Св. Синод УПЦ назвал «объединительный собор» раскольничьим сборищем
Члены Синода канонической Церкви ещё раз подчеркнули, что участвовать в этом неканоническом собрании украинские архиереи не будут
7 декабря 2018 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось последнее в 2018 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Заседание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
В ходе заседания последнего в 2018 году Священного Синода УПЦ были заслушаны отчёты Синодальных учреждений Украинской Православной Церкви, а также выражена позиция канонической Церкви относительно «объединительного собора», который в Киеве 15 декабря 2018 года собирает Константинопольский Патриархат.
В связи с этим члены Синода постановили:
1. Отметить, что, несмотря на неоднократные обращения Украинской Православной Церкви, государственная власть в Украине продолжает грубо вмешиваться в церковную жизнь.
2. Констатировать, что на основании Постановления Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года, Украинская Православная Церковь, как и другие Поместные Православные Церкви, не признаёт решений Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года, в частности относительно распространения юрисдикции Константинопольского Патриархата на территорию Украины, снятие анафемы, церковных запретов и обновления в иерархическом и священном сане руководителей церковных расколов в Украине.
3. Отметить, что Константинопольский Патриарх не имеет никакого канонического права созвать любое собрание в Украине и вызвать на него архиереев Украинской Православной Церкви.
4. Считать запланированный «объединительный собор» незаконным собранием, поскольку в нем примут участие представители раскольнических группировок.
5. В связи с этим и на основании Постановления Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года, епископату, духовенству, монашеству и мирянам Украинской Православной Церкви участвовать в так называемом объединительном соборе не благословляется.
6. Выразить озабоченность многочисленными случаями давления на Преосвященных Украинской Православной Церкви с целью заставить их принять участие в так называемом объединительном соборе, что является прямым побуждением к нарушение архиерейской присяги, которую епископы обязывались соблюдать даже под угрозой смерти.
7. Обратить внимание, что Украинская Православная Церковь не уполномочивает никого из числа епископата, духовенства, монашества и мирян представлять Украинскую Православную Церковь на так называемом объединительном соборе.
8. Подчеркнуть, что согласно Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, Собор Украинской Православной Церкви созывается Предстоятелем Украинской Православной Церкви, которым является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
9. Подчеркнуть, что по состоянию на сегодня никаких решений о созыве Собора Украинской Православной Церкви не принималось.
10. Украинская Православная Церковь сочтет любые решения так называемого объединительного собора недействительными и такими, которые не будут иметь никакой юридической и канонической силы.
Помимо этого члены Синода имели суждение о давлении и уголовном преследовании епископата, духовенства и верующих Украинской Православной Церкви.
В итоге Синод постановил:
1. Констатировать, что со стороны органов государственной власти совершаются безосновательные уголовные преследования и осуществляется давление на епископат, духовенство и верующих Украинской Православной Церкви с целью заставить их принять участие в так называемом «объединительном соборе». Считать такие действия нарушением конституционного права граждан Украины на свободу вероисповедания.
2. Просить Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия сообщить Поместным Православным Церквям, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, международным правозащитным организациям, дипломатическим учреждениям о давлении и уголовном преследовании духовенства и верующих Украинской Православной Церкви.
Кроме того, члены Синода поручили Юридическому отделу Украинской Православной Церкви осуществлять мониторинг и фиксацию нарушений прав духовенства, мирян и учреждений Украинской Православной Церкви.
Русская линия
В Стамбуле, несмотря на возражения Фанара, будет открыто отделение Императорского Православного Палестинского Общества
В ИППО заявили, что после незаконных действий Фанара на Украине не собираются учитывать позицию Константинопольского Патриархата при осуществлении своей деятельности
После незаконного вторжения на территорию Украинской Православной Церкви и разрыва евхаристического общения Русской Православной Церкви с Константинопольском Патриархатом в Императорском Православном Палестинском Обществе больше не намерены учитывать позицию Фанара в вопросе функционирования отделений Общества. Об этом на заседании Межрелигиозного совета России в Москве заявил глава ИППО Сергей Степашин, сообщает Интерфакс.
Он отметил, что осенью прошлого года встречался с Константинопольским Патриархом Варфоломеем, и тот благословил создание отделения ИППО в Стамбуле, однако затем передумал и прислал письмо с отказом.
«Вы знаете, что меня больше всего поразило? Мне полчаса пришлось ему объяснять, зачем в Стамбуле отделение Императорского Православного Палестинского Общества. Как будто он не понимает, что есть общая культура, общие ценности, в том числе, есть паломничество, — рассказал С. Степашин. — В апреле получаем письмо: «Вы нам в Стамбуле не нужны».
