В Вятке начался Великорецкий крестный ход
6 июня на берегу реки Великой состоятся главные торжества в честь обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца
3 июня 2021 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении сонма духовенства Вятской Епархии возглавил Божественную литургию в Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре Вятки, сообщает сайт Вятской митрополии.
За Литургией богослужебные песнопения звучали в исполнении Архиерейского хора Успенского собора города Кирова под управлением регента Юлии Скопиной.
В группе Вятской Епархии в социальной сети «В контакте» шла прямая трансляция богослужения.
С проповедью к верующим за богослужением обратился настоятель храма в честь Михаила Пресвитера (священномученика Михаила Тихоницкого) Вятки иерей Андрей Петров. В пастырском слове отец Андрей обратил внимание на взаимосвязь воспоминаемых сегодня исторических событий и духовной жизни современного общества:
«Сегодня Православная Церковь, все мы с вами празднуем память Владимирской иконы Божией Матери, когда Пресвятая Богородица явила чудо на нашем народе в 1521 году. Казалось бы, русские люди, православные, жили не как сейчас, другие были обычаи, но когда мы читаем, что народ был за беззакония наказан Богом, мы удивляемся: как так, а мы тогда что? А мы также с вами несем крест за свои грехи. Предки наши молились Богу, когда монголо-татарское войско подошло к Москве, осадило столицу, тогда русский народ возопил Богу, Пречистой Богородице. Все, начиная от митрополита Московского, заканчивая простыми людьми, молились кто в храмах, кто дома, приносили покаяние Богу, раскаивались в своих грехах, и Господь свой гнев переменил на милость, чудным образом войска супостата были отброшены от Москвы. Враги бежали в страхе, не понимая, что с ними происходит. И вот это чудо мы с вами сегодня вспоминаем.
И как раз в это же время — в 1521 году Великорецкому образу святителя Николая был пожалован драгоценный оклад. Это знаменательное событие отражено в летописях. Совершается крестный ход в непростое время, все мы знаем, что случилось со всем миром. За наши беззакония Господь дает нам этот крест. Других нет вариантов, потому что только грех человеческий рождает болезнь и смерть. И это мы с вами должны помнить. Во второзаконии Господь говорит: «Жизнь и смерть дал Я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь, чтобы жил ты и дети твои» (Второзаконие 30 стих 19). Что мы изберем? Господь говорит: «Аз есмь путь, истина и живот» (Ин. 14:6), — говорит Христос. И кто причащается Тела и Крови Христовой, тот будет вовеки жить, с Христом. И этот крестный ход — еще раз испытание всем нам. Мы с вами идем не просто так, это не туристический поход, это не поиск какой-то особенной благодати, которую ищут люди в Индии и в других религиях. Нет. Это Божественная благодать, которая приходит только к тем, кто смиренный духом.
«Правило веры и образ кротости» — так мы поем святителю Николаю. Какая кротость должна быть в нас, чтобы Господь вошел в наши сердца? Мы должны принести покаяние в эти дни, чтобы Господь нашу землю, наш народ избавил от этого пагубного поветрия. Этот невидимый меч безвременно нас поражающий до сих пор висит над нами. Он никуда не делся. И как мы пойдем этим крестным ходом — зависит уже только от нас. Мы пойдем этим крестным ходом и сумеем получить эту благодать Божию, чтобы приобщиться к ней через покаяние и Причащение.
Будем помнить о тех, кто этот крестный ход берег в советские годы. 9 мая 1959 года Великорецкий крестный ход был запрещен, потому что якобы вытаптываются поля паломниками. Это была выдумка советской власти. Но наши бабушки, прабабушки ходили этим крестным ходом. Как? А тайком: через лески и перелески, в оврагах прятались от нарядов милиции, от комсомольских патрулей. Некоторых вылавливали, отвозили обратно, но они все равно шли на Великую, потому что обет приносить икону был дан вятским народом. Иной раз иконы не было, и они шли сами с образками святителя Николая. И мы должны помнить, должны хранить и беречь то, что нам дали наши предки.
