Русская линия
Русская линия30.10.2020 

Преподобномученик Иакинф (Питателев)

Преподобномученик Иакинф (Питателев)

Илья Иванович Питателев родился в 1882 г. в крестьянской семье недалеко от Верхотурского монастыря. Семья Питателевых была уважаема в Верхотурье. Они были потомками первых строителей Верхотурья — переселенцев из Новгорода, появившихся на Урале в начале XVIII века. Переселились на Урал по «выклику» глашатаев царя Федора Иоанновича — бирючей, чтобы построить и заселить выбранное под город Верхотурье пространство в верховьях реки Туры.

Из книги священника отца Петра Торопова — духовника семьи Питателевых: «В нынешнем населении г. Верхотурья элемент потомков этих строителей преобладает, и все они принадлежат к вере Православной». Род Питателевых всегда отличался крепкой верой, благочестием, благотворительностью. Особенно увеличилась помощь Церкви, когда материальное благосостояние семьи выросло. Это было связано с открытием в 1819 г. в Верхотурском крае золотоносных песков, благодаря которым к 1849 г. Россия стала добывать половину мирового золота. Деревня Питателева, названная так по обычаю давать названия населенным пунктам по именам первых поселенцев, оказалась в центре возникших золотых приисков. Она стала оживленным пунктом, земледелие и охота стали приносить стабильно высокие доходы.

Питателевы за все благодарили Бога и неустанно помогали в строительстве храмов. Вскоре они переехали в Верхотурье, поселились в Ямской слободе, рядом со Знаменской церковью. Настоятелем Знаменской церкви был отец Петр Матвеевич Торопов, ставший духовников семьи Питателевых.

У Ивана Питателева, отца будущего монаха, было четыре сына: Осип, Григорий, Максим и младший Илия. На души детей оказывало благотворное воздействие благочестие отца, набожность матери, неуклонное следование всем обычаям Православной Церкви, посещение богослужений в храме, пост и молитва. В собственности семьи Питателевых была заимка на берегу реки Каменка на Малом Актае недалеко от Мало-Актайской монастырской пустыни, в 22 верстах от города.

Здесь Илия познакомился со знаменитым подвижником, старцем Илией (Чеботарёвым), ранее схимонахом Валаамской обители, подвизавшимся в келье на небольшом расстоянии от скита Большой Актай. Богомольцы и духовные чада отца Илии могли попасть к старцу только через заимку Питателевых. Маленький Илья имел возможность непосредственно наблюдать подвижническую жизнь старца, слышать рассказы верующих о его прозорливости. Всёё это оказало сильное влияние на духовный настрой отрока.

Старшие братья получили образование в церковно-приходской школе, женились, имели большие семьи, занимались предпринимательской деятельностью. В их семьях жили по заповедям Божиим, отдавали часть доходов на благоукрашение церквей, сделали большое пожертвование на строительство Верхотурского Крестовоздвиженского собора.

Младший брат Илья избрал для себя «благую часть». В 1900 г. скончался схимонах Илия (Чеботарев). Перед смертью он благословил юношу на поступление в монастырь. Осенью 1912 г. Илья Иванович Питателев поступил в Верхотурский монастырь, где и подвизался до своей мученической кончины в 1918 г.

После революции территория монастыря была занята красноармейцами, которые поселились в монастырских зданиях. Монахам предложили перебраться на монастырское подворье «Большой Актай». Большевистские власти постоянно угрожали уничтожить и пытались осквернить святыню — мощи святого праведного Симеона Верхотурского, находившиеся в монастыре. Но благодаря самоотверженной защите этой святыни со стороны настоятеля — архимандрита Ксенофонта (Медведева) рука святотатцев святых мощей не коснулась. Но братское имущество подверглось почти полному разграблению.

17 августа 1918 г. группа вооружённых подвыпивших красноармейцев ворвалась в Преображенский храм. Они прошли в алтарь и стали искать клад под Святым Престолом, сдвинули Престол с места, богослужебные предметы разбросали по алтарю, а наиболее ценные, с их точки зрения, предметы похитили. После такого нашествия совершать богослужения в этом храме стало невозможно. За три месяца правления большевиков были изъяты все продовольственные запасы монастыря и насельники остались без тёплой одежды и без куска хлеба.

Но несмотря на тяжёлые внешние условия, духовная жизнь в обители укрепилась. Как свидетельствовал сам архимандрит Ксенофонт, гонения и притеснения большевиков «подняли дух иночествующей братии и они с обновлённою силою стремятся, добрым подвигом подвизаясь, достичь Царствия Божиего и правды Его».

В эти скорбные дни летом (весной?) 1918 г. во время оккупации монастыря большевиками Илия Питателев принял иноческий постриг и наречён при постриге Иакинфом.

В октябре 1918 г. в город Верхотурье вошли войска адмирала Колчака. Монастырь встретил их колокольным звоном, как освободителей. В игуменском корпусе расположился штаб 16-го Ишимского полка. Красные войска ушли в леса по реке Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. Около него проходила дорога, соединяющая Богословский тракт с Кушвинским, ставшая линией фронта.

Настоятель благословил монахов Каллиста (Опарина) и Иакинфа (Питателева) переселиться в Мало-Актайский скит и по возможности охранять его от разграбления. Иакинфа выбрали не случайно: эти места были знакомы ему с детства. Монах Иакинф стал жить и подвизаться на месте молитвенных подвигов почившего схимонаха, старца Илии (Чеботарёва). Скит «Малый Актай» был основан в 1911 г. последователями старца Илии Евдокимом Плонкиным и иеромонахом Дамианом (Лисицыным) и был приписан к Верхотурскому Николаевскому монастырю. На месте молитвенного дома бывших пустынножителей возвели деревянный однопрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. В скиту, кроме храма, было три жилых деревянных дома, хозяйственные постройки. Старшим в Мало-Актайской пустыни в 1918 г. был иеромонах Игнатий (Кевролетин).

Чтобы не допустить разграбления и святотатства со стороны большевиков, насельники Мало-Актайской пустыни иеромонах Игнатий и монах Аарон повезли некоторые богослужебные предметы, запасные Святые Дары, Святой антиминс в монастырь в Верхотурье. После отъезда монаха Аарона и иеромонаха Игнатия в скиту находились монахи Каллист и Иакинф. В это время в обитель нагрянул отряд красноармейцев. Они произвели обыск, разыскивая будто бы спрятанные ценности; взломали пол на амвоне, искали клад и в алтаре, разбросав при этом оставшиеся Богослужебные предметы по полу. