Св. Синод РПЦ принял целый ряд кадровых перестановок
В ходе заседания членов Синода в Киеве было образовано шесть новых епархий и избрано восемь новых епископов
Члены Синода заслушали доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира о состоявшемся Соборе епископов Украинской Православной Церкви и выразили надежду, что Межсоборная комиссия, которой, в частности, поручена доработка отдельных положений устава УПЦ, учтет пожелания, высказанные в ходе Собора епископов Украинской Православной Церкви, а также поступившие в адрес Собора предложения.
Участники заседания заслушали рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии архиепископа Костромского и Галичского Алексия и одобрили «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», который в ближайшее время будет разослан во все епархии для употребления на приходах Русской Православной Церкви. Члены Синода указали, что этот чин может быть совершаем многократно, как многократно совершаются панихиды, — всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.
В ходе заседания было принято решение о замещении Омской кафедры. Синод поблагодарил митрополита Омского и Тарского Феодосия за многолетние труды по возрождению Омской епархии и удовлетворил его прошение о почислении на покой, которое было представлено к заседанию Священного Синода от 12−13 марта 2002 года владыкой Феодосием по достижения ими 75-летнего возраста. Епископом Омским и Тарским определено быть митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру.
Члены Синода имели суждение об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа. В связи с этим Синод постановил выделить из состава Среднеазиатской епархии и образовать в государственных границах Киргизской Республики Бишкекскую епархию, а в государственных границах Республики Таджикистан Душанбинскую епархию. Синод образовал Среднеазиатский митрополичий округ Русской Православной Церкви, объединяющий Бишкекскую, Душанбинскую и Ташкентскую епархии, а также Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане.
Управление Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане временно было сохранено за Преосвященным Пятигорским и Черкесским Феофилактом. Преосвященным Ташкентским и Узбекистанским было определено быть архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Вместо владыки Викентия Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским был назначен архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Ярославскую кафедру занял архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. Преосвященным Ростовским и Новочеркасским избран епископ Зарайский Меркурий, который временно сохранил должность председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Приняв во внимание «значительное число приходов на территории Свердловской и Ростовской областей Российской Федерации и имея в виду облегчение исполнения архиереями решений Поместного и Архиерейского Соборов, а также Священного Синода, направленных на развитие приходской жизни и деятельности», Синод постановил образовать новые епархии на территории этих областей.
В административных границах Алапаевского, Артемовского, Асбестовского, Байкаловского, Белоярского, Богдановичского, Верхнедубровского, Заречного, Ирбитского, Каменского, Каменск-Уральского, Камышловского, Малышевского, Пелымского, Пышминского, Рефтинского, Слободо-Туринского, Сухоложского, Таборинского, Тавдинского, Талицкого, Тугулымского, Туринского округов и районов Свердловской области образована Каменская епархия.
Епархиальному архиерею Каменской епархии определено иметь титул Каменский и Алапаевский. Епископом Каменским и Алапаевским избран игумен Серафим (Кузьминов), клирик Тульской епархии.
В административных границах Верхотурского, Верхне-Нейвинского, Верхнесалдинского, Верхнетагильского, Волчанского, Гаринского, Горноуральского, Ивдельского, Карпинского, Качканарского, Кировградского, Краснотурьинского, Красноуральского, Кушвинского, Лесного, Невьянского, Нижнесалдинского, Нижнетагильского, Нижнетуринского, Новолялинского, Новоуральского, Североуральского, Серовского, Сосьвинского округов и районов Свердловской области образована Нижнетагильская епархия.
Епархиальному архиерею Нижнетагильской епархии определено иметь титул Нижнетагильский и Серовский. Епископом Нижнетагильским и Серовским избран архимандрит Иннокентий (Яковлев), секретарь Владимирской епархии.
С целью успешного осуществления проекта создания Духовного центра Урала в Верхотурье Синод постановил сохранить управление храмами и монастырями г. Верхотурья за Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.
В административных границах Гуковского, Донецкого, Зверевского, Каменск-Шахтинского, Новошахтинского и Шахтинского городских округов, а также Багаевского, Боковского, Верхнедонского, Каменского, Красносулинского, Кашарского, Миллеровского, Обливского, Октябрьского, Родионово-Несветайского, Советского, Тарасовского, Чертковского и Шолоховского районов Ростовской области образована Шахтинская епархия.
Епархиальному архиерею Шахтинской епархии определено иметь титул Шахтинский и Миллеровский. Епископом Шахтинским и Миллеровским избран игумен Игнатий (Депутатов), клирик Рязанской епархии.
