Святейший Патриарх Кирилл: Синод Константинополя и его Патриарх фактически встали на сторону гонителей Украинской Православной Церкви
Предстоятель Русской Православной Церкви призвал верующих усилить свои молитвы о мире на Украине и верующих канонической УПЦ
21 декабря 2018 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось ежегодное Епархиальное собрание города Москвы, в ходе которого Святейший Владыка вновь вынужден был коснуться темы вмешательства Константинопольского Патриархата во внутреннюю жизнь Русской Православной Церкви на территории Украины, сообщает Патриархия.Ru.
«Этот год был весьма непростым для всей Православной Церкви и особенно для православных верующих Украины. Даже 1030-летие Крещения Руси, яркий повод вспомнить о многовековом единстве наших народов, бережно хранимом со времен святого равноапостольного князя Владимира, некоторые политики и поддерживаемые ими вожди раскола попытались использовать как предлог для того, чтобы расколоть нашу Церковь. А самое печальное, что в этом стремлении их поддержал Константинопольский Патриархат», — отметил Святейший Патриарх.
«В то время, как представители Поместных Православных Церквей прибыли в Москву и в Киев для того, чтобы молиться и праздновать вместе с нами, посланники Константинополя были заняты другим. Они общались со светскими деятелями и с людьми, далекими от Православной Церкви», — продолжил Предстоятель.
Святейший Владыка напомнил, что в сентябре последовало назначение в Киев «экзархов» Константинопольского престола, что стало грубым нарушением церковных канонов и получило надлежащую оценку со стороны Священного Синода Русской Православной Церкви: было прекращено молитвенное поминовение имени Патриарха Константинопольского за Патриаршими богослужениями в Русской Православной Церкви, приостановлено сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата.
«К сожалению, на этом антиканоническая агрессия Константинополя не остановилась, — констатировал Патриарх Кирилл. — 11 октября Константинопольская Патриархия сообщила о решениях, принятых её Синодом: предоставить автокефалию Украинской Церкви, которая на самом деле о том не просила; восстановить в священном сане руководителей украинского раскола, отменить все наложенные на них канонические прещения и без разбора принять всех их и их последователей в церковное общение; отменить действие подписанной 332 года назад соборной грамоты о переходе Киевской митрополии в состав Московского Патриархата; открыть в Киеве свои ставропигии. Всё это сопровождалось лицемерным призывом воздерживаться от захватов храмов и насилия „ради мира и любви“, в то время как давление, оказываемое на епископов, клириков, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви, не желающих участвовать в антиканонических начинаниях политиканов и схизматиков, в действительности становилось всё сильнее».
Предстоятель Русской Церкви напомнил, что высшие должностные лица украинского государства стали всё чаще публично заявлять, что верующие канонической Церкви — чужие, отказывая им в праве оставаться в собственной стране. «А ведь речь идёт о миллионах граждан Украины! Фактически Синод Константинополя и его Патриарх стали на сторону гонителей», — засвидетельствовал Святейший Владыка.
«Говорю об этом с великой болью, ведь речь идёт о церковных властях Поместной Церкви, которая была нам Матерью, о людях, с которыми я столько раз встречался, молился, искал общего понимания того, что служит единству», — сказал Патриарх Кирилл.
«Но правда требует сказать и о том, что ведь такое происходит не в первый раз. Вспомним 20-е, 30-е годы прошлого века, вспомним время святителя Тихона. Русская Церковь подвергалась атеистическим гонениям, а Константинополь делал все возможное, чтобы оторвать от ее живого тела те части, которые оказывались в пределах досягаемости: Эстонию, Финляндию, Польшу, Латвию. Вспомним, как пытался Константинопольский Патриарх Григорий VII низложить святителя Тихона, исповедника, обращаясь к нему с призывом отречься от Патриаршества якобы для блага и „мира“ Церкви, для того же торжества „любви“, о котором говорит нынешний преемник Патриарха Григория», — напомнил Святейший Владыка.
«Мы не можем совершать Таинства вместе с теми, кто вступил в общение с уклонившимися в раскол и даже с отлученными от Церкви, — отметил Патриарх Кирилл. — Мы говорим „Христос посреде нас“ тем, кто ныне притесняем на Украине, тем нашим братьям, с которыми мы ощущаем полную солидарность. Мы восхищаемся их мужеством, смирением, духовным дерзновением. Мы молимся за них на каждой Литургии, мы молимся о единстве нашей Поместной Церкви и о единстве Святого Православия в мире. Но мы не можем сказать этих же слов „Христос посреде нас“ тем, кто оказался на одной стороне не с гонимыми, а с гонителями. Поэтому в нынешней ситуации наш Священный Синод принял именно то решение, которое только можно было принять: „Ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении“».
«В этих условиях нам следует укрепляться в молитве, ибо молитва Церкви — великая сила. Ещё в сентябре Священный Синод благословил возносить во всех храмах Русской Православной Церкви за Литургией особые усердные моления о единстве Святого Православия. И я призываю каждого из вас к горячей, трепетной, сердечной молитве о единстве Святых Божиих Церквей, о мире для Украинской Православной Церкви. Возносите эти прошения не только за богослужениями, но и в домашней молитве, повторяйте их в паломничествах, призывайте к этому ваших прихожан, обращайтесь с сердечным воздыханием и к священномученику последних времен — святому Владимиру, митрополиту Киевскому, столетие убиения которого пришлось на начало этого года, дабы он своим предстательством отвел от Украинской Церкви угрозу новых страданий», — подытожил Святейший Патриарх Кирилл.
