Епископ Барышевский Виктор: Встреча премьер-министра Украины с Патриархом Илией II — это продолжение вмешательства украинских властей в церковные дела
Председатель Представительства УПЦ при европейских международных организациях прокомментировал заявления чиновников по поводу состоявшихся в Тбилиси переговоров
4 июня 2021 года Председатель Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор прокомментировал слова министра культуры и информационной политики Украины Александра Ткаченко о встрече Дениса Шмыгаля с Патриархом всея Грузии Илией II.
«Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко заявил, что встреча премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля с Патриархом всея Грузии Илией II является очень важной для признания „ПЦУ“ со стороны „одной из старейших Православных Церквей в мире — Грузинской“», — написал епископ Виктор в своем телеграмм-канале, передает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Владыка объяснил, что таким образом, «министр прозрачно намекнул, что высокий представитель украинской власти в разговоре с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви лоббировал интересы одной конфессии на Украине „ПЦУ“».
«Убеждён, что наши чиновники хорошо осведомлены, что согласно Конституции, Церковь в Украине отделена от государства. А это означает, что украинская власть не должна вмешиваться в церковные дела, какими бы важными они ей не казались. А особенно, когда есть дела, решать которые нужно немедленно именно государственным чиновникам — в экономической, социальной, медицинской, образовательной и других жизненно важных сферах», — отметил он.
Глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях напомнил, что «из уст представителей украинского политикума неоднократно звучали слова о том, что ни одна конфессия в нашей стране не имеет приоритета в глазах государства, что все пользуются свободой и равными правами».
По мнению иерарха, «на практике мы видим совсем другую картину, — когда высшие должностные лица Украины проникаются интересами одной конфессии, пренебрегая при этом интересами миллионов верующих нашей Украинской Православной Церкви».
«И напоследок следует отметить, что когда для признания каноничности церковной структуры, которая на это претендует со стороны Православных Поместных Церквей, нужно содействие государства, то это явно говорит о наличии серьёзных проблем в этой структуре, которые делают невозможным признание со стороны других Церквей», — резюмировал архиерей.
Русская линия
На Фанаре считают, что дорога к полному единству католиков и православных близится к финишу
По словам одного из иерархов Константинопольского Патриархата, на уровне верующих единство православных и католиков якобы уже достигнуто
Митрополит Италии и экзарх Южной Европы Константинопольского Патриархата Поликарп (Ставропулос) заявил, что движение католиков и православных к полному единству близится к завершению, сообщает СПЖ со ссылкой на сайт Vatican News.
В интервью изданию митрополит Поликарп отметил, что жесты главы Фанара Патриарха Варфоломея и папы Римского Франциска «всё больше идут в направлении полного единства, начиная с общих чувств: содействие миру, межрелигиозный диалог, защита творения и нуждающихся, например, беженцев, не забывая при этом о чрезвычайных ситуациях, вызванных пандемией».
Он подчеркнул, что папа Франциск и Патриарх Варфоломей — «это два человека, у которых одинаковые мысли и чувства», и «они осознают, что должны действовать вместе на благо человечества, которое в последнее время ещё больше обеспокоено кризисом в области здравоохранения и экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса».
По словам иерарха Фанара, «путь католиков и православных к полному единству идёт под руководством Святого Духа и приближается к финишу». Он уверен, что «на уровне верующих эта цель уже достигнута», и «это важнее, чем на институциональном уровне».
Митрополит Поликарп также считает, что сегодня поставить под угрозу путь к единству католиков и православных могут «релятивизм, безразличие, пессимизм, идея поверхностного единства, административно-институционального единства, секуляризм, возможные геополитические игры».
Русская линия
Игумен Ватопедского монастыря Ефрем подключен к аппарату искусственного дыхания
Состояние госпитализированного с коронавирусом афонского игумена резко ухудшилось
Игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем, ранее перенесший инфаркт при поездке в Киев для сослужения с украинскими раскольниками, заразился коронавирусом и 4 июня был госпитализирован в Афинскую больницу.
Первоначально состояние его здоровья было удовлетворительным. Но в настоящее время, по данным медицинских источников из больницы «Евангелизмос», отцу Ефрему стало резко хуже, сообщает «OrthodoxTimes».
В связи с этим лечащие врачи отделения интенсивной терапии «Евангелизмоса» приняли решение провести интубацию трахеи и подключить отца Ефрема к аппарату искусственного дыхания, так как за последние несколько часов уровень кислорода в его организме сильно упал.
Игумен Ефрем известен своим противоречивым отношением к украинским раскольникам. Ранее он занимал принципиальную позицию по этому вопросу и призывал украинских раскольников принести покаяние и вернуться в состав УПЦ. Однако, после вторжения Фанара на Украину и признания «ПЦУ», он изменил свои взгляды и занял профанарскую позицию.