Именно в апреле украинский президент Петр Порошенко обратился к Патриарху Варфоломею с просьбой даровать Украине Томос об автокефалии, который позволил бы создать на Украине «поместную церковь» на базе украинских раскольников. Вслед за этим Фанар отменил передачу Киевской митрополии Русской Православной Церкви, направил в Киев своих представителей и объявил каноническую Украинскую Православную Церковь распущенной и несуществующей.
На протесты Русской и Украинской Православной Церкви на Фанаре просто не обращали никакого внимания, и поэтому в Императорском Православной Палестинском Обществе решили действовать таким же образом, не обращая внимания на позицию Константинопольского Патриархата по поводу открытия отделения ИППО в Стамбуле.
«Мы намерены создавать там своё присутствие. В самом Константинополе живёт 30 тысяч русских, нуждающихся в русском присутствии», — отметил Сергей Степашин.
ИППО — старейшая неправительственная организация в России, которая была образована в 1882 году по указу Императора Александра III для устроения поездок российских паломников по святым местам (Палестина, Афон, Бари), содействия Русской Церкви в её служении за рубежом, просветительской деятельности на Ближнем Востоке, научного исследования исторического наследия Святой Земли.
В настоящее время действует несколько десятков отделений Общества в России и за рубежом. Организация объединяет около тысячи человек. В ноябре 2013 года был создан Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Общество уже более двух лет оказывает помощь народу Сирии — как христианам, так и мусульманам.
Русская линия
Патриарх Варфоломей заявил, что Блаженнейший Онуфрий больше не может быть главой Киевской митрополии
Константинопольский Патриарх сообщил об этом в пространном письме Предстоятелю канонической УПЦ. Прочитав текст, владыка Онуфрий отправил его без всяких комментариев обратно на Фанар
После объявления даты «объединительного собора» украинских раскольников Патриарх Константинопольский Варфоломей направил пространное письмо Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, в котором он пытается обосновать свои действия на Украине и заявляет, что по его решению владыка Онуфрий больше не может быть главой Киевской митрополии, сообщает греческое агентство «Ромфея».
С первых строк письма глава Константинопольского Патриархата заявляет, что Киевская митрополия «всегда находилась в ведении Матери-Церкви Константинополя, созданная как отдельная митрополия, занимающая 60-е место в Конституции провинций Вселенского Престола».
Кроме того, глава Фанара подчеркивает, что историческая митрополия Киева и другие «провинции Украины» теперь находятся в полной зависимости от «Нашего Святого Апостольского и Патриаршего Вселенского трона».
«Мы решили довести эти решения Матери-Церкви до вашего Блаженства через наших назначенных экзархов в Киеве, но, к сожалению, вы отказываетесь от общения с ними», — пишет Патриарх Варфоломей.
Далее Вселенский Патриарх сообщает митрополиту Онуфрию, что в настоящее время в Константинополе считают, что он носит титул Киевского митрополита незаконно и после избрания нового Предстоятеля «единой украинской церкви» окончательно перестанут считать его главой Киевской митрополии.
В завершение Патриарх Варфоломей призвал митрополита Онуфрия принять участие в «объединительном соборе» раскольников, подчеркнув, что он также может быть назначен главой новой Украинской церкви.
Согласно сведениям агентства «Ромфея», Блаженнейший митрополит Онуфрий прочитал это письмо, но без каких-либо комментариев вернул его обратно на Фанар. Таким образом, в Киеве дали понять, что считают действия Константинополя неканоническими, а все его решения ничтожными и не стоящими и той бумаги, на которой они написаны.
Русская линия
У Денисенко настаивают, что «единую украинскую церковь» должен возглавлять Патриарх
Синод «Киевского патриархата» согласился лишь на время и только во внешнем общении отказаться от упоминания о Киевском Патриархате
6 декабря 2018 года в Киеве состоялся Синод так называемого «Киевского патриархата», который прошёл под председательством лже-патриарха Филарета Денисенко и засвидетельствовал, что глава украинских раскольников не собирается отказываться от своих амбиций и сделает всё возможное, чтобы самому возглавить «единую церковь». Об этом говорит целый ряд решений, которые были приняты раскольниками на их Синоде.
В частности, в решении Синода КП подчёркивается, что за два дня до «объединительного собора» в Киеве соберётся Архиерейский собор «Киевского патриархата», на котором Денисенко, очевидно, собирается проинструктировать своих сторонников, как они должны вести себя во время собора и в общении с представителями Фанара.