Русская линия
Грекам неудобно за то, что происходит на Украине
Греческое агентство церковных новостей «Ромфея» пытается максимально смягчить сообщения о требовании украинских властей о переименовании канонической УПЦ
Вмешательство Константинопольского Патриарха Варфоломея в церковные дела на Украине не привело к исцелению украинского раскола, а лишь до предела обострило межрелигиозную ситуацию в стране.
Первым последствием «объединительного собора» украинских раскольников под председательством представителя Фанара митрополита Галльского Эммануила стало усиление давления на УПЦ и антиконституционное требование украинских чиновников к канонической Церкви отказаться от своего названия.
Ещё ранее представителей УПЦ пытались запугать допросами в СБУ и обысками в храмах и епархиальных управлениях. И всё это на фоне одобрительных комментариев представителей «объединённой церкви раскольников» ПЦУ, что, очевидно, ставит в крайне неудобное положение представителей Фанара перед всеми Поместными Православными Церквями.
О том, что в реальности происходит на Украине, в православном мире все прекрасно понимают. Но для того, чтобы информация доходила до православных верующих заграницей быстрее, Московский Патриархат принял решение о запуске английской и греческой версий официального сайта Русской Православной Церкви. И судя по новостям греческого церковного агентства «Ромфея», это было весьма своевременное и правильное решение.
6 января 2018 года, когда живущая по новоюлианскому календарю Константинопольская Патриархия будет отмечать Крещение Господне, Патриарх Варфоломей планирует встретить на Фанаре предводителя объединённых украинских раскольников «митрополита» Епифания и вручить ему Томос об автокефалии для новосозданной на Украине церковной структуры. До этого момента греки бы не хотели, чтобы на Украине начались неприкрытые гонения на каноническую УПЦ. А потому рвение украинских депутатов, рьяно взявшихся за силовое переименование УПЦ, на Фанаре, очевидно, не могло быть воспринято без тревоги.
Об этом свидетельствует тот стиль подачи информации о положении дел на Украине, к которому в настоящее время прибегает греческое агентство церковных новостей «Ромфея». Здесь стараются подчеркнуть резкость любых заявлений представителей Московской Патриархии и дать максимально миролюбиво любые высказывания «Предстоятеля Автокефальной Украинской Церкви митрополита Епифания».
Что же касается новостей о том, что украинские депутаты попытались силой переименовать УПЦ, то и тут греческое агентство постаралось максимально смягчить ситуацию, сообщив своим читателям, что украинские власти якобы требуют от канонической УПЦ, чтобы она указала в документах лишь свою связь с Московским Патриархатом и не более того. О том, что речь на самом деле идёт о том, что от УПЦ требуют полностью сменить своё название и фактически отказаться от того, что она является Украинской Церковью, не сообщается.
Более того, греки стыдливо умалчивают информацию об ограничениях в правах УПЦ, которая не только лишается права на самоназвание, но права окормления украинских военных, а вслед за этим может лишиться и значительной части своих приходов, регистрация которых будет аннулирована.
Очевидно, что работникам агентства «Ромфея» сегодня очень неудобно за то, к чему привели решения Константинопольского Патриархата на Украине, и они машинально стараются (хотя бы до 6 января) заретушировать те тревожные новости, которые приходят с Украины.
Однако, шило в мешке не утаишь, и попытки «Ромфея» исказить или ограничить информацию, поступающую из Киева, могут привести лишь к потере авторитета этого греческого агентства среди церковных людей в православном мире.
Русская линия
100 лет со дня злодейского убийства
В России вспоминают верного слугу Государя генерала от кавалерии графа Федора Келлера, злодейски убитого петлюровцами в Киеве
На последний месяц года в России приходится память череды выдающихся русских офицеров, которые ценой своей жизни отстаивали традиционную Россию и воевали с распространением в стране идей большевизма и безбожия. На день Святителя Николая 19 декабря и в день кончины 31 декабря россияне всегда вспоминают генерала Николая Тимановского, а сегодня, исполняет 100 лет со дня убийства петлюровцами генерала от кавалерии графа Фёдора Келлера.
Граф Федор Артурович Келлер родился в 1857 г. и посвятил свою жизнь ратному делу. Герой Русско-турецкой и Первой мировой войны генерал от кавалерии Келлер был одним из двух высших военачальников, кто в позорные дни февраля 1917 г. проявил верность своему Государю, отправив в ответ на сообщение об отречении Императора Николая II телеграмму «Прикажи Царь, придём и защитим Тебя».
В выпущенном «Призыве старого солдата» генерал Келлер писал: «Во время трёх лет войны, сражаясь вместе с вами на полях Галиции, в Буковине, на Карпатских горах, в Венгрии и Румынии, я принимал часто рискованные решения, но на авантюры я вас не вёл никогда. Теперь настала пора, когда я вновь зову вас за собою, а сам уезжаю с первым отходящим поездом в Киев, а оттуда в Псков. За Веру, Царя и Отечество мы присягали сложить свои головы — настало время исполнить свой долг. Время терять некогда — каждая минута дорога! Вспомните и прочтите молитву перед боем, — ту молитву, которую мы читали перед славными нашими победами, осените себя крестным знамением и с Божьей помощью вперед за Веру, за Царя и за целую неделимую нашу родину Россию».
