Архиепископ Зеленоградский Савва: «Крещенские купания» в проруби — это не богослужебная и не уставная практика, а традиция
Нельзя использовать праздник Крещения Господня для устройства вакханалии с обильным распитием алкоголя и прочими непотребствами у проруби, предупредил владыка
Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва в своём Телеграм-канале обратил внимание, что завтра наступает Крещенский сочельник, в который православные христиане соблюдают строгий пост, а послезавтра — праздник Богоявления или Крещения Господня. В связи с этим владыка решил напомнить всем желающим окунуть на праздник в прорубь о правилах и смысле этой традиции.
Ниже мы приводим его замечания целиком:
1) «Крещенские купания» в проруби — это не богослужебная и не уставная практика, а традиция, обычай. Он существовал и до революции, но получил широкое распространение в новейшее время. Если человек, отправляясь в день Богоявления купаться, совершает молитву, в молитве погружается в воду, вспоминает Крещение Спасителя, то можно говорить о благочестивой религиозной практике, способствующей материализованному, наглядному воспоминанию о Евангельском событии. Если же купания превращаются в вакханалию с обильным распитием алкоголя, ярмаркой тщеславия и разными другими непотребствами, то это является извращением памяти о Евангельских событиях. Является грехом.
2) Поскольку купание — лишь обычай, не следует устремляться в ледяную купель тем, кому это противопоказано по состоянию здоровья.
3) Окунуться дома в ванну всегда полезно для чистоты тела, а окатить себя из тазика холодной водой — для его закаливания. Первое нужно, а второе можно делать в любой день. Связи с праздником Крещения Господня совсем уж никакой тут нет.
4) Ошибочно мнение, что в канун или сам день праздника Крещения Господня вся вода, во всех водоёмах и даже водопроводах (из под крана) освящается. Всякое благо, в том числе пища и вода, подаётся Богом. Но Великое освящение воды — это особое священнодействие, в ходе которого, Бог в ответ на молитву к Нему, совершаемую соборно священнослужителями и мирянами в храмах, ниспосылает Своё благословение воде, которая тем самым освящается, то есть приобретает особые благодатные свойства. В песнопениях праздника говорится о том, что «днесь [сегодня] вод освящается естество», то есть природа воды, но это не значит, что любая вода вдруг становится святой (для аналогии: то, что Христос, став человеком, освятил Собой человеческое естество, не означает, что все люди автоматически стали святыми).
5) Освящение воды в канун Крещения Господня и в сам день — одинаковые священнодействия. Поэтому святая вода, набранная в Сочельник или в день Богоявления, — имеет одинаковую святость и одинаковые свойства. Двукратное совершение Великого освящения воды обусловлено историческим развитием богослужения (кому интересно, может посмотреть, например, здесь в популяризаторской форме).
6) Омовение крещенской водой, купание в проруби и даже питьё святой воды — все эти действия сами по себе не очищают от греха, не «омывают» грехи, даже при самой благочестивой обстановке. Благочестивое совершение купания может способствовать правильному внутреннему настрою — настрою на раскаяние в своих грехах, желанию вести жизнь по заповедям Христа. Именно такой настрой готовит нас к исповеди, в том числе в Сочельник и в сам день Богоявления, а главное — к причащению в эти дни Святых Христовых Таин. Которые и попаляют грехи.
7) Употребление с верой святой воды в виде пития укрепляет испивающего, способствует его здоровью, сообщает благодатную помощь для избавления от грехов и тем сам приводит в Жизнь Вечную. Благоговейное употребление святой воды для окропления жилищ и предметов сообщает Божие благословение, пребывающее на этой воде, тому, кто живёт в этом жилище или пользуется этими предметами. Употребление святой воды без веры и благоговения может нанести вред.
Именно памятуя об этом, мы молимся, чтобы Бог дал святой воде следующие свойства (и Он даёт их): «благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ее нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ее ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну».
Русская линия
В Кривом Роге состоялось заседание Апелляционного суда по делу митрополита Святогорского Арсения
Защита наместника Святогорской Лавры пытается добиться освобождения владыки из СИЗО, куда он заключён по совершенно надуманному делу
16 января 2025 года в Днепровском апелляционном суде в Кривом Роге состоялось очередное слушание по делу наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения, которого украинские власти продолжают удерживать в СИЗО, сообщает Телеграм-канал Святогорской обители.
Суд начал рассматривать апелляционные жалобы, поданные стороной защиты на решение Славянского горрайонного суда Донецкой области от 5 декабря 2024 года, которым было продлено содержание владыки Арсения под стражей на два месяца.
