Святейший Патриарх Кирилл поздравил жителей Украины с Днем Крещения Руси
В день праздника Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя
28 июля 2020 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, на телеканале «112 Украина» прошел международный телефорум «Люди. День Крещения Руси».
В рамках телефорума жителей Украины поздравил с праздником Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В своем поздравлении Предстоятель Русской Православной Церкви отметил:
«Всякий раз, когда мы вспоминаем событие Крещения Руси, а это происходит 28 июля каждого года, то в нашей памяти, по крайней мере, тех людей, которые хранят таковую память, всплывают эти удивительные события, которые стали переломными в истории нашего народа и вообще в истории восточноевропейской цивилизации.
Князь Владимир не просто крестил людей — он был проводником христианских истин, он был учителем. Некогда буйный, в грехах погрязший правитель превратился в мудрого наставника своего народа, в проповедника слова Божественной истины, почему мы и называем князя Владимира Красным Солнышком. Не потому, что он был красив лицом, хотя некоторые говорят, что так оно и было, но потому что он стал красив душой настолько, что, подобно солнцу, освещал жизненный путь других людей. День Крещения Руси — это воспоминание, в первую очередь, о величайшем событии в истории наших народов.
Вот в такие периоды, которые мы сейчас переживаем, связанные с пандемией, со многими нестроениями, с каким-то чудовищным человеческим беспорядком — достаточно включить новостную программу телевидения, чтобы увидеть этот беспорядок, — еще как-то Бог хранит историческую Русь; но если посмотреть на то, что происходит в мире, то просто страшно делается. В основе всего этого беспорядка, как я уже сказал, — человеческий грех. И для того чтобы мы не были участниками никаких беспорядков, чтобы никакая злая сила и злая воля не разрушала мира, покоя, тишины, не нарушала течение нашей жизни, мы все должны быть ближе к Богу. Наша вера должна быть не просто декларируемой идеей, а реальной основой нашей жизни. Актуализация веры, претворение в жизнь тех великих истин, которыми мы научены через Евангелие, является залогом реального и подлинного человеческого благополучия, которого я бы всем хотел пожелать".
В день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Русская линия
В Москве помянули генерала В.О. Каппеля
Поминальные богослужения в этом году прошли в ближайшем к Донскому монастырю древнем храме Ризоположения на Донской
28 июля, в день памяти св. равноап. вел. кн. Владимира, Небесного покровителя Владимира Оскаровича Каппеля, в Москве, Иркутске, Симбирске и Чите (где он был первый раз захоронен) традиционно поминали Белого генерала.
Традиция поминовения генерала Каппеля в день памяти князя Владимира возникла в далекие 20-е годы прошлого века, когда рассеянные по всему свету каппелевцы во Владимиров день собирались в китайском городе Харбине у стен Свято-Иверского (Офицерского) храма, где упокоился Каппель. Эта благочестивая традиция была возрождена в России в 2007 году, когда в Донском монастыре состоялась торжественная церемония перезахоронения останков генерала Каппеля.
С тех пор в разных уголках России в этот день все почитатели белого генерала поминают его бессмертную душу и молятся о его упокоении в Царстве Небесном. Особо чтят генерала участники экспедиции по обнаружению его останков в Китае и перенесению их в Москву.
К сожалению, в этом году в эту традицию пришлось вносить некоторые коррективы. Как рассказал «Русской линии» вице-президент Скобелевского комитета Александр Алекаев, в связи с рекомендацией священноначалия не проводить массовых мероприятий в монастырях Русской Православной Церкви генерала Владимира Каппеля помянули во Владимиров день в ближайшем к Донскому монастырю древнем храме Ризоположения на Донской.
Богослужение, за которым сугубо поминали воина Владимира, в этот день совершил протоиерей Илия Одяков.
Портрет В.О. Каппеля работы художника Дмитрия Трофимова.
Русская линия
«Если будет благодатная Церковь на Украине, то Господь никогда не оставит эту прекрасную православную страну»
Иерархи Поместных Православных Церквей поздравили Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия с Днём Крещения Руси
28 июля 2020 года Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит всей Америки и Канады Тихон (Моллард), иерархи Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Кипрской, Польской и Болгарской Православных Церквей, Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, а также РПЦЗ поздравили Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, духовенство и паству УПЦ с Днем Крещения Руси. Поздравления иностранных архиереев прозвучали во время праздничного марафона на канале «112 Украина», сообщает СПЖ.