В годы Гражданской войны граф сформировал Северо-Западную монархическую армию. Но генералу не суждено было исполнить свое намерение — «через два месяца поднять Императорский Штандарт над Священным Кремлем». После захвата Киева петлюровцами был схвачен и убит выстрелами в спину в центре Киева у памятника Богдану Хмельницкому вместе с верными адъютантами полковником А.А.Пантелеевым и ротмистром Н.Н.Ивановым.
Русская линия
Протоиерей Александр Бахов: Переименовать Церковь может только Собор её архиереев
Даже если законопроект о переименовании УПЦ вступит в силу, Церковь будет оспаривать этот дискриминационный закон, заявил глава Юридического отдела УПЦ
Заниматься переименованием канонической Церкви может только её руководящий орган, Священный Синод Украинской Православной Церкви, а уж никак не Верховная Рада Украины, сообщил глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов в Facebook, передаёт «Союз православных журналистов».
«Даже если этот закон вступит в силу, это не значит, что УПЦ и её приходы, монастыри и епархии автоматически лишаются своих названий», — написал юрист.
Он подчеркнул, что Украинская Православная Церковь зарегистрировалась под своим нынешним наименованием в органах государственной власти.
Любые попытки со стороны государственных властей вынудить религиозное объединение изменить своё название, являются незаконными, добавил протоиерей Александр. Он подчеркнул, что даже если переименование пытаются провести путём принятия соответствующих законов, международное право оценивает такие действия как вмешательство во внутренние дела религиозной группы.
В законопроекте № 5309 речь идёт о внесении в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» изменений «относительно названия религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (являются частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины, в государстве, которое, согласно Закону Украины, признано осуществляющим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины».
Юридический отдел Украинской Православной Церкви обратился к Президенту Украины Петру Порошенко с просьбой наложить вето на этот закон. Кроме того, в Церкви заявляют, что будут оспаривать законность принятого законопроекта всеми доступными способами.
Русская линия
Архиепископ Нежинский Климент: Принятый закон не имеет к УПЦ никакого отношения
В Украинской Православной Церкви заявили, что не собираются менять своё название, поскольку центр управления канонической Церковью находится в Киеве
Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Нежинский и Прилукский Климент (Вечеря) в эфире «Громадського ТВ» 20 декабря 2018 года заявил, что принятый вчера Верховной Радой Украины законопроект № 5309 о переименовании религиозных организаций, управляющихся из России, не имеет никакого отношения к Украинской Православной Церкви, поскольку она совершенно самостоятельная в управлении и управляется из Киева.
«Этот закон к нашей Церкви никакого отношения не имеет, потому что у нас нигде не прописано, что мы имеем отношение, субординацию, управление с каким-либо заграничным центром, в том числе там, где есть государство-агрессор, — заявил представитель УПЦ. — Это, наверное, кого-то другого имели в виду народные депутаты, это лучше их спросить».
По словам владыки Климента, у УПЦ нет никаких оснований менять название и ей вообще не нужно реагировать на этот закон, поскольку в её Уставе, зарегистрированном государством, записано, что руководящий центр Украинской Православной Церкви находится в Киеве, что Церковь управляется Священным Синодом, Архиерейским Собором и Поместным Собором УПЦ.
«Согласно всем имеющимся юридическим документам, которые появились не сегодня, а были зарегистрированы даже раньше, чем в независимой Украине появилась Верховная Рада, у нас никакой связи с государством-агрессором в юридическом, в административном, в экономическом плане нет. Мы ещё в 1990 году получили Томос о независимости в управлении», — подчеркнул архиепископ Климент.
Он отметил, что его беспокоит поведение украинских политиков, которые под предлогом этого «популистского» закона прибегают к оскорблениям и агрессивным призывам в отношении УПЦ и её верующих.
«Вот это меня беспокоит. Потому что в любом цивилизованном государстве это абсолютно недопустимо. Это возможно, разве что, где-то в Южной Африке или в странах Ближнего Востока. А то, что мы сегодня скатываемся в церковно-государственных отношениях именно к такому уровню, это мне, конечно, прискорбно наблюдать, но, думаю, повлиять на эти процессы мы не можем», — отметил архипастырь.
В свою очередь, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русской Православной Церкви Владимир Легойда также обратил внимание, что в Уставе РПЦ указано, что центр Украинской Православной Церкви находится именно в Украине — в Киеве, а не в Москве.
«Во-первых, в уставе Русской Церкви чётко сказано, что центр Украинской Православной Церкви находится в Киеве, — прокомментировал Владимир Легойда агентству «Интерфакс-Религия». Во-вторых, как добавил глава Синодального отдела, в уставе Русской Церкви «нет географической привязки центра всей Церкви».
«Синод Русской Церкви, её Архиерейские Соборы могут заседать где угодно. Кстати, Синоды до 2014 года раз в году проходили и в Киеве. А в этом году, как известно, был Синод в Минске», — отметил Владимир Легойда.
«Так называемый „объединительный собор“ стал отправной точкой для нового витка дискриминации в отношении канонической Украинской Православной Церкви. По форме этот закон — дискриминация и покушение на свободу религии. По содержанию — попытка посеять рознь в украинском обществе, заставить верующих искать врагов там, где их не было — в храмах и монастырях», — сказал он.
