Русская линия
Русская линия Александр Бринкен07.03.2007 

«Православный рок»?
Размышления о современной русской православной песне на примере творчества Вячеслава Капорина (Москва) и Антона Галицкого (Санкт-Петербург)

В июле прошлого года, на Фестивале православной культуры «Царские Дни» в Екатеринбурге мне довелось познакомиться с двумя в высшей степени интересными и неординарными людьми — «православными рок-музыкантами» Вячеславом Капориным из Москвы и Антоном Галицким из Санкт-Петербурга. Я неслучайно поставил словосочетание «православный рок» в кавычки и снабдил его к тому же вопросительным знаком. Также неслучайны здесь кавычки и в определении «православные рок-музыканты». Дело в том, что несмотря на наличие элементов рок-музыки в их песенном творчестве и исполнительской манере (оба музыканта блестяще владеют искусством игры на гитаре — как классической, так и «электрической»), не поворачивается язык назвать жанр их музыкального творчества рок-музыкой. Подчеркиваю этот момент специально, поскольку мне известны приниципиальные возражения против этого рода музыки, бытующие как в кругах православного духовенства, так и в среде широкой православной общественности.

Возражения эти основываются на неких преувеличенно пуританских представлениях о сфере допустимого в стилистике современной православной музыки. Как известно, современная субкультура так называемого «рока», выходящая за пределы собственно музыки и включающая в себя весьма специфические мировоззренческие и поведенческие стереотипы ее адептов, в целом ряде ее проявлений по праву может быть отнесена к современному сатанизму, притом исключительно западного происхождения. Вполне естественно поэтому неприятие в целом этой субкультуры истинно православными русскими людьми, несовместимость ее с православной духовностью, православным мировоззрением и мироощущением. Поэтому мне представляется чрезвычайно важным корректное жанровое определение музыкального творчества В. Капорина, А. Галицкого, других авторов и исполнителей современной русской православной песни, по возможности точное и дифференцированное выявление места и роли в нем элементов роковой стилистики, дабы избегать огульных обвинений этих талантливых музыкантов и православных патриотов в насаждении «роковой заразы» в православной среде.

Кроме того здесь необходимо четко разделять два понятия, два жанра —
1) православная литургическая музыка и 2) современная массовая православная песня.

Если первый из них по справедливости консервативен и не допускает каких-либо музыкально-эстетических новаций в сторону современной музыкальной масс-культуры, более того, не терпит даже, казалось бы, невинных новшеств, вроде попыток введения инструментального сопровождения в сугубо вокальную стихию православной литургической музыки (подобные новшества попросту запрещены канонами Православной Церкви), то второй жанр не только допускает все это, но, с моей точки зрения, терпит и некоторую долю роковой стилистики — в том числе и в особых случаях и с особой целью.

Так, в песне «Господа демократы ХХI века» на музыку Игоря Талькова (слова и аранжировка Антона Галицкого, диск «Боже, Царя верни!») элементы тяжелого рока подчеркивают сатанинскую суть современной псевдодемократии. Аналогичную эстетическую функцию своеобразного музыкального обличения выполняет стилистика тяжелого рока и в таких замечательных по силе воздействия песнях Вячеслава Капорина, как «Антисектант-блюз» и «Песня о Русском Медведе».

Об умеренном, весьма деликатном и ненавязчивом использовании элементов рока можно говорить в случаях обращения А. Галицкого к стилистике так называемой бардовской песни (см., например, песни «Обращение к дочери», «Жизнь» из цикла «Новозаветный Ковчег» А. Галицкого). Здесь весьма приятное впечатление производят такие качества музыки, как задушевная авторская интонация, натурально-диатоническая ладовость, пластическая речитативность вокальной партии.

В целом же, анализируя стилистику песен Антона Галицкого и Вячеслава Капорина, приходится говорить не столько о роке, сколько о явной приверженности этих музыкантов к традиционной музыкальной культуре — традиционной в лучшем смысле этого слова. Я имею в виду их обращение к многовековой музыкальной традиции, как народной, так и профессиональной, как преимущественно русской, так и изредка западноевропейской. Западноевропейские влияния редки и тем более примечательны, поскольку свидетельствуют об изысканном вкусе указанных авторов (таково, например, использование стилистики итальянской народной и профессиональной танцевальной музыки эпохи Возрождения, в частности, в балладе-триптихе А. Галицкого «Троица» из цикла «Новозаветный Ковчег», кельтской балладности в песне «Душа и свобода» из того же цикла).