Предстоятель Православной Церкви в Америке пожелал, чтобы народ Украины «следовал решению святого князя Владимира в том, чтобы оставить незамысловатые пути языческого мира и чтобы обратился к Господа нашего Иисуса Христа».
«Дорогие братья и сестры, чада УПЦ! Христос с нами и посреди нас! Обращаясь к вам из границ Святой Апостольской Антиохийской Церкви, где ученики Христа впервые стали называться христианами, з радостью и любовью поздравляем вас с днем памяти святого равноапостольного князя Владимира, апостола Киева и всей Руси, крестителя вашего благочестивого народа», — обратился к верующим иерарх Антиохийской Православной Церкви епископ Эрзурумский Кайс (Садек).
По его словам, в этот день ему хотелось бы быть среди прихожан УПЦ, чтобы с ними и с представителями антиохийской общины в Украине «разделить радость совместной молитвы».
Архиерей Болгарской Православной Церкви, митрополит Ловечский Гавриил (Динев) отметил, что УПЦ «идет путем святого князя Владимира, путем любви, путем веры, путем духовного созидания». Он пожелал духовенству и мирянам устоять в трудностях и быть примером для его единоверцев.
«Если будет благодатная Церковь на Украине, то Господь никогда не оставит эту прекрасную православную страну», — подчеркнул митрополит Гавриил.
Иерарх Польской Церкви, архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков (Костючук) пожелал, чтобы Господь подарил всему народу Украины мир, любовь и единство.
Архиерей Иерусалимского Патриархата, митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис) подчеркнул, что УПЦ остается подлинной Православной Церковью благодаря мученической крови своих чад, которую они пролили за Христа, за правду и непрерывность апостольского преемства.
«Молитвами святых подвижников и верующих Господь, наш Спаситель, Создатель церкви, да укрепляет всех верных чад Украинской Православной Церкви, да предохраняет их в истинной Церкви и да просвещает всех прийти в познание истины. Жив Господь, и да утвердит Церковь до скончания века. Аминь», — сказал митрополит Тимофей.
Иерарх РПЦЗ митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) обратил внимание верующих на то, что единство восточноевропейских и славянских народов, которых святой равноапостольный князь Владимир повелел крестить в водах Днепра, отражало единство во Христе.
«С этим великим праздником я всех вас хочу поздравить и пожелать, чтобы вы всегда помнили об этом нашем общем крестителе, который и в наше время привлекает еще и других, даже не восточнославянского происхождения, людей, здесь, в Европе, в Америке. И это большая радость, что мы все вместе с вами можем праздновать этот день. С праздником», — обратился митрополит Марк к духовенству и мирянам УПЦ.
Архиерей Сербской Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) и архиерей Кипрской Церкви митрополит Тамасокский и Оринийский Исаия (Киккотис), а также иерарх Православной Церкви Чешских земель и Словакии, архиепископ Михаловский и Кошицкий Георгий (Странский) также поздравили Предстоятеля УПЦ, духовенство и верующих с Днем Крещения Руси.
Русская линия
Михаил Погребинский: «В переговорах по Донбассу Кучма выступал в роли свадебного генерала, он никаких решений не принимал»
Украинский политолог прокомментировал решение Владимира Зеленского отстранить Кучку от переговоров по Донбассу
Бывший украинский президент Кучма прекратил работу в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию конфликта в Донбассе, сообщила во вторник пресс-служба офиса нынешнего главы государства Владимира Зеленского. Заявление было сделано по итогам встречи Зеленского и Кучмы, сообщает газета «Взгляд».
«Само по себе прекращение присутствия Леонида Кучмы в Трехсторонней контактной группе никак не скажется на качестве работы группы. Но с другой стороны Кучма, уходя со своего поста, открывает возможность занять этот пост активному противнику компромисса в Донбассе. Таким образом, экс-президент подыгрывает и националистам, и своему зятю, олигарху Виктору Пинчуку — партнеру Джорджа Сороса, который подкармливает деньгами врагов мира», — отметил директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Кучма уже давно собирался уходить с поста украинского представителя в ТКГ, но действующий президент уговаривал его остаться, напомнил Погребинский. Действительно, еще в мае Зеленский сообщил, что Кучма просил освободить его от должности. Но в любом случае ни ранее, ни сейчас экс-президент не вносил никакого серьёзного вклада в переговорный процесс, полагает Погребинский. «В переговорах по Донбассу Кучма выступал в роли свадебного генерала, он никаких решений не принимал. Такого же поведения он придерживался и при предыдущем президенте Петре Порошенко», — сказал собеседник.
