающиеся завоевания политики местного суверенитета.
Таким образом, калининградский сепаратизм, как явление в определенной степени уже объективное и неконтролируемое из центра, имеет все шансы распространиться далее вглубь России, послужив основанием нового проекта геополитического раздела страны и уничтожения ее как крупного субъекта международных отношений. Андрей Славин, Санкт-Петербург, специально для Русской линии