Однако наибольшее место среди благотворных влияний традиционной музыкальной культуры на творчество Антона Галицкого и Вячеслава Капорина по праву занимает русская музыкальная стихия, что и неудивительно — оба они являются русскими людьми и русскими музыкантами, сознательно и последовательно выражающими и утверждающими в своей музыке мировосприятие, ценности и идеалы русского человека — как художественные, так и более широкие духовные, морально-нравственные. Об этом последнем аспекте творчества А. Галицкого и В. Капорина я скажу подробнее несколько позднее, сейчас же хотел бы продолжить его жанрово-стилистический анализ.

Русские корни музыкального творчества Антона Галицкого и Вячеслава Капорина глубоки и многообразны. Здесь и русский романс (см., например, песни «О, Россия пресветлая!», «Простите нас…» цикла «О, Россия пресветлая!» Антона Галицкого, многие песни из его же цикла «Новозаветный Ковчег» (NN7−11), русско-цыганский «жестокий» романс, русская «испанщина» (см., например, песни «Я ухожу, а ты остаешься», «Молитва к Ангелу Хранителю» из «Новозаветного Ковчега»). Особое же место в музыкальной стилистике песен А. Галицкого и В. Капорина занимает стихия русской крестьянской песенности и танцевальности. Ее благотворное и оргигинальное влияние прослеживается во многом: в характерной диатонической ладовости (часто встречаются дорийский и миксолидийский лады), в использовании пентатоники, в сознательных имитациях древних русских свирельных наигрышей, балалаечных переборов, для чего авторы подчас прибегают и к соответствующему инструментарию (см., например, песни «Певец живых цветов» и «Река Тура» В. Капорина из цикла «Боже, Царя верни!»), в заимствовании элементов русской протяжной песни, русской подголосочной полифонии (см., например, его песню «Царская Голгофа» из того же цикла). Встречается и деликатное использование элементов русского народного хорового пения северного типа (см. песню «Фиалковый воин» В. Капорина из упомянутого цикла, где они сочетаются с русской романсовостью и вальсовостью), встречаются даже имитации русских народных причетов (см., например, песню «Как над горкой, над горой…», в сочетании с архаичными свирельными наигрышами и в роковом ритмо-тембровом одеянии). Все это свидетельствует о весьма глубоком знакомстве данных авторов «православного рока» с русским музыкальным фольклором — в том числе с его глубинными, древними пластами.

Натуральная ладовость, жанровые, ритмо-интонационные, тембровые черты русской, даже некой праславянской архаики причудливо и оригинально сочетаются в некоторых песнях А. Галицкого, В. Капорина, равно как и некоторых других авторов современной русской православной песни, с тонкой и изощренной импрессионистичностью гармонической, фактурной и тембровой палитры (вплоть до искусных имитаций звучания индийского ситара), с роковыми ритмо- и тембро-интонациями.

Вместе с тем, было бы натяжкой и упрощением говорить о стихии музыкального рока в творчестве указанных авторов исключительно как об образе и синониме негативного начала, только как об инструменте обличения злых сил — элементы, так сказать, «здорового рока» в современной русской православной песне в целом ряде случаев придают ей подчеркнуто современный, экспрессивный, можно даже сказать, оптимистический ритмо-пульс.

В заключение хотел бы сказать о страстном гражданственном, патриотическом пафосе современной русской православной песни, о той значительной социально-воспитательной функции, которую она, безспорно, выполняет. В этом плане трудно переоценить ее значение для патриотического, гражданственного воспитания современной русской молодежи. Авторы и исполнители русского «православного рока» (в стилистическом отношении его можно определить также как одну из оригинальных русских разновидностей так называемого «фольк-рока» /"Folk Rock"/) обращаются к нынешней русской молодежи на понятном ей языке, но, вместе с тем, не подлаживаются под низменный вкус ее части, но стараются вести ее за собой в более возвышенные духовные сферы. Этому призван способствовать как оригинальный и подчас весьма изощренный музыкальный язык, так и сильный, впечатляющий словесный текст, далекий от примитивной назидательности, но, как правило, весьма выразительный — то гневно-обличительный, то сокрушенно-сострадающий, то проникновенно-увещевающий, то лукаво-юмористический. Образно-эмоциональная палитра песен Антона Галицкого и Вячеслава Капорина, других выдающихся творцов современной русской православной массовой песни достаточно широка — от тонкой задушевной лирики до разящего сарказма, от своеобразных лирических зарисовок родной природы до обличительного гротеска, бичующего современный сатанизм в самых различных его проявлениях.

