У первых христиан был обычай: поначалу спрашивать не о том, как жил человек, а как окончил он свои дни — быть может, вспоминая о благоразумном разбойнике, который за одно только покаяние перед самой смертью удостоился войти вместе со Христом в рай.
Разными были земные судьбы апостолов Петра и Павла, по праву прозванных Церковью «первоверховными», но, согласно преданию, оба они приняли мученическую кончину в один год 67 по Рождестве Христовом при императоре Нероне и в одном городе — Риме. Там же, в Риме, почивают святые останки обоих — мощи. Посмертная судьба навсегда связала их, почему и память отмечается вместе, 29 июня по старому летоисчислению, накануне общего дня в честь всех двенадцати апостолов.
Св. мощи (от «мощный», «мочь») — это останки православных праведников. Начало почитания их тоже восходит еще к первохристианам. Смысл его заключается в учении Священного Писания об участии христианских тел, как храмов Духа Святого, вместе с душами в бессмертии.
Перед кончиною и Петр, и Павел содержались в одной темнице — Мамертинской тюрьме. Однако увели их оттуда в разные стороны; пройдя мимо строящегося Колизея, они разлучились у ворот, ныне называемых Павловыми: Павел как римский гражданин был обезглавлен за пределами города, а Петра повлекли на Яникулийский холм. Апостол Петр, согласно собственной просьбе, был распят там вниз головой, потому что считал себя недостойным образа казни Божественного Учителя. Доныне на месте Петрова распятия находится небольшой храм, мало знакомый туристам, — сюда приходят почти что одни лишь паломники.
Павла казнили по дороге в городок Остию, в урочище под названием «Здоровые воды». По древним сказаниям, в первых трех местах, где скатившаяся голова ударилась о землю, забило три целебных источника. Сейчас над ними поставлены три храма, и вокруг них находится монастырь иноков-молчальников (траппистов).
Погребенные по отдельности, мощи апостолов впоследствии вновь соединились, будучи перенесены в пору гонений при императоре Валериане в загородные катакомбы Севастиана. Повелением равноапостольного царя Константина, узаконившего христианство, их возвратили обратно. Поставленные там храмы-базилики были освящены в один день — 18 ноября св. папой Сильвестром.
В течение веков церковь со святыми останками апостола Петра неоднократно перестраивалась, пока над ними не был наконец возведен в XVI—XVII вв.еках самый большой в мире собор. В середине нашего века в нем проводились раскопки, в ходе которых под престолом обнаружились замурованные в стене кости и рядом с ними обломок с надписью по-гречески «Петр находится здесь». Они после долгих исследований были признаны в 1968 году подлинными мощами первоверховного ученика Спасителя и размещены в двенадцати прозрачных ковчежцах под главным соборным престолом. Перед ними постоянно горят 99 лампад, а престол увенчан великолепною сенью высотой с пятиэтажный дом работы скульптора Бернини.
Над могилою апостола Павла в соборе его имени сохранилась плита, положенная в IV веке императором Константином. Стоящая поверх нее большая базилика, вторая по величине в Риме после собора Петра, была в 1823 году опустошена жестоким пожаром — сохранились лишь мозаики алтаря и само надгробие, но впоследствии ее восстановили. Малахитовые алтари боковых приделов — дар Царя-мученика Николая II. Сами же мощи пребывают скрытыми «под спудом» (в земле).
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлые ока — тела этих святых апостолов. Поэтому я и удивляюсь Риму — не множеству золота, не колоннам, не прочим украшениям — но этим столпам Церкви!» Песнопения праздника восхваляют первоверховных апостолов за то, что они просветили весь мир своими учениями и привели ко Христу все стороны света. Их цельбоносные останки — великая святыня неразделенного христианства. Андрей Рюмин, Русская линия