![]() |
<< | Полная сводка новостей от 3 марта 2025 | >> |
Начался Великий пост
Сегодня Чистый понедельник - первый день говенья
Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье – и телесно.
Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.
Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на всё время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.
Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. "Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление", – такими словами начинается Великий канон. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.
Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" (вдохновившая Пушкина на стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны", являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве – несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. "Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков".
В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия – главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров – особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название – "преждеосвященных Даров") на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.
Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе – Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое – преподобной Марии Египетской.
В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII вв. в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии – чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. "Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению", – поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: «Никто не вправе без канонически оправданных условий полностью освобождать человека от поста»
Его Святейшество напомнил, что послабления во время поста может дать только духовник, здоровым же надлежит поститься «как научили нас святые отцы» и как указано в церковном уставе
Вечером 2 марта 2025 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.Ru.
Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
В конце вечерни была прочитана молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитвы на начало Великого поста и произнёс проповедь.
"Великий пост — особое время. Время размышлений, самоанализа, молитвы. А поскольку человек состоит из души и тела, то и воздействие на физическую составляющую нашего бытия должно быть правильным. И более чем тысячелетняя традиция ограничения человека в физической пище, то, что мы называем постом, является очень важным условием, которое помогает человеку сконцентрироваться на всех его духовных проблемах", – обратил внимание Предстоятель.
«Пост должен мобилизовывать наши силы, а не быть нам в тягость, – подчеркнул Патриарх Кирилл. – А уж если кто не в состоянии, то надо пойти к священнику и сказать: вы знаете, у меня нет сил поститься. И если это ваш духовник, который хорошо вас знает, он подскажет, как быть. Например, так: «Ты уж пожалуйста, постарайся, напряги свои силы». А если знает священник, что со здоровьем не все хорошо или в жизни какие-то стрессовые ситуации, то может и смягчить пост».
«Конечно, никто не вправе без канонически оправданных условий полностью освобождать человека от поста. Но облегчить пост тем, для кого это необходимо с точки зрения здоровья, духовник право имеет. Для того чтобы физическое недомогание не усугубилось из-за строгого ограничения в принятии пищи или исполнения всего того, что требует Великий пост, включая длительные молитвы, пребывание в храме и так далее. Но такого рода советы должны быть очень мудрыми и соизмеряться с реальным духовным и физическим состоянием человека. А лучше, конечно, не делать никаких исключений — как научили нас святые отцы поститься, как заложили они это в устав церковный, так и соблюдать», – заключил Предстоятель.
Русская линия
Иерей Федор Лукьянов: «Решение властей Вологодской области способно значительно улучшить демографическую ситуацию в регионе»
В Патриаршей комиссии поддержали намерение губернатора Вологодской области Георгия Филимонова существенно ограничить производство абортов в области
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов поддержал призыв губернатора Вологодской области Георгия Филимонова к частным и государственным клиникам полностью отказаться от лицензии на аборты, сообщает РИА Новости.
«Решение губернатора и властей Вологодской области способно значительно улучшить демографическую ситуацию в регионе. В том числе уменьшить вероятность криминальных абортов, которые делаются преимущественно в частных клиниках. Решение властей Вологды продиктовано желанием усилить государственный контроль в сфере искусственного прерывания беременности и направлено на охрану материнства и детства», – заявил отец Федор на VIII Гиппократовском форуме.
По его словам, "заявления ряда депутатов в поддержку абортов в Вологде попадают под закон о запрете пропаганды "чайлдфри". "Надеюсь, что правоохранительные органы отреагируют на подобные заявления, противоречащие государственной политике поддержки семьи, материнства и детства", – сказал священник.
Глава фракции КПРФ в законодательном собрании Вологодской области Александр Морозов ранее направил обращение прокурору региона с просьбой провести проверку в связи с обращениями женщин, жалующихся на отказ медицинских учреждений проводить аборты.
Ранее губернатор Георгий Филимонов сообщил, что 25 февраля состоялась встреча с врачами частных и государственных клиник по вопросу народосбережения в регионе. Во встрече приняли участие иерей Федор Лукьянов, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, учредитель благотворительной организации "Спаси жизнь" Владислав Юрьев, представители медицинского сообщества региона. Глава региона отметил, что власти призвали частные и государственные клиники полностью отказаться от лицензии на оказание процедуры по искусственному прерыванию беременности.
Русская линия
В Москве прошёл VIII Гиппократовский медицинский форум
Учёные, медики и представители общественных организаций обсудили темы демографии, многодетности, а также биологической безопасности и будущего России
1 марта 2025 года в Москве в рамках ХХVI Конгресса педиатров России состоялся VIII Гиппократовский медицинский форум «Биологическая безопасность и репродуктивное здоровье нации: угрозы, вызовы, защита», сообщает официальный сайт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защите материнства и детства.
Для обсуждения актуальных проблем современности на площадках форума собрались известные ученые, профессора, академики, ведущие представители медицинского сообщества, правоведы, демографы, социологи, политики, представители Русской Православной Церкви.
Были подняты значимые и животрепещущие вопросы, стоящие перед нашей страной. Прежде всего, это касалось проблем демографии, многодетности, биологической безопасности и будущего России.
Пленарное заседание открыл доктор медицинских наук, начальник ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского» Минобороны России Александр Есипов.
«Биологическая безопасность, в самом широком смысле этого понятия, является базовым фактором экономической стабильности, обороноспособности, динамичного развития и социального благополучия общества, основой национальной безопасности государства», — в своем приветственном слове отметил Александр Есипов.
Также выступили заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России), член президиума научно-экспертного Совета Безопасности Российской Федерации Николай Лишин; главный научный сотрудник Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), член Совета по этике при Минздраве России Александр Мохов; уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец; первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина Павел Пожигайло.
Модератором форума выступила руководительница Дирекции аналитических радиопрограмм медиахолдинга «Красная Звезда», автор и ведущая информационно-аналитических программ Анна Шафран.
Также в рамках мероприятия состоялись четыре дискуссионных сессий: «Демографическая безопасность: от малодетности к многодетности», «Биобезопасность — суверенитет государства, общества, семьи, личности», «Охрана здоровья граждан от зачатия до естественной смерти», «Деструктивная идеология как фактор угроз психическому и физическому здоровью человека (сатанизм, оккультизм, фашизм, трансгуманизм, евгеника)
Гиппократовский форум подготовил резолюцию для Государственной Думы о биологической безопасности и необходимости сосредоточения стратегических отраслей, обеспечивающих оборот биообъектов, фетальных тканей репродуктивных технологий под контроль государства в условиях новых вызовов и угроз.
Состоялась и особая церемония награждения руководительницы и основательницы медицинского центра «Совермед» г. Вятки (ныне Киров) Сусанны Аникитиной-Юнгблюд благодарственным письмом за настойчивость и высокий профессионализм в сфере репродуктивного здоровья женщины. Возглавляемое ею учреждение стало одной из первых клиник в стране, отказавшихся от абортов. Более того, Сусанна Васильевна проявила решимость и обратилась с призывом и к остальным клиникам – поступить также и прекратить детоубийство в материнской утробе.
Организаторов и гостей форума творчески приветствовали финалист и победитель российских и международных конкурсов, вокалист, скрипач, композитор Алексей Алексеев и автор-исполнитель песен, обладатель титула «Хрустальный голос России» Александр Югорский.
Русская линия
В столице России помянули русских воинов, погибших в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов
В канун подписания Сан-Стефанского мирного договора в часовне-памятнике героям Плевны в Москве состоялась торжественная панихида
3 марта 2025 года на Патриаршем подворье, часовне-памятнике героям Плевны в Москве состоялось торжественное поминовение воинов, погибших в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, сообщает официальный сайт храма Воскресения Христова в Кадашах.
Богослужение и последующая торжественная церемония были посвящены очередной годовщине подписания Сан-Стефанского мирного договора, зафиксировавшего победу Российской империи над Османской империей. Данный договор был подписан 19 февраля 1878 года по юлианскому календарю. То есть 4 марта 2025 года исполняется 147 лет со дня его подписания.
Возглавил торжества заместитель управляющего делами Московской Патриархии, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в сослужении духовенства ряда московских храмов.
После заупокойной литии оркестр Военного университета Минобороны России исполнил гимн России, а военнослужащие взвода Почетного караула Преображенского полка торжественно возложили венок к часовне-памятнику героям Плевны и прошли торжественным маршем с отданием почестей при музыкальном сопровождении военного оркестра.
Архиепископ Савва произнес проповедь по случаю торжественной даты и одновременно первого дня Великого поста.
Также выступили настоятель часовни и храма Воскресения Христова в Кадашах, опекающего часовню, протоиерей Александр Салтыков, председатель общественной организации "Союз друзей Болгарии" Владимир Азаров и хранитель часовни, алтарник храма Воскресения Христова в Кадашах Денис Строев.
Богослужение прошло при стечении многочисленных гостей, представителей общественных организаций России и Болгарии.
Русская линия
В Тиране зачитали завещание Архиепископа Албанского Анастасия
В 40-й день по кончине Албанского Предстоятеля в Тиране прошли мемориальные торжества, возглавил которые местоблюститель Архиепископского престола митрополит Корчинский Иоанн
1 марта 2025 года в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране прошла сорокадневная панихида по покойному Архиепископу Тиранскому, Дурресскому и всей Албании Анастасию (Яннулатосу), сообщает Седмица.Ru со ссылкой на французское православное интернет-издание Orthodoxie.
Божественную литургию и поминальную молитву возглавил местоблюститель Архиепископского престола митрополит Корчинский Иоанн в сослужении митрополита Германского и Центрально-Европейского Исаака из Антиохийского Патриархата, митрополитов Керкирского Нектария и Кефалонийского Димитрия из Элладской Православной Церкви, а также членов Священного Синода Албанской Православной Церкви: митрополитов Гирокастрского Димитрия, Аполлонийского и Фиерского Николая, Эльбасанского Антония, Бератского Астиоса, Амантийского Нафанаила и Кружского епископа Анастасия.
В молитве также приняли участие представители Константинопольского Патриархата митрополиты Проконнисский Иосиф и Филадельфийский Мелитон.
Митрополит Проконнисский Иосиф подчеркнул, что в течение тридцати трех лет Архиепископ Анастасий «с честью и всеми силами, используя все здоровые силы страны, преодолевал препятствия, рассеивал предрассудки, преодолевал последовательные скорби, возвышал дух народа и поддерживал его надежду».
Митрополит Иосиф добавил: «Он был не только благочестивым священнослужителем, богобоязненным, трезвым и воздержанным, молитвенником, знатоком Священного Писания и теологии, благородным, скромным и сдержанным, честным, отеческим и патристическим, сострадательным, горящим желанием евангелизировать народы, но он был также очень умным человеком, проницательным, дальновидным, с открытыми горизонтами, ясновидящим, великолепным в своих трудах, трудолюбивым и неутомимым, полиглотом, дипломатически гибким, диалектичным и примиряющим, наделенным множественными харизмами в одном слове».
Собор был заполнен множеством священников и мирян Албанской Церкви, представителей религиозных, образовательных и благотворительных учреждений Архиепископии, а также посетителей, пришедших почтить память покойного Предстоятеля Албанской Церкви.
После панихиды было зачитано завещание покойного Архиепископа Анастасия, которое со слезами на глазах зачитал епископ Круянский Анастасий, последний рукоположенный покойным Архиепископом архиерей.
Согласно завещанию покойного Архиепископа Албанского, он не владел никакой недвижимостью и просил, чтобы деньги, записанные на его имя, были использованы на завершение строительства собора (половина всех средств) и на инвестиции, которые пойдут на выплату заработной платы священнослужителям Албанской Церкви, а также на помощь молодым людям в получении образования.
Владыка Анастасий завещал свои книги библиотеке Духовной академии Дурреса, некоторые из них — библиотекам мегаполисов, а личные вещи оставил своим близким соратникам.
Возгласив Пасхальное приветствие своей пастве «Христос воскресе», он попросил прощения у тех, кого он, возможно, обидел, так же, как он сам простил тех, кто обидел его.
После Божественной литургии и заупокойной молитвы множество верующих поклонились месту погребения Архиепископа Анастасия.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Императора Николая IСегодня день памяти строителя Российской Империи Государя Императора Николая I Павловича, скончавшегося 18 февраля 1855 г.
Он родился 25 июня 1796 г. и был третьим сыном Императора Павла Петровича. В 1817 г. женился на старшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма II принцессе Шарлотте Фредерике-Луизе, принявшей после присоединения к Православию имя Александры Федоровны. Вступление его на престол омрачилось мятежом декабристов. Его брат Император Александр I скончался 19 ноября 1825 г., войска принесли присягу Константину Павловичу как законному наследнику, т.к. в Петербурге никому не было известно о его отречении от Престола, а сам Константин принес присягу своему младшему брату – Николаю Павловичу. Создалось неопределенное положение, которым воспользовались заговорщики. Когда 14 декабря должна была состояться присяга Петербургского гарнизона Императору Николаю Павловичу, два гвардейских полка, обманутые своими офицерами, подняли восстание и вышли на Сенатскую площадь. Бунт был подавлен. Следствие установило причастность заговорщиков к масонским ложам, выяснились их намерения истребить всю Императорскую Фамилию. Суд приговорил к смертной казни 36 человек, но Государь помиловал большинство, казнены были только пятеро самых злостных заговорщиков.
После подавления мятежа Император Николай I усилил военно-бюрократический аппарат, централизовал административную систему, учредил политическую полицию (Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии), установил жесткую цензуру. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М.М.Сперанского кодификация российского законодательства. Идеальное общество представлялось Государю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим и за все отвечает глава семьи – отец, с которым он отождествлял Самодержавного Государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала знаменитая "уваровская триада", провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: Православие, Самодержавие и Народность. Свое служение отечеству Николай Павлович воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. "Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит", – говорил он. Государь работал по 18 часов в сутки, стараясь вникать лично во все детали государственного управления и жизни общества.
Глубокая и искренняя вера Императора весьма благотворно отразилась на положении Церкви. С самого начала царствования Государь пытался разрешить вопрос о крепостном праве, создав 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, однако в итоге пришел к выводу: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом, еще более гибельным". Поэтому, фактически полностью подготовив почву для отмены крепостного права, он ограничился умеренной реформой графа П.Д.Киселева, оставив окончательное решение проблемы своему сыну Императору Александру II.
Он ценил исполнительность и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Оборотной стороной этого стала бюрократизация управления, породившая целый ряд уродливых явлений в обществе.
Значительно расширил территорию России после войн с Персией (1826-1828) и Турцией (1828-1829). В 1829 г. генерал Дибич взял Андрианополь, а граф Паскевич – Карс и Эрзерум, была провозглашена независимость Греции и автономия Сербии, Молдавии и Валахии. Но в 1830 г. началось кровавое восстание в Польше, которое хотя и было подавлено этими же генералами, но сильно ослабило результаты Русско-турецкой войны. В 1833 г. Россия заключила с Турцией Ункяр-Искелесийский договор, по которому Турция обязывалась закрывать по требованию России черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) для иностранных военных судов (договор отменен в 1841 г.). В 1848 г. вмешательство России предотвратило победу революции в Европе, русские войска спасли от гибели Австро-Венгрию, за это Николай I получил от революционеров почетное прозвище "жандарм Европы". Усиление России вызвало страх в Европе. В 1853 г. Англия и Франция спровоцировали конфликт между Россией и Турцией, который привел к Крымской войне. После первых блестящих побед русского оружия (разгром турецкого флота адмиралом П.С.Нахимовым при Синопе) в войну вмешались европейские державы. У России не оказалось союзников, несмотря на героическую оборону пал Севастополь, война завершилась поражением России. Во время Севастопольской обороны Император Николай Павлович скончался.
Русская линия
Поступления в Библиотеку периодической печати от 3 марта 2025