Архимандрит Ефрем о духовном смысле событий в Греции: «Мы сейчас несём епитимью»
ЕС требует от греков принять закон, запрещающий в православных храмах чтение «оскорбительных» для евреев «антисемитских» отрывков из Евангелия
Игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем, сопровождавший Пояс Пресвятой Богородицы во время его поездки по России, поделился с читателями «Православной газеты» своими мыслями по поводу сильнейшего экономического кризиса, поразившего православную Грецию, и рассказал, какой духовный смысл видят в этом монахи на Святой Горе Афон.
Отвечая на вопрос о причинах скорбей, постигших ныне греков, отец Ефрем заявил, что греческий народ сейчас «несёт епитимью». «Греция — единственная православная страна, которая не была под игом атеистического режима. Но под влиянием европейских антропоцентрических теорий греки начали отдаляться от Бога. И сейчас Бог нам пощечину даёт — чтобы смирились», — коротко пояснил игумен.
Отметим, что ситуация в Греции остаётся крайне тяжёлая — из-за долгов Афины оказались в полной зависимости от европейских кредиторов, которые требуют от греков не только резкого сокращения своих расходов и жёсткой экономии, но и пытаются заставить православный народ отказаться от христианских законов и традиций.
В частности, под натиском Евросоюза греческие власти уже отказались от соблюдения Заповеди Божией «помнить день Господень» и объявили воскресенье обычным рабочим днём, что вызвало негодование православных по всей Греции.
Однако, останавливаться на достигнутом Брюссель не собирается. В настоящее время в Греции готовится к принятию новый «антирасистский» закон, запрещающий в православных храмах чтение «оскорбительных» для евреев «антисемитских» отрывков из Евангелия, вводящий ответственность за «излишний» греческий патриотизм и узаконивающий блудное сожительство извращенцев.
Один из видных иерархов Элладской Православной Церкви митрополит Фтиотидский Николай уже выразил свой протест по этому поводу, заявив, что в случае принятия этого закона вся Греция выйдет на улицу или погибнет, сообщает Agionoros.Ru.
«Введение противных духу Евангелия законопроектов, подобных договору о свободном сожительстве, является, как противоестественным, так безнравственным и антихристианским актом, — заявил владыка. — Пусть каждый из нас делает выводы, неужели мы живём во времена Содома и Гоморры? Необходимо оградить наш народ от беззакония, чтобы сохранить у него понятия справедливости, свободы, независимости и любви. Нельзя нивелировать всё на свете».
На вопрос о возможной цензуре текстов богослужений Страстной Седмицы, митрополит Николай ответил: «В Страстную Седмицу наши священники в храмах будут читать Евангелие, в котором есть такие слова: „Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, отцеживающие комара и проглатывающие верблюда“, а также об Иуде и др. Неужели все это нужно вычеркнуть? Что же это за люди, которые хотят подвергнуть ревизии Евангелие? Мы не являемся ненавистниками какого-либо народа, но уважаем народ еврейский и все прочие народы. К тому же еврейский народ это предвестник христианства. Из еврейского рода происходит и наш Господь, а еврейский народ Ветхого Завета веровал во единого истинного Бога. Так уважительно, как мы, христиане, относимся к евреям, к ним не относится никто. Но разве ради этого нужно изменять Евангелие, изменять слова Самого Господа? И что это за новоявленные посредники, которые хотят нам проповедовать новое Евангелие? И по каким соображениям всё это происходит, по политическим, чтобы не затрагивать чувств других людей? Евангелие не подлежит изменению, также как и не подлежат изменению церковные песнопения. Церковь может адаптировать свои методы, но суть её остается неизменной. Так будет и сейчас. Пусть подготовят хоть тысячи законопроектов, так неужели они бросят в темницу всех архиереев, Патриархов, священников, монашествующих? Это же смешно».
Поскольку законопроект также касается «защиты» чувств тех, кто может быть оскорблен проявлением «излишнего» патриотизма со стороны греков, митрополит Николай призвал правительство подходить к подготовке законопроектов разумно и с чувством меры, иначе Греция просто может погибнуть: «Полагаю, что подобный законопроект уже был в 1979 году. И что за давление оказывают на правительство, что оно принимает такие странные законы? Но у народа есть свои критерии. Как можно принимать такой закон, если, следуя ему, грекам будет страшно выразить свою любовь к родине, потому что при этом будут затронуты чувства других людей, некогда поработивших Грецию? Я имею в виду турок. Если мы будем бояться предлагать примеры наших героев из-за того, что будут задеты чувства детей мусульман или албанцев, что же тогда будет с нашей родиной, мы её погубим? Подобные законопроекты могут кого-то и защитить. Разве эти другие не знают, что Греция — страна мужественная, у неё есть свои герои, она сражалась, у неё есть национальные праздники, свой флаг, парады, как и у каждого государства. Так неужели мы должны все отменить, чтобы не оскорблять чувства мигрантов?»
Русская линия
В Москве установлен памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу Матвею Платову
Митрополит Ставропольский Кирилл считает это свидетельством изменения нашего сознания, которое в годы богоборческой власти было сильно искажено
Инициатором установки памятника (скульптор К.Р. Чернявский, архитектор А.С. Шапин) стал Герой России генерал армии П.С. Дейнекин, откликнувшийся на предложение Организационного комитета конного похода Москва-Париж.
Открывая церемонию, министр культуры В.Р. Мединский сообщил, что планируется установка памятников героям Отечественных войн в Москве, Калининграде, Пскове.
Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев заявил, что строящийся вблизи Новочеркасска аэропорт будет назван в честь М.И. Платова, основавшего столицу донского казачества.
С приветственным словом к собравшимся также обратился Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. «Я рад сегодня быть здесь, вместе с вами открывать этот замечательный памятник. В великие страницы тысячелетней истории нашей родины золотыми буквами вписано имя Матвея Платова. Атаман, казак, граф, образованнейший человек, великий воин. В нашей истории, когда ниспровергали храмы, ниспровергали памятники, монументы тому же Матвею Платову, другим нашим героям, таким образом, пытались низвергнуть самое святое — наши главные традиции, может быть, даже изменить нашу совесть. Но, слава Богу, очень сильны корни наших народов, населяющих Россию. Но, слава Богу, силен дух русского человека. Открытие памятника в Москве Матвею Платову — это свидетельство изменения людского сознания, которое в годы богоборческой власти было сильно искажено. Верю, Россия будет славной, будет великой. Любо России! Любо православному казачеству! Любо Матвею Платову!»
По окончании торжественной церемонии к подножию памятника возложили венки от Правительства Москвы, столичного казачества, а также казаков Можайска и земляков прославленного генерала.
Русская линия
Возрождая традиции Российской империи
В Орле прошли торжества, посвященные Дню Георгиевских кавалеров и празднику героев России
Накануне Дня Героев Отечества, празднуемого в царской России как День Георгиевских кавалеров, в Орловской области состоялся целый ряд различных мероприятий. В Орловском краеведческом музее открылась выставка «Служба и Храбрость», посвященная сразу нескольким юбилеям: 100-летию учреждения статута ордена солдатского Святого Георгия и 170-летию Орловского Бахтина кадетского корпуса, выпускниками которого стали более 150 генералов и офицеров, кавалеров ордена во имя великомученика и Победоносца Георгия.
В Болховском духовно-просветительском центре «Русь моя» при Троицком монастыре открылась выставка «Цари и Императоры династии Романовых в истории России». На фасаде Иверской церкви была установлена памятная доска в память о пребывании в городе Царской Семьи, жертвовавшей средства на её строительство.
Архиепископ Орловский и Ливенский Антоний посетил храм Михаила Архангела в селе Сабурово Орловского района, где упокоены Георгиевские кавалеры фельдмаршал граф М.Ф. Каменский и его сын генерал Н.М. Каменский. После Божественной литургии владыка наградил медалью свмч. Кукши президента Московского аристократического собрания А.Н. Каменского, участвующего в возрождении фамильного прихода.
В Орловском дворце профсоюзов прошёл первый православный фестиваль, приуроченный к 900-летию мученической кончины свмч. Кукши, отмечаемый в Орловской области в 2013 году как юбилей её крещения. В фойе ДК была развернута выставка «За Веру Царя и Отечество».
В региональном отделении ДОСААФ состоялось освящение нового спортивного зала «Центра боевых искусств имени генерала А.П. Ермолова», в котором будут заниматься дети и подростки в дисциплинах русского джиу-джитсу и русского боевого многоборья. В новом Ермоловском центре открылась постоянно действующая выставка «Георгиевские кавалеры в Орловском крае».
Традиционно с 2003 года, когда весь христианский мир отмечал 1700-летие памяти Великомученика и Победоносца Георгия, в Орле ежегодно проводится международный фестиваль православной молодежи «Святой Георгий», организованный Молодежным братством св. Георгия Победоносца. Фестиваль включает в себя музыкальные, творческие конкурсы, выставки, вечера, спортивные и патриотические мероприятия в которых участвуют представители различных организаций из России и стран ближнего зарубежья.
В 2011 году впервые в России в Орле состоялось чествование георгиевских кавалеров орловцев Александра Крупчатникова и Николая Ревина, получивших высшую воинскую награду за участие в операции по наведению мира в Южной Осетии в 2008 году. 9 декабря уроженец Мценска А.Д. Крупчатников и уроженец Ливенского района Н.Д. Ревин были приглашены в Москву в Храм Христа Спасителя, где приняли участие в чествовании Георгиевских кавалеров в день Героев Отечества, отмечаемый указом Президента РФ В.В. Путина с 2007 года. В Орле эта дата по инициативе братства св. Георгия Победоносца празднуется с 2004 года. В этом году основные мероприятия посвященные празднику проходят 9−10 декабря в Орловском военно-историческом музее.
В процессе проведения ежегодного фестиваля «Святой Георгий», были изданы и безвозмездно переданы учебным заведениям и библиотекам тысячи сборников под эгидой журнала «Истории русской провинции», посвященные ратной истории России и Орловщины, установлены более 100 Поклонных крестов и памятных знаков на братских кладбищах, в местах сражений различных войн, на погостах разрушенных храмов.
Последние 5 лет с 2008 года проводятся Георгиевские спортивно-патриотические сборы для организации активного досуга детей и юношей, подготовки молодежи к службе в Российской армии, участники которых занимаются в клубах и секциях Георгиевского братства. В следующем 2014 году в Орловской области планируется проведение всероссийских православных молодежных сборов, совместно с фондом «Символик», «Братством православных следопытов» и другими заинтересованными организациями.
Константин Грамматчиков, специально для «Русской линии»
День Георгиевских кавалеров, а не 23 февраля
День Героев России, отмечаемый 9 декабря, — вот истинный праздник защитников Отечества
Вчера, 9 декабря, в праздник «Зимнего Георгия» и Дня Героев России в Москве прошли два знаменательных события. Одно — в Храме Христа Спасителя, другое — в Георгиевском зале Московского Кремля. В обоих случаях на высоком государственном и церковном уровне отмечался праздник настоящих мужчин, защитников Отечества, воинов, награждённых Георгиевскими крестами, — героев России.
В торжествах в Храме Христа Спасителя со стороны государственной власти принял участие министр культуры, руководитель Российского военно-исторического Общества Владимир Мединский, а со стороны Русской Православной Церкви — председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Сергий Привалов.
Символично, что в рамках состоявшихся торжеств были отмечены и награждены подарками два Георгиевских кавалера из Орловской области — Александр Крупчатников и Николай Ревин, и два героя Советского союза — летчик-космонавт генерал Алексей Леонов и генерал-герой Афганистана генерал Борис Соколов.
Для нас это стало как бы прообразом будущего праздника, когда власти нашей страны вспомнят традиции Российской империи и начнут на самом высоком уровне поздравлять всех героев России и Георгиевских кавалеров. Мы приглашали воинов из Орла, потому что именно там представители «Братства св. вмч. Георгия» уже в течение трёх лет (единственные из всех областей России) отмечают и чтут своих героев, и, параллельно, мы приглашали двух выдающихся соотечественников героев старшего (А.Леонов) и среднего поколений (Б.Соколов).
Необходимо отметить, что на проведение этого праздника нам удалось получить благословение сразу двух Патриархов — Алексия II и Кирилла. Дело в том, что впервые организовать этот праздник планировалось ещё в 2008 году, и на это начинание было получено благословение нашего Престоятеля. Мы составили план, согласовали порядок и место проведения торжеств. Однако, в связи со смертью приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и его похоронами, которые прошли именно 9 декабря, торжества пришлось отменить.
На организацию нового праздника ушло время и потребовалось немало усилий. Мы также обратились к Предстятелю Русской Православной Церкви за благословением, и Святейший Патриарх Кирилл благосклонно благословил наше начинание. Поэтому-то можно сказать, что вчерашние торжества получили поддержку сразу двух русских Предстоятелей — ныне здравствующего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия II (ведь у Бога нет мёртвых, все живы).
Символично и промыслительно, что в этом году в Кремле также решили сделать особые торжества в честь наших героев. Президент России Владимир Путин лично возглавил праздник, который прошёл в Георгиевском зале с участием героев России и Георгиевских кавалеров (в основном, офицеров). Таким образом, оба мероприятия дополнили друг друга.
Если принять во внимание крепкий духовный фундамент этого праздника (ведь он установлен в честь освящения митрополитом Иларионом храма, который построил князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий) в Киеве в 1053 году). А также учесть временный фактор (этому празднику в следующем году исполняется 245 лет) учреждения Георгиевского офицерского ордена Императрицей Екатериной Великой, то у нас есть все основания полагать, что главным мужским праздником в России должен стать именно Зимний Георгий, а никак не большевистский праздник — 23 февраля.
Вице-президент Скобелевского комитета, организатор Георгиевских торжеств в Храме Христа Спасителя Александр Алекаев
В Петербург прибыли мощи Св. Михаила Тверского и Анны Кашинской
Святыня будет пребывать в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры до 20 декабря
Святой Михаил Тверской был племянником святого Александра Невского, оба они прославлены в лике благоверных князей. Своей жизнью и кончиной святые являют образец жертвенного служения ближним и Родине. В 2013 году празднуется 695-летие со дня смерти святого благоверного князя Михаила, особо почитаемого в Тверской земле, и 750-летие со дня преставления святого благоверного князя Александра Невского, покровителя земли Петербуржской.
В трагических событиях XX века мощи святого Михаила Тверского были утеряны. Сохранилась лишь частица святых мощей, ныне хранящаяся в Свято-Троицком (в народе называемом «Белая Троица») соборе города Твери.
Особо чтят в Тверской земле и супругу благоверного князя Михаила, Анну Кашинскую, прославленную в лике благоверных княгинь. Она со смирением пережила убиение мужа и сыновей, усобицу на своей земле и показала поистине подвижническую жизнь в иноческом постриге.
Перед мощами святых благоверных князя Михаила и княгини Анны православные христиане просят себе вразумления и помощи в семейной жизни, в воспитании детей и жизни духовной.
Русская линия
По бирюлёвскому сценарию
В Арзамасе сегодня ночью прошёл «русский марш» — местная молодежь выступила против кавказского беспредела в городе
События в Арзамасе Нижегородской области, где кавказцы накануне хладнокровно зарезали 26-ти летнего Александра Слакаева, начали развиваться по бирюлёвскому сценарию — местные жители, вышедшие вчера на народный сход, отказываются верить, что власти предпримут какие-то реальные меры, чтобы остановить тот кавказский беспредел, который творится в городе.
«Надо что-то делать, ведь это не первый подобный случай. У нас постоянные драки здесь, постоянные! Убийство Саши — это то, что вызвало общественный резонанс, но есть и другие случаи, о которых просто не говорят», — заявляют местные жители, уставшие от безнаказанности приезжих с Кавказа.
Чиновники в ответ только разводят руками и как заведённые обещают наказать убийц. О том, что в их обязанности входит защищать население и предотвращать подобные инциденты, а не только расследовать преступления, они, видимо, забыли. Вот уже много лет люди говорят им о своих проблемах, но ничего не меняется.
Сразу после того, как в местном ДК глава полиции и представители администрации отчитались о первых итогах расследования и задержании трёх кавказцев (по данным родственников, избивали Александра Слакаева 7 человек!), местная молодежь собирается на «русский марш» и решает «взять на себя функцию наведения порядка в городе», сообщает Firstnews.Ru.
В итоге молодые люди прошли по городским улицам «русским маршем», скандируя лозунги «Россия — для русских!» и «Русские, вперед!». Горожане разбили витрины и перебили имущество в кафе и киосках, которые, по их мнению, принадлежат кавказцам.
Полиция в Арзамасе уже возбудила уголовное дело по факту беспорядков. Дело открыто по статье 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». Задержано 4 местных жителя.
Местных жителей во всех СМИ уже объявили погромщиками.
Русская линия
Наталья Солженицына: «Рукописи Солженицына становятся памятниками веку, тяжёлому времени, которое прожила наша страна»
В Пушкинском музее в Москве открылась выставка «Александр Солженицын: из-под глыб», приуроченная к 95-летию писателя
11 декабря исполняется 95 лет со дня рождения Александра Солженицына. 9 декабря в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве впервые в России открылась выставка архива великого писателя «Александр Солженицын: из-под глыб», приуроченная к грядущему юбилею, сообщают Вести.Ru.
Посетив экспозицию, посетители смогут проследить весь путь, который прошёл автор «Архипелага ГУЛАГа» от романтически настроенного подростка, мечтавшего писать о революции, до нобелевского лауреата, при жизни ставшего классиком.
Все экспонаты выставки «Александр Солженицын: из-под глыб» — оригиналы, датируемые концом XIX — началом XXI века: рукописи, документы, мемориальные вещи, фотографии, книги. В музее на Волхонке можно увидеть автографы Солженицына, документы, регалии лауреата Нобелевской премии, автографы Корнея Чуковского, Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Дмитрия Шостаковича, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Эта выставка удивительна, и она должна проходить именно в нашем музее, ведь это часть нашей истории, нашего литературного опыта, — сказала на её открытии директриса музея Марина Лошак. — Выставка очень важна в силу того, что отражает личный опыт, переживания. Это — своеобразный музей Солженицына в одном из наших залов. Все экспонаты подлинные, за каждым — судьба человека и его страны. Многое понятно, многое вызывает вопросы».
«Нам бы очень хотелось, чтобы к нам пришло как можно больше людей, которые многого не знают, в том числе молодежь, чтобы в результате этой выставки у них возникло желание прочитать произведения Солженицына. Это трудная, душевная работа», — отметила Лошак.
«Почти все сочинения Александра Солженицына написаны от руки. Главное — это его рукописи. Неудивительно, что было много потерь. Удивительно, что очень многое сохранилось. Рукописи Солженицына становятся памятниками веку, тяжёлому времени, которое прожила наша страна», — сказала вдова писателя Наталья Солженицына. «Выставка актуальна, и сегодня много сложностей. Мы назвали её так не случайно. „Из-под глыб“ значит из-под завалов лжи, провалов исторической памяти», — заметила Солженицына.
Выставка представляет детские и юношеские опыты Солженицына на литературном поприще. Особый интерес вызывают чудом сохранившиеся рукописи военных и тюремно-лагерно-ссыльных лет. Визуальный ряд дополняют телогрейка и нашивки с номерами зека, тайно вывезенные Солженицыным из лагеря после освобождения в «вечную» ссылку в Казахстан.
Среди экспонатов — сделанные автором машинописные перепечатки рассказа «Один день Ивана Денисовича» и романа «В круге первом». Отдельный раздел посвящён творческой работе Солженицына в условиях запрета его произведений и имени на родине в 1966—1974 годах. Это рукопись повести «Раковый корпус» и самый важных экспонат — рукопись легендарной книги «Архипелаг ГУЛАГ». Ещё один раздел выставки полностью посвящён работе писателя над эпопеей «Красное колесо».
На выставке отражены и возвращение Солженицына на родину после двадцатилетнего изгнания, и труды последних лет его жизни. Здесь можно видеть рукописи не только художественных произведений: рассказов, прозаических миниатюр и эссе из «Литературной коллекции», но и публицистические книги и статьи, посвященные актуальным проблемам общественной жизни России.
Украшение выставки — мемориальные вещи: рабочие принадлежности писателя (очки, лупа, пенал с карандашами, печатная машинка). В экспозицию также вошли картина Гавриила Гликмана «Матренин двор» и знаменитое полотно друга Солженицына Сергея Ивашева-Мусатова «Замок святого Грааля».
Русская линия
Владимир Путин внёс в Госдуму проект постановления об амнистии
Согласно этому документу, до Нового года из тюрем может выйти около 25 тыс. человек
Президент России Владимир Путин внес вчера на рассмотрение Госдумы проект постановления об амнистии, приуроченной к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации. По словам вице-спикера Госдумы Владимира Васильева, под амнистию подпадут около 25 тыс. человек.
«Из мест лишения свободы выйдет около 2000 человек, освобождается от наказания, не связанного с лишением свободы, до 17 с половиной тысяч человек. Кроме того, могут быть прекращены уголовные дела в отношении почти шести тысяч человек», — сказал Васильев.
Как отмечается в пояснительной записке, амнистия освобождает от отбывания наказания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, женщин с несовершеннолетними детьми, беременных женщин, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет. Как и предполагалась, под амнистию попадают инвалиды I и II групп, а также лица, имеющие определенные заслуги перед страной (военнослужащие, лица, принимавшие участие в боевых действиях и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и другие).
Кроме того, под действие амнистии попадают осужденные и подследственные по статьям «организация массовых беспорядков» и «хулиганство». На амнистию смогут рассчитывать только те, кто был осужден впервые и на срок до пяти лет. Исключение делается лишь в отношении несовершеннолетних осужденных, совершивших преступление в возрасте до 16 лет либо отбывших не менее половины назначенного срока наказания. Лица, совершившие тяжкие преступления с применением насилия, ранее помилованные и осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания амнистированы не будут.
Напомним, что традиционно амнистии в России связывались с праздничными датами Православной Церкви (например, амнистия, объявленная Стоглавым собором 1551 года к празднику Пасхи), с восшествием на престол монарха, с важными военными победами и заключением мира (например, амнистия по поводу мира, заключённого с Швецией в 1721 году). Амнистия при этом рассматривалась как частный случай прощения в сугубо христианском смысле этого слова.
В советский период истории амнистии часто привязывались к юбилеям революции 1917 года. В 1933 г. заключенных освобождали по случаю завершения строительства Беломорканала, в 1940 — в честь победы над белофиннами, и т. д. В современный период регулярные амнистии связываются с юбилеями Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Некоторые амнистии носят чисто политический характер. Такой была амнистия, объявленная в 1994 году участникам августовского путча 1991 года и октябрьских событий 1993 года.
С сожалением приходится констатировать, что переосмысления амнистии (греч. αμνηστια — забвение, прощение) в христианском значении этого слова в России пока ещё не произошло. Однако, само по себе проявление милости к осуждённым со стороны власти в любом случае нельзя не приветствовать.
Русская линия
Западные «ювенальные технологии» для России неприемлемы
Представители общественности считают, что новый законопроект «Об основах социального обслуживания населения» позволит государству вмешиваться в частную жизнь семей
«Законопроектом узаконивается система вмешательства государства в частную жизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников, только лишь на основании бедности, нуждаемости в помощи государства, что является дискриминацией по социальному признаку, запрещенной Конституцией», — говорится в обращении.
Как указали его авторы, в законопроекте говорится о том, что над любой семьей, нуждающейся в помощи государства, должно быть установлено «социальное сопровождение», включающее назначение семье обязательных условий, отказ от выполнения которых влечет отказ в предоставлении соцобслуживания. По их мнению, это тот же принудительный порядок чиновничьего контроля над каждой семьей (социальный патронат), «навязываемый гражданам под видом социальной помощи».
При этом, как сказано в обращении, никаких правовых критериев, ограничивающих действия чиновников в данных вопросах в законопроекте не содержится, что создает серьезные социальные риски.
Наибольшую тревогу у представителей общественности вызывают положения ст. 12 законопроекта, допускающие раннее вмешательство государства в дела семьи в выявительном (а не в заявительном) порядке в целях профилактики социально опасного положения.
«Для этого законопроект позволяет прийти в абсолютно любую семью без какого-либо повода или сигнала, проводить там проверки, мониторинги и обследования, в то время, когда граждане еще ничего не совершили», — цитирует документ Интерфакс.
При этом законопроект не предусматривает никаких расходов из федерального бюджета, и это говорит о том, что «он не направлен на оказание реальной социальной помощи гражданам, а лишь закрепляет западные ювенальные технологии в российском законодательстве», отмечается в документе.
Его авторы также утверждают, что соцпатронат внедряется в регионах без всякого общественного обсуждения. Весь северо-запад России и Москва охвачены программой семинаров, на которых финские специалисты обучают социальному патронату и профилактике жестокого обращения и насилия над детьми в семьях. При этом понятия «семейное насилие» и «жестокое обращение с детьми» трактуются «чрезвычайно широко, что во многих странах мира (особенно в скандинавских) приводит к необоснованному вмешательству в частную жизнь семей, а нередко и к их разрушению», говорится в обращении.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим икону Божией Матери, именуемую «Знамение» и вспоминаем священномученика Кронида (Любимова)
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского Мстиславом Андреевичем, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Ныне икона «Знаменье» Новгородская находиться для поклонения на аналое перед амвоном в новгородской Софии.
Сегодня также день памяти священномученика Кронида (в миру Любимова Константина Петровича), расстрелянного в 1937 году. Он родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в течение испытательного срока исполнял различные послушания. 4 января 1883 г. он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. К тому времени прошло пять лет его испытательного срока. 28 марта 1888 г. соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид.
Через полтора года, 25 сентября 1889 г., отец Кронид был рукоположен в сан иеродиакона, а 23 мая 1892 г. в сан иеромонаха. 11 мая 1906 г. иеромонах Кронид за Божественной литургией в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья был возведен митрополитом Московским и Коломенским Владимиром в сан игумена, а 9 мая 1908 г. — в сан архимандрита.
В 1915 году архимандрит Кронид был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, и так судил Господь, что он стал последним её наместником вплоть до её закрытия, после чего архимандрит Кронид 17 лет жил в Загорске, посещая сначала Петро-Павловскую церковь, а после её захвата обновленцами — Кукуевскую церковь (где отец Кронид любил петь на клиросе), рядом с которой был похоронен старец Алексий Зосимовский. Архимандрит Кронид в то же время фактически оставался главой закрытой большевиками Лавры, владел и пользовался печатью Лаврского Наместника. По его благословению около пятидесяти вернувшихся из ссылок и тюрем Лаврских иеромонахов были назначены на приходы в окрестностях города Загорск.
Архимандрита Кронида арестовали в ноябре 1937 года — к этому времени он был уже совсем слепым. Отец Кронид опроверг обвинение в участии в бандах и контрреволюционных организациях и восстаниях. На требование следователя назвать лиц, его посещавших, архимандрит Кронид ответил: «Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь. Быстро забываю имена и фамилии». На вопрос следователя о его отношении к советской власти архимандрит Кронид ответил: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: [она] послана народу как испытание [его] веры в Промысл Божий».
Его заключили в Таганскую тюрьму Москвы. По его делу проходило 15 человек, в том числе 10 монахов, бывших насельников Троице-Сергиевой Лавры. По обвинению в «контрреволюционной деятельности» 11 человек были расстреляны, четверо получили по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Отца Кронида обвинили в «руководстве контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства». 27 ноября (10 декабря) 1937 года архимандрит Кронид был расстрелян на полигоне НКВД в посёлке Бутово под Москвой и захоронен в общей могиле.
В этот, 27 ноября 1905 г., вышел первый номер органа Союза Русского Народа (СРН) — газеты «Русское знамя». Бессменным издателем газеты был вождь Союза А.И.Дубровин (память 14 апреля), первым редактором стал Иван Сергеевич Дурново. Сперва предполагалось издавать еженедельную газету, но потребность в боевом патриотическом органе оказалась огромной, и уже с начала 1906 г. газета стала ежедневной. В разное время ее редактировали Дубровин, Е.А.Полубояринова (день памяти 14 февраля), которая предоставляла деньги на издание, П.Ф.Булацель (день памяти 18 февраля), Н.И.Еремченко, А.И.Тришатный и др. Газета выходила под девизом «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество нераздельное и Россию для русских», ее тираж колебался от 3 тыс. до 14,5 тыс. экземпляров.
В объявлении о подписке на «Русское знамя» указывалось, что газета является «органом, стоящим исключительно на народной почве в смысле внутреннего и внешнего единства всех ветвей великого русского племени, равноправие с которым в государстве может быть даровано инородцам лишь под условием их внутреннего единения с Русским Народом и полного проникновения интересами нашей государственности». Именно в такой позиции был секрет популярности газеты. «Русское знамя» смело поднимало самые острые проблемы жизни русского народа, жестко критиковало представителей власти за уступки либералам и социалистам. Результатом были цензурные гонения на издателя. Так, за 5 лет издания на газету было наложено 6 штрафов на огромную сумму в 11 тыс. руб., орган СРН получил 13 предупреждений и обращений внимания, 18 номеров газеты было изъято (8 арестов было через несколько дней отменено). В декабре 1910 г. Дубровин временно приостановил издание газеты, но по просьбе читателей менее чем через месяц он возобновил ее выпуск.
Последние номера газеты в январе-феврале 1917 г. посвящены необходимости объединения сил для борьбы с надвигающейся революцией, особое внимание издатель газеты посвящал теме борьбы с революционным еврейством. Газета была запрещена 26 февраля 1917 г., сразу после февральского государственного переворота, а ее издатель и вождь СРН А.И.Дубровин был арестован.
Русская линия
В первом Заполярном городе Руси создан казачий круг
24 ноября к Епископу Нарьян-Марскому и Мезенскому Иакову обратились казаки Нарьян-Мара с просьбой благословить создание Пустозерского казачьего круга, передает Православие.Ru.
В воскресенье 1 декабря 2013 года по окончании Божественной Литургии в Богоявленском соборе города Нарьян-Мара был совершён молебен «О начале доброго дела» и так Пустозерский казачий круг получил своё бытие и благословение Божие на служение Отечеству — Святой Православной Руси.
Торжественное целование Евангелия и Креста запечатлело созидание казачьего круга северного Печорского края и знаменовало воссозидание традиций казачества, принесённых в Арктику знаменитым походом на Югру 1499 года и основанием первого Заполярного города Руси — славного Пустозерска.
По совершении молебна казачий круг продолжился в здании мэрии Нарьян-Мара. Были определены цели и задачи Нарьян-Марского казачества в теснейшем взаимодействии с Нарьян-Марской епархией.
Русская линия
В Бишкеке прошли II Международные Антониевские чтения, посвященные памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе)
5−6 декабря 2013 года в Бишкеке состоялись II Международные Антониевские чтения, посвященные памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе), трудившегося в том числе в Средней Азии и причисленного к лику местночтимых святых Киевской епархии, сообщает Патриархия.ru.
Начало чтений также приурочено к второй годовщине основания Бишкекской епархии. В чтениях приняли участие глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий, священнослужители среднеазиатских епархий, гости из России и Украины, ученые и общественные деятели.
5 декабря чтения открылись в конференц-зале гостиницы «Достук». На пленарном заседании к участникам конференции обратились епископ Феодосий, митрополит Викентий и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
В своем обращении владыка Викентий, в частности, рассказал о роли династии Романовых в истории России и о торжествах, посвященных 400-летнему юбилею Дома Романовых, прошедших в Ташкенте этим летом. Архипастырь особо подчеркнул роль великого князя Николая Константиновича Романова, жившего в Ташкенте в конце XIX — начале ХХ века, в развитии культуры. Так, коллекция произведений искусства Великого князя стала основой Государственного музея искусств Узбекистана.
«Я очень рад, что торжества, в которых мы с вами принимаем участие, соединили в себе и богослужения, и научную деятельность, — сказал митрополит Викентий. — Свято-Антониевским чтениям только два года, но я вижу тот результат, который они приносят. Первые чтения, проведенные в прошлом году, прошли в узком кругу историков и независимых исследователей. Но именно тогда Бишкекская епархия заявила о себе как о научном центре Кыргызстана».
В первый день в конференции приняли участие известные историки и философы Кыргызстана, преподаватели Ташкентской духовной семинарии и Киргизского Российско-славянского университета, архивариус Санкт-Петербургской митрополии, а также независимые исследователи, сообщает сайт Ташкентской епархии.
После пленарного заседания обсуждения продолжились в двух секциях: «Православие в общественной жизни Средней Азии» и «Церковь. Государство. Общество». Прозвучали доклады: «Церковь — краеугольный камень государства и народного счастья» (Екатерина Озмитель), «У истоков российско-киргизских отношений» (Владимир Плоских), «Эпоха Романовых и Средняя Азия: три века соседства, противоречий и сотрудничества» (Юрий Флыгин), «Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана» (Валентина Воропаева), «Первые церковно-археологические раскопки в Алма-Ате. 90-е гг. ХХ века» (Ольга Ходаковская), «Письма протоиерея Григория Брицкого — новый источник по истории Среднеазиатской епархии новейшего времени» (Роман Дорофеев), «Значение реформы Константина Великого в контексте антиглобализма» (Инна Федяй), «Государственно-церковные отношения Византии и Древней Руси» (Валентина Горячева), «Культурный концепт „народ“ в греческом тексте Нагорной проповеди» (Милана Лазариди), «Миланский эдикт и попытка его осмысления в исторических сочинениях нового времени» (Роман Дорофеев), «В поисках средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле» (Владимир Плоских", «Основные аспекты реабилитации репрессированных верующих и духовенства в Кыргызстане» (Павел Дятленко) и «Патриотическое служение Церкви» (Роман Чумак).
Русская линия
Древние колокола Новгородского кремля зазвонили впервые с 1929 года
Жители Великого Новгорода во вторник впервые за более чем 80 лет смогли услышать звон средневековых колоколов кремля.
На протяжении нескольких недель колокола исследовали специалисты и звонари Санкт-Петербургской духовной академии. Выяснилось, что все четыре колокола находятся в хорошем состоянии, а у трех сохранились языки, сообщили «Интерфаксу» в Новгородском государственном музее-заповеднике.
Колокола, которые много лет стояли на бетонном фундаменте перед звонницей, установили на металлическую конструкцию, одному из них сделали копию языка, и сегодня по случаю службы в Софийском соборе, посвященной Знаменской иконе, звонари совершили праздничный благовест. Ожидается, что колокола будут звонить и после богослужения.
«Речь о подъеме колоколов на Софийскую звонницу пока не идет, необходимо проводить исследования ее состояния», — отметил собеседник агентства.
В свою очередь главный звонарь Софийского собора Александр Волхонский сообщил «Интерфаксу», что колокола будут исследовать около года. Специалисты будут ждать «оживления колоколов», то есть изменения качества их звучания.
Последний раз колокола полноценно звучали в 1929 году, когда их снимали со звонницы. В 1941 году люди, которые демонтировали колокола, также совершили несколько ударов по ним.
Четыре колокола, до недавнего времени стоявшие на бетонном постаменте у звонницы Софийского собора, были отлиты в XVI—XIX вв.еках. Самый древний из них датирован 1589 годом, он был подарен Борисом Годуновым Духову монастырю.
В 1941 году, когда фашистские войска приближались к Великому Новгороду, поступил приказ об эвакуации колоколов с Софийской звонницы, но во время бомбежки баржу с тремя самыми большими колоколами разбило прямым попаданием, а колокола опустились на дно Волхова. Позднее два самых крупных колокола достали со дна реки и зарыли близ детинца в грунт. Звонница также сильно пострадала во время бомбежки.
Русская линия
Завершилась многолетняя реставрация уникальных мозаичных икон, украшающих алтарь Спаса-на-Крови
Петербургский Храм Спаса-на-Крови в ХХ веке ждала печальная судьба. Здесь был и антирелигиозный музей, и склад театральных декораций и даже морг. А между тем внутри — это настоящий музей мозаики. Реставрацию уникальных микромозаичных икон алтарной части храма художник Игорь Лаврененко вёл 20 лет, передает Седмица.Ru.
Большой реставрационный день в Спасе на Крови начался с прибытия из Москвы Престола, изготовленного для алтарной части храма. До иконостаса тяжелую конструкцию перемещают рабочие, дальше вход возможен исключительно для священников. Престол временный, через неопределенный срок он будет заменен другим, повторяющим оригинал начала ХХ века, но и в этом варианте смысловая доминанта Алтаря не противоречит убранству храма. У царских врат без преувеличения эпохальную реставрационную работу заканчивает мозаичист Игорь Лаврененко. С установкой икон святого Якова Перса и святого Леонтия завершен 20-летний процесс воссоздания микромозаичных икон Спаса-на-Крови.
12 икон раннехристианских воинов создавались в 1861 году по распоряжению князя Гагарина. Вице-президент Академии Художеств увлекался Византией и мечтал соединить звучания русской иконы и афонской фрески. Мозаики размером 18 на 34 сантиметра включали до 20 тысяч элементов из смальты.
«Смальта проходит горнило огня, очищается таким образом — то есть это материал самый подходящий для изготовления сакральных вещей», — считает художник-мозаичист Игорь Лаврененко.
Первоначально мозаики планировала установить в Храме Христа Спасителя в Москве, но после восьмого и последнего покушения на Александра Второго в память о родителе Александр Третий решил передать иконы для строящегося храма Воскресения Христова. В 30-е годы после закрытия храма шедевры русских мозаичистов подверглись разграблению.
«На одной из икон была выбита смальта прямо внутри ковчега, очевидно, в него стреляли — такая вмятина была», — рассказывает Игорь Лаврененко.
Из 12 воинов в поврежденном состоянии сохранились только четыре. Микромозаики состоят из вытянутых столбиков смальты диаметром в несколько миллиметров. Вандалы снесли верхний слой, по сохранившимся корешкам Лаврененко в течение долгих месяцев и лет реконструировал изображения. Работа требовала терпения, которое принято называть адским, но в данном случае уместнее говорить о терпении божественном .
В декабрьских планах музея-памятника открытие одной символической экспозиции (посвященной камню) в здании ризницы Спаса-на-Крови.
Работы Лаврененко в будущем могут стать частью экспозиции создаваемого в Петербурге музея Камня. Уровень своих творений мастер ежедневно проверяет на примерах выдающихся соседей: мозаик выполненных по эскизам Харламова, Нестерова и Васнецова.
Русская линия
В рамках «Программы-200» в столичном районе Люблино будет возведен храмовый комплекс в честь апостола Андрея Первозванного
На Ставропольской улице района Люблино г. Москвы будет возведен храмовый комплекс в честь апостола Андрея Первозванного. Об этом стало известно 7 декабря 2013 года в ходе посещения советником Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратором программы строительства 200 храмов в столице В.И. Ресиным Юго-Восточного административного округа столицы, передает Патриархия.ru.
На улице Ставропольская, вл. 25, сейчас располагается церковь в честь Патриарха Всероссийского Тихона, освящение которой в 1999 году совершил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Это единственный храм в районе Люблино, где проживает 150 тысяч жителей.
На прилегающем участке планируется возвести храмовый комплекс в честь святого апостола Андрея Первозванного с домом для причта. В церковном доме разместится воскресная школа, социальная служба, приходские кружки и секции.
В настоящее время приходские активисты окормляют центральную клиническую больницу № 2 им. Семашко, дом престарелых и психиатрическую лечебницу. В 2007 году на приходе, настоятель которого протоиерей Виктор Шкабурин окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, была открыта певческая гимназия.
Кураторы «Программы-200» также посетили строящийся храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке. На сегодняшний день здесь полностью закрыт контур, рабочие готовятся к монтажу медных куполов. После Некрасовки В.И. Ресин прибыл на ул. Саранская, вл. 1, где возводится Сретенский собор. В начале января здесь будут завершены работы по главному куполу собора и установлен крест, сообщает Фонд поддержки строительства храмов г. Москвы.
Русская линия
На телеканале «Культура» состоится премьерный показ фильма митрополита Волоколамского Илариона «Монастырь»
15 декабря 2013 года на телеканале «Культура» состоится премьерный показ документально-просветительского фильма «Монастырь», автором и ведущим которого выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, сообщает Патриархия.ru.
Документальная лента посвящена монастырям России, которые на протяжении многих веков были важными духовными центрами, очагами культуры и хранителями высоких нравственных ценностей. Фильм повествует о появлении и распространении монастырей, об их влиянии на духовное просвещение народа, а также о возрождении монашества в современной России.
Митрополит Иларион известен как автор и создатель целого ряда просветительских фильмов, большая часть которых представляет собой многосерийные циклы. Среди наиболее известных — циклы из 10 фильмов «Человек перед Богом» и «Церковь в истории», а также фильм «Второе Крещение Руси», посвященный 1025-летнему юбилею Крещения Руси.
В съемках фильма приняли участие наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва, наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Савва (Фатеев), благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Кривоногов) и другие представители Русской Православной Церкви.
В фильме также приводятся комментарии руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергея Иванова, историка и политолога Наталии Нарочницкой, а также других государственных и общественных деятелей и экспертов.
В европейской части России показ фильма состоится в воскресенье 15 декабря в 17.10.
Русская линия
Маршрутки в Москве сменят на автобусы, приспособленные для инвалидов
Все маршрутки со следующего года будут перевозить и льготных пассажиров, рассказал мэр Сергей Собянин, выступая на торжественном мероприятии, посвящённом Международному дню инвалидов в «Лужниках», сообщает «Татьянин день» со ссылкой на портал «В Москве».
«Мы за два года практически полностью перевооружили парк „Мосгортранса“ и оснастили его низкопольными автобусами. Вскоре, в следующем году, на улицы города выйдут новые низкопольные трамваи. И со следующего года начнётся замена коммерческих автобусов, которые сейчас никак не приспособлены для инвалидов, низкопольными современными машинами», — сказал Сергей Собянин.
По его словам, в настоящее время власти города стараются сделать всё возможное, чтобы приспособить Москву для маломобильных групп населения. В частности, к концу этого года большинство общественных и социальных зданий будут оборудованы пандусами и другими необходимыми приспособлениями.
«Конечно, не всё у нас выходит гладко, есть и бюрократия, и недочёты, и нарекания на некачественную работу. Но мы вместе с вами будем заниматься тем, чтобы устранять эти барьеры, бюрократию. И самое главное — мы должны делать так, чтобы в городе создать атмосферу неравнодушия и отзывчивости к тем, кому трудно справиться в одиночку с жизненными проблемами», — сказал Собянин.
Он добавил, что важно, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья чувствовали к себе заботливое отношение не только в службах социальной защиты, но и на улице, в транспорте, среди своих соседей и коллег по работе. «Протянуть руку помощи человеку с инвалидностью — это тест на нравственность и человечность, и нам всем нужно стремиться к тому, чтобы в нашем городе было больше человечности», — заключил столичный градоначальник.
Кроме того, в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сообщили, что около тысячи турникетов на станциях метрополитена в Москве оборудуют указателями на шрифте Брайля в первой половине 2014 года. Брайлевские надписи будут сообщать о том, какие турникеты установлены на вход, а какие — на выход.
Русская линия
Уникальная икона «Чудо Георгия о змие» представлена в Москве
Выставка «Чтимый небесным царем воин» открылась 6 декабря в Музее русской иконы в Москве, передает Седмица.Ru. В экспозиции только одна икона «Чудо Георгия о змие» — уникальное произведение новгородского искусства XVI века из фонда этого музея. В преддверии зала, где выставлен единственный экспонат, посетителей встречает мультимедийное шоу, подготавливающее к восприятию художественных особенностей иконы, акцентирующее внимание на образности, красоте линии и колорита через вибрации звука, цветовые и световые эффекты.
Как рассказал на торжественном открытии выставки создатель Музея русской иконы, предприниматель и меценат Михаил Абрамов, уникальный памятник был неизвестен до 1920-х гг., когда его приобрел ленинградский кинодраматург и писатель Никодим Гиппиус (1918−1996). По словам М. Абрамова, к концу жизни этот творческий человек, имевший большое собрание древнерусского искусства, стал «коллекционером одного памятника»: подобно купцу из евангельской притчи, продавшему все свое состояние ради одной многоценной жемчужины, Н. Гиппиус тоже продал все свои сокровища, чтобы приобрести этого «Георгия». Икона была показана им лишь однажды, в 1974 г., на большой выставке икон из частных коллекций в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, и, как подчеркнул М. Абрамов, стала там «иконой номер один», была признана специалистами «мега-шедевром мирового уровня». Однако потом памятник почти на 40 лет выпал из поля зрения искусствоведов, но о нем многие помнили. И вот недавно образ св. Георгия был обнаружен сотрудниками Музея русской иконы в петербургском собрании художника М.Л. Звягина, получившего икону от вдовы ее первого владельца. Теперь она является частью собрания московского Музея на Гончарной. Началу новой жизни обретенного памятника и посвящена данная выставка.
Куратор экспозиции, историк древнерусского искусства Ирина Шалина объяснила многочисленным гостям презентации, почему было принято решение устроить выставку одного памятника. «Это неслучайно. Есть такие иконы, с появлением которых история искусства приобретает четкие очертания. Такова эта икона. Она невероятно четко датирована — это вторая четверть XVI в., Новгород, время архиепископства здесь знаменитого святителя Макария. На данный момент это самая уникальная с точки зрения сюжета икона св. Георгия из тех, какие мы знаем: здесь встречается ряд деталей, которые мы не найдем больше нигде. С появлением этого памятника все фрагменты истории древнерусского искусства встают на свои места, выявляются важные закономерности», — сказала искусствовед. Представление о месте данного памятника в ряду других известных Георгиевских икон дает изданный специально к выставке каталог.
Около самой иконы «Чудо Георгия о змие» посетителей, подготовленных мульмедийным шоу, встречал экскурсовод Музея русской иконы Сергей Брюн. Он отметил, что памятник демонстрирует редкую для икон этого времени сохранность авторской живописи, а также объяснил, в чем заключаются особенности иконографии моленного образа. На иконе изображен самый излюбленный в византийской и русской иконографии сюжет: единоборство святого воина Георгия со змеем, что символизирует победу веры, добра и правды над силами зла. Образ лишен каких-либо житийных подробностей: св. Георгий, подбоченившись, сидит на высоком седле на белоснежном коне, правая его рука взметнула тонкое копье над поверженным змеем, выползающим из своей берлоги. Все самое необычное расположено в верхней части иконы: как правило, святого воина благословляет Десница Божья, расположенная в левом или правом верхнем углу доски, а ангел возлагает на главу святого мученический венец. Ангел присутствует и в представленной иконе, но в верхней части она имеет трехлопастное обрамление с небесными сегментами и поясными изображениями Христа и Богородицы, вручающими змееборцу мученический венец и пояс. По словам С. Брюна, изображение Богородицы в данном сюжете напоминает иконографию Покрова, а красные двойные отметки на Ее белом плате перекликаются с такой же раскраской препоясания св. Георгия. Обычно эта позднеантичная деталь костюма напоминала о высокопоставленном положении Георгия в иерархии римских воинов, в данной же иконе она является знаком особого покровительства Богородицы.
Поскольку в житии св. Георгия ничего не говорится о явлении ему Христа и Богородицы, можно предположить, что верхняя композиция заимствована из образов святителя Николая Мирликийского, где он представлен с аналогичными сценами Никейского чуда (медальоны с такими изображениями иллюстрировали житийный рассказ об участии святителя в Первом Никейском соборе, где после спора с Арием он был лишен епископского сана. Явившиеся ему ночью Христос и Богоматерь собственноручно вернули св. Николаю знаки святительского достоинства). Это наводит заведующего сектором древнерусского искусства Института искусствознания РАН Льва Лифшица на мысль о том, что икона может быть вкладной. «Образ мог быть заказан каким-то архиереем Георгием в связи с его хиротонией и вложен в какой-то храм. Хиротония — это всегда акт Божественного воления, знак непрерываемой апостольской миссии. Необходимы дальнейшие исследования этой иконы, которые могут вывести нас на какую-то личность», — сказал Л. Лифшиц в беседе с «Благовест-инфо».
Выставка открыта для посетителей с 7 декабря 2013 г. по 7 февраля 2014 г. Подробности на сайте Музея русской иконы.
Русская линия