Вместе с тем, размышляя о масштабах воздействия современной русской православной массовой песни на современное русское общество, было бы несправедливым усматривать в этом воздействии лишь обращение протагонистов данного жанра к сугубо молодежной аудитории. Как мне представляется, нынешний русский «православный рок» в наше роковое, воистину предапокалипсическое время не может не волновать и не восхищать и более зрелые поколения русских людей, все здоровые силы нынешней страждущей России, которые — через покаяние и активное сопротивление мiровому злу, с Божией помощью — чают восстановления Русского Православного Царства.
Александр Евгеньевич фон ден Бринкен, русский композитор, пианист, органист и музыковед (Швейцария), кандидат искусствоведения, лауреат Международного композиторского конкурса имени Карла-Марии фон Вебера в Дрездене (1976), член Союза композиторов Санкт-Петербурга

Сентябрь 2006 года, г. Люцерн, Швейцария

http://rusk.ru/st.php?idar=111323

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Успенский В.Н.    11.06.2010 18:28
Всякое музыкальное стилистическое направление (в том числе и массовое) закономерно имеет своё начало и конец (спад, кризис и т.д.). На мой взгляд, позитивная динамика рока исчерпала себя уже лет 10-20 т.н.
То, что сегодня – рыночная модель масс-культуры со всеми признаками вырождения, насаждаемая (через Радио, Тв, СМИ) не рокерами (они лишь орудие), но Великими Разрушителями…
Потому термин "рок" сегодня утерял свой изначальный смысл, а нового пока не придумали. Честный православный музыкант выбирает для себя те средства, которые адекватны его слышанию. Думаю, что если их не называть рок-музыкантами, это их не обесценило, но наоборот дало бы начало новым духовным жанрам. Сомневаюсь что у рыночного рока есть хоть какая-то перспектива. Массовый эпотаж свидетельствует об обратном – закате. Людям нужна Вера, Мысль, Упование и Утешение и множится число талантливых музыкантов, которые сегодня ищут и находят себя в этом служении.
  Костя Заслонов    11.06.2010 00:57
О.В.Коршунов, вот ссылки, чтоб не напрягаться.
http://www.raznyeludi.com/mp3/1988_tallin/10_rossia.mp3 – ГПД, "Россия".
http://www.gfrock.ru/wav/Rus_svyataya/Bud%20chto%20budet.mp3 – Г.Ф. "Будь что будет".
  ИГОРЬ САВИН    11.06.2010 00:03
Кстати, я недавно услышал случайно некоторые песни группы "Коррозия металла".. Некоторые мне очень пришлись по душе по душе.. Я их даже солдатам поставил на физзарядку( раземеется, предварительно вырезал некоторые "нетолерантные словечки".. Умереть со смеху.. через пару песен вбегает прапорщик и говорит, что начштаба запрещает эту группу слушать.. Прихожу к начштаба.. спрашиваю, а что там плохого? Ответ- эти песни вызывают агрессию.. Спрева я опечалился.. А потом подумал, что начштаба наверно по вечерам "слухает" эту группу, раз так быстро узнал знакомые песни.. И это радует
  В. Невярович    10.06.2010 22:30
Олегу Коршунову.
Олег, очень рад Вашему появлению и полностью разделяю Ваши утверждения.
По поводу предшествующим року шаманским ритмам хорошо писал поэт Владимир Петрушевский, называвший себя последним русским Бояном, – в стихотворении "Я поздно родился"("Тогда б не слышал джаз, не видел б чарльстона из недра Африки прокравшегося в свет …"); а Сергей Бехтеев с горечью наблюдал за девочкой, танцующей модный тогда в Европе танец и извивающейся точно обезьянка. Это открытый честный взгляд на наступление новой псевдокультуры наших русских национапльных поэтов. Сейчас размываются все нравственные основы, причём стремительно и наглог.Общество буквально оскотинивается Вспомните, лет хотя бы 20 назад, осмелился ли кто-либо из православных даже заикнуться о "православном роке"?
  О.В.Коршунов    10.06.2010 17:37
Здесь в кучу свалены многие вопросы, касающиеся совершенно разных сторон жизни души в современном мире. Не может не вызвать симпатию горячая битва в виртуальном мире раба Божия русского человека Игоря Савина за свою Веру и Отечество. Ведь рок-культура, заполонившая сегодня весь мир, это составная часть глобализации мироустройства, в рамках которой нет места ни России, ни истинному Православию, ни даже русской культуре с ее песнями, далекими от рок-музыки, как небо от земли. Нет места и культуре иных народов. Это Новый Мировой Порядок, в сфере музыки уже вступивший в свои права. Пока там еще всех пронумеруют и зачипируют, а шаманские ритмы уже сделали свое дело: большая часть молодежи мира объединена князем мира сего. Здесь позиция православного человека однозначна – полный личный отказ и просвещение всех, кто слышит. Это один вопрос.
Другой вопрос: что делать с молодежью (и не только), зомбированной роком и не способной не только отказаться от него, но и понять, куда они попали? Тут, конечно, надо делать все что возможно. Нужны делатели, подобные свт.Стефану Пермскому, пошедшему к совершенно чуждым ему зырянам, подобно нынешней молодежи впавшими в транс от рок-шаманов, и обратившему весь (!) этот народ ко Христу и христианской культуре, в частности. Это далеко не то, что предлагается в данной статье и ряде реплик к ней. Свт. Стефан не брал в руки бубен и не говорил о своей симпатии к рок-шаманству, как это предлагают делать и делают современные молодежные миссионеры. Он физически разрушал идолов этого мира, что видимо и надлежит делать тем отцам, братьям и сестрам, которые горят желанием спасти молодежь.
Как это делать в современном мире? Пока такой возможности – разрушить музыкальное наваждение человечества – Бог не дал, терпеливо, но бескомпромисно вести проповедь среди ближних, хотя бы своим примером, это очевидно.
Эти вопросы здесь спутаны с целым рядом других, из которых коснемся только вопроса о православных рок-музыкантах. Если они еще не отказались от рока в любом его проявлении и продолжают адаптировать в эту глобалистскую музыку наше русское музыкальное наследие, то считать их православными только из-за их интереса к церковному и русскому еще нельзя. Следовательно, нельзя и рекомендовать никому, хоть вроде и хорошо, и патриотично поют. "Врачу: исцелися сам". Вот когда они отрекутся от этого, тем более являясь регентами церковных хоров (классическое двоеверие), тогда могут говорить и проповедовать, рассказывая о своем пути избавления от заблуждений века сего. Чего и всем желаю. А Игорю доброго здравия.
О.В.Коршунов
  Константин Заслонов    08.06.2010 18:28
Подпишусь, пожалуй, под статьёй, но с некоторым уточнением. Музыкант вправе играть то, что у него на душе, "рок" это или нет. Другое дело, ЧТО у него на душе, и стоит ли это выплёскивать на людей. Если у него душа более-менее чистая, то не сможет он играть что-то, приносящее разрушение в души людей, независимо от стиля. Послушайте, например, "Галактическую федерацию" (кому интересно их сайт: www.gfrock.ru), у неё есть и аккустика, но в новых альбомах там – тяжёлая музыка, но после неё не остаётся неприятного осадка, как после каких-нибудь Limp Bizkit или Ozzi Ozbornа (не хотел обидеть их фэнов).
  Антоний Новоженов    17.07.2007 18:24
Рабу Божьему Антонию. Вы , я полагаю, только недавно пришли к православной вере и поэтому вы так категорически отрицаете рок. я сам рок-музыкант играю в группе "Судный день" в стиле " Хеви металл". Но это не мешает мне быть певчим и регентом церковного хора. Я благодаря рок-музыки полюбил Знаменный Валаамский распевы. В классике тоже хватает сатанизма.
  САВИН ИГОРЬ    14.05.2007 23:59
Забыл сказать…. Я может был бы более толерантнен к року, если бы в эфире и на телеэкранах было бы засилье русской музыки. Но всё то как раз наоборот!.
И ещё… Вся эта шумиха вокруг так называемого "православного" рока идёт для того, чтобы навязать русской молодежи лже-идеи , что правосланым может быть рок, джаз, рэп и прочие напрвления западной музыки. Хотя на шотландской волынке никогда не исполнить ни одной русской песни . звучащей под балалайку. Всё это будет жалким подобием. И подавать русской молодежи "православный "рок -считаю преступлением над русской культурой.
  САВИН ИГОРъ    11.05.2007 22:05
Православным рок-христианам: Не волнуйтксь.. скоро толеГантное цаГство настанет и все вы наслушаетесь любимой музыки всласть… Правда черти потом покочегарят под сковородой.. но , некоторые думают, до этого еще "дожить " надо.. а пока под буги-вуги подергаемся…
  Владимiръ    08.05.2007 12:34
Василий, слышу речь благоразумного человека! Спаси Христос! И отца Артемия можно только благодарить за такое мудрое слово. Слава Богу, мы не одиноки!Глаголемые ревнители тоже, наверное, нужны – для того, чтобы кто-то не сползал в противоположную крайность.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика