Русская линия
<< Полная сводка новостей от 25 февраля 2019 >>

Архиепископ Хариупольский Иоанн: Архиепископия должна вернуться к своим истокам
Генассамблея Русского Экзархата в Западной Европе отвергла решение Синода Константинопольского Патриархата о роспуске Архиепископии и начала переговоры о своём вхождении в Московский Патриархат

Глава Русского экзархата в Западной Европе архиепископ Хариупольский Иоанн Созванная главой Русского Экзархата в Западной Европе архиепископом Хариупольским Иоанном (Ренето) Генеральная ассамблея Архиепископии обсудила одностороннее решение Синода Константинопольского Патриархата о фактическом упразднении Экзархата и приняла решение не выполнять данное постановление и сохранить самостоятельность русских общин в Европе, сообщает ТАСС.

«Мы не согласились с решением Константинопольского патриархата, — сообщили в Русском Экзархате. — Архиепископия будет сохранена».

Священный Синод Вселенского Патриархата в ходе собрания 27 ноября 2018 года принял решение отменить действие Томоса от 1999 года, который даровал расположенной в Париже Архиепископии пастырское попечение и управление православными приходами русской традиции в Западной Европе.

В сообщении пресс-службы Патриархата подчеркивалось, что такой шаг совершён ради «дальнейшего укрепления связи приходов русской традиции с материнской Церковью Константинопольского Патриархата». В рамках этого решения Константинопольский Патриархат стремится «объединить приходы с различными святыми городами Вселенского Патриархата в тех странах, где они находятся».

Однако, в Русском Экзархате не поверили Патриарху Варфоломею и его архиереям, увидев в этом решение стремление захватить и подчинить себе русские приходы в Европе. Жёсткие односторонние действия Фанара вызвали возмущение среди священников и верующих Архиепископии.

В результате Генеральная Ассамблея Архиепископии большинством голосов высказалась против своего роспуска Константинополем. Из 206 делегатов только 15 человек поддержали решение Синода Константинопольского Патриархата об упразднении Архиепископии, сообщил написал на своей странице в Facebook диакон Александр Занемонец.

«Это официальный ответ Вселенскому Патриарху и фактический выход из подчинения ему, — отметил священнослужитель. — Тем не менее, окончательное решение о будущем не принято. Связано это с тем, что до ответа Вселенском Патриарху — то есть до сегодняшнего дня — ряд Церквей опасался вести официальные переговоры с Архиепископией. Это Румынская Церковь и Православная Церковь в Америке».

По словам клирика, сейчас ведутся переговоры о юрисдикционной принадлежности Архиепископии с Русской Православной Церковью, Румынской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке.

«Переговоры с Русской Зарубежной Церковью были. Похоже, ещё не очень внятные. Более подробные — с Русской Церковью Московского Патриархата. Из встреч и переписок с официальными (!) представителями Патриарха Кирилла следует, что гарантируется сохранение автономного статуса Архиепископии, самостоятельное избрание архиереев (в том числе нескольких викарных) и самостоятельность приходов. Сохраняется, конечно же, почитание наших святых и новомучеников — матери Марии (Скобцовой) и др. (пусть пока что как „местночтимых“). И это всё очень важно, в том числе и для тех, кто в России. Обсуждается неучастие нашей епархии в разрыве евхаристического общения между Москвой и Константинополем», — отметил отец Александр.

«Всё это обсуждается на достаточно высоком уровне, с документированной перепиской и протоколами переговоров. Однако, пока ещё это не превращено в официальный документ, который можно было бы предоставить для конкретного обсуждения и голосования, на что может уйти ещё несколько месяцев. Решение должно быть принято 2/3 голосов. По слову владыки Иоанна, АРХИЕПИСКОПИЯ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ ИСТОКАМ. В случае запрета, Владыка начинает поминать Русского Патриарха. А мы продолжаем поминать своего Архиепископа», — заключил он.

Русская линия


Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Наше возвращение к Богу совершается через пост и молитву
Предстоятель УПЦ обратил внимание на важность для христиан поста телесного и усиленной молитвы во время Великого поста

Блаженнейший Митрополит Киевский ОнуфрийВ настоящее время Православная Церковь начала приготовление верующих к поприщу Великого поста, который в этом году начнётся 11 марта. Прошлая неделя была сплошной, и верующим разрешалась скоромная пища в среду и пятницу. Нынешняя седмица в народе именуется «пёстрой» — это последняя неделя, когда можно вкушать мясо и рыбу, но пост в среду и пятницу на этой неделе восстанавливается. Затем наступит масляная седмица, а за ней и Великий пост.

К сожалению, стоит признать, что в последние годы в храмах Русской Православной Церкви священнослужители, увлекшиеся борьбой с обрядоверием, каждый Великий пост пытаются уверить прихожан, что «телесный пост — это не главное», а лишь бы «не есть своих ближних». Наслушавшись таких наставлений, многие верующие ослабевают в телесном вождержании (некоторые и вовсе перестают держать телесный пост, переходя сразу к «духовному»), а потом с удивлением обнаруживают, что «не есть своих ближних» у них тоже не получается.

Совсем иной подход к Великому посту демонстрирует Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, известный своей строгой духовной жизнью. В своей последней проповеди на неделю о блудном сыне владыка Онуфрий, напротив, обратил особое внимание верующих на важность телесного воздержания.

«Блудный сын — это образ грешника, который отходит от отчего дома — отходит от Бога. Проживает все таланты, которые Господь даёт человеку, чтобы она их употребила для добра, — рассказал Предстоятель. — Но потом, разбитый душой и телом человек спам’ятовується и возвращается к отчему дому».

По слову Архипастыря, мы видим, как грешник вспоминает о Божьем милосердии, о богатствах духовных даров, которые Бог имеет и готов дать каждому человеку, и принимает правильное решение, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

«В этой истории о блудном сыне очень важное решение: мы, когда отходим от Бога, осознаем, что нам плохо, мы страдаем, то надо вернуться к Нему», — сказал он.

Однако, как отметил Блаженнейший владыка, часто «это „надо“ так и остается просто „надо“ — человек не встаёт и не идёт к Богу, не делает и шага к Нему. А блудный сын проявил решительность: он встал и пошёл».

«Мы все в какой-то степени являются блудными сыновьями: кто дальше отходит от Бога, кто-то ближе. Потом мы возвращаемся и снова уходим. И наше возвращение к отчему дому совершается через пост и молитву, которые являются теми двумя крыльями, с помощью которых мы взлетаем к Богу, отрываясь от земного, греховного. Именно поэтому Святая Церковь напоминает нам о блудном сыне перед Великим постом», — пояснил Его Блаженство.

