Завтра начинается Рождественский пост
Поскольку заговенье на пост в этом году выпало на среду, православные верующие начали поститься уже с сегодняшнего дня
Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «поелику сомневались некоторые в том, что нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
В отличие от Великого поста, Рождественский пост — нестрогий. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, гласят, что в течение всего поста следует отказаться от пищи животного происхождения, а также от употребления рыбы по средам и пятницам.
Тем не менее, православный пост — это не только телесное воздержание, но и духовная борьба человека со своими страстями. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла».
И было бы неплохо, если бы деятели нашей общественно-политической жизни тоже помнили эти слова, а власти понимали, что главным инструментом умиротворения разгорающихся политических страстей могут и должны быть не политические или административные ресурсы, а пост и воздержание.
Русская линия
Митрополит Запорожский Лука: Украинские власти хотят расправиться с УПЦ, чтобы затем объединить «ПЦУ» и УГКЦ
Текущая ситуация на Украине является частью более широкой стратегии, поддерживаемой Ватиканом и Константинопольским Патриархатом, считает архиерей
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука в интервью грузинскому СМИ «Точка зрения» выразил обеспокоенность по поводу планов украинских властей расправиться с Украинской Православной Церковью. По его словам, правительство действует по определённой схеме, направленной на уничтожение УПЦ и её объединение с униатами, сообщает СПЖ.
«Они пытаются это сделать по простой схеме — собираются уничтожить Украинскую Православную Церковь, объединить её остатки в раскольнический собор, а затем объединить эту структуру с Греко-католической церковью Украины», — заявил владыка Лука.
Иерарх УПЦ также отметил, что текущая ситуация на Украине является частью более широкой стратегии, поддерживаемой Ватиканом и Константинопольским Патриархатом. Он утверждает, что цель этой стратегии — создание союза между православными и католиками на основе украинского прецедента.
«Если эта задача будет выполнена, то Константинопольский Патриархат и Ватикан будут использовать „украинский прецедент“, чтобы доказать, что союз православных и католиков возможен и реален даже без изменения принципов их учения», — добавил глава Запорожской епархии.
Что же касается своей судьбы, то во время онлайн-общения с подписчиками своего Ютуб-канала архипастырь сообщил, что будет верен УПЦ до самого конца и переходить к раскольникам не собирается, сообщает портал Raskolam.net.
«Я как раз в Украинской Православной Церкви, я никуда переходить не собираюсь. Пойти туда, куда вы мне предлагаете, я пойти не могу, потому что это не Церковь, это религиозная организация. Но назвать её Церковью в понимании Христовой я не могу, потому что Христос никого не бьёт, никого не загоняет», — ответил он.
Ранее митрополит Лука также предложил развить «Амманский формат» до уровня площадки для постоянных консультаций и переговоров между представителями Православных Поместных Церквей. Архиерей считает, что активное общение внутри мирового Православия, в будущем поможет предотвратить появление межцерковных кризисов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти императора Юстиниана Великого, мы вспоминаем графа П.Д.Киселева и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)
Император Юстиниан — один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права, создатель православной государственной идеологии, строитель собора Св. Софии в Царьграде. Церковь чтит его именно за государственные добродетели, прославляя в чине «правоверного царя». Он родился в 482 или 483 г. в местечке Таурезия близ современного Скопье и был иллирийцем (по другим данным он был славянином и родился в селении Вердяня, близ нынешней Софии). Будущий великий Император родился в простой крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе, куда его забрал дядя по матери император Юстин I, правивший в 518−527 гг. Полное его имя Петр Савватий (получил при крещении) Флавий (знак принадлежности к императорскому семейству) Юстиниан (в честь дяди). Постепенно Юстиниан восходил по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном. Юстин, не имевший своих детей, усыновил его и сделал своим соправителем в последние месяцы царствования, поэтому 1 августа 527 г., когда Юстин умер, Юстиниан взошел на трон.
Он прославился своими успешными войнами с врагами Империи. Несмотря на то, что на востоке шла практически непрерывная война с извечным врагом — Персией, Юстиниану удалось восстановить на короткое время великую Римскую империю практически в прежних границах. В 533−534 гг. полководец Юстиниана Велисарий разгромил королевство вандалов, а к 548 г. Африка вновь стала провинцией Империи. К 555 г. другой полководец Нарсес окончательно разгромил Остготское королевство и полностью очистил Италию от готов, франков и алеманов, Италия стала провинцией Империи с центром в Равенне. Юстиниану покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии.
При Юстиниане было совершено и другое грандиозное дело — была произведена кодификация права. Под руководством выдающегося юриста Трибониана был издан знаменитый Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»), состоящий из трех частей: 1) «Кодекс Юстиниана» (полностью издан в 534 г.), куда вошли все сохранявшие актуальность императорские постановления начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в.; 2) «Дигесты», подготовленная в 530−533 гг. компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2−3 вв.), эти тексты стали обязательными для всех судов; 3) «Институции», или «Основы», изданный в 533 г. учебник права для студентов. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы «Новеллы», дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановления.
Но Церковь прославила Императора Юстиниана за великие заслуги перед Православием. Он ревностно стремился к распространению христианства и искоренению язычества, повелев, к примеру, закрыть языческие школы в Афинах, чтобы преподавание наук там вели иноки. При Юстиниане построен величественный собор Св. Софии в Константинополе. Созданный Константином Великим собор был сожжен во время восстания «Ника». Благочестивый Император Юстиниан создал новый храм, веками удивлявший всех величием и красотой. Юстиниан радел не только о распространении христианства, но и о чистоте Православной веры. Выступая против несториан, монофизитов и прочих еретиков, он составил песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий..», которая поется на литургии перед малым входом. Его стараниями в 553 г. был созван V Вселенский собор для осуждения несторианских мыслей и для прекращения раздоров в Церкви. Юстиниан установил закон об обязательном праздновании Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородице.
Одним из важнейших деяний Императора Юстиниана стала разработка православной государственной идеологии. В Византийской империи еще при Равноапостольном Константине сила государства и духовная сила Церкви были объединены на принципе «симфонии властей». В преамбуле к 6-й Новелле Юстиниана этому было дано законодательное обоснование: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием — священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь. Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония».
Вместе с Императором Юстинианом Церковь почитает и его благочестивую супругу царицу Феодору, на которой он женился в 523 г. и которую беззаветно любил и почитал. Феодора помогала ему управлять государством, а во время восстания «Ника», проявив хладнокровие и выдержку, фактически спасла трон. Она умерла в 548 г., а Юстиниан в 565 г.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля, почетного члена Петербургской Академии наук генерал-адъютанта графа П.Д.Киселева, скончавшегося в 1872 году.
Павел Дмитриевич Киселев родился 8 января 1788 г. в Москве в старинной дворянской семье. Получив домашние образование, в 1806 — 1815 гг. служил в элитном Кавалергардском полку, в составе которого участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах Русской армии 1813 — 1814 гг. В годы войны Киселев обратил на себя внимание Императора Александра I, был пожалован им во флигель-адъютанты, сопровождал Государя на Венском конгрессе. С 1817 — генерал-майор.
Первоначально Киселев придерживался довольно либеральных взглядов, был сторонником «просвещенной монархии», разделял многие взгляды декабристов, осуждая при этом их стремления осуществить свои идеалы насильственными средствами. Позже сдвинулся вправо. Главным преобразованием, жизненно необходимым России, Киселев считал отмену крепостного права, о чем в 1816 г. предоставил Императору Александру I специальную записку. В 1829 — 1834 гг. Киселев служил в Молдавии и Валахии, в 1834 г. был назначен членом Государственного Совета, а в 1835 г. введен Императором Николаем I в состав Секретного комитета, созданного для обсуждения проекта крестьянской реформы. Государь называл Киселева своим «начальником штаба по крестьянской части». В 1837 — 1841 гг. Киселев подготовил реформу управления государственными крестьянами, именуемую «реформой Киселева» и ставшую самой крупной попыткой разрешения крестьянского вопроса во второй четверти XIX века. В 1837 г. за свои заслуги на поприще государственного служения был пожалован в графы. С 1856 г. — посол России в Париже, с 1862 г., в отставке. Граф Киселев по праву считался одним из самых выдающихся сановником царствования Императора Николая I.
Сегодня день памяти председателя 5-го Всероссийского монархического съезда архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова), скончавшегося в 1931 г.
Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 31 декабря 1852 г. в Полтавской губернии в семье священника и в миру звался Василием Григорьевичем. Образование получил в Казанской духовной академии, которую окончил в 1878 г., в том же году принял постриг и рукоположен во иеромонаха. В январе 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В декабре 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В декабре 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в ноябре 1903 г. — епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В марте 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андрониевого монастыря в Москве. Митрополитом Владимиром (Богоявленским) был делегирован на 5-й Всероссийский монархический съезд, который проходил в мае 1912 г. в Петрограде. Его приветственное слово было восторженно встречено делегатами, а сам он единодушно избран почетным председателем съезда.
После революции в 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. С января по июнь 1926 г. пребывал в григорианском расколе. Скончался в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий.
Русская линия