Петербургский Храм Спаса-на-Крови в ХХ веке ждала печальная судьба. Здесь был и антирелигиозный музей, и склад театральных декораций и даже морг. А между тем внутри — это настоящий музей мозаики. Реставрацию уникальных микромозаичных икон алтарной части храма художник Игорь Лаврененко вёл 20 лет, передает Седмица.Ru.
Большой реставрационный день в Спасе на Крови начался с прибытия из Москвы Престола, изготовленного для алтарной части храма. До иконостаса тяжелую конструкцию перемещают рабочие, дальше вход возможен исключительно для священников. Престол временный, через неопределенный срок он будет заменен другим, повторяющим оригинал начала ХХ века, но и в этом варианте смысловая доминанта Алтаря не противоречит убранству храма. У царских врат без преувеличения эпохальную реставрационную работу заканчивает мозаичист Игорь Лаврененко. С установкой икон святого Якова Перса и святого Леонтия завершен 20-летний процесс воссоздания микромозаичных икон Спаса-на-Крови.
12 икон раннехристианских воинов создавались в 1861 году по распоряжению князя Гагарина. Вице-президент Академии Художеств увлекался Византией и мечтал соединить звучания русской иконы и афонской фрески. Мозаики размером 18 на 34 сантиметра включали до 20 тысяч элементов из смальты.
«Смальта проходит горнило огня, очищается таким образом — то есть это материал самый подходящий для изготовления сакральных вещей», — считает художник-мозаичист Игорь Лаврененко.
Первоначально мозаики планировала установить в Храме Христа Спасителя в Москве, но после восьмого и последнего покушения на Александра Второго в память о родителе Александр Третий решил передать иконы для строящегося храма Воскресения Христова. В 30-е годы после закрытия храма шедевры русских мозаичистов подверглись разграблению.
«На одной из икон была выбита смальта прямо внутри ковчега, очевидно, в него стреляли — такая вмятина была», — рассказывает Игорь Лаврененко.
Из 12 воинов в поврежденном состоянии сохранились только четыре. Микромозаики состоят из вытянутых столбиков смальты диаметром в несколько миллиметров. Вандалы снесли верхний слой, по сохранившимся корешкам Лаврененко в течение долгих месяцев и лет реконструировал изображения. Работа требовала терпения, которое принято называть адским, но в данном случае уместнее говорить о терпении божественном .
В декабрьских планах музея-памятника открытие одной символической экспозиции (посвященной камню) в здании ризницы Спаса-на-Крови.
Работы Лаврененко в будущем могут стать частью экспозиции создаваемого в Петербурге музея Камня. Уровень своих творений мастер ежедневно проверяет на примерах выдающихся соседей: мозаик выполненных по эскизам Харламова, Нестерова и Васнецова.