Он напомнил, что «Господь настолько милостив, что человек делает только один шаг — и уже на душе радость и утешение». Так начинает действовать, по слову Митрополита Онуфрия, благодать Святого Духа, которая помогает человеку идти вперёд и даёт ощущение радости и мира.

Далее Господь Сам выходит нам навстречу и словно перстень на руку, возвращает нам всё, что мы получили от Бога при творении и что делает нас благородными, сильными, умными..".

«Пусть Господь помогает нам, дорогие братья и сестры, во время святого Великого поста делать шаги к Нему, поститься, молиться, очищать себя от греха и восстановить в себе ту божественную гармонию, которую Господь подарил каждому человеку. Когда эта гармония восстанавливается, мы приближаемся к Богу, уподобляемся Ему, становимся способными вместить в себя божественную благодать, которая делает нас счастливыми в этой жизни и даёт спасение на небе во Христе Иисусе, Господе нашем», — пожелал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Русская линия


На Волыни власти и раскольники безуспешно пытались «перевести» в «ПЦУ» монастырь УПЦ
Монашествующие Свято-Успенского монастыря в селе Низкиничи единогласно проголосовали за верность канонической УПЦ

Свято-Успенский монастырь в селе Низкиничи23 февраля 2019 года в селе Низкиничи Иванычевского района Волынской области Украины сразу на двух собраниях обсуждали вопрос юрисдикции местного Свято-Успенского мужского монастыря Украинской Православной Церкви. Узнав о попытке провокации против обители, прихожане монастыря из нескольких окрестных населённых пунктов в эту субботу собрались, чтобы защитить своих священников и братию, сообщает СПЖ.

По словам наместника обители архимандрита Викентия (Мазура), для перевода обители в раскол местные чиновники и провокаторы решили использовать территориальную общину села. При этом ни один монах не изъявил желания переходить в «ПЦУ».

Собирать собрание селян в обители чиновники испугались и решили провести его в помещении сельской школы. Характерно, что региональное издание «Буг», которое освещало это событие, охарактеризовало собрание именно как инициативу территориальной, а не религиозной общины: ни одного представителя монастыря на мероприятии не было.

По информации «Буга», за переход в «ПЦУ» проголосовали 115 участников территориального собрания, 4 воздержались и 5 были против. Куда и кто собирается переходить в селе Низкиничи, неизвестно, так как храма или религиозной общины в селе нет — только монастырь Украинской Православной Церкви.

Одновременно с собранием в школе в обители собрались более 650 прихожан монастыря, которые подписались под протоколом собрания религиозной общины за решение сохранять действующую юрисдикцию.

Как дальше украинские чиновники поступят с результатами «сборов за переход», неизвестно. Но необходимо отметить, что в этот день в школе села Низкиничи присутствовал настоятель собора УПЦ КП из соседнего города Нововолынск Стефан Фульмес. Очевидно, что раскольники попытаются представить ситуацию таким образом, что монастырь якобы перешёл в «ПЦУ». Однако, это для всех очевидная ложь.

Русская линия


Минкульт Украины мечется между униатом Шевчуком и раскольником Денисенко
После призыва лже-патриарха не допустить службы униатов в Софии Киевской, в ведомстве опубликовали заявление, что они против такого богослужения, но затем передумали

Денисенко и ШевчукЧиновники Министерства культуры Украины оказались в полной растерянности после неожиданного для них выступления лже-патриарха Филарета Денисенко, который заявил о недопустимости совершения главой украинских униатов Станиславом Шевчуком униатской Литургии в храме Софии Киевской.

В Минкульте настолько поддались популистским заявлениям главы «ПЦУ» Епифания о возможном объединении с униатами, что сочли, что такое объединение почти произошло, и на радостях разрешили главе УГКЦ впервые в истории совершить униатское богослужение в Софии Киевской.

Однако, в минувшую субботу Денисенко попросил главу Украинской греко-католической церкви Святослава Шевчука отказаться от проведения литургии в соборе Святой Софии в Киеве, поскольку «это похоже на то, если бы кто-то из Православных Предстоятелей совершил Божественную литургию в соборе святого апостола Петра в Риме». Денисенко подчеркнул, что если данное событие всё-таки произойдёт, то это «вызовет сопротивление со стороны православных украинцев», сообщает СПЖ.

В результате на официальном сайте Минкультуры было опубликовано сообщение о том, что служба УГКЦ в Софийском соборе вредит памятнику ЮНЕСКО, а потому её не будет. В сообщении говорилось, что, по состоянию на субботу 23 февраля 2019 года, Министерство культуры не предоставляло разрешения на проведение богослужения УГКЦ в соборе Святой Софии.

Однако, вскоре это сообщение было удалено с сайта министерства.

В данном случае, видимо, роль сыграло то, что целый ряд высокопоставленных чиновников на Украине являются униатами. Не секрет, к примеру, что министр культуры Украины Евгений Нищук является прихожанином храма УГКЦ, униатом является и спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий. Они, по всей видимости, и хотят провести первое богослужение униатов в Софии Киевской.

Однако теперь совершенно непонятно, чем закончится вся эта история. Очевидно только одно — никакой дружбы между «ПЦУ» и УГКЦ точно не будет.

Русская линия


Партия социалистов Игоря Додона лидирует на парламентских выборах в Молдавии
Помимо социалистов, в парламент проходят бывшая правящая партия демократов, проевропейский блок «Акум» и партия «Шор»

Карта Молдавии и ПреднестровьяНа парламентских выборах в Молдавии, прошедших в воскресенье, 24 февраля, лидирует пропрезидентская Партия социалистов Игоря Додона, которая по итогам обработки более 98 процентов бюллетеней набирает более 31,3% голосов, сообщает «Немецкая волна».

На втором месте — проевропейский оппозиционный блок «Акум» (26,2%), объединяющий партии «Действие и солидарность» под руководством Майи Санду и «Достоинство и правда» во главе с Адрианом Нэстасе. Далее следует правящая Демократическая партия Молдавии (24%). По предварительным данным, в парламент также проходит партия Илана Шора (8,5%). Прочие партии не преодолевают 6-процентный барьер. Явка на выборах составила 49,2%.

Говорить о том, кто будет иметь большинство в парламенте в настоящее время пока рано, ведь парламентские выборы в Молдавии впервые проходят по смешанной системе: 50 депутатов из 101 будут избраны по партийным спискам, остальные — по одномандатным округам.

В настоящее время прошёл только первый этап выборов, и, несмотря на победу в них партии социалистов, проевропейские силы пока имеют большинство. Впрочем, говорить об объединении демократов и оппозиционного им блока «Акум» пока не приходится.

В этой ситуации многое будет зависеть от того, кто победит в одномандатных округах.

Русская линия


Правительство Ципраса настаивает на выведении греческих священнослужителей из состава госслужащих
Министр образования Костас Гавроглу заявил, что Элладская Православная Церковь должна согласиться с новым порядком выплаты жалованья священникам

Костас ГавроглуКабинет министров Алексиса Ципраса решительно настроен на то, чтобы вывести священнослужителей Элладской Православной Церкви из списков греческих государственных служащих, и не собирается идти на компромисс с Церковью в этом вопросе. Об этом в интервью радиостанции «Новости 24/7» дал понять министр образования Костас Гавроглу, сообщает портал «Ромфея.Новости».

«Есть постановление Государственного совета о том, что священнослужители не являются государственными служащими. Мы укрепляем статус, который говорит о том, что они являются служителями Церкви. Ассоциация духовенства Греции через своего представителя делает заявления, которые не делают ни нам, ни обществу никакой чести», — заявил министр, комментируя заявление греческих священников о том, что они никогда не согласятся выйти из состава госслужащих.

«Мы дали им десятистраничный текст, а они говорят, что мы не согласны, не объясняя причин их несогласия. Они шантажируют нас? Это не линия Церкви. Архиепископ Иероним никогда даже не подразумевал ничего подобного. Некоторые люди перешли «красные линии», — возмутился Костас Гавроглу.

Министр отметил, что в общей сложности на 10 тысяч постоянных должностей священников сейчас приходится лишь 6 тысяч человек. «Мы уточнили, что хотим навести порядок. Мы хотим исправить эту несправедливость на счёт священнослужителей. Поэтому, если диалог будет продолжен, мы сможем увеличить постоянные должности для остальных 4 тысяч священнослужителей». Но получать свою зарплату они будут из специального церковного фонда, как священники, а не как государственные служащие.

При этом Гавроглу решительно заявил, что власти не собираются «откладывать решение этого вопроса на неопределенный срок». Он добавил, что можно было бы внести изменения в текст церковно-государственного соглашения, но отказываться от него целиком правительство Ципраса не будет.

Русская линия


От союза к конфронтации
Отношения Израиля и Польши резко ухудшились из-за заявлений еврейских властей о соучастии поляков в истреблении Гитлером евреев

Кадр из фильма «Собибор»Министр транспорта и разведки Исраэль Кац, назначенный 17 февраля исполняющим обязанности министра иностранных дел, в интервью газете «Исраэль а-Йом» и сайту i24News заявил, цитируя известное высказывание Ицхака Шамира (Езерницкого), семья которого осталась в Польше и была уничтожена в годы Холокоста: «Многие поляки сотрудничали с нацистами. Поляки впитывают антисемитизм с молоком матери».

При этом Кац отметил, что и сам он — сын переживших Холокост (родители министра родом из Латвии и Румынии).

Ещё ранее еврейские СМИ распространили сообщения о том, что глава Израиля Нитанияху также заявил, что поляки участвовали в истреблении евреев в годы Второй мировой войны, сообщает NEWSru.co.il.

Заявления Нитанияху и Каца ожидаемо вызвали резко негативную реакцию во внешнеполитическом ведомстве Польши. Польский посол в Израиле Марек Магировски выразил недоумение по поводу того, что «новый министр иностранных дел Израиля процитировал позорное и расистское заявление, которое совершенно неприемлемо».

Заместитель министра иностранных дел Польши Бартош Цихоцки назвал заявление Каца «антипольским расизмом». При этом он отметил, что Польша гордится своим участием в усилиях по продвижению мира и демократии на Ближнем Востоке и обеспечении безопасности Израиля, но не потерпит подобных высказываний о поляках.

Варшава потребовала разъяснений от Иерусалима. Представительница Израиля в Варшаве Анна Азари была дважды вызвана в МИД Польши.

Глава канцелярии премьер-министра Польши Михал Дворчик заявил, что Польша не может направлять своих официальных представителей для участия в саммите «Вышеградской четверки», который должен пройти в Иерусалиме 18−19 февраля.

17 февраля премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий уведомил главу правительства Израиля Биньямина Нетанияху, что он не прибудет на саммит «Вышеградской четверки» в Иерусалим. В результате форум был отменён совсем.

В Израиле, тем не менее, отказались извиняться перед поляками.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем генералиссимуса А.С.Шеина и математика Н.И.Лобачевского

Алексей Семенович ШеинСегодня мы вспоминаем первого русского генералиссимуса и государственного деятеля Алексея Семеновича Шеина, скончавшегося в 1700 году.

Он родился в Москве в 1662 г. и происходил из старинного боярского рода, был правнуком воеводы Михаила Борисовича Шеина, прославившегося героической обороной Смоленска от поляков в Смутное время. В 1680 — 1681 гг. Шеин служил воеводой в Тобольске, принимал активное участие в коронации малолетних Царей Петра I и Ивана V Алексеевичей. При царевне Софье Алексеевне в 1682 г. он был пожалован в бояре, а в следующем 1683 г. его назначили курским воеводой. В 1687 и 1689 гг. Шеин участвовал в неудачных Крымских походах князя Василия Голицына и в Азовском походе 1695 г. А в 1696 г. находясь во главе сухопутного Русского войска во 2-м Азовском походе Петра Великого, проведя «правильную осаду» крепости, в ходе которой Азов был взят, Шеин был первым в России пожалован званием генералиссимуса. Когда Государь отправился за границу с «Великим посольством» (1697 — 1698), генералиссимус Шеин успешно оборонял Азов от крымцев, турок, калмыков, а также строил г. Таганрог. Назначенный главнокомандующим Русской армией, Шеин также возглавлял Пушкарский, Иноземный и Рейтарский приказы. Когда Петр I вернулся в Россию и собственноручно принялся состригать вельможам бороды, первым под царские ножницы попал именно Шеин, оказавшийся в опале за то, что хотя он и энергично подавил вспыхнувший стрелецкий мятеж, но не раскрыл связь восставших стрельцов с царевной Софьей. Однако вскоре генералиссимус был прощен Государем.

Николай Иванович ЛобачевскийСегодня мы также вспоминаем выдающегося русского математика Николая Ивановича Лобачевского, скончавшегося в Казани в 1856 году. Он родился 20 ноября 1792 г. в Нижнем Новгороде в семье губернского регистратора межевой конторы. Отец Лобачевского умер, когда сыну исполнилось 7 лет, и мать вместе с тремя сыновьями переехала в Казань. Образование Лобачевский получил в Казанском университете, в котором затем последовательно являлся адъюнктом (1814), экстраординарным (1816) и ординарным (1822) профессором. С 1827 г. — ректор Казанского университета. Лобачевский сумел доказать, что существует более чем одна «истинная» геометрия. Его гениальная теория (неевклидова геометрия) была представлена научной общественности Казани в 1826 г., но не была в то время понята и не получила поддержки. Европейские ученые узнали о работах Лобачевского лишь в 1840 г., и в 1842 г. он был избран членом-корреспондентом Геттингенского научного общества. Лобачевскому также принадлежит целый ряд работ по математическому анализу.

Дом Русского СобранияВ этот же день в 1901 г. состоялось первое заседание старейшей национально-патриотической организации Русское Собрание, на котором был избран Совет РС, состоящий из 18 человек. В него вошли такие представители русской национальной элиты как: известный писатель, впоследствии член Государственного Совета князь Д.П.Голицын (литературный псевдоним Муравлин) (председатель Совета); писатель, публицист С.Н.Сыромятников (товарищ председателя); публицист А.А.Суворин (товарищ председателя); публицист, специалист по финляндскому вопросу, генерал-майор Военно-окружного суда М.М.Бородкин; известный славянофил, генерал-контролер А.В.Васильев; поэт В.Л.Величко; сын известного русского военачальника, последний староста Казанского собора генерал-майор граф Н.Ф.Гейден; статс-секретарь Государственного Совета барон Р.А.Дистерло; профессор Академии Генерального Штаба генерал-майор А.М.Золотарев; видный славянский деятель, публицист, издатель В.В.Комаров; будущий министр земледелия А.В.Кривошеин; будущий статс-секретарь Государственного Совета В.А.Лыщинский; правовед и церковный писатель А.А.Папков; публицист, цензор Н.М.Соколов; известный издатель и меценат А.С.Суворин; будущий товарищ министра внутренних дел А.Н.Харузин; писатель Н.А.Энгельгардт; музыковед, библиотекарь Государственной канцелярии С.В.Юферов.

Русская линия


В 90-ю годовщину со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия II в Таллине прошли мероприятия, посвященные памяти Его Святейшества

23 февраля 2019 года в кафедральном соборе святого благоверного великого князя Александра Невского в Таллине (Эстония) была совершена Божественная литургия по случаю 90-летия со дня рождения приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Богослужение возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, сообщает официальный сайта ЭПЦ.

Его Высокопреосвященству сослужил викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий, духовенство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

По окончании Литургии митрополит Евгений обратился к верующим со словом, посвященным памяти пятнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, и призвал молиться о почившем. Затем была совершена панихида.

По окончании заупокойного богослужения в Центре русской культуры в Таллине состоялся вечер памяти Святейшего Патриарха Алексия II.

Со вступительным словом выступил митрополит Евгений. В мероприятии приняли участие епископ Сергий, настоятельница Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева), духовенство Эстонской Православной Церкви и другие.

Своими воспоминаниями о почившем Патриархе поделились постоянный член Синода Эстонской Православной Церкви иподиакон С.Г. Мянник, настоятель храма великомученицы Екатерины в г. Пярну иеромонах Иона (Головастиков), Н.Н. Лилль. С.Н. Черкасов зачитал отрывки из воспоминаний настоятеля храма святителя Николая Мирликийского в Таллине протоиерея Олега Вроны.

Перед собравшимися выступил ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

В заключение состоялся показ фильма о жизни Патриарха Алексия II с уникальными кадрами воспоминаний Его Святейшества о служении в Эстонии.

Русская линия


В Санкт-Петербургской духовной академии прошли мероприятия, направленные на укрепление межвузовского сотрудничества

В феврале 2019 года по благословению ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима был создан Межвузовский координационный центр, который призван стать площадкой для проведения диалога между высшими учебными заведениями в сфере академического образования и научных исследований. Президентом центра является епископ Серафим, исполнительным директором — секретарь Ученого совета академии иеромонах Никодим (Хмыров). Об этом сообщает пресс-служба СПбДА.

Межвузовский координационный центр был создан с целью объединить исследователей, преподавателей и студентов российских вузов для обмена мнениями, опытом, обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания студенчества.

Работа центра заключается в организации и проведении конференций, научных круглых столов и образовательных семинаров по актуальным вопросам богословия, истории, философии, культурологии, а также в реализации научно-исследовательских проектов во взаимодействии с церковными и светскими организациями.

В рамках взаимодействия Санкт-Петербургской духовной академии с другими вузами в феврале с.г. прошли следующие мероприятия:

11 февраля студенты академии посетили с экскурсией Великий Новгород. Также в рамках поездки учащиеся духовной школы приняли участие в межвузовском методическом семинаре «Культурное наследие Новгородской земли в перспективе развития высшего теологического образования», который прошел в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета.

12 февраля в рамках работы Межвузовского координационного центра в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии прошел круглый стол на тему «Роль и значение пения в богослужении». В обсуждении приняли участие учащиеся духовной школы и студенты кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

14 февраля в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошел круглый стол, посвященный исследованию директора института В.А. Шамахова и доктора философских наук А.В. Клюева на тему «Социальные ценности и модели поведения учащейся молодежи на примере Ленинградской области».

18 февраля Санкт-Петербургскую духовную академию посетила группа представителей Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Делегацию возглавил директор Северо-Западного института управления, доктор экономических наук, кандидат исторических наук и действительный государственный советник I класса В.А. Шамахов.

19 февраля исполнилось 120 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. По этому случаю епископ Петергофский Серафим совершил благодарственный молебен в университетском храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на котором присутствовали ректор вуза и представители профессорско-преподавательской корпорации. Также владыка поздравил с 60-летием ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А.И. Рудского.

В тот же день в Санкт-Петербургской духовной академии состоялось заседание научно-методического совета межвузовской Ассоциации содействия духовно-нравственному просвещению «Покров», в ходе которого участники приняли решение о возрождении научной конференции «Покровские чтения».

Также в этот день в актовом зале духовной академии прошел межвузовский студенческий семинар «Молодежь. Церковь. Общество», посвященный современным проблемам взаимоотношений Православной Церкви и общества, в котором приняли участие студенты духовной школы и учащиеся светских учебных заведений Санкт-Петербурга.

21 февраля духовную академию посетила делегация Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения во главе с ректором А.Д. Евменовым. Для гостей была проведена экскурсия, после которой епископ Петергофский Серафим обсудил с представителями института дальнейшие пути сотрудничества двух учебных заведений.

Русская линия


В Церкви будет создан Координационный центр по развитию социального служения в Европе

18−20 февраля 2019 года в Вильнюсе состоялась первая конференция по социальному служению среди европейских епархий на тему «Опыт и особенности милосердного служения в европейских странах», сообщает Диакония.Ru. О церковной социальной работе в Европе рассказали представители Виленской, Венской, Рижской, Таллинской, Нарвской и Берлинской епархий. Конференция была организована при участии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. В ходе конференции обсуждалось создание единого координационного центра по развитию церковного социального служения в Европе.