Русская линия
Молитвами Пресвятой Богородицы
В Сретенском ставропигиальном монастыре столицы отметили 500-летие спасения Москвы по молитвам перед Владимирским образом Божией Матери
3 июня 2021 года, в день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери, Божественную литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре Москвы возглавил митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, сообщает Патриархия.Ru.
Праздник Владимирской иконы является престольным для Сретенского монастыря. Празднование 3 июня установлено в честь чудесного избавления Москвы от войск хана Мехмеда Гирея по молитвам у иконы Богоматери. В 2021 году этому событию исполнилось ровно 500 лет.
Накануне вечером, 2 июня, Всенощное бдение совершил ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан — в прошлом выпускник, преподаватель и исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной семинарии.
По окончании Литургии владыка Дионисий передал поздравления и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Иеромонах Иоанн (Лудищев) в ответном слове поблагодарил Святейшего Владыку, а также выразил благодарность митрополиту Дионисию и епископу Силуану за участие в праздничном богослужении и на память о совместной молитве преподнес архиереям образы Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Затем был совершен благодарственный молебен. Митрополит Воскресенский Дионисий и протоиерей Максим Козлов напутствовали выпускников академии.
Выпускники магистратуры и бакалавриата выразили благодарность митрополиту Дионисию, епископу Силуану, передали слова благодарности первому ректору Сретенской духовной семинарии митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону, наставникам и учителям. От лица выпускников бакалавриата выступил Тимофей Рзянин, от лица выпускников магистратуры — иерей Николай Устинов. Затем выпускникам академии были вручены дипломы.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Марию Александровну, историка Н.М.Карамзина и генерала С.А.Хрулева
Сегодня день памяти Государыни Марии Александровны, супруги Императора Александра II Николаевича и Августейшей матери Императора Александра III Александровича, отошедшей ко Господу 22 мая 1880 года.
Будущая Российская Императрица родилась 27 июля 1824 г. в семье великого герцога Гессенского Людовика II, и звалась в девичестве Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией. Великий Князь Александр Николаевич — будущий Император Александр II, путешествуя по Западной Европе в 1838−39 гг., по влечению своего сердца избрал принцессу Марию спутницей своей жизни. Летом 1840 г. она прибыла в Россию, приняв в сентябре того же года Православие и новое имя — Мария Александровна, а 16 апреля 1841 г. состоялось венчание Наследника Русского Престола и Принцессы Марии.
Посвятив всю свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании, Императрица Мария Александровна стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей Императрицы Александры Федоровны. Именно она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий. Ее гимназии получили названия Мариинских.
Преобразовательная деятельность Государыни Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества восстановления христианства на Кавказе, распространения духовно-нравственных книг, Российское миссионерское общество, она курировала деятельность Общества заботы о слепых и другие благотворительные учреждения.
Сама же Государыня была очень слаба здоровьем — не многие знали, что Мария Александровна была неизлечимо больна сердцем и легкими, неся свой тяжкий Крест всю свою жизнь. В память о добродетельной Государыне был основан г. Мариинск (ныне Кемеровская область), ее именем наречен один из крупнейших театров мира — Санкт- Петербургский Мариинский театр.
Сегодня также день памяти известного русского историка, одного из видных идеологов русского консерватизма Николая Михайловича Карамзина, скончавшегося 22 мая 1826 года.
Он родился 1 декабря 1766 г. в Симбирской губернии в семье небогатого помещика (Карамзины происходили из старинного крымско-татарского рода Кара-Мурзы). Получив образование в частных пансионах, Карамзин также посещал лекции в Московском университете, некоторое время служил в Преображенском полку. По смерти отца он в 1784 г. вышел в отставку и в этот период сблизился с масонами, под влиянием которых сформировались его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского Просвещения. Однако к 1788 г. Карамзин охладел к «вольным каменщикам», разорвав с ними отношения. Будучи свидетелем революционных событий во Франции, Карамзин начал критичнее относится к «передовым» идеям Запада. «Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!», — писал в это время Карамзин.
С 1791 г. Карамзин начинает издавать «Московский журнал», альбом «Аглая» (1794−95), альманах «Аониды» (1796−99), «Пантеон иностранной словесности» (1798), журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1799), публикует «Письма русского путешественника» (1791−92), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным поэтом Г. Р.Державиным. Как литератор, Карамзин создает новое направление в русской литературе — сентиментализм («Бедная Лиза»), осуществляет масштабную реформу русского языка. В 1791 г. Карамзин писал: «В нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». А его повесть «Наталья, боярская дочь» (1792) начиналась словами: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу.?»
Восшествие на престол Императора Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 г. он выпустил в свет «Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому Государю, в котором он сформулировал монархическую программу, ясно высказавшись в пользу Самодержавия. В этот период Карамзин стал издавать журнал «Вестник Европы», со страниц которого он выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя, отстаивавшего государственническую позицию. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках. Хорошо и должно учиться: но горе. народу, который будет всегдашним учеником», — писал Карамзин о заимствованиях с Запада.
Вскоре Карамзин проявляет себя еще и как великолепный историк — с 1803 по 1811 гг. он создает 5 томов «Истории государства российского» (последний, 12-й том, вышел посмертно), попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники. К 1810 г. под влиянием занятий русской историей Карамзин становится последовательным консерватором-патриотом. Через своего родственника Ф.В.Ростопчина он знакомится с лидером тогдашней «русской партии» при Дворе — Великой Княгиней Екатериной Павловной, а затем и с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 г. Александру I, трактат «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» — наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли, содержащий цельную и оригинальную концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью. Самодержавие есть «палладиум России», главная причина ее могущества и процветания — таковым был вывод «Записки».
В последние годы своей жизни Карамзин жил в Петербурге, общаясь с такими видными консервативными деятелями как В.А.Жуковским, граф С.С.Уваров и др. В 1818 г. за составленную им «Историю» Карамзин был принят в члены Российской Императорской академии. Значение его труда точно выразил П.А.Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».
Сегодня мы также вспоминаем известного русского боевого генерала, героя Крымской войны генерал-лейтенанта Степана Александровича Хрулева, скончавшегося в 1870 году.
Он родился в 1807 году в Тульской губернии. Получив воспитание в тульском Александровском университете, Хрулев определился в конную артиллерию. Боевое поприще Хрулев начал в польской войне 1831 г., во время подавления революции в Венгрии (1849) он командовал передовым отрядом авангарда главной армии. В 1853 г. Хрулев принял участие в экспедиции генерала В.А.Перовского в Среднюю Азию против кокандцев, отличившись при осаде крепости Ак-Мечеть (ныне Кзыл-Орда).
С началом Восточной (Крымской) войны Хрулев был послан к войскам князя Горчакова в Дунайские княжества и особенно отличился 20 февраля 1854 г. при отражении турецкого десанта из крепости Силистрии на левом берегу Дуная, в деле под Журжей, на острове Родомане, был ранен. В начале 1855 г. генерал был переведен в состав севастопольского гарнизона и здесь выказал блестящую отвагу и распорядительность, командуя дивизией. Генерал лично ходил в атаки против осаждавших крепость англо-французских войск, был ранен во время обороны Малахова кургана. Выдающиеся подвиги Хрулева при обороне Севастополя принесли ему большую популярность в войсках и у населения Севастополя, а также орден св. Георгия 3-й степени В 1856 г. генерал был назначен в распоряжение главнокомандующего отдельным кавказским корпусом; позже командовал 2-м армейским корпусом. С 1862 г. Хрулев находился в отставке.
Когда генерал Хрулев умирал — было это в Петербурге в 1870 году, — то завещал похоронить его в Севастополе, на солдатском кладбище, а на памятнике написать: «Подвиньтесь, братцы, лягу вместе с вами..». В момент погребения все корабли Черноморского флота отдавали герою последние почести залпами из орудий.
В этот день в 1910 г. в Царском Селе состоялся смотр потешным войскам, в котором принял участие «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича». Смотр принимал сам Августейший покровитель класса.
Движение потешных предполагалось как целая система военно-патриотического воспитания детей и юношества. Отцом-основателем движения был педагог, инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии А.А.Луцкевич (1848−1912), но сама идея движения принадлежала Государю Николаю II. 8 января 1908 г. Государь высказал пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. В 1909 г., объявляя благодарность Луцкевичу, Император начертал: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение мою мысль». Организатор потешных был человеком монархических убеждений, в 1906 г., состоя на службе в Одессе, имел тесные связи с монархическими организациями (Союзом Русских Людей и Союзом Русского Народа), из-за чего претерпел гонения — был переведен с явным понижением без видимых причин в уездный Бахмут. Однако здесь Луцкевич организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, в состав которого принимались в основном дети из беднейших семей. После смотра в Царском Селе, когда Луцкевич вернулся в Бахмут, обласканный Царем и возведенный в чин действительного статского советника (непосредственный его начальник — директор училищ уезда был ниже чином), против него была развязана травля. Несмотря на поддержку монархистов Одессы и Петербурга травля Луцкевича продолжалась — в 1911 г. он оказался под следствием «за упущения в работе». Измученный преследованиями организатор потешных скончался в 1912 г.
Поскольку чиновники Министерства народного образования торпедировали царскую идею, было решено передать дело организации потешных классов в Военное министерство. Идею активно поддержали монархические союзы, вопрос об организации потешных активно обсуждался на 5-м Всероссийском монархическом съезде в Петербурге в мае 1912 г. Пропагандистом этого дела стал генерал-майор К.И.Дружинин (погиб на фронте в 1914 г.), который в одном из своих выступлений призывал: «Да возрастут сверстники нашей Великой Надежды — Государя Наследника Цесаревича Алексия — воспитанными семьей, школою и общественной жизнью в воинском победно-воинственном духе». Первая Мировая война и революция помешали осуществить эти планы.
Русская линия