И сегодня мы идем не сами за себя, а за тех, кто не может идти, кто остался дома, кто болен, кто после болезни не может ходить, тяжело себя чувствует — вот за них мы идем и за них молимся. Не только за себя. Вот тогда Господь дает нам эту благодать, потому что мы несем крест не только за себя, но помогаем молитвенным деланием всем нашим родных и близким, кто за нас молится теперь дома. Будем молиться святителю Николаю, чтобы он дал нам силы, кротость и терпение, чтобы пройти этот путь с молитвой, верой, чтобы избавил нас Господь от всех искушений и пагубного поветрия. Чтобы дал нам эту пасхальную радость принести нашим родным, чтобы и они слышали эти пасхальные радостные слова: Христос Воскресе! С праздником всех! Благодатного Причастия! Храни всех Господь!
По окончании богослужения перед Великорецким образом святителя Николая митрополит Марк и сонм духовенства совершили молебен с акафистом".
В завершении богослужения Владыка обратился к верующим с архипастырским благословением: «В добрый путь! Всем Бог в помощь!»
Далее чтимый образ и участники торжеств переместились в Троицкую церковь слободы Макарье, где около полудня по традиции под открытым небом перед Великорецким образом был совершен молебен святителю Николаю, возглавляемый митрополитом Вятским и Слободским Марком.
Согласно традиции 3 июня ознаменовано началом торжеств в честь явления образа святителя Николая. Знаменательно, что нынче, в 2021 году, отмечается две юбилейные даты, связанные с событиями — первыми документальными упоминаниями в источниках Великорецкого образа и паломничества на Великую.
500 лет назад — первое в истории упоминание о Великорецком образе: летописные источники свидетельствуют, что в 1521 году Великий князь Василий III пожертвовал Великорецкой иконе драгоценный оклад.
475 лет назад — первое документальное упоминание о паломничестве на Великую. Впервые Великорецкое паломничество упоминается в 1546 году в грамоте царя Ивана Грозного, направленной жителям города Слободского; в документе сообщается о том, что жители соседнего села Шестаково паломничают к Николе села Великорецкое «шестоковцы ездят на Великую реку и в Хлынов помолитеся Николе Чудотворче».
Главные события торжеств в память обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца состоятся 6 июня в 10.00 на берегу реки Великой — Божественная литургия архиерейским чином и Освящение воды на источнике и на реке Великой.
Русская линия
Владимир Легойда: Украинское государство не только не защищает права канонической УПЦ, но во многих случаях его представители на местах эти права попирают
В Русской Православной Церкви прокомментировали обращение украинских верующих в ООН и ОБСЕ
Работа Украинской православной церкви (УПЦ) по созданию системы защиты прав верующих — это необходимость в условиях систематического нарушения этих прав, написал в среду в Telegram-канале председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда, сообщает РИА Новости.
Ранее представительство УПЦ при европейских международных организациях выступило с заявлением о системном нарушении прав верующих на Украине, в том числе и со стороны центральной власти страны, текст заявления опубликован на официальном сайте УПЦ. Представительство обращает внимание международного сообщества на «не прекращающиеся силовые захваты храмов, совершение в отношении верующих УПЦ тяжких уголовных преступлений, блокирование регистрации уставов, ограничение конституционных прав религиозных организаций УПЦ законом о принудительном переименовании, распространение в отношении клириков и мирян УПЦ риторики ненависти в СМИ».
«Замалчивание проблем никогда не приводит к их решению. Поэтому очень важно, что Украинская Православная Церковь ведёт работу по созданию системы защиты своих прав, которая в какой-то мере облегчает оказывающееся на неё давление и привлекает внимание мирового сообщества к положению верующих на Украине. К сожалению, выстраивание такой системы — это необходимость, которая продиктована тем, что украинское государство не только не защищает права канонической Церкви, но во многих случаях его представители на местах эти права попирают», — написал Легойда.
Он отметил, что в России и в других странах канонической ответственности Московского Патриархата глубоко сопереживают прихожанам УПЦ, находящейся сегодня под ударом.