«Святейший Патриарх Кирилл уделяет особое внимание взаимодействию с зарубежными епархиями. Для более продуктивной совместной работы на благо нуждающимся необходим личный контакт с теми людьми, которые отвечают за развитие социального служения в этих епархиях, — отметил руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела диакон Игорь Куликов. — Год назад мы проводили подобное мероприятие в Екатеринбурге, где собирали представителей всех стран Средней Азии. Стоит отметить, что в этот раз инициатива по проведению конференции исходила из самой Европы. Важным ее результатом стало то, что мы смогли сформулировать цели и задачи совместной работы по развитию служения милосердия в европейских странах».

Конференция была организована по инициативе социального отдела Виленско-Литовской епархии и при поддержке Синодального отдела по благотворительности. На пленарном заседании всех участников конференции приветствовал митрополит Виленский и Литовский Иннокентий. Представители шести епархий выступили с докладами о действующих проектах и формах милосердного служения в европейских странах. Например, в Нарвской епархии организовано кормление бездомных людей и создана богадельня на 140 человек. В Таллинской епархии действует служба из 46 постоянных добровольцев, которые окормляют 30 подопечных.

Священники и добровольцы Рижской епархии окормляют государственные социальные учреждения: приюты для бездомных, хосписы, больницы. Сестры Свято-Троицкого женского монастыря ежедневно кормят более 170 бездомных. В Берлинской епархии также организовано кормление бездомных людей на вокзале. Кроме того, в Берлинской епархии совершают окормление заключенных в тюрьмах. Последние два года тюремного заключения по решению суда могут быть заменены на социальную работу при Покровском соборе Бонна.

«Цель нашей конференции — познакомиться с успешными социальными проектами Европы, понять, с какими проблемами мы можем работать вместе, так как границ между нашими странами практически нет, — рассказал организатор конференции и руководитель социального отдела Виленско-Литовской епархии протоиерей Владимир Ринкевич. — Например, в Вильнюсе церковная социальная работа ведется в основном на базе государственных учреждений: мы окормляем людей, находящихся в европейских больницах и социальных учреждениях. Научиться работать сообща и создать для этого все условия — цель этой и всех последующих конференций».

В ходе конференции были выделены основные направления социальной работы, актуальные для Европы. Среди них — организация приходских добровольческих объединений, помощь людям в медицинских учреждениях, помощь приезжим русскоговорящим людям, бездомным и наркозависимым.

«У каждой страны Евросоюза свои реалии и законодательство. Если в одной стране есть потребность работы с одной группой подопечных, то в другой — нет. Поэтому сложно выделить конкретное направление работы, подходящее для всех епархий, — отметила руководитель сектора по развитию социальных программ Синодального отдела по благотворительности Наталья Сетянова. — Для многих европейских стран актуально окормление русскоговорящих людей, приезжающих на лечение в Европу. Европейские епархии направляют их в медицинские центры, помогают собрать средства, духовно поддерживают. Поэтому координационный центр, о создании которого говорили участники конференции, мог бы в первую очередь регулировать эту работу».

На конференции было предложено в рамках координационного центра по социальному служению создать интерактивную карту со всеми церковными благотворительными проектами Европы по типу базы данных Синодального отдела по благотворительности.

«В странах, где государственная социальная поддержка очень хорошо развита, все равно есть люди в трудной ситуации. Церковная работа в Европе как бы заполняет пробелы в благотворительности помощи. Например, в Австрии и Германии Церковь кормит бездомных, у которых нет специальных социальных карточек, помогает людям разобраться, где и как они могут получить государственную поддержку. Интерактивная карта могла бы объединить опыт всех епархий», — подчеркнула Наталья Сетянова.

Все участники конференции поделились своим мнением о том, какие задачи координационный центр мог бы выполнять. Иерей Даниил Доронин из Нарвы (Эстония) также отметил важность ведения базы данных всех церковных и светских социальных инициатив и благотворительных организаций в Европе для координации помощи нуждающимся людям. Иерей Владислав Азевс из города Лаа (Австрия) предложил определить общую для всех европейских епархий проблематику и создать веб-сайт для информационной поддержки церковной социальной деятельности в Европе.

Участники договорились проводить встречи в онлайн-формате раз в три месяца. Следующая очная конференция запланирована на 2020 год.

Русская линия


В Ливане состоялось второе заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сирийской ортодоксальной церковью

18−22 февраля 2019 года в административной резиденции Патриархов Сирийской Ортодоксальной Церкви в Атшане (Ливан) состоялось второе заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сирийской Ортодоксальной Церковью, сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

Со стороны Московского Патриархата в Комиссию входят: епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан — сопредседатель; игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока; иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям; сотрудники ОВЦС С.Г. Алферов и Е.А. Бахтин. Со стороны Сирийской Ортодоксальной Церкви в заседании участвовали: Патриарший викарий, управляющий комплексом административной резиденции в Атшане архиепископ Хризостом Михаил Шимун — временно исполняющий обязанности сопредседателя Комиссии; архимандрит Жак Якуб, руководитель Патриаршего отдела по делам молодежи; архимандрит Роджер Юсеф Ахрасс, руководитель Отдела сирийских исследований; диакон Имад Суриани, сотрудник Патриаршего секретариата; Шади Сарве, исполнительный директор Благотворительной организации во имя святого Ефрема.

В начале встречи архиепископ Хризостом просил епископа Флавиана передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравления Святейшего Патриарха Игнатия Ефрема II по случаю недавно праздновавшегося 10-летия Предстоятельского служения.

Затем стороны подвели итоги реализации договоренностей, заключенных на первом заседании Комиссии, и определили дальнейшую программу сотрудничества, которая будет представлена на утверждение Священноначалия.

Приоритетным направлением деятельности Комиссии остается координация взаимодействия в реализации проектов по оказанию поддержки страдающим христианам Сирии, среди которых многие тысячи людей составляют паству Сирийской Ортодоксальной Церкви. Комиссия с удовлетворением констатировала успешную реализацию в течение 2018 года ряда проектов в данной сфере. В их числе — организация поездки делегации Рабочей группы по оказанию помощи населению Сирии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в Сирию и Ливан и раздача крупнейшей по объему партии продуктовой помощи в феврале прошлого года, инициирование Русской Православной Церковью медицинской реабилитационной программы для детей-инвалидов, пострадавших в ходе боевых действий в Сирии, а также проведение совещания Глав и высоких представителей религиозных общин Сирии и России в ходе посещения Дамаска председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом; в этом совещании участвовал Предстоятель Сирийской Ортодоксальной Церкви Святейший Патриарх Мар Игнатий Ефрем II. Стороны обсудили планы продолжения сотрудничества в данной сфере, в том числе при участии Благотворительной организации имени святого Ефрема, курирующей в Сирийской Ортодоксальной Церкви гуманитарные проекты.

Другим актуальным направлением совместной работы является продолжение развития связей в академической сфере. Была отмечена важность участия представителя Русской Православной Церкви игумена Арсения (Соколова) в организованном Департаментом сирийских исследований симпозиуме, посвященном личности Севира Антиохийского (Атшане, 25 мая 2018 г.). В текущем году также ожидается участие делегатов из Сирии в научно-богословских конференциях, организуемых высшими учебными заведениями Московского Патриархата. Достигнуты конкретные договоренности о начале программы студенческого обмена. В дальнейшем предполагается развитие прямого сотрудничества на уровне духовных школ, в частности, между учебными заведениями Русской Православной Церкви и Патриаршей Богословской семинарией имени святого Ефрема в Сейднае, а также открытым в ноябре 2018 года в Дамаске Антиохийским Сирийским университетом, первым вузом Сирийской Ортодоксальной Церкви, готовящим не только будущих клириков, но и мирян — специалистов в области гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин.

Комиссия сочла актуальным содействовать установлению контактов между профильными структурами, отвечающими за развитие молодежного служения, включая обмен делегациями и совместное участие в тематических мероприятиях, в том числе на территории епархий в диаспоре.

Стороны обсудили перспективы взаимодействия между представителями монашества, а также продолжение развития паломнических проектов, отметив позитивный опыт организации при участии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата поездок в Россию паломнических групп из Сирийской Ортодоксальной Церкви в январе и июле 2018 года.

Комиссия признала необходимость поддержания сложившегося уровня взаимодействия в медийной сфере, включая оказание взаимной информационной поддержки в условиях актуальных вызовов, с которыми сталкиваются сегодня Московский Патриархат и Сирийская Ортодоксальная Церковь. Сирийской стороной была высоко оценена инициатива Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла провести консультации с Предстоятелями Церквей Востока и Запада и принять совместное заявление во время обострения ситуации в Сирии в апреле 2018 года. Другим значимым проявлением данного взаимодействия стало распространение в эти же дни Службой коммуникации ОВЦС текста совместного заявления Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X, Святейшего Патриарха Игнатия Ефрема II и Блаженнейшего Патриарха Мелькитского Юсефа I Абси.

Участники заседания отметили важность произошедшей в 2018 году активизации контактов между Русской Православной Церковью и общиной Сирийской Ортодоксальной Церкви в Ираке, представитель которой архиепископ Мосула, Киркука и Курдского автономного района архиепископ Никодим Дауд Шараф в ноябре прошлого года посетил Москву в составе делегации Совета христианских лидеров Ирака. До этого, в марте, по поручению митрополита Волоколамского Илариона Ирак посетил иеромонах Стефан (Игумнов), также проведший встречи с руководством и представителями местных сиро-ортодоксальных общин.

В завершение заседания был принят совместный меморандум.

В ходе пребывания в Ливане делегация Московского Патриархата посетила принадлежащий Антиохийской Православной Церкви Успенский монастырь в Баламанде и расположенный на его территории Богословский институт, где по благословению Блаженнейшего Патриарха Иоанна X была принята митрополитом Триполийским Ефремом. Епископ Флавиан просил передать сердечное приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Блаженнейшему Патриарху Великой Антиохии и всего Востока Иоанну X и рассказал о ходе диалога с Сирийской Ортодоксальной Церковью. Со своей стороны, митрополит Ефрем отметил, что в Баламандской обители до сих пор трепетно хранят память о ее посещении Предстоятелем Русской Православной Церкви в ходе визита в Антиохийский Патриархат в ноябре 2011 года. Стороны также обменялись мнениями по ряду актуальных вопросов двустороннего и межправославного сотрудничества.

В программу заседания Комиссии было включено посещение святых мест и историко-культурных достопримечательностей ливанской земли, в том числе кафедрального собора святого великомученика Георгия Победоносца Бейрутской митрополии Антиохийской Православной Церкви, православных монастырей Сейдат-ан-Нурия и Илии Пророка, а также города Библоса.

Следующее заседание Комиссии состоится летом 2020 года в России.

Русская линия


В Москве прошла пресс-конференция, приуроченная к 110-летию Марфо-Мариинской обители милосердия

21 февраля 2019 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Москве состоялась пресс-конференция, приуроченная к 110-летию Марфо-Мариинской обители милосердия, сообщает Диакония.Ru.

В мероприятии приняли участие: епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия; Ксения Коваленок, главный врач Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие»; Татьяна Мышатина, директор развивающего центра для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»; Виктория Стронина, руководитель Группы работы с просителями в Марфо-Мариинской обители; Владимир Бушуев, директор Фонда Андрея Первозванного.

Как отметил на пресс-конференции епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, преподобномученица Елисавета своей жизнью и организацией благотворительного служения в обители явила образец соединения молитвы и милосердия.

«Марфо-Мариинская обитель — это уникальное явление, которое появилось в страшное предреволюционное время, когда зашатались основы Российской державы. Множество наших сограждан были одержимы планами уничтожения старого мира, и никто не знал, как остановить приближающую катастрофу, — сказал председатель Синодального отела по благотворительности. — В это время великая княгиня Елизавета пережила страшную беду — убийство мужа».

Епископ Пантелеимон отметил, что великая княгиня Елизавета явила пример того, как нужно переживать трагедии: «Земная жизнь не может пройти без трагедий. Великая княгиня Елизавета показала, как нужно реагировать на то зло, которое пытается сломать нашу жизнь и лишить счастья. Имея смирение и любовь, она пошла в тюрьму к убийце мужа, принесла ему прощение и дала возможность покаяться, навестила смертельно раненного кучера и ободрила его перед смертью». В итоге она всю оставшуюся жизнь посвятила делам любви и милосердия.

Великая княгиня Елизавета, по словам епископа Пантелеимона, выносила в своем сердце этот уникальный проект. «Через 110 лет мы можем увидеть то, что сделали ее любовь, мужество, вера и то, что она создала, движимая желанием утверждать на земле добро. Она пошла против того течения, которое тогда увлекало Россию, против кровавого потока страшных чувств и мыслей революционного времени».

Он подчеркнул, что преподобномученица Елисавета своей жизнью и организацией благотворительного служения в обители явила образец соединения молитвы и милосердия. «Обитель — это удивительное место победы добра над злом, место радости и любви, — сказал викарий Святейшего Патриарха. — Поражает дальнейшая судьба обители, которая разделила судьбу своей основательницы: она была разрушена, но возродилась, и теперь в ней продолжается дело преподобномученицы Елисаветы».

Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) отметила, что, несмотря на внешние изменения, главным в служении Марфо-Мариинской обители остается продолжение дела великой княгини Елизаветы Федоровны.

«Поменялось все: время, реалии, люди. Сделать так, как было в начале, при великой княгине, невозможно в наше время, — сказала игумения Елисавета (Позднякова). — При зарождении обители главным центром была личность преподобномученицы Елисаветы, ее личный подвиг и святость. Сегодня великой княгини Елизаветы у нас нет. И мы поняли, что на место духовного центра должна встать монашеская обитель. А социальная деятельность, в которой участвуют не только монашествующие, но и сестры милосердия с добровольцами, могла бы развиваться на духовном фундаменте монашеской жизни».

Настоятельница отметила, что эту модель обитель реализует с 2011 года, и она себя оправдывает. Сегодня Марфо-Мариинская обитель — это женский монастырь, в котором сохраняются особенности, которые были заложены Елизаветой Федоровной. «В обители проживают монашествующие сестры, которые живут монашеской жизнью и выполняют монашеские обязанности. Их жизнь не связана с социальной деятельностью, — отметила игумения Елисавета (Позднякова). — При этом в обители действуют порядка 10 социальных проектов, которые призваны помогать тем, кому хуже всех. Преподобномученица Елисавета руководствовалась актуальностью той или иной помощи. Мы тоже стараемся руководствоваться этим принципом».

В Марфо-Мариинской обители действует целый ряд социальных проектов, большинство из них — совместные проекты обители и православной службы «Милосердие». В частности, в обители работают медицинский центр «Милосердие», развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад», детская выездная паллиативная служба, респис для тяжелобольных детей, Елизаветинский детский дом.

«Наш центр не только для детей — он для ребенка в контексте его семьи. Это целиком история про семью. Мы работаем с родителями, братьями и сестрами, — рассказала директор развивающего центра для детей с ДЦП „Елизаветинский сад“ Татьяна Мышатина. — Мы как раз тот центр, где не только дети с инвалидностью получают помощь, но и где родитель может получить поддержку».

Руководитель Группы работы с просителями в Марфо-Мариинской обители Виктория Стронина рассказала о людях, которые приходят в обитель за помощью.

«Когда у человека случается беда, он обращается к родным, близким, друзьям, знакомым, коллегам, то есть к ближнему кругу. Если он пришел к нам, то это значит, что ближнего круга у него нет, — сказала Виктория Стронина. — Возможно, этот круг исчерпан или его и не было никогда, и человек очень одинок. Тогда он идет к нам, в Церковь».

Она отметила, что в трудной ситуации могут оказаться совершенно разные люди: случаются болезни, бывает, что у людей сложный характер, и они не справляются с жизненными трудностями. «Некоторым семьям нужно просто пережить сложный переходный период — мы стараемся подставить им плечо и помочь самым необходимым. Бывает, что семьи постоянно живут в дефиците, их критичная ситуация не заканчивается».

Она подчеркнула, что их подопечные получают помощь постоянно: в месяц они принимают порядка 700 человек, а на постоянном попечении находятся около 400 семей.

На территории обители работает респис для тяжелобольных детей, и этому проекту требуются новые помещения для развития. Об этом рассказала главный врач медицинского центра «Милосердие» в Марфо-Мариинской обители Ксения Коваленок.

Она отметила, что из-за нехватки помещений помощь респиса могут получить далеко не все желающие. «Вообще, обитель, конечно, очень красивое, историческое здание, но не очень приспособленное для современных социальных проектов. „Елизаветинскому саду“ уже дали новое здание, будем надеяться, что, может быть, появятся и для нас какие-то современные помещения, более приспособленное для организации помощи нуждающимся», — сказала Ксения Коваленок.

Директор Фонда Андрея Первозванного Владимир Бушуев рассказал участникам пресс-конференции об истории восстановления обители.

Русская линия


В Москве отреставрируют храм Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках рядом со станцией метро «Китай-город» отреставрируют, сообщает сайт мэра Москвы. Соответствующий проект согласовал столичный Департамент культурного наследия. Храм из красного кирпича был построен на рубеже XVI—XVII вв.еков на месте деревянной церкви XIV века. Сегодня он признан объектом культурного наследия федерального значения.

По одной из версий, название церковь получила из-за того, что ее построили на окраине. «Кулишки» в те времена означало «на краю земли», а район Китай-города находился на границе старой Москвы. По другой версии, церковь строилась на лугу при впадении Яузы в Москву-реку. Эти земли москвичи в старину называли кулишками, или кулижками (кулигами). Третья же версия гласит, что храм был заложен в честь воинов, павших на Куликовом поле в 1380 году. Считается, что некоторые были погребены у стен церкви.

Двухъярусное здание с луковичной главой выдержано в стиле московского барокко. К нему примыкает трехъярусная восьмиугольная колокольня, которую также венчает главка с крестом. Фасад украшает белокаменная резьба в виде многочисленных декоративных элементов: пилястр (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну), кокошников, ложных окон, межэтажных поясов, сандриков (декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз).

«Этот древний храм является одним из наиболее выразительных образцов архитектуры XVII столетия. Его отличают сложность очертаний, обилие деталей, яркое цветовое решение. За свою долгую историю церковь Всех Святых на Кулишках неоднократно горела. Проект реставрации составлен таким образом, чтобы выявить и сохранить разные этапы формирования памятника. Именно поэтому он предполагает воссоздание утраченных деталей, планировок и убранства разных эпох», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

По словам главы ведомства, работы будут проводиться по методу фрагментарной реставрации. Такой подход предполагает, что подлинные архитектурные элементы будут максимально сохранены и восстановлены.

Например, специалисты намерены раскрыть заложенные арочные, оконные и дверные проемы, воссоздать утраченные лестницы на колокольне. Внутренние стены храма расчистят от следов поздних покрасок и покроют белой известкой, окна и металлические ставни восстановят по историческим аналогам. Входные двери демонтируют, а вместо них установят новые, выполненные по архивным фотографиям (за образец взяты интерьеры храма по проекту архитектора Константина Быковского 1877 года). По отдельному проекту отреставрируют живопись на сводах и стенах. Кроме того, расчистят фасады, а кирпичную кладку восстановят под наблюдением химика-технолога. Реставрация также затронет чугунный навес и каменные ступени крыльца. Поверхности кирпичных стен фасадов будут окрашены красным цветом, выступающие архитектурные детали — белым.

Русская линия


В Санкт-Петербурге открылась выставка «Осень русского Средневековья»

Выставка «Осень русского Средневековья», посвященная сакральному искусству XVII столетия, открылась 21 февраля в корпусе Бенуа Русского музея, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

В экспозиции представлены произведения из фондов Русского музея, многие них впервые или с новой атрибуцией. Зрители познакомятся с выдающимися образцами иконописи, ювелирного искусства, лицевого шитья, монументальной живописи того времени.