В административных границах Волгодонского городского округа, а также Белокалитвинского, Веселовского, Волгодонского, Дубовского, Егорлыкского, Заветнинского, Зерноградского, Зимовниковского, Кагальницкого, Константиновского, Мартыновского, Милютинского, Морозовского, Орловского, Песчанокопского, Пролетарского, Ремонтненского, Сальского, Семикаракорского, Тацинского, Усть-Донецкого, Целинского и Цимлянского районов Ростовской области образована Волгодонская епархия.
Епархиальному архиерею Волгодонской епархии определено иметь титул Волгодонский и Сальский. Епископом Волгодонским и Сальским избран архимандрит Корнилий (Синяев), клирик Самарской епархии.
Синод заслушал прошения правящих архиереев Тверской, Уфимской и Воронежской епархий о назначении викарных епископов в эти епархии. В связи с этим члены Синода постановили избрать архимандрита Адриана (Ульянова), клирика Тверской епархии, викарием Тверской епархии с титулом Бежецкий. Викарием Уфимской епархии с титулом Бирский избран архимандрит Николай (Субботин), клирик Уфимской епархии. Викарием Воронежской епархии с титулом Острогожский избран архимандрит Андрей (Тарасов), клирик Воронежской епархии.
Участники заседания удовлетворили прошение архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина о выделении новых епархий из состава Владивостокской епархии. В результате в административных границах Находкинского, Партизанского и Фокинского городских округов, Лазовского, Партизанского и Шкотовского районов Приморского края, была образована Находкинская епархия, а в административных границах Арсеньевского и Дальнегорского городских округов, Анучинского, Кавалеровского, Ольгинского, Тернейского, Чугуевского и Яковлевского районов Приморского края — Арсеньевская епархия.
Епископ Находкинский и Преображенский был избран игумен Николай (Дутка), клирик Владивостокской епархии. Временное управление Арсеньевской епархией было поручено архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину.
В заключение Священный Синод избрал новых временных членов Синода. Для участия в зимней сессии (сентябрь 2011 — февраль 2012 гг.) Священный Синод постановил вызвать следующих Преосвященных: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий; архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон; архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий; епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Русская линия
Во блаженном успении вечный покой.
В Донском монастыре во Владимиров день в 5-й раз в новой России прошла заупокойная служба по Владимиру Каппелю
Заупокойную службу возглавил временно исполняющий обязанности главы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Сергий Привалов.
Традиция поминовения генерала возникла в далекие 20-е годы прошлого столетия, когда рассеянные по всему свету «каппелевцы» собирались в Харбине у стен Свято-Иверского (Офицерского) храма (где упокоился Каппель) на Владимиров день. Эта благочестивая традиция была возрождена в 2007 году в Донском монастыре, после перезахоронения генерала.
Рядом с могилой Каппеля у памятника философа Ивана Ильина, можно заметить небольшую аккуратную рамку с цитатой Ивана Бунина: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье. Одесса 12.04.1919 г.» Именно за ту Бунинскую Россию отдал свою чистую душу генерал Владимир Каппель, пытаясь спасти ее для потомков.
Вспоминаются слова А. Федоровича об этом русском офицере, которые он написал в 1967 г. в Мельбурне: «На белом фоне наружной стены церковного алтаря резко вычерчивал свой профиль черный гранитный крест. Терновый венок обвивал подножие креста, а ниже, на бронзовой доске, буквы сплетались в имя, которое носили в сердцах многие тысячи тех, кто шли когда-то безотказно веря в того, кто лежал теперь под гранитным крестом. Непримиримые бедняки, убивавшие свои силы часто на непомерно тяжелой работе, часто голодные, не знавшие, что их ждёт завтра, часто с больным израненным телом, они по грошам собирали деньги, чтобы над могилой вождя воздвигнуть этот крест с терновым венком. Они не могли, не имели права перед своей собственной совестью, сделать иначе. Здесь, у церковного алтаря, спал вечным сном тот, кто вдохнул в них пафос непримиримой борьбы на далеких берегах Волги, кто вел их по заснеженным просторам обледенелой Сибири и кто, спасая их от бешеных ударов красного шквала, упал обессиленный, без сознания на лед дикого Кана. Он стал для них той животворной идеей, которая давала смысл их искалеченной жизни, тем вечным для них огнем, который питал пламя их непримиримости.
Проплывали в своем извечном, беспощадном движении над памятником года. Серебряным снегом изукрашивала его зима, песней воскресающей жизни приветствовал его апрель, яркие блики летнего солнца сплетали на нем свой узор. Но все те годы, жарким июльским днем во Владимиров день, молчаливые люди стояли у креста. Единственное в мире панихидное пение, православное, русское, плыло над этими людьми; чуть видными клубами дымился ладан кадильный. Спасенные молились о душе спасшего их».
Все эти слова в полной мере можно приложить к сегодняшнему дню, потому что с Божией помощью тело генерала не только нашло достойное упокоение в некрополе Донского монастыря, но и на его могиле воссоздан разрушенный в Китае памятник. Именно тот, с терновым венцом и скромной надписью: «Генерального штаба генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель 1883−1920».
В заключение хочу выразить искреннюю благодарность и низко поклониться о. Сергию Привалову, архимандриту Луке, всей братии Донского монастыря, которые ухаживают за могилой (она вся утопает в живых цветах) генерала. Пусть наша московская земля будет пухом Белому рыцарю воину Владимиру! Слава Богу за все и да будет воля Твоя Господи яко на небеси и на земли!
Р.S. Не лести ради хотел бы также поблагодарить и поздравить с днём ангела Председателя Правительства РФ Владимира Путина, который нашел время и силы и обустроил мемориал в Донском монастыре генералам Владимиру Каппелю, Антону Деникину и философу Ивану Ильину.
Александр Алекаев, специально для «Русской линии»
«Рейтер»: В. Путин принял решение участвовать в президентских выборах
Иностранные издания продолжают гадать, кто станет следующим Президентом России
Путин руководил Россией с 2000 по 2008 год, и теперь у него есть законное право участвовать в предвыборной гонке, напоминает агентство. «Я думаю, баллотироваться будет Путин, он уже решил это», — заявил «Рейтер» высокопоставленный собеседник, говоривший на условиях анонимности в связи с деликатностью ситуации.
По словам источника, Путин обеспокоен тем, что его протеже Медведев, которого премьер-министр знает уже два десятка лет, не получил достаточной поддержки в среде политической и бизнес-элиты, равно как и избирателей, чтобы обеспечить стабильность в случае продвижения политических реформ. «У Путина гораздо больше поддержки со стороны народа, чем у Медведева. Медведев переоценил свой вес внутри системы», — добавил источник.
Другой высокопоставленный собеседник агентства «Рейтер», отказавшийся обнародовать свое имя, сказал: «Путин хочет вернуться, действительно хочет вернуться». Источник добавил, что попытка Медведева отстоять свою власть в последние месяцы обеспокоила Путина, но оба лидера продолжили нормальное регулярное общение.
Наконец, третий источник агентства тоже сказал, что Путин думает об участии в выборах и что, если станет президентом, может назначить премьера-реформиста. Это, как отмечает «Рейтер», является попыткой развеять страхи о том, что его (Путина) возвращение могло бы ввергнуть страну в состояние стагнации спустя два десятка лет после развала Союза.
Между тем, как пишет агентство, инвесторы, хотя не видят большой разницы между лидерами, на условиях анонимности все же говорят, что Медведев более склонен к проведению реформ, чем Путин.
Русская линия
Протоиерей Александр Салтыков: Подлинной культуры нет без религии
Священнослужители РПЦ считают, что обвинения Церкви о «вмешательстве в мирские дела» необоснованно
По мнению журналистов, Патриарх имел в виду недавнее заявление главы партии «правое дело» миллиардера Михаила Прохорова, призвавшего РПЦ перестать «влезать в мирские дела».
Обвинения Церкви во вмешательстве в мирские дела раздаются регулярно, однако в РПЦ не считают свое сотрудничество с государственными и общественными структурами «насаждением религиозности». В частности, Патриарх обосновывает необходимость такого сотрудничества и диалога тем, что религия учит следовать нравственным основам, без которых политическая и общественная деятельность утрачивают смысл. В частности, во время пасторского визита в Мордовию он призвал госслужащих «золотыми буквами выбить"в своих кабинетах фразу Иоанна Златоуста о необходимости «делать общее дело, не ища своего».
«Как вы думаете, почему в наши дни часто обвиняют Церковь во «вмешательстве в мирские дела»? Должна ли, на ваш взгляд, Церковь на эти обвинения как-то реагировать?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает обвинения Церкви во вмешательстве в мирские далее проявлениями «глубочайшего невежества, культурного варварства, непонимания основ народной жизни». «Людям, которых интересует только прибыль и личная выгода, Церковь, конечно мешает. Поэтому они и отрицают благотворную роль Церкви в жизни общества, крича, что она «влезает в мирские дела. Такие люди не понимают, что подлинной культуры нет без религии. Но подлинная культура им и не нужна, также как и нравственность, и духовность. Я думаю, что к подобным обвинениям надо относиться спокойно. Хорошо, что они звучат достаточно громко. Пусть общество знает, что на самом деле представляют из себя наши олигархи, подобные г-ну Прохорову», — заключил он.
Протоиерей Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, отметил, что Церковь должна свидетельствовать обществу о Христе, пытаться сделать наше общество более гуманным, подавая пример следования евангельским заповедям в жизни. «Но, с другой стороны, я считаю, что Церковь должна как можно дальше держаться от политики. Как по евангельскому выражению малая закваска квасит все тесто, как незаметно прорастает семя, так должна осуществляться и работа Церкви изнутри общества. Влияние Церкви в обществе не должно иметь характер внешний, политический подобно влиянию некой организации, организованной структуры. Это действительно многих может напугать и вызвать отрицательное отношение к Церкви. Влияние Церкви должно идти изнутри, непосредственно от самих ее членов, где бы они ни работали, какое бы положение в обществе ни занимали», — заключил о.Владимир.
Русская линия
Русская Православная Церковь пользуется подавляющим доверием орловчан
Согласно соцопросу ВЦИОМ, архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон занял одно из первых мест в списке орловских политиков
Социологи предложили орловцам, среди прочего, охарактеризовать местную политическую элиту и общественных деятелей — конкретных людей с разной степенью известности и популярности.
В число персон, рейтинг которых интересовал ВЦИОМ, вошел Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон.
– Знаете ли вы. Пантелеимона, архиепископа Орловского и Ливенского?
«Хорошо знаю» — 23%, «что-то слышал» — 28%, «впервые слышу» — 39%.
Для сравнения:
– Знаете ли вы. Козлова А.П., губернатора Орловской области?
«Хорошо знаю» — 56%, «что-то слышал» — 42%.
– Знаете ли Вы. Сафьянова В. В., мэра г. Орла?
«Хорошо знаю» — 52%, «что-то слышал» — 46%.
Другой блок вопросов касался восприятия горожанами той или иной персоны:
– Какое впечатление на вас. -.. Пантелеимон, архиепископ Орловский и Ливенский?
«Положительное» — 54%, «отрицательное» — 11%.
– Какое впечатление на вас. производит Козлов А. П., губернатор Орловской области?
«Положительное» — 34%, отрицательное — 41%.
-.. Сафьянов, мэр г. Орла?
«Положительное» — 31%, «отрицательное» — 42%.
Другие цифры:
-.. Мосякин И. Я., председатель Орловского облсовета?
«Положительное» — 28%, «отрицательное» — 36%.
-.. Уваров В. Н., председатель Орловского горсовета?
«Положительное» — 24%, «отрицательное» — 41%.
-.. Уваров А. В., руководитель исполкома партии «Единая Россия»?
«Положительное» — 20%, отрицательное — 40%).
Таким образом, Русская Православная Церковь в лице архиепископа Пантелеимона стала абсолютным лидером в рейтинге доверия населения.
Русская линия
Хасидам неймётся
Суд в США разрешил истребовать библиотеку Шнеерсона из России
Судья Ройс Ламберт посчитала, что движение «Хабад Любавич» выполнило необходимые для исполнения решения условия, известив Россию о вынесенном решении. В связи с этим судья разрешил движению искать способ его исполнения. Ранее российская сторона уведомила суд, что она больше не планирует участвовать в судебном процессе или признавать постановления суда в качестве обязательных для исполнения.
Иудейскому движению отказано в просьбе ввести в отношении России санкции за неисполнение судебного распоряжения, и суд предоставляет России дополнительные 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях, сообщает деловой портал BFM.ru.
Российские чиновники объявили временный запрет на вывоз предметов искусства в США, так как опасаются, что они могут быть использованы в качестве обеспечительной меры для выполнения судебного решения. Экспонаты, уже выставленные в Соединенных Штатах, также должны вернуться на родину. «Хабад Любавич» заверил суд, что не собирается использовать российские произведения искусства для возврата библиотеки.
В центре судебного спора находится так называемая библиотека Шнеерсона — 12 тысяч книг и 50 тысяч документов. В 1918 году большевики национализировали часть коллекции, собранной раввином Йозефом Шнеерсоном, и ценные материалы разместили в фондах государственной библиотеки. В 1934 году раввину, который эмигрировал в Польшу, удалось вывезти оставшиеся документы, впоследствии они попали к нацистам, затем — вновь в Россию, в военный архив.
Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов, утверждая, что советские власти получили ее после войны нелегально. Хасидская организация обратилась в суд в США. 30 июля 2010 года федеральный судья окружного суда в Вашингтоне Ройс Ламберт вынес решение в пользу истцов, обязав российскую сторону передать все документы, хранящиеся в Российской государственной библиотеке и Государственном военном архиве.
Российская сторона отказалась от участия в разбирательстве, заявив, что США не обладают юрисдикцией в отношении данного спора. Российский МИД выразил недоумение по поводу решения судьи Ламберта. «Для любого юриста очевидно, что данный вердикт является ничтожным с правовой точки зрения, представляет собой грубейшее нарушение общепринятых норм и принципов международного права». Речь идет о принципе юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому «суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних», — прокомментировал МИД России.
Русская линия
Дмитрий Рогозин: Система ПРО США будет направлена против России
Российский постпред в НАТО встретился с «монстрами холодной войны»
«Они не скрывают того, что система будет ими развернута не против каких-то там мифических стран на Ближнем Востоке, обладающих виртуальным ракетным оружием, а против Российской Федерации», — заявил Рогозин «Интерфаксу». По его оценке, эти политики «вообще не предполагают никакого сотрудничества с Россией».
Особенно впечатлил российского постпреда «очень откровенный, честный» разговор с сенаторами Джоном Кайлом и Марком Керком, которых он накануне назвал «монстрами холодной войны» со зрачками-прицелами. Если такие люди придут на смену Бараку Обаме, «„оттепель“ под названием „перезагрузка“ будет снесена в сторону и придут большие лютые холода», убежден он.
Однако эта встреча, по его словам, была как никогда полезной, потому что помогла понять «политические сценарии использования противоракетного оружия». «Может получиться так, что построенная командой Обамы противоракетная оборона при возможностях оперативной молниеносной переброски противоракетного военно-морского флота США из южных в северные моря создаст реальный антироссийский потенциал, чего мы, собственно говоря, и опасаемся», — заявил Рогозин.
«Американцы хотят выхватить из кобуры пистолет, который своим стволом будет гулять в самые разные стороны, а вовсе не целиться в направлении официально декларированной мишени. В этом и заключается опасность такого проекта», — пояснил он.
Американцы получили предупреждение, что Россия тщательно и всеобъемлюще проанализирует планы ПРО и их последствия. «Данная оборонительная система, как она заявлена Вашингтоном, может превратиться в реальную наступательную систему, причем не по отношению к каким-нибудь странам за пределами евроатлантического пространства, а непосредственно против России», — подчеркнул глава российской миссии при НАТО.
«Это тревожный сигнал, который требует серьезного прояснения, поэтому Россия хотела бы иметь определенные подстраховки на случай прихода к власти в Белом доме русофобов, которые могли бы воспользоваться планами ПРО для нагнетания очередной истерии в отношении нашей страны и для развала той глобальной международной политической стабильности, которая складывалась с таким трудом последние десятилетия», — сказал Рогозин.
«В очередной раз нам предлагают продукт made in USA, который уже создан в США, и он не подлежит какой бы то ни было ревизии, несмотря на объективные аргументы разных скептиков, в том числе российских», — продолжил он. Шанс сохраняется, но времени мало: «ядовитые зубы у гидры» надо успеть вырвать до смены власти в США
В то же время российский постпред считает, что шанс договориться с США сохраняется — была бы политическая воля Белого дома. О перспективах сотрудничества на условиях юридических гарантий безопасности шел разговор с американскими военными, с их высшим руководством и представителями Объединенного комитета начальников штабов.
Как сообщил Рогозин, военные согласны, что «ситуацию вокруг европейской ПРО можно было бы перевернуть, сделать ее стабильной, предсказуемой и открывающей уникальные возможности для сотрудничества». «Но мы видим, что демократическая администрация зажата в тисках внутриполитической борьбы и что силы, которые „наезжают“ на президента Барака Обаму, вообще не считаются с необходимостью сотрудничества с Россией по противоракетной обороне и не скрывают своих планов ориентации этой ПРО для блокирования российского стратегического ядерного потенциала», — заявил он.
Времени, по его оценке, остается очень мало, а обстоятельства таковы: дипломатические консультации зашли в тупик, дискуссии по линии военных могут дать перспективу, но настоящий компромисс возможен только после «мощного политического импульса» из Белого дома. В этом плане надежды возлагаются на встречу Обамы с российским коллегой Дмитрием Медведевым осенью.
Рогозин подчеркнул, что до того, как в США нынешних демократов, возможно, сменят радикально настроенные республиканцы, необходимо достичь определенной «точки невозврата», а именно выйти на подписание совместного документа, который бы расставил все точки над «i» в возможном противоракетном сотрудничестве РФ и США.
«Желательно было бы вырвать ядовитые зубы у этой гидры именно сейчас, иначе яд прольется, прежде всего, на американский народ, поскольку мы не сможем оставаться безучастными в условиях, когда против нас разворачивается военный потенциал Запада», — заключил постпред России при НАТО.
Тем самым он намекает на ответные меры, которыми грозит Россия на случай упорства Запада в вопросах ПРО. Одна из них состоит в создании аналога евроПРО на российской территории — с оружием, способным бить в космос. Это система Воздушно-космической обороны, которая заступит на боевое дежурство к 1 декабря.
Москва обещает «внести в нее коррективы», если договориться с США и НАТО не удастся. Запад же пока отказывается от идеи объединения европейской и российской систем ПРО и не хочет предоставлять юридические гарантии ненаправленности своих ракет на российские силы ядерного сдерживания. В безопасности убеждают только на словах.
Русская линия
Список Магнитского
МИД России готовит ответные меры на решение Госдепартамента США ввести визовые санкции для ряда российских чиновников
Отметим, Госдепартамент США ранее сегодня подтвердил, что в отношении ряда российских чиновников введены визовые санкции в связи с «делом Сергея Магнитского». Ранее ряд американских СМИ сообщил со ссылкой на документы Белого дома, что Госдепартамент поместил в визовый «черный список» фамилии нескольких десятков российских чиновников, имеющих отношение этому делу. При этом администрация президента США Барака Обамы не поддерживает принятие особого законопроекта (внесен в сенат в мае с.г.), который обяжет Госдепартамент опубликовать список российских чиновников, ответственных, по мнению ведомства, за смерть С. Магнитского, запретить им въезд в США и заморозить их финансовые активы в США.
Н.Тимакова сегодня заявила, что в Москве вызывает недоумение решение американского Госдепартамента брать на себя несвойственные функции и фактически заявлять о виновности граждан РФ, принимая меры в отношение них до завершения расследования и вынесения вердикта в России.
Напомним, что сотрудник Hermitage Capital Management С. Магнитский скончался в конце 2009 г. в «Матросской тишине», спустя почти год после своего ареста. Сам юрист утверждал, что уголовное преследование было инициировано, после того как он дал показания против сотрудников Министерства внутренних дел по делу о хищении бюджетных средств на сумму свыше 5 млрд руб.
27 июля с.г. российский МИД распространил комментарий, в котором сообщалось, что российская сторона примет адекватные меры в случае введения Госдепартаментом США визовых санкций в связи с «делом С. Магнитского». «Разумеется, российская сторона не оставит без ответа такие недружественные шаги и примет адекватные меры, защищающие суверенитет нашей страны и права российских граждан от неправомерных действий иностранных государств», — заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Там добавили, что американской стороне «хорошо известно о мерах, которые принимаются российскими властями для полного и всестороннего расследования произошедшей с С. Магнитским трагедии». «На этом фоне политические игры, в которые, похоже, втягивается и исполнительная власть США, вызывают недоумение и озабоченность. Нельзя не видеть, что подобные действия способны внести серьезный раздражитель в российско-американские отношения, нанести ущерб усилиям по укреплению доверия и конструктивного взаимодействия в двустороннем диалоге», — подчеркивалось в комментарии.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. Равноапостольного Великого Князя Владимира, вспоминаем поэта Ф.И.Тютчева, министра внутренних дел В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова
После крещения Руси, которое по преданию произошло 1 августа 988 г., князь Владимир, духовно переродившись, стал ревностно следовать заповедям Христовым. Он способствовал распространению христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви, оказывал помощь больным и бедным по всей стране. Известен даже случай, когда святой князь, боясь греха, отказывался казнить преступников, что потребовало вмешательства духовенства. Народ еще при жизни прозвал Святого Владимира Красным Солнышком. Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Прославлен он был при святом благоверном князе Александре Невском, после победы над шведами, одержанной при заступничестве святого князя. Среди его двенадцати сыновей — любимейшие русским народом страстотерпцы князья Борис и Глеб, и прославленный недавно Церковью знаменитый правитель Ярослав Мудрый.
В день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок cвятой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог!» Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы — всего двадцать человек.
Сегодня также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г.
Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С.Пушкину, который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления». Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева — непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.
В 1843−50 гг. Тютчев выступает со статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Еще в 1830 г., потрясенный июльскими событиями во Франции, он предрекал начало новой, революционной, эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных катаклизмов. Революцию 1848 г. поэт рассматривал как начало неизбежной гибели европейской культуры и цивилизации. Единственной силой, способной противостоять революционной стихии, Тютчев считал Россию. «В мире есть только две силы: Революция и Россия», — писал он. Развивая основные идеи славянофилов, Тютчев говорил о необходимости противопоставить Западной Европе Европу Восточную — союз славянских земель во главе с Россией. Его идеи были в дальнейшем развиты Н.Я.Данилевским, В.И.Ламанским и другими русскими мыслителями-геополитиками. Тютчева нередко называют первым русским геополитиком.
Мыслитель обосновывал особую мессианскую роль России соображениями религиозно-нравственного характера, в т. ч. такими качествами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию. Качествами, диаметрально противоположными «гордости», самоутверждению личности — характерным чертам западного мира. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, быт, религиозно-нравственный уклад Русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, не похожий на западный шаблон, поскольку русское самосознание росло и крепло под влиянием Православия и Царского Самодержавия. В то время, как на Западе веками шла ожесточенная распря между Церковью и светской жизнью, в России Царь и Патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили «мощную державу», «разумную ту Русь».
Тютчев формально не примыкал ни к какому лагерю, но по мировоззрению ближе всего стоял к славянофилам. Его дочь Анна была женой идейного лидера поздних славянофилов И.С.Аксакова. Его сын И.Ф.Тютчев и внук Ф.И.Тютчев были в 1905 г. в числе учредителей одной из крупнейших монархических организаций — Союза Русских Людей.
Тютчев написал много прекрасных лирических и философских стихов, вошедших в сокровищницу русской поэзии. Впрочем, если бы он не написал ничего, кроме одного знаменитого четверостишия, он бы остался в благодарной памяти потомков. Это четверостишие известно каждому русскому человеку со школьной скамьи: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить:/ У ней особенная стать -/ В Россию можно только верить».
В этот же день мы вспоминаем видного государственного деятеля Царской России, министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 г.
Он родился 8 апреля 1846 г. в городке Мещовск Калужской губернии в семье скромного учителя гимназии, обрусевшего немца. Всего в своей жизни Вячеслав Плеве добился сам, не имея ни титула, ни денег, ни протекции. Он получил образование на юридическом факультете Московского университета, который закончил в 1867 г. Прошел все ступени карьеры государственного чиновника, служил товарищем прокурора во Владимирском и Тульском окружных судах, прокурором в Вологде, товарищем прокурора Варшавской судебной палаты, прокурором Петербургской судебной палаты. На последнем посту он оказался в момент острого кризиса рубежа 1870−80-х гг., когда на фоне народовольческого террора либеральная интеллигенция требовала «увенчания здания» Империи конституцией. Плеве без колебаний принял сторону православно-монархической России. Во время расследования взрыва в Зимнем дворце 1880 г. произошло его знакомство с Наследником, будущим Александром III. На Цесаревича произвели благоприятное впечатление деловитость, собранность и феноменальная память Плеве.
Сразу после цареубийства 1 марта 1881 г. Плеве возглавил Департамент полиции Министерства внутренних дел. Ему предстояло создать из нескольких разрозненных ведомств единую структуру для борьбы с революционным движением, и Плеве блестяще справился с возложенной на него задачей, разгромив к 1884 г. народовольцев. В 1884 г. он стал сенатором и товарищем министра внутренних дел, а в 1894 г. занял пост Государственного секретаря в ранге министра, на котором пробыл 8 лет. Признанием заслуг Плеве был тот факт, что именно он делал юбилейный доклад на торжественном заседании Государственного Совета 7 мая 1901 г., запечатленном на известной картине И.Е.Репина.
В 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Плеве был назначен на этот пост. Он возглавил МВД в в трудное время, начались крестьянские и студенческие беспорядки, развернула свою террористическую деятельность партия эсеров. В 1902 г. Плеве усмирил крестьянские волнения в южных губерниях, но настоял на вынесении мягких приговоров бунтовщикам, поскольку не считал возможным наказывать голодных, озлобившихся людей. В «рабочем вопросе» Плеве также стремился, подавляя открытые выступления, проводить политику сглаживания социальных конфликтов под эгидой Самодержавия. Плеве крепко «держал в руках» большинство революционных организаций, во главе которых стояли осведомители Охранного отделения. Он был готов к борьбе с революцией, но 15 июля 1904 г. Плеве погиб в результате теракта, совершенного эсером Созоновым на мосту через Обводный канал в Петербурге.
Сегодня также день памяти видного деятеля русского монархического движения, живописца, журналиста Клавдия Петровича Степанова.
Он родился в 1854 г. близ Москвы в дворянской семье, славной своим верным служением престолу. Один его брат Михаил стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой — Филипп служил по ведомству Св. Синода, возглавляя Московскую контору, получил известность как один из первых публикаторов знаменитых «Протоколов Сионских мудрецов». Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. По окончании университета на волне патриотического подъема, вызванного помощью братьям-славянам в их борьбе против турецкого ига, добровольцем принял участие в русско-турецкой войне 1877−78 гг., служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов.
Но тяга к живописи взяла свое, в 1880 г. Степанов вышел в отставку и уехал во Флоренцию, где прожил около 20 лет. В 1888 г. он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. За эти годы написал ряд картин, лучшие из которых «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича» (1887) и «Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888) находятся в Третьяковской галерее. В начале XX в. он вернулся в Россию, сблизился с кружком московских славянофилов. В 1903 г. начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», в своих статьях и выступлениях проявил себя горячим врагом «беспочвенного русского западничества». В 1906−07 гг. был редактором-издателем славянофильской газеты «Московский голос».
В монархическом движении принимал активное участие со времени его возникновения, был членом Кружка москвичей. В январе 1906 г. в числе видных московских монархистов Степанов подписал Отзыв на «Обращение Русского Собрания к единомышленным партиям, союзам и Русскому Народу по поводу Манифеста 17 октября», имевший широкий резонанс в монархических кругах. Участвовал в работе 4-го Всероссийского монархического съезда (1907), а также Съезда Русских Людей (1909), которые проходили в Москве. На последнем съезде он был председателем отдела по вопросам земельного благоустройства и членом исполнительной редакционной комиссии. Кроме того, Степанов до 1908 г. был одним из вице-председателей Аксаковского литературного и политического общества в Москве. В последние годы жизни основал при Донском монастыре иконописную школу. Им создана вся стенная живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Эта роспись стала его лучшим художественным произведением. Он скончался летом 1910 г. в Ялте, где лечил подорванное напряженной работой здоровье. В одном из некрологов отмечалось, что он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».
Русская линия
В День военно-морского флота Патриарх Кирилл посетит Кронштадт
В воскресение 30 июля Патриарх Кирилл прибудет в Кронштадт, где примет участие в торжествах, связанных с празднованием Дня военно-морского флота.
Предстоятель ознакомится с ходом работ по восстановлению Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, освятит колокол собора и возложит цветы к памятнику вице-адмиралу Степану Макарову.
Затем Предстоятель РПЦ примет участие в церемонии открытия отреставрированного фасада Морского собора, встретится с военнослужащими Кронштадтского гарнизона и жителями города.
Во второй половине дня Патриарх Кирилл отправится в Нижегородскую епархию. После богослужения в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского женского монастыря он возглавит очередное заседание Координационного Комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, посвященное грантовому конкурсу «Православная инициатива».
В понедельник Патриарх Кирилл отслужит Божественную литургию на Соборной площади обители. Во второй половине дня делегация Русской Православной Церкви вернется в Москву.
Русская линия
Турецкие власти выделят 1,2 миллиона евро на реставрацию болгарской православной церкви св. Стефана
Болгарская церковь св. Стефана близ Золотого рога в Стамбуле была построена из металических элементов, поэтому называется еще и Железной церковью.
Она была возведена на месте деревянной церкви, стоявшей на участке земли, принадлежащем болгарину Стефану Богориди. Турецкий султан Абдул-Азиз 5 марта 1870 г. специальным фирманом разрешил болгарской общине в Стамбуле построить собственный храм.
Церковь была несколько раз отреставрирована. Последний раз полная реставрация была проведена в 1991 г., но геотехнические проблемы и высокий риск коррозии, несмотря на предупреждения специалистов, не были устранены, сообщает Седмица.Ru.
Сейчас риск коррозии является самой большой проблемой уникального здания, и с внешней стороны повреждений значительно больше, чем внутри храма. Эта болгарская церковь единственная из христианских храмов в Стамбуле имеет позолоченный купол.
Русская линия