Митрополит Арсений принял участие в заседании при помощи видеосвязи.
Перед судом выступили адвокаты и сам владыка.
Заседание было прервано воздушной тревогой. Дата его продолжения пока неизвестна.
В этот день в Успенском соборе Святогорской Лавры был отслужен соборный молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Святогорская».
За богослужением братия обители, сёстры лаврских скитов и проживающие в Лавре беженцы вместе сугубо помолились за своего духовного наставника, митрополита Арсения, чая его скорейшего освобождения.
Молитвы за наместника Святогорской Лавры возносятся в обители круглосуточно. Братия, сменяя друг друга, днём и ночью совершает чтение акафиста Покрову Божией Матери перед главной святыней Лавры — Святогорским чудотворным образом Богородицы. Сёстры скита в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» попеременно, также круглосуточно, читают акафисты святителю Николаю Чудотворцу и Архистратигу Божию Михаилу, насельницы Свято-Иоанновского скита в с. Адамовка — Псалтирь.
В дни судебных заседаний в Успенском соборе Лавры совершаются соборные молебны.
Следующее заседание Славянского горрайонного суда Донецкой области по делу митрополита Арсения должно состояться в режиме онлайн во вторник, 21 января 2025 года.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник Собора 70-ти апостолов, мы вспоминаем русскую писательницу и общественную деятельницу Е.Р.Дашкову
Собор семидесяти апостолов был установлен Церковью в ознаменование того, что все они были равночестены между собой. Святой евангелист Лука повествует, что Иисус Христос, кроме двенадцати апостолов, которые следовали за Ним, избрал ещё семьдесят апостолов и послал их в города и села проповедовать Царствие Божие. Он дал им силу творить чудеса, не велел им заботиться о потребностях житейских, но призывать людей к вечной жизни. Когда эти семьдесят апостолов возвратились к Господу и с радостью сказали Ему: «Господи, и бесы повинуются нам», Иисус отвечал: «Не о сем радуйтесь, но о том, что имена ваши написаны на небесах».
После вознесения Иисуса Христа святые апостолы, укрепленные благодатью Духа Святаго, усердно продолжали дело, завещанное им Господом. Они неутомимо обходили города и села, везде проповедуя слово Божие, служа образцами святой жизни и крестя уверовавших во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Имена 70-ти апостолов упоминаются в Деяниях и Посланиях апостолов, но большинство из них известны только по церковной истории и церковному преданию. К 70-ти апостолам Церковь причислила ещё двоих — святого апостола Кифу, которому явился Господь по Воскресении, и апостола Симеона, так как они тоже прославились апостольской проповедью.
Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.
Сегодня мы вспоминаем видную общественную деятельницу и писательницу екатерининской эпохи княгиню Е.Р.Дашкову, скончавшуюся в 1810 году.
Екатерина Романовна Дашкова родилась 17 марта 1743 года и была дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова от брака с Марфой Ивановной Сурминой, крестницей Императрицы Елизаветы Петровны. Она воспитывалась в семье дяди, канцлера М.И.Воронцова. В 1758 г. вышла замуж за князя М.И.Дашкова. В 1758 г. она сблизилась с будущей Императрицей Екатериной II, и приняла горячее участие в подготовке переворота 28 июня 1762 г.
Дашкова участвовала в создании Вольного Российского собрания при Московском университете. В 1783 г. она была назначена Екатериной II директрисой Петербургской Академии наук, которую возглавляла до 1794 г. При содействии и поддержке Дашковой издавались собрания сочинений М.В.Ломоносова, труды С.П.Крашенинникова и И.И.Лепехина. В Академии наук стали читаться общедоступные курсы по математике, физике, минералогии, естественной истории. С открытием в октябре 1783 Российской Академии Дашкова становится её президентом, ею был написан устав этого учреждения, определены его основные задачи. Трудясь над тем, чтобы «возвеличить российское слово», Российская Академия и ее президент предпринимают научное издание «Словаря Академии Российской» (1789 — 1794), в котором принимали участие ведущие ученые России. В 1783−84 гг. Дашкова руководила журналом «Собеседник российского слова», в котором печатались Г. Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин, В.В.Капнист. Как директор Академии наук Дашкова курировала издание журнала «Новые ежемесячные сочинения» (1786−94), в котором напечатала материалы, связанные с Французской революцией, в которых было резкое неприятие происходившего во Франции.
Государь Павел I Петрович, попомнивший Дашковой участие в перевороте 1762 г., снял её со всех постов и отправил в ссылку, откуда ей удалось вернуться при Императоре Александре I.
Русская линия