О значении празднования дней Преподобного Серафима Саровского…
В Москве и в Сарове прошли, приуроченные к дню рождения Преподобного Серафима Саровского, торжества, главным пунктом программы которых была научно-практическая конференция. Хочется обратить внимание на некоторые обстоятельства этого события. Во-первых, мы знаем, что в Церкви не принято праздновать день рождения святого в земную жизнь, празднуется день второго рождения — успения праведника, день обретения мощей. В случае же с Преподобным Серафимом все не так. В нынешнем году широко отмечается день рождения святого, причем, не только в Курске, но и по всей стране. В прошлом году так же широко отмечалось 100-летие со дня прославления Преподобного Серафима Саровского, что тоже является редкостью в церковной традиции. Чем это можно объяснить? Думаю, объяснение может быть одно: таким образом Церковь делает шаг навстречу обществу, проявляет заботу обо всем народе. Прошлогодние празднества, поддержанные государственными структурами, были напоминанием о том, какой великой была дореволюционная Россия, когда духовными узами были связаны народ и Государь. Празднование дня рождения святого входит в традицию почитания памяти великих людей Отечества. И именно такой взгляд на Преподобного Серафима был представлен на московской конференции, которая была организована на самом высоком государственном и церковном уровне. В-вторых, такая форма почитания святого, как проведение конференции, свидетельствует о стремлении Церкви разговаривать с обществом на его языке. Для Церкви достаточно молитв к праведнику, крестных ходов, возведения новых храмов. Вернее, всего этого достаточно для верующих людей, которые сердцем чтут Преподобного. Конференции же предназначены для широкого круга людей. Так в Москве и в Сарове на Серафимовской конференции собрались не только верующие люди, но ученые, журналисты, краеведы, чиновники, которые просто хорошо понимают, что для России необычайно важно сейчас объединение усилий всех «людей доброй воли». А имя Преподобного Серафима Саровского, который всех называл «радость моя», покрывал каждого, кто к нему приходил, любовью — самое насущное для этой цели. В-третьих, неслучайно конференция была названа «Преподобный Серафим Саровский и будущее России». Сами того может быть не желая, ее организаторы в названии выразили суть происходящих сейчас процессов. Симфонии властей — светской и духовной — у нас не наблюдается, нет и настоящего глубокого взаимодействия между Церковью и обществом. Пока все действительно держится только на «людях доброй воли» на местах. Об этом предельно точно сказал недавно в интервью газете «Фома» архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл: «Все зависит от личности: и священника, и руководителя администрации. Проблемы села, проблемы малых городов не решить только церковными средствами. У нас сегодня село вымирает вообще, малые города вымирают также. Но самое печальное то, что русский человек на русской земле перестает себя чувствовать русским, перестает чувствовать гордость за свою историю, перестает радоваться тому, что он здесь живет. Дать человеку возвыситься может только государственная политика, а этого я сегодня не замечаю». Преподобный Серафим пророчествовал о великой России. О той, в которой будет править благочестивый Государь, и он будет настоящим отцом народа. Потому, пожалуй, все, о чем говорилось в докладах на конференции можно назвать «желаемым, а не действительным». Хотя, кому-то хочется представить и сегодняшний день в радужных красках. Однако, все поучения и пророчества Преподобного Серафима Саровского свидетельствуют о том, что нам еще очень далеко до духовного и материального благоденствия. Но на будущее мы конечно должны надеяться. Надеяться на то, что молитвами пасхального батюшки, отца Серафима Россия восстанет от расслабления, как когда-то исцеленный им Мотовилов. Людмила Ильюнина, Русская линия