«Как прошло торжество в Тихвине?» — расспрашивали мы паломников, которые побывали там в праздничные дни 8−9 июля. С удивлением и от простых верующих, и от священников слышали одинаковые отзывы: «Очень плохо все было организовано». Удивительно было это слышать потому, что в прошлом году на торжествах в Дивеево, которые собрали народа гораздо больше, чем в Тихвине, организация была идеальная. Почему же в Тихвине не был учтен нижегородский опыт? Почему в Риге, в Москве, в Санкт-Петербурге встреча иконы прошла с большим подъемом и без каких-либо организационных проблем, а на родине они появились? И дело не в том, что не справиться было с большим наплывом паломников (их было гораздо меньше, чем предполагалось, не 9 тысяч, а 3−4 тысячи). Паломники признавались (надо сказать не жаловались, а просто «констатировали факт»), что и с ночевкой, и с питанием, и с туалетам в Тихвине были большие проблемы. Батюшки из Питера, например, не найдя, где главу приклонить в городе, вернулись на вокзал, благо поезд, на котором они прибыли, стоял на запасных путях, и они смогли переночевать в свободных вагонах. Местные жители предлагали ночлег по 200 рублей за человека в тесноте и духоте. Где находится палаточный городок «дикие», то есть не со своим приходом прибывшие паломники, так и не смогли узнать. И обещанных уличных кафе с дешевой и горячей пищей поблизости от монастыря тоже почему-то трудно было обнаружить. На Патриаршее богослужение пускали только по спецпропускам, но их почему-то выдано было совсем немного — двор монастыря был наполовину пуст, тысячи паломников остались за воротами монастыря. Одна из женщин, оттесненная омоновцами, очень точно отметила: «Приехали сюда хозяева мира, а нужны молитвенники за мир». К сожалению, как признали многие, народного праздника 8−9 июля в Тихвине не получилось. А концерты на улицах города для верующих были не «украшением дня», а скорее помехой. И надо думать и Царица Небесная не благоволила к такому светскому величанию Себя, — недаром спектакль «Град Китеж» не смогли дать в запланированное время, помешал дождь и ветер. Да еще и мост сломался через речку Тихвинку, тот, по которому идти к монастырю. Страшно произнести хулу в связи с великими днями возвращения величайшей русской святыни, но скажем так: печально и обидно, что очень уж по-советски, явно «для галочки» проводились мероприятия в Тихвине. «А как местный народ?» — спрашивали мы. — «Да они в монастырь не ходят», — слышали мы в ответ. Может быть, именно это и является причиной тех проблем, которыми был омрачен праздник в Тихвине? А как бы хотелось, чтобы с тихвинцами произошло чудо, чтобы они захотели придти помолиться перед чудотворной иконой, чтобы детей своих привели, чтобы стали постоянными прихожанами монастыря. Тогда и город начнет преображаться, — пока этого не произошло даже в дни подготовки к празднику, тогда и жизнь здесь начнет налаживаться (а пока очень много социально-экономических проблем). Болит душа за то, что там теперь в Тихвине происходит. К кому вернулась Владычица? Ведь не к сильным мира сего, не к жителям столиц, а ко всему народу русскому, и в первую очередь к «землякам», к тихвинцам, смогут ли они оценить это чудо, не оскорбят ли Царицу Небесную безразличием, а тем более порочной жизнью? Ведь важны не только дни праздников, встреч святыни, куда важнее повседневная жизнь. Хочется пожелать, чтобы в Тихвин не иссякал и поток паломников и Матери Божией воздавалась должная почесть на том месте, где Она благоволила явиться русским людям 500 лет тому назад и куда вернулась сейчас. Людмила Ильюнина, Русская линия