![]() |
<< | Полная сводка новостей от 13 марта 2025 | >> |
В Твери открылась выставка "Русская Голгофа. 1922-1925"
Выставка приурочена к 25-летию канонизации новомучеников на Поместном Соборе 2000 года и призвана показать значимость их подвига для Церкви и общества
9 марта 2025 года в Твери открылась выставка «Русская Голгофа. 1922-1925», организованная мемориальным научно-просветительским центром «Бутово» в сотрудничестве с Тверской митрополией, Церковно-общественным советом по увековечению памяти новомучеников и исповедников Тверской земли и Комиссией по богослужению и канонизации святых Тверской епархии, сообщает Седмица.Ru.
На открытии выставки присутствовали митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, благочинные и клирики Тверской епархии, игумении женских монастырей и руководители образовательных организаций Тверской епархии, а также и.о. ректора ТвГУ С.Н. Смирнов и директор Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ И.Д. Лельчицкий.
Экспозиция приурочена к 25-летию канонизации новомучеников на Поместном Соборе 2000 года, 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и Году осмысления подвига новомучеников в Тверской епархии.
Митрополит Амвросий приветствовал первых зрителей выставки. «Новомученики и исповедники — это тема, очень важная и актуальная для всех нас. К сожалению, она ещё находится под спудом, ещё не вышла на поверхность, и поэтому от нас, священнослужителей и представителей науки, представителей образовательных учреждений, конечно, зависит то, как эта тема будет дальше раскрываться и осмысляться. Через призму истории новомучеников и исповедников Церкви Русской совсем по-другому узнается история нашего Отечества в XX веке; история, которая ещё имеет много неподнятых пластов», – отметил владыка.
С лекцией о новомучениках и репрессиях против духовенства XX века выступил директор музея «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Игорь Гарькавый. Затем для участников открытия экспозиции была проведена экскурсия, во время которой им подробно рассказали об экспонатах выставки и их историческом контексте.
В завершение владыка Амвросий поблагодарил И. Гарькавого за выступление и осмотрел стенды, посвященные новомученикам.
Посетителей познакомили с уникальными архивными материалами о периоде 1922-1925 годов, о личности Патриарха Тихона и о том, как Церковь противостояла обновленческому движению. Впервые в Твери представлены подлинные личные вещи новомучеников Тверской земли, а также редкие документы и фотографии, отражающие трагические и одновременно героические страницы недавней истории.
Экспозиция призвана показать значимость подвига новомучеников для современной Церкви и общества. В ходе посещения гости смогут не только узнать новые факты об истории Русской Церкви, но и задуматься о том, почему для верующих так важно помнить о трагических событиях прошлого и почитать тех, кто своей верностью и любовью к ближнему содействовал возрождению духовной жизни в стране.
Выставка продлится до 30 марта. Она будет открыта ежедневно с 10.00 до 14.00 по адресу: г. Тверь, набережная реки Лазури, дом 9а.
Русская линия
«Священная митрополия Абхазии» теряет сторонников
Наместник Ново-Афонского монастыря иеродиакон Давид (Сарсания) раскаялся в расколе и вернулся в состав Абхазской Православной Церкви под руководством иерея Виссариона Аплиа
В церковной жизни Абхазии, которая является канонической территорией Грузинского Патриархата, но де факто живёт самостоятельно и пользуется поддержкой Русской Православной Церкви, происходят существенные перемены.
В результате грузино-абхазской войны 1992−1993 годов священнослужители Грузинской Церкви, в юрисдикции которой находилась Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский Патриархат. По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской Православной Церкви, однако в Москве неоднократно подчёркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского Патриархата.
В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской Церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами — Сухумской и Пицундской и обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской Патриархии.
В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана ещё одна «митрополия» с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена «независимая Абхазская церковь». Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями о. Дорофеем (Дбар) и о. Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей «юрисдикции» не в Москве или Тбилиси, а в Константинополе.
В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Константинопольским Патриархом. Позднее Патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной, и абхазской делегации, после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской Православной Церкви.
Ранее епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Церкви, где получили священный сан.
Московский Патриархат летом 2011 года уведомил об этих событиях Константинопольского Патриарха в официальном письме по существующей практике, дабы отца Дорофея не допускали к совершению священнодействий, если он появится в пределах Константинопольской Церкви.
В 2012 году о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) заявили о своем полном уходе в раскол и разрыве всех отношений с Русской и Грузинской Церквами, за что вскоре официально были извержены из сана священноначалием Русской Православной Церкви.
С тех пор в России о них ничего не было слышно. Но вот из Абхазии пришли добрые вести – наместник Ново-Афонского монастыря иеродиакон Давид (Сарсания), который в 2013 году примкнул к абхазским раскольникам, решил принести покаяние и вернуться в состав Абхазской Церкви во главе с отцом Виссарионом Аплиа, сообщает Телеграм-канал центра «Хризма».
Кстати, он, как и отец Виссарион, был рукоположен в Грузинском Патриархате и продолжает формально оставаться клириком Грузинской Православной Церкви, поскольку грузинское священноначалие не стало принимать в отношении них никаких канонических прещений. И хотя церковная жизнь в Абхазии ещё очень далека от канонической, есть надежда, что ситуация будет исправляться, поскольку «Священная митрополия Абхазии» начала терять своих сторонников.
Если же говорить непосредственно о поступке отца Давида, то принести покаяние в расколе – это дело крайне непростое, которое требует большого смирения и мужества, а потому подобные шаги иеродиакона можно только приветствовать. Тем более, что отец Давид вскоре после покаяния также призвал главу "Священной митрополии Абхазии" "архимандрита" Дорофея (Дбара) к "признанию ошибочности избранного пути и шага навстречу к единству со всей православной паствой Абхазии".
Русская линия
Очередная провокация против Болгарского Патриарх Даниила и Русской Православной Церкви
Митрополит Пловдивский Николай возвёл лишённого сана бывшего московского клирика Петра Еремеева в "архимандриты"
Иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Пловдивский Николай, ранее метивший в Болгарские Патриархи и сослуживший украинским раскольникам на Фанаре, продолжает вести себя неподобающим образом к избранному Предстоятелю Болгарской Православной Церкви Святейшему Патриарху Даниилу, устраивая против него то одну, то другую провокации. Причём в этом его явно поддерживают в Константинопольском Патриархате.
Ранее владыка Николай уже отметился целым рядом недостойных поступков, чем вызвал негодование болгарских верующих и вынужден был снять свою кандидатуру с выборов в Патриархи. Но он и в страшном сне не мог предположить, что Болгарским Предстоятелем станет митрополит Даниил, известный своей принципиальной канонической позицией в отношении украинских раскольников. А потому теперь Пловдивский архиерей старается оспорить авторитет и власть Болгарского Патриарха Даниила, вмешиваясь в межправославные дела, а то и устраивая откровенные нападки на Патриарха при помощи подручных ему клириков.
Очередная провокация и вызов Патриарху Даниилу со стороны Пловдивском митрополии последовала буквально на днях. 9 марта 2025 года во время Литургии митрополит Николай возвёл лишённого сана Русской Православной Церковью бывшего игумена Петра Еремеева в сан "архимандрита", сообщает Телеграм-канал "Правблог".
Выяснилось, что извергнутый из священного сана Еремеев подал апелляцию в Константинопольский Патриархат. Константинопольский Патриарх Варфоломей тут же признал решение Церковного суда Русской Православной Церкви "недействительным" (как он это делает со всеми беглецами из Москвы), и с апреля 2024 года монах являлся "клириком" фанарской структуры. В мае Еремеев принял решение перейти в клир Болгарской Православной Церкви, и теперь владыка Николай использует его против Патриарха Даниила и Московского Патриархата.
Подводя итоги, можно сказать, что вражда Пловдивского архиерея против своего Предстоятеля настолько велика, что он готов ситуативно признать даже особые права Фанара вмешиваться в дела других Поместных Православных Церквей и восстанавливать лишённых сана клириков. Очевидно, что владыка Николай всё ещё надеется при помощи сильных мира сего занять главенствующее место в Болгарском Патриархате, а потому продолжает выслуживаться и совершать выпады против Русской Православной Церкви.
Прежние неудачи его ничему не научили, и, похоже, он всё ещё считает «случайностью» тот факт, что при всём своём административном ресурсе, старании и поддержке Фанара, он так и не стал Болгарским Предстоятелем. Так происходит, когда архиерей забывает, что истинным главой Церкви является Христос и без Него в ней ничего не происходит.
Русская линия
В Минске увековечили память воинов Русской Императорской армии, погибших во время Первой мировой войны
Митрополит Минский Вениамин освятил мемориал, установленный трудами РВИО на минском военном кладбище у храма святого благоверного князя Александра Невского
12 марта 2025 года Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил на военном кладбище у храма святого благоверного князя Александра Невского в Минске освящение мемориала на месте братского захоронения воинов Русской Императорской армии, погибших в 1915 году во время Первой мировой войны. Крест был установлен Российским военно-историческим обществом, сообщает официальный сайт Белорусского Экзархата.
Ранее подобные мемориалы по инициативе общества появились во многих российских городах, а также в Сербии, Словении, и Франции, где героически сражались воины Русского экспедиционного корпуса.
Митрополиту Вениамину сослужили благочинный 3-го Минского городского округа, настоятель прихода храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского протоиерей Николай Коржич и клирик прихода храма протоиерей Дмитрий Хорошко. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением регента Сергея Смольского.
На церемонии присутствовали помощник Президента России , председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский; помощник Президента Республики Беларусь, инспектор по городу Минску Юрий Фролов; Атташе по вопросам обороны при Посольстве РФ Александр Пащенко и другие почетные гости.
По завершении чина освящения собравшиеся возложили цветы к памятнику погибшим воинам.
Митрополит Минский и Заславский Вениамин в своем архипастырском слове рассказал, что память о могиле, на которой теперь установлен крест, хранилась среди многих поколений прихожан храма святого благоверного князя Александра Невского. В том числе хранителем истории воинов был ныне покойный настоятель храма – участник партизанского движения в годы Великой Отечественной войны протоиерей Виктор Бекаревич.
«Сегодня, находясь здесь, мы воздаем долг исторической памяти героям Первой мировой войны и можем сказать: имена ваши неизвестны, но подвиг ваш бессмертен. И пусть бессмертные души ваши упокоятся в тишине, покое и навсегда сохранится память о вас в наших сердцах», – отметил Владимир Мединский.
В завершение церемонии, в знак благодарности за сохранение исторической памяти Патриарший Экзарх передал в дар Владимиру Мединскому икону святого благоверного князя Александра Невского. Заместитель начальника Управления Президента РФ по государственной политике в гуманитарной сфере, заместитель председателя РВИО Николай Овсиенко и советник Посольства России в Беларуси Сергей Афонин были награждены медалями святителя Кирилла Туровского.
Русская линия
Митрополит Черкасский Феодосий: Большая часть тех, кто по своему малодушию перешёл из УПЦ в «ПЦУ» – вернётся
Правящий архиерей Черкасской епархии УПЦ заявил, что из 200 черкасских священников лишь 15 поддались давлению и ушли в раскол
12 марта 2025 года на собрании духовенства Черкасской епархии митрополит Феодосий привёл статистику церковной жизни епархии, которая ранее не сообщалась и касается давления на духовенство Украинской Православной Церкви со стороны раскольников и украинских чиновников, сообщает СПЖ.
По данным владыки Феодосия, несмотря на открытые гонения и откровенную дискриминацию, из 200 клириков Черкасской епархии к раскольникам из «ПЦУ» ушли лишь 15 человек. В то же время, за последний период было рукоположено 30 священников. Таким образом, за время фактических гонений, клир епархии только увеличился. Архиерей сказал, что гордится стойкостью и мужеством черкасского духовенства.
Говоря об ушедших клириках, владыка обратил внимание, что в расколе они очень меняются. «Становятся агрессивными, начинают даже писать доносы в СБУ на меня лично, на своих собратьев. Приходят свидетельствовать в суды, некоторые даже иски в суды подают, и судиться приходят, и в глаза смотрят. Что с вами случилось, люди? Священники?», – сказал архиерей.
При этом митрополит Феодосий уверен, что большая часть тех, кто ушёл – вернётся. Два таких клирика уже выразили желание вернуться, на что владыка поставил им условие сделать это публично. «Вы ушли громко, соблазн внесли в паству. Пожалуйста, публично возвращайтесь. Публично возвращайтесь. Такое условие. Думают, размышляют», – рассказал архипастырь, не называя имен этих священников ради их безопасности.
Также он привел в пример священника Андрея Шимановича, который нашёл в себе мужество вернуться в родную Церковь в самый тяжёлый для неё период.
В завершение архипастырь выразил уверенность, что, как и во времена иконоборчества, время гонений закончится в один момент. «Утром мы проснёмся в другом обществе, и всё будет на своих местах. И уйдём в свои открытые, распахнутые храмы, вернутся наши прихожане и всё будет хорошо. Но до того нужно потерпеть», – призвал архиерей своё духовенство и паству.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Арсения, митрополита Ростовского
Cвященномученик Арсений, митрополит Ростовский, родился в 1697 году в семье униатского священника выходца из польской шляхты и в миру звался Александром Ивановичем Мацеевичем. В 1715 г. он поступил в Киевскую Духовную академию, где в следующем году был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В 1723 г. о. Арсений стал иеромонахом и был оставлен при Духовной академии в качестве проповедника.
В 1728-1729 гг. находясь на послушании в Киево-Печерской лавре, о. Арсений был направлен с проповеднической миссией в Тобольск. В 1733 г. он совершил путешествие по Сибири, затем, находясь в Соловецком монастыре, обращал в Православие старообрядцев, в 1734 1737 участвовал в Камчатской экспедиции C.П.Крашенинникова.
Вернувшись в столицу Империи, о.Арсений был назначен законоучителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и гимназии при Академии наук. В это же время он проявил себя как горячий поборник чистоты Православия, требовал вмешательства государственной власти в борьбу с раскольниками и еретиками, выступал за применения смертной казни в отношении еретиков и иудеев, совращающих православных в свою веру.
В 1741 г. о.Арсений стал митрополитом Сибирским, а в 1742 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, с назначением членом Св. Синода.
Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.
За свои резкие выступления против инициатив светских властей митрополит Арсений был лишен архиерейства и сослан в Ферапонтов, а затем Николо-Карельский монастырь. В 1767 г. по доносу он был обвинен в том, что выражал сомнения в правах Императрицы Екатерины II Алексеевны на Престол (владыка выражал свое сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу будущему Императору Павлу I), был лишен монашеского звания и пожизненно заключен в Ревельскую крепость. Содержался под охраной солдат, не знавших русского языка в камере с замурованной дверью, где и умер под прозвищем "Андрея Враля".
"Почти вся жизнь Арсения представляет нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме… ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стоять и жертвовать собою вменял себе в священную обязанность… Народ, сострадая о нем, как о несчастном пастыре, почитал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия", писал о владыке профессор И.М.Снегирев.
В 2000 г. митрополит Арсений был посмертно восстановлен в сане (как снятом по политическим мотивам) и прославлен Русской Православной Церковью как "ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность".
Русская линия
Поступления в Библиотеку периодической печати от 13 марта 2025