Русская линия
Русская линия Виктор Дауров09.06.2009 

В Суздале возводится памятник Огурцу.

О том, что в Суздале собираются возвести памятник Огурцу, слухи появились еще года три-четыре назад, и мало кто тогда воспринимал их на полном серьезе. Шутки ходили на эту тему самые разные, в том числе и скабрезного свойства. Так, на уровне анекдота, это все и заглохло. Мало ли что говорят. Пошутили и, вроде б, забыли. Ан, ничего подобного.

Проезжая, не далее как вечера, на велосипеде вдоль Торговых рядов, вижу — прямо посередке между центральных суздальских храмов идут какие-то разметочно-планировочные работы, забиваются колышки, срывается почвенный грунт… Рядом — с планшетом в руках, знакомый преподаватель Суздальского художественно-реставрационного училища, зав. отделением реставрации камня, В. Благовещенский что-то обсуждает с двумя-тремя еще какими-то товарищами из администрации города. Подъезжаю ближе, здороваюсь, интересуюсь, что это они собираются тут сооружать: фонтан или, может, какую беседку?.. При этом настороженно улыбаюсь, потому как заранее предвижу, что ничего хорошего, как всегда, все эти плохо продуманные градоукрашательские проекты последнего времени Суздалю не приносят. Вред — да, разрушение целостного архитектурно-ландшафтного облика города — однозначно. Но только не пользу. Потому как ведь нельзя мешать кислое с пресным, а современные представления о красивом (красивеньком) с точно выверенным, до пропорций «золотого сечения», древним стилем суздальских зодчих. Не глупее, чай, нынешних были. Нет, говорят, не фонтан, не беседку, а — памятник. Огороднице и Садовнику. Так-то вот! Не зря, значит, слухи ходили. Учтя, так сказать, пожелания трудящихся и неадекватную реакцию общественности на первоначальный проект, решили его улучшить, облагородить. Да уж, лучшее, как говорится, и благороднее некуда. Почему ж, говорю, обязательно здесь, в самом центре города, в окружении храмов и старых Торговых рядов? Нельзя ли было где-то подальше? В ответ что-то невразумительное, типа: а где же, мол, еще, самое подходящее место, и вообще, слушай, шел бы ты дальше… перестань мешать нам работать.

Спорить было бесполезно. Процесс, насколько я понял, уже был запущен. Рабочие продолжали срывать грунт, втыкать по команде ваятеля Благовещенского колышки, натягивать бечевки… Подключив воображение, я представил, как перевожу взгляд (и перевел), по привычке, с куполов Казанского и рядом стоящего Воскресенского храмов, с устремленной в небо колокольни между ними на купола Царе-Константиновского храма, далее — на Кресто-Никольский, упускаю взгляд вниз и натыкаюсь… на приземленные фигуры Огородницы и Садовника, не знаю уж, из чего они там изваяны, из камня ли, бронзы, стоящих или сидящих… Кто? Зачем? Что за блажь? Для чего?..

Господи! Как же у нас нынче любят все вокруг опошлить, заземлить, опустить до уровня грядки, собственных неприхотливо-простеньких садово-дачных запросов о счастье… а еще шашлычок, а еще коньячок (первачок), а в конце — огурцом похрустеть! Эх, хорошо! Благодать!.. А что вы хотели? Плоды демократии. Предыдущий мэр у нас был бывший фээсбэшник, нынешний — бывший милиционер. За что, как говорится, боролись… Если так дело пойдет дальше и следующим мэром станет начальник вневедомственной охраны, — жди памятника приснопамятной (ленинской) кухарке… домохозяйке… или теще, в натуре, с блинами… Памятник одному малоизвестному поэту у нас уже есть [*], памятник абстрактным огороднице и садовнику — если, не дай Бог, допустим — воздвигнут… Почему бы нам не поставить памятник совсем уже никому неизвестному Хреноводу? А что? Ничего тут, кстати, смешного. Вы вот, например, знаете о том, что родиной хрена является Суздаль? Нет? Зря. Что именно в Суздале изобрели специальный инструмент для хренокопания — копарулю. Что каждой весной в Суздаль, а не в какую-нибудь там Одессу, Жмеринку, Деканьку приезжал из Петербурга главный скупщик хрена и поставщик Его Величества Двора Усов. Что хрена у суздальских огородников было столько, что поставщик сей умудрялся торговать им аж с заграницей, особливо с французскими ресторанами.

Дома, оставив велосипед у калитки, я не поленился открыть Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля на букву «П» и проверить свои сомнения. Мало ли что! Может, я чего недопонимаю. Может, у меня чего с крышей (хотя крышу я проверял совсем тут недавно, и с ней все в порядке, правда, слегка заржавела)… Нет, у Даля — черным по белому:

«Памятник — сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица. Памятник Петру Великому, Памятник тысячелетия Руси, Надгробный, намогильный памятник, надгробие, голбец (могильный памятник избушкой)».

Сооружение зодчества, в нашем случае, сразу отпадает. Сооружение ваяния, то бишь скульптурное изображение чего-то, — имеет, так сказать, место быть. Но, простите, в честь и память чего? В честь какого события или лица? Нет тут, извините, никакого события, как и лица. Лицо — есть особа (опять же по Далю), конкретный человек, личность, а не некий условно-виртуальный представитель профессии, ремесла, или рода занятий. Пушкин, Гоголь, Суворов, Ушаков, Жуков, Гагарин — вот Лица (с большой буквы), великие или выдающиеся, Личности, оставившие след в нашей истории и культуре. Какой след или какую память оставили, пусть даже в истории одного небольшого города, такого как Суздаль, эти безликие Огородник и Садовод? Никакого. Не они занимались созиданием (от слова здать, то есть созданием чего-то, строительством, учреждением, основанием) града. Не огородами, не огурцами (хотя огурцы тут растут неплохие, но и, к примеру, в Муроме, Вязниках, тоже растут ничего, было б чем хвастать!) и, уж тем более, весьма скудными в северо-восточной широтах садами знаменит Суздаль. А своими, прежде всего, храмами, монастырями, единством и гармоничностью всей своей в целокупности неповторимой архитектурой. Не зря Суздаль раньше называли Градом небесным, «Новым Иерусалимом», славным своими святыми: епископом Федором (сподвижником Князя Владимира, Крестителя Руси), епископом Иоанном, преподобной княгиней Евфросинией, преподобным Евфимием, основателем Спасо-Евфимиева и Александровского монастырей, преподобной Софией (бывшей, неплодной супруги Великого Князя Василия III), митрополитом Иларионом, святителем Арсением Элассонским (возглавившем в Смутное время после ареста патриарха Гермогена московское духовенство к Кремле) и многими, многими другими святыми и блаженными «страны Суздальской», вплоть до последних исповедников и новомучеников в земле Российской просиявших. Известен он и Великими Князьями, градостроителями и храмосозидателями, имевшими непосредственное отношение к возвышению Суздаля (когда еще и о Москве-то речи никакой не было), начиная с Великих Князей Владимира «Красное Солнышко», Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого, Александра Невского и кончая, а вернее, продолжая великими полководцами Дмитрием Пожарским и генералиссимусом Александром Суворовым. Не говоря уже, а само собой разумея, имея постоянно в виду безвестных мастеров своего дела, ремесленников: искуснейших каменщиков, плотников, кузнецов, литейщиков, богомазов, гончаров, пекарей, бортников, золотарей, золотошвей и так далее. Почему такое предпочтение именно огородницам и садоводам — уму непостижимо. В чем тут сокровенный смысл? В чем потаенный мотив? Подоплека?.. А вот так вот! Не в чем. Захотелось, и всё. Народ посмешить. Такой вот, если хотите, ПРИКОЛ, как теперь говорят. И не где-то, а чтоб — непременно — у всех на виду, в самом центре древнего Суждаля (именно так, через «ж», он когда-то писался)!

Место это, историческое ядро города, где сосредоточенно сразу три… нет, даже четыре, если считать Кресто-Никольский… храма (а чуть в отдалении Лазаревский и Антипьевкий), для Суздаля тоже самое, примерно, что для Москвы Соборная площадь в Кремле. Но даже в эпоху диктатуры пролетариата никому не пришло в голову возводить на этой площади, в сердце столицы — скульптуру Мухиной «Рабочий и колхозница», а отвели ей вполне подобающее по тем временам и логически, по крайней мере, обоснованное место вблизи ВДНХ, вдали от старой Москвы. У нас же решили всех переплюнуть! Европе на зависть! Гулять так гулять! Хохмить так хохмить. А вот нигде нет, а у нас есть. Вот мы какие, простые! И даже крутые.

В Тольятти, как мне рассказывал мой крестник С., возвели памятник святому Николаю Угоднику. Тоже в центре Старого города, прямо напротив районной администрации. С какого «бадуна» — тоже никому непонятно. Он там не родился, не умер, ни разу не был на Волге и даже вообще на славянской земле. Не говоря уже о том, что в России, на Святой Руси отродясь не принято было ваять и ставить святых угодников Божьих (разве что самого Христа Распятого в северных храмах). В народе, понятно, его тут же прозвали Николой (как и всегда прозывали — один из любимых все же святых на Руси, хоть и не наш). У молодежи памятник, с лавками вокруг него и небольшим рядом сквером, стал излюбленным местом встреч и тусовок: встретимся у Николы, говорят, посидим у Николы, ну, и т. д. По утрам, в летнее время, дворники, рассказывал крестник, выгребают из-под «Николы» горы пустых бутылок, пивных банок, одноразовые шприцов и, извините, использованных контрацептивов… Огородницу, скорее всего, тоже изобразили с огурцами в руках, а Садовода — с яблочками в корзинке, иначе как же их отличить. А где, как известно, огурец… где, как говорится, яблочко… Наверняка и это изваяние станет любимым местом толкотни у местной и приезжей молодежи, по вечерам и ночам. А что? Круто. Прикольно: есть чем закусить и под чей постамент бросить «бычок» или тару… Наверняка и он получит подобающее прозвище — памятник Огурцу. Да так его уже все и зовут повсеместно.

Ассоциация с печально известными мухинскими Рабочим и Колхозницей, кстати говоря (они-то и послужили, по всей видимости, вдохновляющим примером для наших местных ваятелей), наталкивает на весьма и весьма невеселые размышления. Что у нас теперь с работой для рабочих, когда половина бывших производств лежат лежмя? Что у нас, в большинстве своем, по стране, с сельским хозяйством, когда бывшие колхозники и колхозницы массово спиваются — от полной безнадеги, невосстребованности и попросту никомуненужности? Не то же ли самое может произойти и с суздальскими огородниками, садоводами, которые, слава Тебе Боже, еще живы, здравы и к которым я сам себя, с женой и родней, отношу. С символами шутки, знаете ли, плохи. А тем более с такими значимыми, знаковыми символами, как изваяния-памятники.
Память — по ком? Или — почем?..

Огородников и садоводов нам пока рано поминать, а вот какую память оставят по себе нынешняя администрация города и «не ведающие, что творят» городские ваятели-реставраторы — об этом следовало бы подумать.

P.S. Только что стало известно, что с поста главного архитектора г. Суздаля уволена «по соглашению сторон» Наталия Элисовна Куприянова — единственный человек из администрации города, которая возражала против возведения данного памятника Огурцу (Огороднице и Садоводу).

* Памятник поэту А. Лебедеву, урожденному суздалянину, мало, к сожалению и увы, известному даже и многим жителям города, установленный два года назад на улице Кремлевской, при самом приближении к величественному Богородице-Рождественскому собору — центральному, некогда кафедральному, главному храму Суздальского кремля и города в целом.

http://rusk.ru/st.php?idar=114247

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Леонид Болотин    03.07.2009 12:59
Вот Ты нас и порадовал! С Победою Тебя, Победоносный наш Виктор! Наша Виктория-Ника-Победа ХРИСТОВА взирает на Тебя с Небес и ликует вместе с нами…
  Виктор Дауров    30.06.2009 13:10
Памятника – теперь уже точно известно – не будет. Спасибо всем братьям и сестрам, принявшим участие в форуме, а также лично Анатолию Дмитриевичу Степанову и Сергею Михайловичу Григорьеву, оперативно разместившей эту мою скромную, но, как оказалось небесполезную заметку на Русской линии. Надеюсь – вместе – мы будем и дальше побеждать! С нами Бог!
  Леонид Болотин    27.06.2009 04:08
Вот это по-нашему, вто это по-русски! Долой, долой, долой! Вместе с телевизором… Нам нужны Царские жандармы и полицейские! И огурцы на грядках…
  Владимир53    27.06.2009 03:04
Долой каменные огурцы с улиц и площадей святого града Суздаля!!!!
Долой ментов дорвавшихся до власти!!!
Огурцы хороши на грядке!!!
А менты – в телевизоре…
  Леонид Болотин    27.06.2009 02:06
Вот ведь радость-то какая… Памятник хрену или там огурцу вроде бы отменили… Хочу искренне поблагодарить активных читателей "Русской Линии", а еще лично Анатолия Дмитриевича Степанова и и Сергея Михайловича Григорьева за то, что молитвенно поддержали моего Друга Виктора Григорьевича Даурова в нашем общем деле… На нашей Святой Земле враг будет разбит, Победа будет за БОГОМ!
  Виктор Дауров    25.06.2009 17:17
Есть неплохая новость, дорогие о Христе братья и сестры!
Две недели я находился вне пределов интернета, и вот, вернувшись из мест не столь отдаленных от Суздаля, узнал от жены, что:
Нашего зарвавшегося мэра, главного инициатора и вдохновителя воздвижения «памятника Огурцу» посередь центральных храмов древнего города на прошлой неделе сняли-таки! По представлению губернатора или как там это называется. Смею надеяться, что не без помощи вышеразмещенной заметки в РЛ и нашей общей неравнодушной реакции на нее. Насколько мне известно, владимирский губернатор очень остро и нервно реагирует на всякие негативные публикации, касающиеся дел в области, в центральных СМИ, а к мэру и без того накопилось масса претензий. Возможно, публикация заметки стала той каплей, которая переполнила критическую массу терпения губернатора. Как бы там ни было, вчера в местном супермаркете столкнулся с Натальей Элисовной Куприяновой, она подтвердила факт снятия с должности «всенародно» избранного мэра г. Суздаля С.Б. Годунина и сказала, что будет, скорее всего, восстановлена на должность главного архитектора. Благодарила за поддержку в интернете и обещала, что все сделает, чтобы памятника не было на том месте, на которое его готовили ставить. Строительные работы на том месте «временно» приостановлены. Вчера проезжал мимо на велосипеде: рабочих не видно, в стороне куча песка, щебня, но площадка, с двумя углублениями-ячейками под памятник, в сущности, готова. По свидетельству одного очевидца, удостоившегося лицезреть скульптуру, находящуюся пока во дворе суздальского реставратора по камню, преподавателя СХРУ В. Благовещенского, там, значит, стоит такой «садовод», с лопатой в одной руке и с корзинкой в другой, наполненной всякими фруктами, в том числе виноградом, а рядом, на скамейке, сидит «огородница», тоже с корзинкой, полной огурцов и каких-то других овощей; в ногах у нее собачонка и кошка. На вопросы очевидца: «Как это одновременно можно копать и собирать плоды с фруктовых деревьев и с каких это пор в Суздале растет виноград?», – хозяин скульптуры ответил: «А вы зайдите ко мне на участок – увидите…». Говорят, в принципе, он неплохой человек. Отделение реставрации камня практически приказало долго жить. Зарплата там – кот наплакал. «Часов» почти не осталось. Жена нигде не работает. Жить как-то надо. А тут мэр съездил в город-побратим Ротенбург (Германия), увидел там памятник – мужик с виноградом, рядом с костелом. «О! И у нас тоже надо! Эй, кто горазд?..» Так что не будем сильно осуждать «не ведающего, что творит» раба Божьего Владимира. В храмах на службах он, правда, ни разу замечен не был, но все ведь по Образу и Подобию Божию созданы. Жена (моя) говорит: «По-человечески его можно понять». Я ей: «Пожалеть – да. Но не понять». – «Почему?.. И – понять тоже можно». – «Потому что, деньги, которые он за памятник выручил или выручит, рано или поздно кончатся. А память – дурная память и слава – останутся. А ему ведь в Суздале жить. Это в Москве Церетели наваял-навалял , и его никто не видит. А я Володю чуть ли не через день встречаю, и не только я. Как он в глаза-то будет народу смотреть? Неужели ему это не понятно? Мне, например, непонятно: КАК ему непонятно». Не знаю уж, кто из нас прав, но ясно одно: со всем этим плюрализмом-волюнтаризмом в монументальной пропаганде овощей и прочих людских пороков надо что-то предпринимать. А то наваяют!.. Потом попробуй сверни – «Вандализм! – скажут. – Варвары!». Тот же, к примеру, Володя, месяца два назад, еще до всей этой истории с «огурцом», позвонил мне и объявил, что он надумал ваять ни много ни мало… памятник Иисусу Христу на Троне (!). Когда я ему отсоветовал это делать, осторожно пожурили за дерзостность самой идеи Боговоплощения в камне и сказал, что это (понимаешь, ну) не принято (как-то), что, возможно, он что-то слегка перепутал: это-де Бог-Вседержитель на троне, и то на иконах, в церквях, он заявил, во-первых, что какая вообще разница, во-вторых, его не интересует, что там принято, что не принято, в-третьих, что художник имеет право на самовыражение (где-то это мы уже слышали!). Я тогда только усмехнулся : да кто ж ему, мол, позволит? Это все же культовый объект, без епархии не обойдется, владыка, разумеется, не благословит (зарубит), и на том успокоился. Но вот, как мне рассказали, по Суздальскому художественно-реставрационному училищу ходит-бродит главный редактор не так давно созданной мэром «под себя» газеты «Суздальский вестник» и собирает подписи за возвращение его на пост главы города. Когда одна моя знакомая преподавательница таковую подпись отказалась ставить, редактор вопросила: «Почему же так?» Знакомая многое, что припомнила мэру и в том числе идею постановки «памятника Огурцу» в самом центре города. «И этот поставим. И еще поставим», – сказала редактриса и победоносно прошествовала далее.
Так что, дорогие братья и сестры, победу пока праздновать преждевременно точку ставить в этой истории тоже. Мэр снят, но дело его живет, борьба еще не закончена. Как там все повернется дальше – одному господу Богу ведомо и нашему губернатору. Может, ему мэр не нравится, а памятник нравится, он же мне не докладывал. Поживем, что называется, – увидим.
Но и унывать нет никаких причин. Все-таки дело сдвинулось. Хотел повременить с этой новостью, но потом решил: а чего временить? Пусть порадуются, думаю, православные, да и убедятся лишний раз, что мы тоже кое-что все же можем. Вспомним, к тому же, как остановили в свое время строительство международного аэропорта вблизи храма Покрова на Нерли (http://www.rusk.ru/st.php?idar=104252). Я сам, честно говоря, не верил, ни в тот раз, ни в этот, но теперь прихожу к выводу, что нам рано опускать крылья и бороться со всякими безОБРАЗиями все-таки надо. Ибо, если, как говорится, не мы, то кто же тогда еще?
  Козин А.Л.    22.06.2009 02:26
Что же сейчас – тринадцать дней спустя после публикации — происходит на главной площади Суздаля? Там-таки строят непотребство? Прошу автора материала, на велосипеде который, доложить нам, читателям, то есть, по-своему, рассказать об этом… Мы ведь переживаем за город нашей древнерусской славы… Полностью поддерживаю Даурова, но что было дальше, хотел бы знать…
  OLGA SUZDALIU    22.06.2009 02:00
Коллеги, братья и сестры во Христе, что же это такое твориться?! Как историк, искусствовед-реставратор время от времени просматриваю в Русском Интернете материалы о Суздале, где бывала многократно с детских лет, затем студенткою, и людей своих возила потом многократно в этот Великий Город Русской земли… Савва меня должен помнить и по Суздалю, и по Пскову… И теперь там, в нашем Суздале, — на главной площади будут СТОЯТЬ Огурец среди храмов с огородником и огородницей?!… Господа коллеги, искусствоведы, реставраторы, историки архитектуры — древнерусской и вселенской, глобальной, европейской! Мы-то с Вами знаем, что огурец, как и хрен, как и сигара, как и ракета, как и обыкновенный палец, в истории древнего и современного мирового изобразительного искусства это ФАЛЛИЧЕСКИЙ символ. То есть огурец в монументальном выражении является изображением органа сугубо мужских гениталий… И к Фрейду не заглядывай. В совместной (свальной) бане такой символ, может быть, был бы уместен. Пусть там такие монументы и фонтаны воздвигают. В российском кино последних двух десятилетий и не такое показывали – гениталии разных животных, быков, коней, падших мужчин — глумливых памятников с разных сторон, памятников нашему бесстыдству… Но ведь здесь СУЗДАЛЬ!!! ОТЕЦ ГОРОДОВ Московской Руси!!! И его символическую Отцовскую сущность хотят изобразить фаллосом, звериным членом?!!! ХАМЫ!!!! Это прямое оскорбление всем нам, знатокам мирового и отечественного искусства, оскорбление миллионам русских людей. Тут явное циничное указание на нашу русскую духовную символику государственного строительства. Для нас ОТЕЦ вовсе не член. Отец это Защитник, Кормилец, Поилец, строитель. Хотя у ОТЦА должны быть и мужские гениталии, но — в трусах, а не на площади!!!! Не знаю, ЧЛЕНОМ чего изобразили наш Русский Суздаль авторы памятника… «Единой России», догадываюсь. Тут Святых Князей Великомучеников Бориса и Глеба заподозрили в «измене» курсу этой «партии», и меч Вещего Олега показался им короток… Вместо меча услужливые партийцы предложили большой Огурец в гендерной паре огородников. Инициаторы «памятника» самые настоящие мерзавцы! Как в Библии были мерзавцы в Сидоне или Гоморре, так и сейчас они глумятся над Русским Городом Судалем… Мкрзость эту — Долой! Долой! Долой! Эту мерзость и беспредел хамства! Долой? Куда смотрят наши коллеги из историко-архитектурного заповедника?! Надо министру культуры отсылать ежедневно телеграммы, факсы, протесты… Долой мерзость с главной площади Суздаля!
  Одиноков    14.06.2009 19:31
Что ж Вы, милейший (-шая), в двух соснах заблудились? Клоуном героя истории назвал р.Б.Димитрий, а не я. И я не сказал, что согласен с этим его чрезмерным определением. Ай-я-яй…
Ежели священноначалие сочло его покаяние истинным – ему и отвечать за последующие его метаморфозы. Есть ведь примеры доброго исправления? Есть. Меня только удивила изрядная подвижность героя по различным юрисдикциям, включая ложные. Непоседливый, видать, человек. Ищущий…
  М.П. - Одинокову    14.06.2009 16:41
Как же Вы теперь с клоуном причащаться-то от одной чаши станете? Ай-я-яй!..

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика