Фанар начал манёвры
Константинопольский Патриарх Варфоломей неожиданно отказался от вмешательства в дела Сербской Православной Церкви в Македонии
В Константинопольском Патриархате почувствовали, что грубое и бесцеремонное вмешательство в церковные дела на Украине и последовавший вслед за этим разрыв евхаристического общения со стороны Русской Православной Церкви, серьёзно подорвало позиции Фанара в православном мире.
Целый ряд Предстоятелей Поместных Церквей не стали молчать и высказались за созыв Всеправославного Собора по украинской проблеме, а это значит, что раскол мирового Православия из-за действий Фанара, действительно, реален.
В этих условиях Константинопольский Патриарх Варфоломей вынужден был резко изменить свою позицию по ситуации в Македонии. Ранее на Фанаре давали понять, что готовы вмешаться в дела Сербской Православной Церкви по образцу Украины, но теперь заявили, что Македония — это каноническая территория Сербской Патриархии и Вселенский Патриархат не намерен вмешиваться в его дела.
О резком изменении позиции Константинополя сообщает греческое церковное агентство «Ромфея». По сообщению издания, Патриарх Варфоломей дал отрицательный ответ на письмо Македонской церкви с просьбой предоставить ей автокефалию.
«Мы решили не принимать решения по этому вопросу, поскольку этот регион не входит в нашу юрисдикцию, но он находится под юрисдикцией Сербской Православной Церкви», — готовится в Патриаршем ответе.
В письме также говорится, что между просьбой Македонской церкви и ситуацией на Украине не может быть абсолютно никаких параллелей, поскольку это две совершенно разные ситуации.
Патриархат Варфоломей подчеркнул, что он никогда не передавал территории Украины Московской Патриархии, но в 1922 году он передал Сербской Православной Церкви территорию Македонии.
Таким образом, своими действиями Фанар пытается успокоить Поместные Православные Церкви, священноначалие которых почувствовало опасность в связи с приписываемыми себе Патриархом Варфоломеем особыми правами в православном мире. В Константинополе пытаются убедить всех вокруг, что признание раскольников на Украине — это исключительный случай, и Фанар не станет практиковать такие действия в будущем.
Всё это говорит о том, что в Константинополе почувствовали, что не Москва, а именно они, могут оказаться в изоляции в случае, если продолжат активно вмешиваться в дела других Поместных Православных Церквей. А потому и начали манёвры.
Русская линия
Минкульт Украины требовал начать опись имущества УПЦ с Почаевской и Киево-Печерской Лавр
В прессу утекло секретное распоряжение украинских чиновников о проведении незаконной описи имущества Украинской Православной Церкви
В открытом доступе появился документ, который подтверждает причастность Министерства культуры Украины к ситуации с описью имущества религиозных общин Украинской Православной Церкви. Факсограмму Минкультуры Украины относительно «проведения учёта и регистрации историко-культурных ценностей» в храмах УПЦ опубликовали «Украинские новости» 17 октября 2018 года, сообщает официальный сайт УПЦ.
В ответе Министерства культуры Украины на запрос редакции «УН» отмечается, что данное распоряжение было принято, как реакция на обращение народного депутата Юрия-Богдана Шухевича «относительно возможной угрозы незаконного вывоза культурных ценностей с религиозных сооружений УПЦ». Согласно документу, в первую очередь «опись» должна проводиться в Почаевской и Киево-Печерской Лаврах.
Стоит отметить, что почти месяц назад в Минкультуры отрицали свою причастность к инициативе с описанием имущества УПЦ.
22 сентября Информационно-просветительский отдел УПЦ опубликовал копию письма директора Национального заповедника «Глухов» о переписи «историко-культурных ценностей» в Спасо-Преображенском храме с. Глухов. Такие же сообщения от заповедника, во исполнение факсограммы из Министерства культуры, были разосланы и другим религиозным общинам УПЦ в г. Глухов, сообщал Отдел, ссылаясь на собственные источники. Тогда председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов пояснил, что никаких законных оснований для таких действий представители Минкульта не имеют.
Комментируя ситуацию, столичные чиновники попытались переложить вину за беззакония своего подконтрольного ведомства на его руководство. Кроме того, они сообщили, что 24 сентября приказ глуховского заповедника был отменён.
В комментарии Информационно-просветительском отдела 17 октября председатель Юридического отдела УПЦ в очередной раз подчеркнул: «Всё имущество, которое находится в храмах УПЦ является собственностью религиозных общин. Даже если здание является собственностью государства и находится в пользовании или аренде, это не даёт право представителям власти посягать на имущество религиозных общин».
По словам юриста, «осмотреть „историко-культурные ценности“ чиновники могут только в случае, когда определённое имущество было передано на хранение или пользование религиозной общине, о чём свидетельствуют соответствующие документы — договоры, акты приёма-передачи».
По убеждению протоиерея Александра, Минкульт Украины рассчитывал воспользоваться определенной юридической неосведомленностью священнослужителей и верующих УПЦ, «для того, чтобы переписать всё имущество и позже при случае попытаться изъять его для собственных целей — прямо, как во времена советской власти». Об этом свидетельствует и использование формулировки «историко-культурные ценности».
«Что это за „историко-культурные ценности“? В законодательстве вообще отсутствует такое определение. О чём речь не понятно. Я в очередной раз настаиваю на незаконности таких требований в отношении имущества религиозных общин», — сказал священник.
Протоиерей Александр Бахов предупредил священнослужителей и верующих УПЦ: «В случае, если комиссии будут приходить в храм с целью описания имущества, вы имеете полное право не пускать их даже на порог». «Действия должностных лиц Минкультуры являются незаконными, так как они не имеют права описывать и учитывать чужое имущество», — подчеркнул глава Юридического отдела УПЦ.
Он также обратил внимание на то, что сами чиновники это прекрасно понимают. «Как мы видим из поведения представителей Минкультуры — то, что была попытка избежать ответственности за свои беззаконные действия месяц назад, — они сами осознают, что их попытки описать имущество религиозных общин УПЦ являются незаконными».
Русская линия
Архиепископ Севастийский Феодосий: Константинопольский и Московский Патриархаты должны попытаться примирить другие Поместные Православные Церкви
В Иерусалимском Патриархате призвали немедленно урегулировать конфликтную ситуацию между Москвой и Фанаром из-за Украины, так как это чревато расколом всего мирового Православия
Один из иерархов Иерусалимского Патриархата, архиепископ Севастийский Феодосий призвал все Поместные Православные Церкви немедленно подключиться к урегулированию спора между Москвой и Константинополем из-за Украины, поскольку этот конфликт грозит расколоть всё мировое Православие, сообщает РИА Новости.
«Мы чувствуем боль и печаль от того, что произошло между двумя сестринскими Церквями в Москве и Константинополе. Мы призываем как можно скорее начать позитивные инициативы, большой диалог, чтобы найти решение этого кризиса, последствия которого будут катастрофическими для нашей Православной Церкви», — сказал владыка Феодосий.
«Мы просим руководителей христианских Церквей мира вмешаться. Мы считаем, что этот спор между двумя Церквями нуждается в позитивном вмешательстве других Православных Церквей. Я желаю, чтобы Патриархи православного мира в Константинополе, Антиохии, других Церквях быстро вмешались и остановили эскалацию этого спора, который стал реальной угрозой единству Церкви», — добавил архипастырь.
По мнению митрополита Феодосия, решение церковного кризиса на Украине вполне возможно, но для этого необходимы усилия. «Я не думаю, что хоть что-то невозможно, если есть искреннее намерение и стремление найти решение», — сказал он.
Русская линия
Протоиерей Владимир Шмалий: Нельзя идти на поводу у Константинополя и разрывать отношения с другими Поместными Православными Церквями
Незаконным действиям Фанара на Украине необходимо противопоставить активную поддержку УПЦ и конструктивный диалог с Поместными Церквями
Секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Шмалий призвал остудить «горячие головы» тех деятелей в России, которые призывают Русскую Православную Церковь объявить анафему Патриарху Варфоломею и разорвать евхаристическое общение не только с Фанаром, но и теми Поместными Православными Церквями, которые поддержат Константинополь.
«Существует точка зрения, что подлинной целью Константинополя является выдавливание Русской Православной Церкви из семьи Поместных Православных Церквей. Своими действиями Фанар сознательно и последовательно провоцирует нашу Церковь на максимально резкие шаги, которые приведут уже не только к разрыву с Константинополем, но и, в перспективе, к вынужденному разрыву отношений со всеми Поместными Церквами», — отметил священник на своей странице в Фейсбук.
«В этом смысле все предложения некоторых „горячих голов“ в среде нашей православной общественности в смысле анафематствования патриарха Варфоломея, с последующим „переучреждением“ Константинопольского патриархата для замены нынешнего, впавшего в ересь, вступление в общение с разного рода общинами, находящимися в расколе с Константинопольским Патриархатом, ультиматумы иным Поместным Православным Церквам прекратить общение с Константинополем, и проч. — безусловно, работают на указанный геополитический проект Фанара», — подчеркнул отец Владимир.
Идти по этому пути Русской Православной Церкви нельзя, считает секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии.
«Первое, что необходимо сегодня, это осознать, что разрыв с Константинополем — свершившаяся реальность, он надолго, а значит, нужно не ждать, что проблема „рассосётся“, а действовать в новой реальности», — заявил священник, добавив, что «очень важно предпринять усилия по „обустройству“ православного мира в новых условиях».
«Замыслу Константинополя нужно противопоставить максимально возможное расширение общения нашей Церкви с Поместными Православными Церквами, активизацию контактов, встреч, мероприятий, визитов на всех уровнях. Речь, как кажется, должна идти том, что должна быть создана новая конфигурация регулярного общения Русской Православной Церкви с Поместными Церквами. Поскольку Константинополь утратил роль общеправославного координирующего центра, придется находить новые формы межправославного взаимодействия. При этом предпочтительной кажется максимальная снисходительность, терпение и икономия по отношению к тем, кто будет поддерживать контакты и с Константинополем, и с нашей Церковью», — отметил отец Владимир.
Столь же значимым, по мнению священника, является «не только сохранение, но и активизация и всех иных международных контактов нашей Церкви на всех существующих международных площадках, а также нахождение новых. Очень важны академические и культурные контакты и обмены нашей Церкви».
«Наша борьба с Константинополем за истину не заканчивается, но только начинается. В этой полемике нам требуются друзья и союзники, те, кто будет относиться к нам с сочувствием и пониманием, и, в меру имеющихся возможностей, будет оказывать нам посильную поддержку. Более того, как мне кажется, многие из тех, кого мы сегодня считаем „врагами“ могут стать нашими друзьями. Но для этого требуется любовь и терпение», — отметил отец Владимир.
«Особая общеправославная и международная поддержка как никогда нужна сегодня Украинской Православной Церкви. Было бы здорово, если бы в ближайшее время состоялись визиты представителей (а еще лучше — Предстоятелей) Поместных Православных Церкви в Украинскую Православную Церковь. Патриарх Александрийский уже посетил Одессу. Это очень важный знак поддержки и солидарности. Очень хотелось бы, чтобы такой визит могли совершить и Антиохийский, и Иерусалимский Патриархи», — заявил секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии.
«Всё это, разумеется, спонтанные и обрывочные идеи, возникшие в ситуации шока, когда у нас на глазах злая воля и амбиции разрушают многовековое единство Православия. Но нам всем нужно взять себя в руки, с верой и упованием на помощь Божию молитвенно настроиться на труды», — заключил отец Владимир.
Русская линия
Взрыв в колледже в Керчи совершил один из учеников
В результате действий 18-летнего Владислава Рослякова погибли 19 человек, свыше 50 пострадали
Следственный комитет России заявил о переквалификации нападения на колледж в Керчи со статьи «Теракт», на статью «Убийство двух и более лиц», поскольку первоначальные предположения о террористическом характере этого преступления не подтвердились, сообщает РИА Новости.
Устроивший стрельбу и взрыв в керченском колледже оказался студентом 4-го курса заведения 18-летним Владиславом Росляковым. Он покончил с собой сразу после взрыва и расстрела учащихся, сообщила официальная представительница Следственного комитета (СК) Светлана Петренко. О мотивах его действий пока ничего не известно.
«Оперативно была установлена личность молодого человека, пришедшего в колледж непосредственно перед происшествием, который, исходя из видеозаписи, держал в руках ружье», — сказала Петренко.
«Исходя из картины преступления, следствие предварительно полагает, что этот молодой человек расстрелял находившихся в колледже людей, а затем совершил самоубийство», — сказала представительница СК.
Днем 17 октября в колледже в Керчи произошел взрыв. По данным СКР, погибли 19 человек, многие пострадавшие находятся в тяжёлом состоянии.
Глава Крыма Сергей Аксенов объявил в Крыму трёхдневный траур. Президент России Владимир Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразили свои соболезнования родным и близким погибших.
В Русской Православной Церкви заявили, что Его Святейшество молится о упокоении погибших, утешении их родственников и о скорейшем исцелении получивших ранения, а также просит передать слова поддержки всем пострадавшим.
На месте трагедии находятся сотрудники социального отдела Феодосийской епархии. Митрополит Феодосийский и Керченский Платон благословил священников и прихожан оказывать всю необходимую помощь пострадавшим и их семьям, сообщает Диакония.Ru.
Русская линия
Украинские раскольники продолжают ссориться между собой
Глава УАПЦ «митрополит» Макарий заявил, что Денисенко вновь «тянет одеяло на себя» и ведёт себя крайне жёстко по отношению к представителям УАПЦ
Глава раскольнической УАПЦ «митрополит» Макарий, которого наряду с лже-патриархом Филаретом Денисенко Фанар признал каноническим иерархом, в интервью украинскому телеканалу «Zik» заявил, что на Покров общался с Денисенко, но не смог с ним найти никакого общего языка.
Темой состоявшейся беседы был объединительный собор раскольников.
По словам главы УАПЦ, Денисенко призвал его принять участие в соборе, который готовит «Киевский патриархат». «Когда мы встретились, патриарх Филарет обратился ко мне со словами о необходимости собрать собор. Я говорю: „чтобы собрать собор, нет статута“. Он: „а статут у меня есть“. Я: „у меня тоже есть, но из двух статутов необходимо сделать один статут“. Он: „нет, мой будет статут“. То есть 2015 год повторяется..», — раздражённо заявил глава УАПЦ.
«Другой вопрос, какое будет название. Он: „название уже есть, вы должны принять название, которое укажет патриарх“. Третий вопрос, какой статус и какая модель. Когда я сказал, что может быть митрополичий, а может патриарший статус, необходимо знать, он со злобою сказал, что не будет, будет патриарший. Вот так. Экзархи ничего не говорят, так что вот такая ситуация», — сказал, разводя руками, глава УПАЦ.
На вопрос ведущих, к чему могут привести такие противоречия, и как в таких условиях может пройти собор, «митрополит» Макарий ответил: «Не знаю. Ну чего говорить про собор, прежде необходимо говорить об условиях его созыва. А чего о соборе говорить». По словам главы УАПЦ сначала необходимо принять общие правила проведения собора, обговорить все нюансы, а только потом его проводить. Но Денисенко пытается собрать его на своих условиях, что не устраивает УАПЦ.
Русская линия
Главный идеолог Преспанского соглашения в правительстве Греции ушёл в отставку
Идея главы МИД Греции Никоса Котзиаса о переименовании Македонии близка к провалу. Он отправлен в отставку. В греческом правительстве выдвигают новые инициативы
Провал в Македонии референдума об одобрении Преспанского соглашения с Грецией, в котором заявлялось о переименовании Македонии в Северную Македонию и таким образом Скопье отрывался путь в НАТО, застопорил ратификацию этого соглашения в самой Греции. Большинство греков и без того были против этого договора, а теперь они имеют повод свалить всю вину за неисполнение соглашения на македонцев.
На этом фоне соратники премьера Греции Алексиса Ципраса прекрасно понимают, что ратифицировать подписанное соглашение в греческом парламенте будет крайне сложно. А потому они предприняли попытки уговорить представителей США не принимать Македонию в НАТО, а заключить со Скопье, Тираной, Софией и Белградом отдельный оборонительный союз и тогда со стороны Афин не понадобится никакого одобрения Преспанского соглашения, которое будет окончательно похоронено.
С подобной инициативой выступил министр национальной обороны Греции Панос Камменос, который успел даже обсудить это предложение с помощником госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом, сообщает ИТАР-ТАСС.
Категорически против этого выступил главный греческий идеолог Преспанского соглашения, глава МИД Греции Никос Котзиас, который вступил в перебранку с Камменосом во время последнего заседания греческого правительства. Главный греческий дипломат надеялся, что премьер Ципрас его активно поддержит в этом споре, но ошибся. В итоге Котзиас подал в отставку и Ципрас удовлетворил его заявление.
Всё это может означать, что Преспанское соглашение о переименовании Македонии будет вскоре окончательно похоронено. Главой МИД Греции вместо Котзиаса стал сам Ципрас.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем подвиг солдата Леонтия Коренного, а также русских ученых А.Т.Болотова и П.И.Ковалевского
В этот день, 4 октября 1813 г. в ходе знаменитой Лейпцигской «битвы народов» совершил свой подвиг гренадер лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной, прославившийся на всю Россию.
К этому времени он был уже опытным солдатом. Среди сослуживцев Коренной пользовался большим уважением и авторитетом за силу, которой щедро наградил его Господь, смелость и неустрашимость в бою, редкий рост и добродушный характер. В гвардейском полку гренадера почтительно называли «дядя Коренной». Первого своего «Георгия» русский богатырь заслужил за проявленную в Бородинском сражении храбрость. В один из критических моментов боя для финляндцев потребовалось во что бы то ни стало удержать в течение нескольких часов до прихода помощи позицию на опушке леса. Тогда Коренной собрал вокруг себя пятерых однополчан и засел на лесной опушке, сумев отстоять занятую позицию. Все шестеро получили самую желанную солдатскую награду — знак отличия Военного ордена.
А 4 октября 1813 г. в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом Коренному довелось совершить ещё более славный подвиг. Когда батальон лейб-гвардии Финляндского полка был атакован значительно превосходящими силами противника и начал с боем отходить, часть батальона оказалась прижатой к высокой каменной ограде. Место боевой схватки у каменной стены оказалось тесным. Большинство солдат батальона быстро перебрались через стену. Но почти все офицеры были ранены в бою и не смогли преодолеть каменную преграду, к которой французы прижали остатки батальона. Тогда Леонтий Коренной помог перебраться через неё батальонному командиру и раненым офицерам, а сам с горсткой храбрецов остался прикрывать отступающих товарищей.
Вскоре он остался один и яростно отбивался штыком и прикладом от наседавших врагов. Бесстрашный гвардеец получил уже несколько штыковых ран, его мундир был весь в крови. Прижавшись к стене, Коренной не только парировал удары, но и наносил их сам. Когда сломался штык, солдат взял ружьё за ствол и стал отбиваться прикладом.
Французы, удивляясь храбрости русского, кричали ему, чтобы он сдавался. Но тот и не думал бросать оружие. Схватка продолжалась. Когда всё-таки русский богатырь, получив 18 штыковых ран был повержен, французские солдаты стоявшие над павшим героем из уважения к храбрецу не решились добить его.
Напротив, недавние враги уложили его на носилки и доставили на перевязочный пункт. Посетивший раненных император Наполеон, прознав о подвиге Коренного, был поражён. И на другой день имя русского гвардейца попало в приказ по французской армии, изданный за подписью Наполеона. В нём Коренной назывался героем и образцом для подражания и примером французским солдатам. А после того, как солдат смог стать на ноги, опять же по личному приказу Наполеона, он был отпущен из плена.
Леонтий Коренной предстал перед сослуживцами с забинтованной головой, подвязанной к шее левой рукой. Еле передвигал израненные ноги. Гвардеец, однако, под восторженные крики товарищей браво доложил ротному командиру: «Вашвсокбродь, честь имею явиться: из плена прибыл. Отпущен был по приказу самого Бонапарта..»
За проявленное мужество Коренной был произведён в подпрапорщики и стал знаменосцем полка. Ему также была пожалована особая серебряная медаль на шею с надписью «За любовь к Отечеству».
Позже о герое Леонтии Коренном была сложена песня, которая вошла в славную историю лейб-гвардии пехотного Финляндского полка. А в 1903 г., когда лейб-гвардии Финляндский полк праздновал столетний юбилей, офицеры полка отметили его установкой бронзового памятника Коренному, который и был представлен при входе в парадное здание офицерского собрания. И все офицеры, вплоть до самой революции, входя в собрание, снимали перед ним фуражки и отдавали солдату честь. Большевики, придя к власти, этот памятник уничтожили, т.к. геройский подвиг отважного русского солдата-богатыря никак не отражал «вопросы классовой борьбы пролетариата»..
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского учёного и писателя Андрея Тимофеевича Болотова, скончавшегося 4 октября 1833 года.
Он родился 7 октября 1738 года в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне. В 1762 г. в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве. Труд Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий. Болотову принадлежит множество открытий мирового значения, среди которых обоснование выгонной системы земледелия. Научные разработки в этой области позволили ему заложить основы учения о системах земледелия, дать практические рекомендации по организации и землеустройству территории, а также по введению многопольных севооборотов. Учёный также составил первое русское ботаническое руководство по морфологии и систематике растений.
В 1779−97 г. Болотов управлял имениями дворцового ведомства Тульской и Московской губерний, был постоянным корреспондентом Вольного экономического общества и сотрудником «Трудов» этого общества, где печатал статьи по агрономии, ботанике, по организации помещичьего и отчасти крестьянского хозяйства. Издавал журнал «Сельский житель» и «Экономический магазин».
Болотов был решительным противником модного в к. XVIII — н. XIX вв. масонства, справедливо рассматривая его как антихристианскую, антирусскую силу. Когда Болотову предложили вступить в масонскую ложу и прельщали разными выгодами тайного «братства», он ответил: «Прошу покорно меня от него уволить. Всё, что вы ни говорите в похвалу вашему обществу, мне уже давным-давно известно, и вы не первые, а меня уже многие и многие старались преклонить ко вступлению в масонский орден и в другие секты и общества», но не вступать в них, отмечал далее Болотов, «обязует нас. наш христианский закон», исполнять который «обязует нас христианская вера».
Из огромного литературного наследия учёного наибольшую ценность представляют автобиографические записки, содержащие материалы о Русской армии, быте дворян и помещичьем хозяйстве, дворцовом перевороте 1762 г., бунте Е.Пугачёва.
Сегодня также день памяти одного из основоположников русской психиатрии, идеолога русского национализма профессора Павла Ивановича Ковалевского.
Русская линия