По словам Владимира Легойды, название Украинской Православной Церкви никем никогда не ставилось под сомнение — ни государствами, ни Поместными Церквями. «Такие же названия имеют самоуправляемые Церкви в различных государствах, в том числе в странах Балтии», — отметил он.
Русская линия
Лишь три прихода в Винницкой области Украины последовали в раскол за запрещённым в служении митрополитом Симеоном (Шостацким)
На бывшем сайте Винницкой епархии УПЦ сообщается, что жители сёл Тютьки, Ровец и Коло-Михайловки не стали возражать против решения священников перейти в ПЦУ
Бывший митрополит Винницкий Симеон, предавший свою Церковь и решившийся перейти к раскольникам УПЦ КП и УАПЦ, не нашёл никакой поддержки среди верующих Винницкой области Украины.
Об этом свидетельствует сегодняшнее сообщение бывшего сайта Винницкой епархии, переименованного ныне в сайт Винницкой епархии ПЦУ, в котором с радостью сообщает о том, что кроме захваченного сторонниками митрополита Симеона кафедрального собора Винницы к ним присоединились три сельских прихода.
«Приход храма святой великомученицы Параскевы с. Тютьки Винницкого района свой выбор сделал ещё накануне Объединительного Собора. Вместе с настоятелем отцом Иоанном Просяновским религиозная община решила поддержать Поместную Православную Церковь», — сообщает сайт винницких раскольников.
«Уже после Собора, 19 декабря, в день памяти святителя Николая, община подтвердила своё предыдущее решение и присоединилась к Православной Церкви Украины. За богослужением возносились молитвы за Предстоятеля ПЦУ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания и митрополита Винницкого и Барского Симеона. Радостная новость быстро разошлась по селу. Старенькие прихожане, а также те, кто не смогли быть в храме, потому что были заняты на работе, звонили и поздравляли настоятеля. Староста прихода рассказывает, что её телефон также был «красный», — говорится в сообщении.
«Радостно восприняли предложение перейти под юрисдикцию ПЦУ и в с. Ровец, где о. Иван Просяновский также является настоятелем. Прихожане заявили, что никогда не сомневались в своём священнике и будут рады вместе с ним продолжать молиться в Украинской Церкви», — сообщают сторонники запрещённого архиерея.
Кроме двух этих приходов, настоятелем которых был один священник, в Винницкой области под управлением владыки Симеона остался лишь ещё один храм в селе Коло-Михайловки, где настоятелем был запрещённый в служении за уход в раскол бывший благочинный Винницкого района архимандрит Дорофей (Маркевич). Отец Дорофей, также как и митрополит Симеон, предал свою Церковь и вместе с правящим архиереем стал участником «объединительного собора» раскольников.
Русская линия
Что немцу хорошо, еврею — смерть
В Германии подвергли резкой критике решение Трампа вывести войска из Сирии. В Израиле восприняли эту новость значительно спокойнее
Удивительные вещи происходят в этом мире — немецкие журналисты настолько переживают из-за решение президента Дональда Трампа вывести американские войска из Сирии, что кажется, что они обеспокоены безопасностью Израиля более, чем сами евреи и их лидер Нетаньяху.
США больше не заслуживают доверия, заявила немецкая пресса, комментируя решение Белого дома вывести американские силы из Сирии, сообщает газета «Взгляд» со ссылкой на ТАСС.
Обозреватель Die Welt Алан Позенер заявил, что «на США больше нельзя положиться», а вывод их сил из Сирии стал «ужасным сигналом». По мнению Позенера, глава американского государства Дональд Трамп предал Израиль и «открывает дорогу Ирану и России».
Как пишет Die Welt, ошибались конспирологи, которые считали, что Трамп «находится в руках израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху». После решения Трампа вывести войска стало ясно, что «Нетаньяху вообще не имеет на него влияния».
«Вывод американских войск — это удар в лицо Израилю», — заявил Позенер, добавив, что Трамп «открывает дорогу иранским войскам и вооружениям на Запад». «Кто ещё будет полагаться на США, если многолетний союзник, такой как курды, не сегодня-завтра будет принесён в жертву? Какой мир могут гарантировать США?» — говорится в статье.
Но, что удивительно, в самом Израиле, в отличие от Германии, гораздо более спокойно прокомментировали решение Дональда Трампа.
В четверг, 20 декабря, канцелярия премьер-министра Израиля сообщила о состоявшемся телефонном разговоре между Биньямином Нетаньяху и президентом США Дональдом Трампом, сообщает NEWSru.co.il.
В сообщении канцелярии говорится, что беседа была посвящена решению президента США вывести войска из Сирии. Стороны обсудили пути продолжения сотрудничества Израиля и США в борьбе против иранской агрессии.
19 декабря после того, как Белый дом официально подтвердил информацию о выводе войск США из Сирии, глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху в своем «Твиттере» написал, что ему было известно об этом заранее.
«Позавчера я разговаривал с Дональдом Трампом, а вчера с государственным секретарем США Майклом Помпео. Администрация Белого дома уведомила меня, что президент намеревается вывести войска из Сирии. При этом дав понять, что у США имеются другие способы продемонстрировать свое влияние в регионе. Мы изучим график вывода войск, каким образом он будет осуществляться и, конечно, последствия, которые это может иметь для нас. В любом случае, мы позаботимся о безопасности Израиля и его защите на этом направлении», — написал Нетаньяху.
Что же так возмутило немцев и почему так спокойно отреагировали на это решение Трампа в Тель-Авиве? Всё очень просто. В отличие от безответственных журналистов и немецких экспертов премьер-министр Израиля понимает, что ему ещё очень много раз придётся иметь дело с Дональдом Трампом и портить отношения со своим союзником из-за вывода 2 тысяч американских военных из Сирии, дело безумное.
США, в конце концов, продолжают считать Израиль своим главным союзником на Ближнем Востоке, а что касается курдов, то евреям на их судьбу глубоко наплевать. Каждый сам должен думать о своей безопасности. У Израиля для этого есть вполне боеспособная армия, и в Тель-Авиве уверены, что справятся со всеми угрозами в регионе и без физического присутствия в Сирии американских военных.
Кроме того, не следует забывать, что евреи, в отличие от немцев, горячо любят Дональда Трампа. Если для германцев это человек, который потребовал от Берлина платить большие взносы в НАТО и отказаться от преференций в торговле с США, то евреям он просто так подарил Иерусалим, перенеся американское посольство из Тель-Авива в Святой Город. После такого, чтобы ни предпринял президент США, евреи найдут ему оправдание.
Трамп в отличие от любимого немцами Обамы стал для евреев своим. А с Обамой они не могли найти общий язык и всё время ругались. Вот и получается: что немцу хорошо, еврею — смерть.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память сщмч Михаила Алабовского, вспоминаем генерала графа Ф.А.Келлера и русского философа И.А.Ильина
Сегодня день памяти председателя Киевского отдела Союза Русского Народа сщмч. протоиерея Михаила Петровича Алабовского, расстрелянного в 1937 году.
В годы революции он принял активное участие в монархическом движении, был членом Русского Собрания, выборщиком в Городскую думу от Киевской монархической партии. Принимал участие в работе 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве в октябре 1906 г. Но наибольшую известность на общественном поприще он получил как член Киевского отдела СРН, где вскоре стал товарищем председателя отдела, а в 1915 г. сменил профессора П.В.Никольского на посту председателя. Ко дню рождения Государя 6 мая 1911 г. за активную просветительскую деятельность о. Михаил был награжден наперсным крестом, а в 1915 г. возведен в сан протоиерея. В октябре 1915 г. в условиях активизации противников Самодержавия он предпринимал шаги к объединению всех монархических организаций Киева и правых киевлян с целью подать голос в противовес выступлению левых. На Совещании монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде был избран членом руководящего органа Черной Сотни — Совета монархических съездов. В период гонений протоиерей Алабовский некоторое время служил в Киеве, до 1935 г. был настоятелем Крестовоздвиженской церкви Александровской слободки на Чоколовке, поддерживал тесную связь со схиархиепископом Антонием (Абашидзе) и сщмч. епископом Иоасафом (князем Жеваховым). С 1936 г. служил в Троицком храме дачного поселка Ирпень, где в октябре 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян сотрудниками НКВД. На очной ставке и допросе отверг все обвинения «свидетелей». Но это не повлияло на ход дела, поскольку приговор был известен заранее.
Сегодня день памяти верного слуги Государя генерала от кавалерии графа Федора Артуровича Келлера, злодейски убитого петлюровцами в 1918 г.
Он родился в 1857 г. и посвятил свою жизнь ратному делу. Герой Первой мировой войны генерал от кавалерии Келлер был одним из двух высших военачальников, кто в позорные дни февраля 1917 г. проявил верность своему Государю, отправив в ответ на сообщение об отречении Императора Николая II телеграмму «Прикажи Царь, придем и защитим Тебя».
В выпущенном «Призыве старого солдата» генерал Келлер писал: «Во время трех лет войны, сражаясь вместе с вами на полях Галиции, в Буковине, на Карпатских горах, в Венгрии и Румынии, я принимал часто рискованные решения, но на авантюры я вас не вел никогда. Теперь настала пора, когда я вновь зову вас за собою, а сам уезжаю с первым отходящим поездом в Киев, а оттуда в Псков. За Веру, Царя и Отечество мы присягали сложить свои головы — настало время исполнить свой долг. Время терять некогда — каждая минута дорога! Вспомните и прочтите молитву перед боем, — ту молитву, которую мы читали перед славными нашими победами, осените себя крестным знамением и с Божьей помощью вперед за Веру, за Царя и за целую неделимую нашу родину Россию».
В годы Гражданской войны граф сформировал Северо-Западную монархическую армию. Но генералу не суждено было исполнить свое намерение -«через два месяца поднять Императорский Штандарт над Священным Кремлем». После захвата Киева петлюровцами был схвачен и убит выстрелами в спину в центре Киева у памятника Богдану Хмельницкому вместе с верными адъютантами полковником А.А.Пантелеевым и ротмистром Н.Н.Ивановым.
Сегодня также день памяти выдающегося русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Ивана Александровича Ильина, скончавшегося на чужбине в 1954 г.
Он окончил с золотой медалью классическую гимназию в Москве, затем в 1906 г. юридический факультет Московского университета. По окончании университета был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. В декабре 1909 г. получил звание приват-доцента и начал читать лекции по истории философии права. В 1910−12 гг. находился в научной командировке в университетах Германии, Италии и Франции. Вернувшись в Россию, преподавал в Московском университете и других высших учебных заведениях Москвы. К февральской революции Ильин отнесся позитивно, как и подавляющее большинство представителей русской интеллигенции, активно включился в общественную деятельность. Октябрьскую революцию он расценил как величайшую катастрофу и принял активное участие в борьбе с новой властью.
В апреле 1918 г. Ильин был в первый раз арестован по подозрению в участии в подпольной организации «Добровольческая армия», но вскоре отпущен на свободу. На защиту Ильина выступили видные представители отечественной науки, многие ученые даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации, тогда все это еще оказывало влияние на большевиков. Ильина выпустили, и 18 мая 1918 г. он защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Оппонентами на защите выступили Е.Н.Трубецкой и П.И.Новгородцев, причем последний приехал на защиту, рискуя быть арестованным. Защита прошла успешно, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора. В 1922 г. Ильин был арестован в шестой раз, судим и в августе приговорен по 58-й статье к смертной казни, замененной пожизненным изгнанием. Президиум ВЦИК постановил лишить его гражданства и конфисковать все его имущество. В ноябре 1922 г. он писал П.Б.Струве, что сам бы он ни за что не уехал из страны, «ибо Россия в своем основном массиве — там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери. не уезжают; разве только — оторванные и выброшенные».
В эмиграции с 1923 по 1934 гг. он был профессором и деканом Русского научного института в Берлине. Принимал активное участие в общественной жизни русской эмиграции, в 1926 г. участвовал в деятельности Зарубежного съезда в Париже. Ильин активно пропагандировал свои идеи, в 1925−26 гг. входил в состав редакции газеты «Возрождение», в 1927−30 гг. издавал собственный журнал с характерным названием «Русский Колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России». Он часто выступал с публичными лекциями в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Югославии, Латвии и Эстонии, проявив себя как блестящий оратор. После прихода к власти в Германии нацистов, Ильин в 1934 г. был уволен из Русского научного института, его лишили кафедры за отказ преподавать, следуя установкам партийной программы национал-социалистов. В 1934−38 гг. преследования усилились: ему вовсе запретили заниматься преподавательской деятельностью и выступать с публичными лекциями, его печатные работы были конфискованы. Оставшись без средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин с супругой был вынужден в июле 1938 г. уехать в Швейцарию, где читал лекции в Швейцарских народных университетах и ученых обществах, занимался литературным трудом. Последние годы он жил в пригороде Цюриха, Цолликоне, где и скончался.
Русская линия
Власти Каспийска отказались называть одну из городских улиц в честь Сталина
Отказать в переименовании улицы Мира в Каспийске на улицу имени Сталина — такое решение приняла администрация города. Соответствующее постановление размещено на официальном сайте Каспийска, сообщает Md-gazeta.Ru.
В документе говорится:
«Рассмотрев заявление Собрания депутатов городского округа „Город Каспийск“ от 8 июня 2018 года по вопросу переименования улицы Мира в улицу И. В. Сталина, ввиду того, что наименование „ул. И. В. Сталина“ присвоено одной из улиц Каспийска в микрорайоне № 9, учитывая возражения граждан, проживающих по ул. Мира, а также результаты публичных слушаний и отсутствие финансовых средств на мероприятия, связанные с переименованием улиц, постановляет отказать в переименовании ул. Мира на ул. им. И. В. Сталина».
Напомним, публичные слушания по этому вопросу состоялись в начале сентября.
Русская линия
В Екатеринбурге открылась выставка, посвященная великомученице Екатерине
Ярким завершением празднования Дня Небесной покровительницы Екатеринбурга стала выставка «Святая великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний», открывшаяся в Музее изобразительных искусств уральской столицы, сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии.
Эта экспозиция станет первой в программе ежегодных выставок, посвященных Екатерине Александрийской и проходящих в рамках подготовки празднования 300-летия Екатеринбурга.
На ней представлено около 40 произведений русского искусства XVII — начала XX века, связанных с образом великомученицы. В экспозицию включены экспонаты из шести музеев России: Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Московского музея русской иконы, Ярославского художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании. Первоклассные произведения поступили на выставку из московских частных собраний Вячеслава Момота, Сергея и Татьяны Подстаницких, антикварного салона «Оранта» и екатеринбургского коллекционера Алексея Тимощука, иконная коллекция которого целиком посвящена Святой Екатерине.
Стоит отметить, что специально для этой выставки из запасников достали икону святой великомученицы Екатерины, которая до 1930 года находилась в главном Екатерининском соборе и икона из Ново-Тихвинского монастыря. Эти иконы долгое время были недоступны для всеобщего обозрения.
«Не так давно Екатеринбург отмечал день своей Небесной покровительницы», — рассказал директор Фонда святой Екатерины Александр Андреев. «Сегодня, на мой взгляд, тоже знаковый, праздничный день. Впервые в нашем городе открылась выставка, посвященная святой Екатерине. Это прекрасный подарок екатеринбуржцам и гостям города к Новому году и Рождеству. В планах фонда — создание музея Небесной покровительницы Екатеринбурга. Уверен, что к 300-летнему юбилею у нашего города такой музей появится».
