Объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) в России состоялся накануне в помещении частной клиники св. Иоанна на улице Радио в Москве. В нем приняли участие 11 «архиереев», представляющих пять «ветвей» ИПЦ. Собор прошел по инициативе «митрополита» Московского Рафаила (Прокопьева) — директора клиники св. Иоанна и председателя «Священного Синода» Русской Соборной Истинно-Православной Церкви (РСИПЦ). С докладом на соборе выступил «митрополит» Рафаил, изложивший вероучение ИПЦ и ее социальную доктрину. Касаясь вопросов литургической жизни церкви, он призвал сделать «более обильным» чтение Священного Писания, а также поощрять народное пение за богослужением. «Митрополит» призвал избавить от «исторической недостоверности» жития святых. Основой объединения ИПЦ, происходящего на Соборе, глава РСИПЦ назвал уважение и признание «многообразия литургических обрядов и даже богословских изысканий» Церквей-членов. Говоря о диалоге с иными Церквами (в том числе, неправославными), «митрополит» Рафаил призвал поставить в центр этого диалога «учение о Вечере Господней». Докладчик особо выделил свою готовность к диалогу с Русской Православной Церковью (РПЦ) и со старообрядческими Церквами. Касаясь социальной проблематики в представлении ИПЦ, «митрополит» Рафаил призвал каждого православного христианина брать на воспитание брошенных детей, церковные общины организовывать по образу трудовых коммун, а миссионерскую деятельность вести по образцу «Свидетелей Иеговы» — «от дома к дому, от двери к двери». Основной принцип отношений ИПЦ с государственной властью глава ИПЦ определил так: «Свобода Церкви — основа ее отношений со всяким гражданским строем». В заключение «митрополит» подверг критике священноначалие РПЦ за внедрение в общественное сознание понятия «каноническая территория». С докладом о насущных задачах церковной жизни объединенной ИПЦ выступил управляющий делами Российской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) «архиепископ» Татарстанский и Марийский Александр (Миронов). Он привел два основных аргумента в пользу объединения церковных «ветвей», собравшихся на Собор: необходимость взаимодействия с органами государственной власти и налаживание контактов с поместными православными Церквами. Однако он признал, что подобное объединение таит в себе и определенные опасности, связанные с перераспределением церковной власти, а также с конфликтом между либералами и консерваторами, представляющими разные Церкви, входящие в новое объединение. «Архиепископ» Александр призвал участников Собора «очистить свои ряды от тех, кто забылся, кто бравирует своими недостатками», и с сожалением признал, что «у большинства наших священнослужителей благоговения вообще нет, либо оно в зачаточном состоянии». Двумя наиболее насущными задачами учреждаемого центрального церковного управления докладчик считает решение проблемы церковной собственности, на которую претендует ИПЦ (потенциально, это вся церковная собственность, созданная до 1917 года), и создание духовного учебного заведения «для выращивания своих кадров». «Митрополит» Пятигорский и Северокавказский Кириак (Тимирциди) посвятил свой доклад изложению богословских и церковно-исторических оснований церковной соборности и предложил целую программу либеральных церковных реформ: «Когда мы говорим, что только мы одни истинные, а остальные еретики, мы очень погрешаем. Дух дышит, где хочет, — заявил он. — Мы не должны с пренебрежением относиться к западным христианам: Проповедь должна быть чужда аскетической односторонности, которая неприемлема в обычной мирской жизни: Служить и читать Священное Писание нужно на живом языке». После дискуссии участники утвердили «Основные принципы» объединения «ветвей» ИПЦ в единую церковь и создали органы нового высшего церковного управления. «Митрополит» Рафаил был избран «местоблюстителем патриаршего престола», «архиепископ» Александр (Миронов) — управляющим делами ИПЦ, а «митрополиты» Епифаний (Каминский), Кириак (Тимирциди) и Виталий (Кужеватов) — постоянными членами Священного Синода. «Митрополит» Рафаил заявил, что указ Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета N 362 от 20 ноября 1920 года о самоуправлении епархий прекращает свое действие, поскольку «в Российской Церкви вновь появилась центральная церковная власть». Все участники собора подписали архиерейскую и иерейскую присяги. В заключение был рассмотрен вопрос о дате созыва Поместного Собора ИПЦ, который должен утвердить все решения «Архиерейского Собора». Его созыв предварительно намечен на февраль будущего года. Благовест-инфо /NTVRU.com
Справка «Благовест-инфо» Помимо председателя Священного Синода Русской Соборной Истинно-Православной Церкви (РСИПЦ) митрополита Рафаила, в Соборе приняли участие: митрополит Пятигорский и Северокавказский Кириак (Тимирциди) (Апостольская Православная Церковь — АПЦ), митрополит Минский и Светлогорский Епифаний (Каминский) («секачевская ветвь» Катакомбной Церкви), митрополит Коломенский и Русский Виталий (Кужеватов) (АПЦ), митрополит Царицынский и Николаевский Венедикт (Молчанов) (АПЦ), архиепископ Татарстанский и Марийский Александр (Миронов) (Российская Истинно-Православная Церковь — РИПЦ), архиепископ Царскосельский Сергий (Саркисов) (АПЦ), архиепископ Воронежский и Саратовский Иоанникий (Шендрик) (РСИПЦ), архиепископ Херсонесский и Готский Дамиан (Акимов) (АПЦ), архиепископ Санкт-Петербургский и Дивенский Антоний (Кобрат), епископ Потинский и Причерноморский Николай (Модебадзе) (Грузинская ИПЦ), епископ Пензенский и Симбирский Тихон (Киселев) (РИПЦ), епископ Бронницкий Евгений (Старостин) (РСИПЦ). Из всех участников Архиерейского Собора только митрополит Епифаний (Каминский) представляет аутентичную Катакомбную Церковь, иерархия которой возникла, по меньшей мере, в 1971 году, когда ее основатель, митрополит Геннадий (Секач), официально объявил о своем архиерействе и начал совершать хиротонии катакомбных епископов. РИПЦ, АПЦ и РСИПЦ восходят к церковному новообразованию, возникшему в 1996 году, после того, как по благословению главы Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Патриарха Димитрия (Яремы), иерархи этой Церкви совершили две епископские хиротонии «с целью восстановления иерархии Истинно-Православной Церкви в России». Один из рукоположенных тогда в УАПЦ иерархов, митрополит Стефан (Линицкий), бывший клирик Русской Православной Церкви Заграницей, является старейшим епископом АПЦ (на Соборе 13 июля он отсутствовал по болезни). В 1997−98 гг. в РИПЦ произошло несколько церковных разделений, в результате которых возникли АПЦ, РСИПЦ и еще несколько групп. В Архиерейском Соборе 13 июля не приняли участие две из этих групп — РИПЦ во главе с митрополитом Амвросием (Катамадзе) и ИПЦ (Московская митрополия) во главе с архиепископом Вячеславом (Лисовым). От участия в Соборе также категорически отказались представители других групп «альтернативного православия» в России — Русской Православной Церкви Заграницей и Российской Православной Автономной Церкви.