На работе комиссии по урегулированию конфликта на Донбассе уход Кучмы никак не скажется, прогнозирует Погребинский. «Все на сто процентов зависит от того, в чем убедили Зеленского те или иные люди. В данный момент, видимо, президента убедили в том, что на переговорах стоит продемонстрировать реальную перспективу договоренности», — предположил политолог.
В пользу того, что к работе ТКГ проявляют повышенный интерес националисты и другие враги диалога, свидетельствует решение суда, вынесенное в апреле. Судьи приняли жалобу депутата Верховной рады Владимира Вятровича и обязали Службу безопасности Украины завести уголовное дело по статье «Госизмена» против Кучмы, а также против руководителя офиса президента Андрея Ермака. Дело было возбуждено в связи с предложением Ермака создать в рамках ТКГ консультативный совет с привлечением представителей ДНР, ЛНР, а также России. Предложение, напомним, было выдвинуто в середине марта после встречи Ермака с замглавы администрации президента России Дмитрием Козаком.
Русская линия
Подарок православным на день Крещения Руси
Руководство сервиса YouTube без объяснения причин заблокировало страницу телеканала «Царьград»
Руководство сервиса YouTube без объяснения причин заблокировало страницу телеканала «Царьград». Блокировка произошла в ночь на 28 июля, и сотням тысяч людей, которые следят за наиболее актуальным публикациями телеканала, стали недоступны многие полезные видеоматериалы.
«Произошедшее — абсолютная неожиданность для нас: в редакцию не поступало ни предупреждений, ни уведомлений, ни страйков от YouTube. Хотя стоит отметить, что иностранный видеохостинг и ранее попадался на необоснованных массовых блокировках русскоязычных новостных ресурсов. Со своей стороны мы готовим официальное обращение к администрации сайта с требованием восстановления канала. Просим зрителей и подписчиков Царьграда сохранять спокойствие. Все наши материалы будут доступны в социальных сетях „ВКонтакте“, Facebook, на канале в Яндекс. Эфире, а также на нашем сайте», — заявили на телеканале.
Редактор телеканала «Царьград» Дарья Токарева сообщила о намерении подать в суд в связи с незаконными действиями администрации сервиса:
«Мы не получали ни предупреждений, ни уведомлений, ни страйков от YouTube. Более того, администрация сервиса и сейчас не объясняет причины блокировки. С нами просто не выходят на связь, поэтому конфликт мы планируем решать в суде. Иск подготовит юрист телеканала Царьград. Добавлю, какое бы давление ни оказывалось на канал, мы не прекратим говорить правду».
Русская линия
Патриарх Варфоломей: «Киевского патриархата никогда не существовало»
Глава Фанара ответил на требования лже-патриарха Филарета Денисенко о предоставлении Украине настоящего, а не фальшивого томоса об автокефалии — его не будет
Глава Константинопольского Патриархата Патриарх Варфоломей в интервью изданию «Страна.уа» ответил на обвинения лже-патриарха Филарета Денисенко в том, что Фанар так и не дал реальную автокефалию Украине, а лишь ликвидировал независимый «Киевский патриархат» и подчинил его Вселенскому Патриарху, переименовав в ПЦУ.
«Филарета восстановили к епископскому достоинству как бывшего митрополита Киевского. Так называемый Киевский патриархат не существует и никогда не существовал», — без всяких оговорок заявил Патриарх Варфоломей.
Таким образом, он дал понять, что всякие разговоры о предоставлении какого-либо другого томоса Украине не имеют никакого смысла — Фанар и так дал украинским раскольникам слишком много.
При этом Патриарх Варфоломей не преминул отметить, что «предоставление автокефалии ПЦУ не было связано с политикой или геополитикой. Верующие были восстановлены в общении с Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью».