«На выставке можно проследить как эволюцию стилистики иконографии, связанной с великомученицей Екатериной, так и особенность ее почитания в России», — подчеркнула московский искусствовед Екатерина Журбина .
Выставка «Святая великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний» действует с 19 декабря 2018 по 17 марта 2019 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, расположенном по адресу: Екатеринбург, ул. Воеводина, 5.
Напомним, 7 декабря 2018 года Екатеринбург отмечал День своей Небесной покровительницы. В дни празднования памяти святой Екатерины в уральской столице традиционно прошли праздничные мероприятия, посвященные памяти великомученицы. В канун празднования в Екатеринбургской епархии был дан старт новому медиапроекту #ДеньСвятойЕкатерины, широко разошедшемуся в социальных сетях, в котором жители города рассказывали об актуальности святой великомученицы для современников, ее роли в жизни Екатеринбурга, и поздравляли с наступающим праздником.
Русская линия
Глава Эфиопской церкви посетил с кратким визитом Москву
18 декабря 2018 года Москву с кратким визитом посетил Католикос Эфиопии Абуна Матфий. Он прибыл в столицу России для участия в церемонии открытия первого прямого рейса «Аддис-Абеба — Москва» авиакомпании «Эфиопские авиалинии», которая состоялась в аэропорту Домодедово, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС.
В состав сопровождавшей Патриарха Абуну Матфия делегации вошли: архиепископ Мелхиседек, руководитель Медийной службы Эфиопской Патриархии монах Кирос Волдеаб, руководитель службы Патриаршего протокола Музи Хайлу. Церемонию освещала съемочная группа эфиопского телеканала «FANA-TV» и ряда других ведущих СМИ этой страны.
В тот же день глава Эфиопской церкви отбыл в Аддис-Абебу.
Русская линия
При участии Церкви в Тюмени открылся единственный в городе пункт обогрева для бездомных
В Международный день помощи бедным, 19 декабря 2018 года, в Тюмени на базе церковно-общественного центра «Милосердие», социальной гостиницы на 90 человек, открылся пункт обогрева и питания для бездомных, сообщает Диакония.Ru.
«На создание этого пункта обогрева для бездомных повлиял несколько лет назад епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Также многих добровольцев мотивировал директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей „Теплый прием“ Илья Кусков, когда он приезжал в Тюмень. Тогда наш центр „Милосердие“ только зарождался, — рассказал директор центра развития социальных проектов Тюменской области „Милосердие“ Андрей Якунин. — Я подхватил эту идею, потому что как врач понимаю, что этот пункт кому-то спасет жизнь».
Открытый пункт обогрева — первый и единственный пункт для бездомных в Тюменской области. Пункт обогрева размещен на территории социальной гостиницы церковно-общественного центра «Милосердие» и устроен по образцу «Ангара спасения» православной службы помощи «Милосердие» г. Москвы. Кроме ночлега, горячего питания и обогрева, в пункте бездомные могут пройти санитарную обработку. Людям также будут помогать волонтеры в получении медицинской помощи и социального сопровождения. Кроме того, со всеми обратившимися будет работать психолог. Единовременно в пункте, оборудованном автономной тепловой установкой и общей площадью более 50 кв. метров, с шести вечера до десяти утра могут находиться 30 человек.
Проект поддержали Тобольская митрополия, Тюменская областная Дума и добровольческое движение имени Евгения Боткина. Чин освящения пункта совершил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. По его благословению пункт обогрева будет духовно окормлять руководитель социального отдела Тюменского благочиния иерей Владимир Игнатов.
Русская линия
В Москве открылся первый духовно-спортивный клуб при храме
При столичном храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле открылся духовно-спортивный клуб (центр) «Андрей Ослябя», ставший первым в рамках масштабной программы по созданию спортивных клубов при православных храмах России.
Данная программа реализуется совместно Движением «Сорок Сороков» и Патриаршей комиссией по физической культуре и спорту, сообщает Фома.Ru со ссылкой на пресс-службу «Сорок Сороков».
Принявший участие в открытии клуба митрополит Рязанский и Михайловский Маркпровел параллель между путями спортсмена и православного христианина. Первый идет к победе через аскезу, труд, преодоление — и второй тоже. Но если первый следует этому пути недолгую спортивную жизнь, то второй идет к победе духа до самой смерти.
В свою очередь, епископ Бронницкий Парамон обратил внимание, что русские воины всегда славились не только силой, но духом, который давал возможность одолеть более сильного противника.
«Занимаясь спортом при храмах, дети будут получать не только спортивную и физическую подготовку, но также будут окормляться духовниками храмов, воспитываться на примерах своих великих соотечественников и в соответствии с традиционными и патриотическими ценностями», — отмечают в Движении «Сорок Сороков».
Совместная программа Движения «Сорок Сороков» и Патриаршей комиссии по физкультуре и спорту, принятая в июне 2018 года, предусматривает создание духовно-спортивных (клубов) центров при православных храмах, в которых молодежь помимо спортивных навыков сможет приобрести духовно-нравственный опыт, вырваться из социально неблагополучной среды и социализироваться в обществе.
Русская линия
На телеканале «Спас» состоится премьера фильма «Новомученики»
21 декабря 2018 года в эфире телеканала «Спас» состоится премьера документального фильма «Новомученики», посвященного новомученикам и исповедникам Церкви Русской, отдавшим свою жизнь за веру в ХХ веке. Автором сценария и продюсером выступила Елена Чавчавадзе, режиссером — Галина Огурная, сообщает Православие.Ru.
С самого начала своего существования советская власть заняла непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и как важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Не ограничившись пропагандистской войной против Церкви, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны.
Картина была снята по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как рассказали создатели фильма, работа над ним проходила, в том числе, и в Екатеринбургской митрополии. Во время работы над картиной съемочная группа побывала в Екатеринбурге на Царские дни-2018, где запечатлела Патриаршее богослужение у Храма на Крови, Царский крестный ход, обитель Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в Алапаевске, где снимала Напольную школу и монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Композиционно фильм состоит из восьми новелл.
Новелла первая. Императорская семья была расстреляна без суда и следствия вместе с верными им людьми в июле 1918 году в Екатеринбурге. Сегодня Царственные страстотерпцы изображаются в центре иконы, посвящённой всем Новомученикам и исповедникам Российским.
Новелла вторая. Великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 году, оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой была отправлена в г. Алапаевск, где на 18 июля 1918 года, уже на следующий день после расстрела Царской семьи, они были живыми сброшены в заброшенную шахту.
Новелла третья. Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Екатерининском соборе Царского Села под Петроградом. Он был убит уже через несколько дней после революции — 31 октября (13 ноября) 1917 г. — за участие в крестном ходе с молитвами о прекращении междоусобной брани.
Новелла четвертая. Одним из самых известных мест массового подвига новомучеников и исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в лагерь особого назначения (СЛОН). В числе узников Соловков были 8 митрополитов, 20 архиепископов, 47 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более сорока страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских.
Новелла пятая. Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 году, храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны и репрессированы.
Новелла шестая. Александро-Невское братство было создано в Петрограде при Александро-Невской лавре для сохранения института монашества и подготовки молодых образованных священнослужителей, способных в будущем осуществить возрождение гонимой Церкви. С самого начала своей деятельности члены братства подвергалось арестам и впоследствии расстрелам.
Новелла седьмая. Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) провел в лагерях и ссылках более 11 лет, в том числе в Туруханском крае и Заполярье. В миру талантливый хирург, он стал авторитетным архипастырем и богословом в сложную эпоху так называемых «хрущевских» гонений.
Новелла восьмая. Недалеко от населенного пункта Бутово был создан секретный полигон, на котором было расстреляно особенно большое количество священников и мирян. Об этом в фильме будет рассказано на примере одного из новомучеников — митрополита Серафима (Чичагова), казненного здесь 11 декабря 1937 году.
Добавим, что автор сценария и продюсер фильма Елена Николаевна Чавчавадзе является автором и многих фильмов и проектов об истории революции, Первой Мировой войны, гражданской войны, об истории русской эмиграции начала ХХ века.
Она уже достаточно хорошо знакома екатеринбургскому зрителю. Одну из последних своих работ — фильм «Революция. Западня для России» — она представляла летом 2018 года на XVII Международном фестивале православной культуры «Царские дни», а также на XXIX Открытом фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге, который проходил в октябре нынешнего года. Отметим, что эта картина стала победителем фестиваля документального кино «Россия» — Елена Николаевна получила главный приз «За любовь и верность России».
Русская линия
В Северной столице представлен фильм «Выбор сильных»
Премьера фильма «Выбор сильных» петербургского режиссера Алены Поликовской состоялась 18 декабря в киноклубе «Ленфильма». Сценарий написан по книге Сергея Галицкого «Из смерти — в жизнь» о современных героях — священниках, пришедших к служению Богу на войне или участвовавших в боевых операциях, и офицерах, для которых вера — смысл жизни, а не просто традиция, информирует ИА «Вода Живая».
В создании фильма приняли участие председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров и председатель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков. Саундтрек создал сотрудник епархии Евгений Ляпустин.
После просмотра состоялась дискуссия с участием авторов и героев фильма. На вопросы зрителей отвечали режиссер Алена Поликовская, автор книги Сергей Галицкий, глава МО «Владимирский округ» Иван Плюснин и один из героев фильма священник Сергий Нуртдинов.
«Мы рассказываем о необыкновенных людях — солдатах, участвовавших в войне в Афганистане и ставших впоследствии православными священниками, о священниках, которые участвовали в боевых действиях новейшей российской истории и помогающих теперь воинам Российской армии. Все наши герои — настоящие во всех смыслах: они награждены государственными орденами «За мужество», — сказала Алена Поликовская.
В ближайшее время фильм покажут телеканалы «Союз», «Спас» и «Звезда».
Русская линия
Храму в честь святой мученицы княгини Людмилы Чешской в Праге передана частица её мощей
13 декабря 2018 года в Архиепископском дворце Праги (Католическая церковь) кардиналом Пражским Домиником Дукой для храма в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской при посольстве России в Праге была передана частица мощей этой святой.
Святые мощи приняли настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк и настоятель храма в честь святой мученицы княгини Людмилы Чешской протоиерей Владимир Абросимов.
В благодарность за переданную частицу мощей кардиналу Дуке был подарен образ Владимирской иконы Божией Матери, изготовленной в Художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино», сообщает сайт подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах.
Русская линия