В Екатеринбурге торжественно отметили очередную годовщину злодейского убийства Царской семьи
После ночной Литургии верующие и духовенство пешком отправились в монастырь на Ганиной Яме, где был совершён традиционный молебен
В ночь с 16 на 17 июля 2021 года, в память Царственных страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, Великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, в Екатеринбурге у Храма на Крови, где ровно 103 года назад в ночь с 16 на 17 июля 1918 года было совершено злодейское убийство последнего российского императора Николая Александровича и его семьи, началось главное событие Царских дней — Божественная литургия. Богослужение прошло на площади перед нижним приделом Храма-Памятника на Крови.
Божественную литургию возглавили восемь архиереев Русской Православной Церкви: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий, епископ Каменский и Камышловский Мефодий и епископ Златоустовский и Саткинский Викентий.
Перед началом богослужения митрополит Евгений обратился ко всем молящимся с архипастырским словом.
«Настала священная, торжественная, трагическая, радостная ночь, которую мы именуем Царской ночью в рамках Царских дней. Ночь, которая в себе сочетает трагедию Великой Страстной пятницы, этого гефсиманского борения, которое переживала на этом месте святая Царская семья. И в этой же ночи открывается великая радость Воскресения Христова и той славы, в которую вошли с этого места святые Царственные страстотерпцы. Это всё очень близко переживается каждому человеку, и мы имеем возможность здесь почерпнуть и надежду воскресения, и крепость сил перенести эти гефсиманские искушения.
Сейчас, в это время 103 года назад, Августейшая семья, помолившись Богу, произнеся: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», так же, как и мы, отошли ко сну. И через несколько десятков минут прозвучали шаги по коридорам, их стали поднимать, будить и повели в этот подвал. Мы сегодня знаем, какой славой это окончилось. И хотелось бы пожелать каждому вдохновиться их верой, смирением и терпением", — сказал митрополит Евгений.
Владыка передал участникам богослужения просьбу и благословение Святейшего Патриарха Кирилла быть внимательными друг ко другу и соблюдать необходимые меры противоэпидемической безопасности.
Ночное богослужение транслировалось православным телеканалом «Союз» на 87 стран мира. Увидеть главные богослужения на своих домашних телеэкранах могли и жители Екатеринбурга. В Царские дни 16−18 июля в уральской столице восстановлено аналоговое вещание телеканала «Союз». В эти дни прямые трансляции народного православного телеканала можно было увидеть в привычном формате — на домашних телеэкранах.
Прямую трансляцию также можно было посмотреть на YouTube-канале телеканала «Союз».
В связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции все мероприятия проходили с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности: масочный режим, дезинфекция рук, измерение температуры. На территории были установлены дезинфекторы, так что каждый паломник мог обработать руки в любое время. Добровольцы Царских дней напоминали верующим о необходимости соблюдения социальной дистанции, которую паломники старались выдерживать, и раздавали медицинские маски тем, у кого их не было.
Группы верующих после Божественной литургии в Храме на Крови направились пешим ходом в сторону мужского монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, где утром будет совершено ещё одно важное богослужение Царских дней — молебен святым Царственным страстотерпцам. Это традиционный молебен у шахты № 7, где уничтожались тела членов Августейшей семьи и их верных слуг.
Верующие двигались семьями и группами по 50, 100 человек традиционным маршрутом.
Инициатива народного памятного хода исходила от самих людей. Традиционно паломники повторяют маршрут, по которому из дома инженера Ипатьева тела последних Романовых перевозились к месту их уничтожения.
В нынешнем году Царский крестный ход, традиционно организуемый Екатеринбургской епархией, не был согласован из-за пандемии, а потому верующие решили самостоятельно дойти пешком до Ганиной Ямы.
Рано утром 17 июля 2021 года в монастыре во имя Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме был совершён молебен святым Царственным страстотерпцам. Богослужение объединило порядка 2 тысяч верующих, прошедших путь от Храма на Крови до Ганиной Ямы.
Вместе с архипастырями молились и более 80 клириков Русской Православной Церкви.
Молебен возглавили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем день памяти Святых Царственных Страстотерпцев, св. преп. Андрея Рублева и блгв. кн. Андрея Боголюбского
Сегодня Русская Православная Церковь чтит память святых страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома от рук изуверов в 1918 году. Святые Царственные Мученики молите Бога о нас!
Сегодня мы также чтим память преподобного Андрея Рублева. Св. Андрей родился во дни славных благоверных великих князей Димитрия Донского и сына его Василия Димитриевича. Год и место рождения преподобного Андрея Рублева не известны, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.
Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Московским Спасо-Андрониковым монастырем.
Иноческий постриг святой Андрей принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, он поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Летопись сообщает, что в 1408 г. преподобный Андрей, вместе с Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.
На протяжении XVI—XVII вв. память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные..»
Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой Лавре 4 июля в день тезоименитства со св. Андреем Критским.
Канонизирован преподобный Андрей на основании святой жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Сегодня Русская Церковь вспоминает Святого благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. В ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своей великокняжеской резиденции Боголюбово под Владимиром был убит св. блгв. Великий Князь Андрей Боголюбский. Он родился около 1110 г. и был внуком Великого Князя Владимира Мономаха и вторым сыном Великого Князя Юрия Долгорукого.
Когда умер его дед, Андрею было около 15 лет, и он вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей. При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем — Киевском — столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол. Св. блгв. князь Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 г. князь Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. князь Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа. Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!»
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией на всем протяжении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то, что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. князя Андрея. Главное лицо среди «начальников убийства» — ключник Анбал Ясин — иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию «Иуды с жидами» перед предательством Спасителя. Летопись приводит и непосредственную причину преступления — это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития.
Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов Великого Князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности. Память Св. блгв. князя Андрея Боголюбского празднуется Церковью 4 (17) июля.
Русская линия