Русская линия
Митрополит Екатеринбургский Евгений: Никакие цветы своей красотой не могут затмить красоты душ тех, кто учредил этот праздник
В Екатеринбурге отметили 110-летие первого общегородского праздника Белого Цветка, появившегося в России благодаря Царской семье
3 июня 2021 года в уральской столице на площадке у Храма-Памятника на Крови прихожане городских храмов отметили День рождения праздника Белого Цветка в Екатеринбурге. Эта акция посвящена 110-летию первого общегородского праздника Белого Цветка. В 1911 году в Екатеринбурге впервые прошёл большой благотворительный праздник, появившийся в России благодаря Царской семье, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Перед началом праздника председательница Содружества святой Екатерины поздравила митрополита Екатеринбургского Евгения и в его лице всех екатеринбуржцев с 110-летием праздника Белого Цветка и вручила ему корзину белых роз. Эти цветы потом подарили всем хористам — участникам праздника, и с розами в руках они совершили свое цветочное шествие, аналогичное тому, как проходили с цветами на празднике дети 110 лет назад.
Подобно тому, как в 1911 году празднование начиналось молебном, так и нынешний праздник начался с молебна святым Царственным страстотерпцам, который возглавил глава Екатеринбургской митрополии владыка Евгений.
По его завершении торжественную песенную ноту подхватил ведущий телеканала «Союз», музыкант и композитор Эдуард Шакуров, который представил премьеру песни «Белый Цветок».
Под долгие аплодисменты и крики «браво» певец попросил владыку Евгения благословить всех присутствующих.
«После таких замечательных песен очень сложно сказать что-то, что коснется сердца, но нельзя говорить того, что сердца не коснется, — отметил правящий архиерей. — Сегодня праздник Белого Цветка. Скажите, что на земле из земных творений самое красивое? Иисус Христос, когда проводил какие-то аналогии о том, что может быть самым прекрасным, он сказал: лилия, полевая лилия, цветок — настолько прекрасен, совершенен, что даже самый богатый человек царь Соломон, когда шил себе одежды, они не достигали по красоте самой простой белой полевой лилии», — сказал он.
Владыка отметил, что всегда цветами мы украшаем самое дорогое для нас, мы их дарим на дни рождений, праздники, приносим в школу, в храм.
«Посмотрите на ту фотографию, где дети Царской семьи держат в руках цветы, — сказал архипастырь, указывая на расположенную за его спиной большое изображение Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии и цесаревича Алексия, держащих в руках символы милосердия, символы праздника — большие белые цветы. — Эти цветы своей красотой не могут затмить красоты душ тех, кто их держит в руках. Именно в прекрасных душах Царской семьи родилась такая мысль, такая идея сделать очень красивое добро, сделать так, чтобы те люди, которым очень тяжело, которые болеют туберкулезом, чтобы помочь их страданиям. Они делали своими руками эти красивые цветы, они их раздавали людям, а люди передавали пожертвования в помощь этим страдающим людям и детям, делали добро своей души и делали это очень и очень красиво».
Архипастырь отметил, что за 110 лет не стерлась красота их души, красота их помыслов и поступков. И мы сегодня можем к этой красоте прикоснуться и поучиться у них их делам.
«Хотелось бы приветствовать всех, кто участвует в этом замечательном празднике Белого Цветка, и хочется пожелать, чтобы наши мысли, желания и поступки были столь же прекрасные, как эти белые цветы, которые украшают сегодня ваши лацканы пиджаков, жакетов, маечек, чтобы души наши цвели такими же добрыми, светлыми и чистыми делами», — сказал Его Высокопреосвященство.
В концерте с проникновенными песнями выступили Архиерейская детская певческая капелла «Октоих» и хор Миссионерского института «Горлица», хор Екатеринбургской духовной семинарии, а также хор сестер милосердия и ансамбль областного медицинского колледжа «Надежда».
В течение всего вечера действовали благотворительная ярмарка белых цветов, изготовленных уральцами. Мастерицы Православной службы милосердия проводили мастер-классы по изготовлению белых цветов — символов праздника.
Прямую трансляцию праздника вел православный телеканал «Союз».
Этим праздником фестиваль Белого Цветка не завершен. Он будет продолжаться в течение всего лета — в Екатеринбургской столице продлится череда мастер-классов по изготовлению цветков. Они пройдут как оффлайн, так и в онлайн-формате. Все они сопровождаются рассказом о Царской семье, о традициях благотворительности в России, а также о значении дел милосердия и добровольцев, оказывающих духовную помощь нуждающимся XXI века. Информация о мастер-классах в ближайшем будущем будет размещена на сайте проекта «Белый-Цветок.РФ».