Предвосхищая вопросы о том, почему Фанар отказался прислушаться к целому ряду Поместных Православных Церквей в украинском вопросе, Патриарх заявил, что «все томосы об автокефалии другим Церквам — Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Грузинской, Элладской, Польской, Албанской, Чешской и Словацкой — выдавались Константинопольским Патриархатом без консультаций и обсуждения на общеправославном уровне, и такой же процесс был при предоставлении автокефалии Украине».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. Равноапостольного Великого Князя Владимира, вспоминаем поэта Ф.И.Тютчева, министра внутренних дел В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова
Всем православным русским людям святой равноапостольный князь Владимир очень дорог, поскольку через него русские люди тысячелетие назад были обращены к Истинному Богу, его трудами было укреплено и обустроено государство Российское. Он был сыном князя Святослава, покорителя Хазарии, и внуком Св. равноапостольной княгини Ольги — первой на Руси христианки княжеской крови. Мать Св. Владимира была незнатного происхождения — ключница по имени Малуша, из-за чего в молодости он испытал немало унижений. Великим Князем Киевским Владимир стал в 980 г. после княжеской междоусобицы и убийства своего брата Ярополка, который, в свою очередь, сгубил другого Святославовича — Олега в 977 г. Первые шесть лет своего правления Владимир провел в походах, при нем произошло объединение русских земель. Предание рисует князя Владимира, до принятия им крещения, ярым язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. В начале своего княжения в Киеве Владимир установил языческих идолов, которым приносились даже человеческие жертвы. Из летописи известно, что у него было несколько жен и около 800 наложниц в разных городах. Как пишет летописец «Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».
После крещения Руси, которое по преданию произошло 1 августа 988 г., князь Владимир, духовно переродившись, стал ревностно следовать заповедям Христовым. Он способствовал распространению христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви, оказывал помощь больным и бедным по всей стране. Известен даже случай, когда святой князь, боясь греха, отказывался казнить преступников, что потребовало вмешательства духовенства. Народ еще при жизни прозвал Святого Владимира Красным Солнышком. Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Прославлен он был при святом благоверном князе Александре Невском, после победы над шведами, одержанной при заступничестве святого князя. Среди его двенадцати сыновей — любимейшие русским народом страстотерпцы князья Борис и Глеб, и прославленный недавно Церковью знаменитый правитель Ярослав Мудрый.
В день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок cвятой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог!» Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы — всего двадцать человек.
Сегодня также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г.
Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С.Пушкину, который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления». Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева — непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.
В 1843−50 гг. Тютчев выступает со статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Еще в 1830 г., потрясенный июльскими событиями во Франции, он предрекал начало новой, революционной, эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных катаклизмов. Революцию 1848 г. поэт рассматривал как начало неизбежной гибели европейской культуры и цивилизации. Единственной силой, способной противостоять революционной стихии, Тютчев считал Россию. «В мире есть только две силы: Революция и Россия», — писал он. Развивая основные идеи славянофилов, Тютчев говорил о необходимости противопоставить Западной Европе Европу Восточную — союз славянских земель во главе с Россией. Его идеи были в дальнейшем развиты Н.Я.Данилевским, В.И.Ламанским и другими русскими мыслителями-геополитиками. Тютчева нередко называют первым русским геополитиком.
Мыслитель обосновывал особую мессианскую роль России соображениями религиозно-нравственного характера, в т. ч. такими качествами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию. Качествами, диаметрально противоположными «гордости», самоутверждению личности — характерным чертам западного мира. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, быт, религиозно-нравственный уклад Русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, не похожий на западный шаблон, поскольку русское самосознание росло и крепло под влиянием Православия и Царского Самодержавия. В то время, как на Западе веками шла ожесточенная распря между Церковью и светской жизнью, в России Царь и Патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили «мощную державу», «разумную ту Русь».
Тютчев формально не примыкал ни к какому лагерю, но по мировоззрению ближе всего стоял к славянофилам. Его дочь Анна была женой идейного лидера поздних славянофилов И.С.Аксакова. Его сын И.Ф.Тютчев и внук Ф.И.Тютчев были в 1905 г. в числе учредителей одной из крупнейших монархических организаций — Союза Русских Людей.
Тютчев написал много прекрасных лирических и философских стихов, вошедших в сокровищницу русской поэзии. Впрочем, если бы он не написал ничего, кроме одного знаменитого четверостишия, он бы остался в благодарной памяти потомков. Это четверостишие известно каждому русскому человеку со школьной скамьи: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить:/ У ней особенная стать -/ В Россию можно только верить».
В этот же день мы вспоминаем видного государственного деятеля Царской России, министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 г.
Он родился 8 апреля 1846 г. в городке Мещовск Калужской губернии в семье скромного учителя гимназии, обрусевшего немца. Всего в своей жизни Вячеслав Плеве добился сам, не имея ни титула, ни денег, ни протекции. Он получил образование на юридическом факультете Московского университета, который закончил в 1867 г. Прошел все ступени карьеры государственного чиновника, служил товарищем прокурора во Владимирском и Тульском окружных судах, прокурором в Вологде, товарищем прокурора Варшавской судебной палаты, прокурором Петербургской судебной палаты. На последнем посту он оказался в момент острого кризиса рубежа 1870−80-х гг., когда на фоне народовольческого террора либеральная интеллигенция требовала «увенчания здания» Империи конституцией. Плеве без колебаний принял сторону православно-монархической России. Во время расследования взрыва в Зимнем дворце 1880 г. произошло его знакомство с Наследником, будущим Александром III. На Цесаревича произвели благоприятное впечатление деловитость, собранность и феноменальная память Плеве.
Сразу после цареубийства 1 марта 1881 г. Плеве возглавил Департамент полиции Министерства внутренних дел. Ему предстояло создать из нескольких разрозненных ведомств единую структуру для борьбы с революционным движением, и Плеве блестяще справился с возложенной на него задачей, разгромив к 1884 г. народовольцев. В 1884 г. он стал сенатором и товарищем министра внутренних дел, а в 1894 г. занял пост Государственного секретаря в ранге министра, на котором пробыл 8 лет. Признанием заслуг Плеве был тот факт, что именно он делал юбилейный доклад на торжественном заседании Государственного Совета 7 мая 1901 г., запечатленном на известной картине И.Е.Репина.
В 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Плеве был назначен на этот пост. Он возглавил МВД в в трудное время, начались крестьянские и студенческие беспорядки, развернула свою террористическую деятельность партия эсеров. В 1902 г. Плеве усмирил крестьянские волнения в южных губерниях, но настоял на вынесении мягких приговоров бунтовщикам, поскольку не считал возможным наказывать голодных, озлобившихся людей. В «рабочем вопросе» Плеве также стремился, подавляя открытые выступления, проводить политику сглаживания социальных конфликтов под эгидой Самодержавия. Плеве крепко «держал в руках» большинство революционных организаций, во главе которых стояли осведомители Охранного отделения. Он был готов к борьбе с революцией, но 15 июля 1904 г. Плеве погиб в результате теракта, совершенного эсером Созоновым на мосту через Обводный канал в Петербурге.
Сегодня также день памяти видного деятеля русского монархического движения, живописца, журналиста Клавдия Петровича Степанова.
Он родился в 1854 г. близ Москвы в дворянской семье, славной своим верным служением престолу. Один его брат Михаил стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой — Филипп служил по ведомству Св. Синода, возглавляя Московскую контору, получил известность как один из первых публикаторов знаменитых «Протоколов Сионских мудрецов». Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. По окончании университета на волне патриотического подъема, вызванного помощью братьям-славянам в их борьбе против турецкого ига, добровольцем принял участие в русско-турецкой войне 1877−78 гг., служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов.
Но тяга к живописи взяла свое, в 1880 г. Степанов вышел в отставку и уехал во Флоренцию, где прожил около 20 лет. В 1888 г. он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. За эти годы написал ряд картин, лучшие из которых «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича» (1887) и «Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888) находятся в Третьяковской галерее. В начале XX в. он вернулся в Россию, сблизился с кружком московских славянофилов. В 1903 г. начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», в своих статьях и выступлениях проявил себя горячим врагом «беспочвенного русского западничества». В 1906−07 гг. был редактором-издателем славянофильской газеты «Московский голос».
В монархическом движении принимал активное участие со времени его возникновения, был членом Кружка москвичей. В январе 1906 г. в числе видных московских монархистов Степанов подписал Отзыв на «Обращение Русского Собрания к единомышленным партиям, союзам и Русскому Народу по поводу Манифеста 17 октября», имевший широкий резонанс в монархических кругах. Участвовал в работе 4-го Всероссийского монархического съезда (1907), а также Съезда Русских Людей (1909), которые проходили в Москве. На последнем съезде он был председателем отдела по вопросам земельного благоустройства и членом исполнительной редакционной комиссии. Кроме того, Степанов до 1908 г. был одним из вице-председателей Аксаковского литературного и политического общества в Москве. В последние годы жизни основал при Донском монастыре иконописную школу. Им создана вся стенная живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Эта роспись стала его лучшим художественным произведением. Он скончался летом 1910 г. в Ялте, где лечил подорванное напряженной работой здоровье. В одном из некрологов отмечалось, что он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».
Русская линия