Для того, чтобы не возникло никаких неожиданностей во время голосования по кандидатурам в главы «единой церкви» в «Киевском патриархате», имеющем численный перевес над УАПЦ, заранее заявили, что поскольку речь идёт о «соборе Украинской Поместной Церкви» правом голоса на нём должны обладать только присутствующие на соборе украинские епископы.
Таким образом, у Денисенко дали понять, что не допустят, чтобы в голосовании участвовали приглашённые со стороны люди, представители Фанара, а также те, кто будет голосовать по доверенностям. А чтобы можно было проконтролировать это, голосование должно быть открытым, заявили в КП.
По мнению представителей КП, в президиуме «объединительного собора», который и будет руководить соборным процессом, должны присутствовать представители УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ. Причём от «Киевского патриархата» таковым представителем будет лично лже-патриарх Филарет, настаивают в Синоде.
Что касается выдвижения Денисенко в кандидаты главы «единой церкви», то в «Киевском патриархате» максимально постарались сохранить неясность в этом вопросе. Члены Синода, в частности, поддержали туманное заявление своего лидера от 19 ноября 2018 года, в котором тот отметил, что сообщит о своём окончательном решении по этому вопросу только во время «объединительного собора».
В заключении члены Синода заявили, что «единую украинскую церковь» должен возглавить не митрополит, а именно Патриарх.
«Что касается статуса Патриархата для Украинской Церкви, то мы считаем совершенно справедливым, исторически обоснованным и пастырски оправданным именно такой статус для нашей Поместной Церкви. Ведь она имеет одно из самых больших среди других Православных Церквей число верующих, духовенства и архиереев, имеет корни своей истории в проповеди святого апостола Андрея Первозванного, а во внешних условиях и внутренних качествах своего бытия ни чем не уступает Болгарском, Грузинском, Российском, Румынском, Сербском Патриархатам», — говорится в постановлении Синода.
«Однако, учитывая все обстоятельства, наша Церковь готова, если это будет нужно, на некоторое время отложить просьбу о признании своего достоинства Патриархата, сохраняя это наименование в собственных пределах и для внутреннего потребления», — отмечается далее.
Русская линия
Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий: «На Руси накануне праздника св. вмч. Екатерины девушки постились и молились об удачном замужестве»
Владыка освятил придел святой Екатерины Исаакиевского собора, где отныне богослужения станут регулярными
7 декабря 2018 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил малым чином Екатерининский придел Исаакиевского собора и совершил в нём первую за много лет Божественную литургию, сообщает «Вода живая».
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского района протоиерей Павел Феер, ключарь собора протоиерей Алексий Исаев с клиром.
Освящение придела святой Екатерины стало настоящим праздником для верующих Санкт-Петербурга, а особенно, для незамужних девушек и беременных женщин. О том, что святая великомученица Екатерина является покровительницей семьи напомнил в своей проповеди владыка Варсонофий.
«Великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Девушка обладала редкой красотой и умом, и была согласна стать женой того, кто превзойдёт её в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Старец сказал ей, что знает такого Юношу, вручил икону Божией Матери с Богомладенцем и крестил Екатерину, после чего ей было видение Пресвятой Богородицы с Её Сыном. Христос ласково смотрел на неё и дал ей перстень, обручив Себе. Святая безбоязненно пошла к главному жрецу — императору Максимиану, исповедала свою веру и мудро обличила заблуждения язычников. Правитель пытался соблазнить её богатством и славой. Получив гневный отказ, он подвергнул её жестоким мучениям. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам, но ангел сокрушил орудия казни. Святая твёрдо исповедала верность Небесному Жениху и с молитвой к Нему положила голову на плаху под меч палача», — рассказал архипастырь.
При этом митрополит Варсонофий обратил внимание, что в восточной традиции святая мученица является защитницей при беременности и родах. «На Руси же накануне праздника девушки постились и молились святой Екатерине об удачном замужестве», — отметил архипастырь, призвав верующих женщин и девушек Санкт-Петербурга не забывать об этом и всегда молиться святой.
Русская линия
В Москве пройдут мемориальные торжества в честь героев Плевны
Помолиться о русских гренадёрах, отдавших свои жизни на свободу Болгарии, могут все желающие
10 декабря 2018 года исполняется 141 год победы в одном из решающих сражений освободительной Русско-турецкой войны 1877−78 годов — боя под Плевной, и 131 год со дня освящения и открытия часовни-памятника гренадерам, павшим под Плевной, установленного в самом центре Москвы гренадерами своим доблестным товарищам, павшим на полях сражения.
Ежегодно в этот день у часовни-памятника гренадерам, павшим под Плевной, проводится торжественная церемония поминовения воинов с участием посла Болгарии в РФ, сотрудников МИД РФ, представителей МО РФ, Совета Федерации, Госдумы, Минкультуры, Правительства Москвы, других государственных и общественных деятелей, казачества и молодёжи.
Это исполнение завета, данного гренадерами при открытии и освящении памятника-часовни в 1887 году: «Памятник воздвигнут и отныне, на вечные времена, в часовне памятника будут совершаться поминовения усопших, славных вождей безвременно погибших, и наших братьев — гренадер, положивших живот свой на поле брани».
Традиция, установленная гренадерами, была возрождена Церковью в 1993 году и с тех пор ни разу не прерывалась. В сегодняшних условиях эта традиция приобретают особую значимость, и её поддержание вносит большой вклад в святое дело сохранения памяти о бессмертном подвиге наших героических предков — освободителей Болгарии от многовекового османского владычества.
В нынешнем году мемориальная программа включает в себя служение заупокойной литии архиерейским чином, выступление высоких гостей, отдание воинских почестей с возложением венков. По завершении официальной части участники церемонии возложат цветы к подножью часовни-памятника героям Плевны.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организация проведения торжественного поминовения воинов со стороны Русской Православной Церкви возложена на Подворье Патриарха и настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова. Литию возглавит викарий Святейшего Патриарха епископ Дмитровский Феофилакт.
Торжества состоятся 10 декабря 2018 года, начало в 14 часов у часовни-памятника гренадерам, павшим в бою под Плевной (пл. Ильинские ворота, площадка перед Часовней в сквере). Приглашаются все желающие.
Русская линия
Лукашенко требует продавать ему газ по внутрироссийским ценам
В ходе переговоров с Владимиром Путиным глава Белоруссии заявил, что цена в 130 долларов за тысячу кубометров его не устраивает
Президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно для всех устроил публичный скандал во время заседания Евразийского экономического совета с президентом России Владимиром Путиным. Белорусский лидер не смог сдержать себя, когда глава России заявил, что Белоруссия получает российский газ по льготной цене и начал спорить с Владимиром Путиным в присутствии журналистов и телекамер.
Было видно, что Владимиру Путину это очень не понравилось, но он сдержал себя, улыбнулся и предложил продолжить разговор за закрытыми дверями. Какой это был разговор, можно только догадываться. Сам Лукашенко по итогам переговоров сообщил, что дискуссия была очень бурной и ему даже пришлось извиняться перед Владимиром Путиным за некоторые эмоциональные моменты.
В чём суть недовольства Лукашенко давно известно. Он хотел бы, чтобы Россия поставляла Белоруссии газ едва ли не по внутрироссийским ценам, поскольку белорусские производители из-за этого не могут конкурировать с российскими компаниями.
Лукашенко обратил внимание на разные условия для белорусских потребителей газа, для которых топливо стоит $ 130 за тысячу кубометров, а для российских — $ 70 (в соседней Смоленской области). На это Путин ответил, что если бы для Белоруссии была рыночная цена газа, она была бы под $ 200 за тыс. куб. м, а не $ 130. Это и вызвало негодование Лукашенко, сообщает Интерфакс.
В итоге спор окончился ничем, и лидеры России и Белоруссии договорились ещё раз встретиться до конца текущего года для обсуждения спорных ситуаций, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Президенты России и Белоруссии условились провести ещё одну встречу до Нового года, главным образом для активизации обсуждений тех вопросов двусторонних отношений, которые относились к категории спорных и в решении которых удалось серьёзно продвинуться на недавней встрече в Сочи», — сказал Песков в пятницу журналистам.
«Что касается вчерашнего ЕврАзЭСа, то это было очень продуктивное, рабочее мероприятие, где велся именно рабочий разговор. Рабочий разговор не всегда подразумевает единство мнений», — отметил он.
Здесь хотелось бы отметить, что Белоруссия запросто может получать российский газ и по внутрироссийским ценам. Для этого ей просто надо стать одним из российских регионов, каковым является Смоленская область. Если же Александр Лукашенко хочет быть правителем суверенной и независимой страны, то вряд ли он имеет право требовать от России таких цен. Тем более, что Минск постоянно проявляет несговорчивость и не хочет уступать Кремлю по тем вопросам, которые интересуют Москву.
Русская линия
За что боролись, на то и напоролись
Суд Киева обязал Генпрокуратуру Украины начать расследование против спикера Верховной Рады Парубия за разжигание религиозной вражды
Украинские власти, которые инициировали массовые обыски в епархиях УПЦ по обвинению в распространении материалов, якобы разжигающих религиозную вражду, сами оказались под пристальным вниманием украинской общественности и оппозиции, представители которых потребовали инициировать уголовные дела против чиновников в связи с их нападками и клеветой на духовенство канонической Церкви.
Так, 5 декабря 2018 года Печерский районный суд Киева своим решением обязал уполномоченных лиц Генеральной прокуратуры Украины внести в Единый реестр досудебных расследований сведения о совершении спикером Верховной Рады Андреем Парубием уголовного правонарушения и начать досудебное расследование, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
На провокационный и откровенно лживый характер заявлений Парубия в адрес УПЦ обратили внимание депутаты «Оппозиционной платформы — По жизни». Как рассказал народный депутат Василий Нимченко, спикер Верховной Рады не раз голословно обвинял священнослужителей Украинской Православной Церкви в том, что они якобы убивали украинцев. Таким образом он разжигал в стране религиозную рознь.
«По факту дискриминационных, направленных на разжигание межрелигиозной вражды заявлений Парубия, мы обратились в Генеральную прокуратуру», — сообщил депутат. Однако в прокуратуре, добавил он, признали, что в словах спикера нет состава преступления и отказались внести сведения об этом уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований.
«Это притом, что заявления Парубия явно являются умышленными и направлены на разжигание религиозной вражды и ненависти. Его действия свидетельствуют о составе преступления, предусмотренного частью второй статьи 161 Уголовного кодекса Украины („Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями..“)», — считает народный избранник.
По убеждению депутата, «лживые, откровенно провокационные заявления Парубия о том, что священники убивали украинцев, не только является плодом больной фантазии, они оскорбляют чувства миллионов верующих УПЦ».
Тогда депутаты обратились в Печерский районный суд Киева, и он вынужден был вынести вышеуказанное решение.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем священника-героя Василия Васильковского
Сегодня мы вспоминаем героя Малоярославецкого сражения, первого священника — кавалера ордена св. Георгия о. Василия Васильковского, скончавшегося 24 ноября 1813 года. Пастырь-герой родился в 1778 г., окончил Севскую семинарию и в 1804 г., в 26 летнем возрасте был рукоположен во иерея и определен к служению в Ильинскую церковь г. Сумы. Вскоре Вдовый батюшка перебрался с сынишкой в Старо-Харьковский монастырь на жительство, но вскоре Господь указал ему путь трудного, опасного и ответственного служения. В 1810 г. он был назначен священником 19-го Егерского полка. Уже через полгода шеф полка полковник Т.Д.Загорский отмечал порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия о. Василия, а также его образованность — знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским. О. Василий пользовался вполне заслуженным уважением в полку, с которым встретил Отечественную войну 1812 г.
Докладывая о действиях полка в боях под Витебском, полковник Вуич отмечал бесстрашие полкового священника, вдохновлявшего егерей и поддерживавшего их боевой дух в сражении, несмотря на то, что был ранен, а потом и контужен от удара пули в его наперсный крест. Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка. За проявленное мужество в бою под Витебском где о. Василий «по искреннему < > усердию находился < > впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля», был представлен к награждению камилавкой, как знаком отличия белого духовенства.
Но особо отличился пастырь в бою под Малоярославцем. Полковой священник с крестом в руке воодушевлял идущих в атаку егерей. «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову», — отмечал в своем донесении генерал Дохтуров.
По ходатайству М.И.Кутузова Император Александр I повелел наградить мужественного батюшку за неустрашимость и ревностную службу орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4 ст. Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. 17 марта 1813 г. орден был вручен о. Василию.
В юбилей этого памятного награждения газета «Русский инвалид» напомнила своим читателям: «Геройское мужество священника Васильковского, находившегося при 19-м Егерском полку, < > заслуживает признательность соотечественников. Сей достойный и ревностный служитель алтаря во время бывших при Малом Ярославце и Витебске сражений, неся пред воинством святой крест, личным примером своим поселил в воинов вещую храбрость, поощрял их на праведную брань с полною уверенностию, что под сению честного и животворящего креста они прославятся победою над врагами. В первом из сих сражений священник Васильковский ранен пулею в голову, а во втором — в ногу».
Русская линия