В год 110-летия со дня проведения первого праздника Белого Цветка в Екатеринбурге организаторы решили посвятить благотворительный фестиваль Царевичу Алексею (1904−1918), единственному сыну последнего русского царя Николая II, наследнику престола Российской империи. Собранные пожертвования будут направлены на дела милосердия и создание детского хосписа на озере Шарташ.
Русская линия
Шмыгаль безуспешно пытался уговорить Патриарха Илию ІІ признать «ПЦУ»
Глава украинского правительства встретился в Тбилиси с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви
3 июня 2021 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, который прибыл в Грузию с официальным визитом, посетил Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, сообщает СПЖ.
Фотографии встречи, которая состоялась в здании Грузинской Патриархии, опубликовал на своей странице в Facebook руководитель отдела по вопросам религии, обеспечения права граждан на свободу мировоззрения и вероисповедания Секретариата Кабинета Министров Украины Андрей Юраш.
«В зале для приёма официальных делегаций в тёплой атмосфере искреннего понимания и ощущения общности целей Глава Грузинской Церкви и Глава Украинского Правительства обменялись мнениями по большому комплексу вопросов, которые стоят на повестке дня. < > Нет сомнений, что сегодняшняя встреча в Патриархии Грузии займёт должное и важное место в системе отношений, которые сегодня сложились между Украиной и Грузией», — написал Андрей Юраш.
Как сообщили в Службе по связям с общественностью Патриархии Грузии, на встрече говорили о братских отношениях между двумя странами и перспективах их углубления. «Католикос-Патриарх благословил гостей и пожелал им мирной и успешной деятельности», — говорится в сообщении на странице Службы в Facebook.
Позже информация о состоявшейся встрече появилась на сайте Кабинета министров Украины. Там уточнили, что на встрече с Патриархом Илией премьер говорил о роли духовно-религиозной составляющей в становлении и дальнейшем развитии Украины и Грузии.
«Денис Шмыгаль подчеркнул, что национальные истории Грузии и Украины, в частности, пути развития Православных Церквей, похожи. Глава Правительства отметил, что Украина и Грузия вместе идут дорогой европейской интеграции», — говорится в сообщении. «Нет никаких сомнений, что в этой области мы должны действовать сообща», — процитировали слова Шмыгаля на сайте Кабмина.
Таким образом, украинские власти пытаются оказать давление на Грузинскую Патриархию с целью признания Грузинской Церковью украинских раскольников. Однако, судя по дипломатическому языку украинских визитёров, никакого успеха их поездка не имела.
Русская линия
По Иерусалиму вновь прошли содомиты
Еврейские власти разрешили половым извращенцам выйти на улицы Святого Града, несмотря на пандемию
3 июня 2021 года по улицам Святого Града Иерусалима, несмотря на пандемию коронавируса, в очередной раз прошёл парад половых извращенцев, организованный при поддержке еврейских властей. В этот день в Израиль съехались содомиты со многих стран, чтобы публично заявить о своём противоестественном грехе.
Одновременно с этим действом в Иерусалиме проходил митинг ортодоксальных иудеев, которые протестовали против сбора содомитов, сообщает NEWSru.co.il.
Дело в том, что половые извращенцы проводят марши не только в столице Израиля Тель-Авиве, но всеми силами стремятся провести его именно в Святом Граде. С духовной точки зрения это стремление содомитов опорочить своим действом именно Иерусалим вполне понятно. Враг рода человеческого всегда стремится осквернить христианские святыни.
Но Бог поругаем не бывает, и сколько бы содомиты не собирались на парады, Святой Град всегда будет местом проповеди, смерти и воскресения Христа.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, мы чтим память святого равноапостольного Императора Константина Великого
Владимирская икона Божией Матери по Преданию написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены.
По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 г. (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире. В свое царствование он боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.
В 308 г. он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В 312 г. возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний стал притеснять христиан, а потом перешел к открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве. Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, в порядке времени: он прекратил языческие игры (314), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313−315), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325).
Более всего император Константин встречал себе противодействие в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г. Всей душой преданный Церкви, Константин, однако по обычаю того времени до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
Русская линия