Об основном посылке организаторов выставки достаточно хорошо говорит название: оно отсылает к книге нидерландского историка культуры Йохана Хейзинги «Осень Средневековья», где он исследует культуру и искусство Нидерландов XV века.

«Йохан Хейзинга в книге „Осень Средневековья“ применительно к нидерландскому искусству XV столетия одним из первых написал, что к нему надо подходить с позиций сакральной культуры, религиозного искусства, — говорит старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Полина Западалова. — Схожие процессы происходили и в русском искусстве XVII века. Когда заходит речь об этой эпохе, всегда встает вопрос, принадлежит это искусство новому времени или продолжает более ранние традиции. Выставка дает однозначный ответ: это искусство именно средневековое. Искусство позднего Средневековья существенно отличается от искусства более ранних эпох: здесь мы видим особую пышность, особую увлеченность мастеров визуальными образами. Архидиакон Павел Алеппский, который посетил Москву в 1655 году и написал книгу о путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию, отмечал, что московские иконописцы не имеют себе равных, и выражал сожаление, что эти мастера смертны. Цель выставки показать, что хотя мастера по природе своей смертны, искусство их бессмертно, и память о них должна быть вечной. Это рассказ о мастерах XVII века. Мы знаем бесчисленное множество имен, но пока не можем похвастаться монографиями, посвященными творчеству какого-нибудь мастера. О западноевропейских художниках — Рембрандте, Рубенсе, Веласкесе — написано множество книг. У нас тоже есть великие имена: Гурий Никитин, Кирилл Уланов, Симон Ушаков, Никита Павловец, Никифор Савин. Сказать о каждом можно очень много, и они ждут своего часа. Цель выставки — вызвать интерес к культуре XVII века. Мы — жители Санкт-Петербурга — имеем возможность посмотреть на себя как бы в обратной перспективе. Видя многочисленные произведения, исполненные на основе западных образцов, мы понимаем, что Санкт-Петербург не спустился с небес и не восстал сам собой из болот — он был плодом развития культуры второй половины XVII века, когда московское общество мечтало о создании такого города».

То, что московские иконописцы XVII века начали подписывать свои произведения (хотя большая часть икон продолжала оставаться анонимными), свидетельствовало об изменении сознания, его обмирщении. Русская иконопись была в то время подвержена сильному западноевропейскому влиянию. В иконописи появляются типично «живописные» черты — например, иллюзионистская лепка объемов, невиданное прежде внимание к деталям. Но характерно это в первую очередь для Москвы — в других местах России продолжали создаваться произведения, привычные для средневекового сознания; на выставке представлены образцы архаичного искусства Обонежья и Поморья. Это не значит, что в других российских городах не наблюдались новые тенденции: веяния из Москвы доходили и до провинции. Об этом свидетельствуют образ святого Артемия Веркольского из церкви в деревне Волок Новгородской области, образ святых Флора и Лавра из села Моржегоры Архангельской области или икона Рождества Христова из Вологды. Нельзя не отметить, что искусство Пскова и Новгорода под влиянием Москвы на¬чинает утрачивать свою самобытность.

Чрезмерная детализация прослеживается, например, в иконах «Символ веры» и «Отче наш» из московского храма святого Григория Неокесарийского. Иконописцы круга Гурия Никитина не только снабжают практически каждое слово основных христианских молитв соответствующим изображением, но и каждый сюжет отличается многофигурностью, каждое изображение — мелкими и дробными деталями.

Новаторский в то время «живоподобный» стиль, выработанный в 1650—1660-х годах изографами Оружейной палаты, хорошо виден в произведениях Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Никиты Павловца, Родиона Сергиева. Художников начинает привлекать видимый мир, они перестают рассматривать иконопись лишь как отражение горнего мира.

Симон Ушаков интересовался получившей тогда распространение западноевропейской гравюрой, был внимателен и к творчеству живописцев-европейцев, работавших вместе с русскими художниками в царских мастерских. Он попытался привить некоторые приемы, характерные для портретного искусства, искусству иконописи. Для произведений Симона Ушакова и других иконописцев Оружейной палаты характерен новый подход к цвету, переход к тональному колориту, объемности вместо плоскостности.

В надписях на произведениях искусства встречаются и имена заказчиков. Среди них — цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Петр Алексеевич, церковные иерархи — патриархи Московские Питирим и Адриан, епископ Тамбовский Игнатий — или известные государственные деятели боярин Иван Шуйский, представители семейства Строгановых, окольничий Василий Волынский, боярин Яков Одоевский и другие.

Помимо иконописи особого внимания заслуживают произведения лицевого шитья, исполненные в мастерских Анны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина, Григория Иванова Новгородца, тихвинских серебряников Ивана Чернятина, Дмитрия Погудина и других мастеров.

Произведения второй половины XVII столетия поражают необычайным богатством цвета, порою даже избыточностью узорочья. Элементы декора нередко обретают черты натуралистичности, в чем проявляется созвучность развития иконописи и декоративно-прикладного искусства.

В XVII столетии продолжают развиваться и другие виды искусства. В городах и монастырях работали резчики по дереву, оловянщики, чеканщики, кузнецы, фонарники, медники, серебряных, слюдяных и свечных дел мастера. Мастера Русского Севера создавали резные многоярусные иконостасы, камерные киоты для икон, храмовую скульптуру. На выставке представлены вологодские резные иконы «Николай Можайский» и «Святой Георгий», образы великомучениц Параскевы и Екатерины из Новгорода, брачные венцы, расписные деревянные потиры и многие другие изделия.

Один из кураторов выставки, старший сотрудник отдела древнерусского искусства Ирина Сосновцева, отметила, что экспозиция начинается и завершается резными Царскими вратами, и это не случайно: ворота, дверь — вход в иной, новый мир. Она подчеркнула, что в основном экспозиция древнерусского искусства была сформирована к 1914 году, но на выставке есть и новые поступления, и недавние работы музейных реставраторов — некоторые из них демонстрируются, хотя и не завершены: это частично раскрытые иконы, вглядываясь в которые, нетрудно рассмотреть и первоначальную живопись, и более поздние записи — в прямом смысле срез эпох. Пример сложной работы реставраторов — не только частично раскрытые иконы, но и восстановленный фрагмент фрески со стены Троицкого собора Макарьевского монастыря в Калязине. Перед затоплением монастыря собор был взорван, но фрески частично были сняты и попали в музеи Москвы и в Русский музей.

Выставка продлится до 13 мая.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 25 февраля 2019 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика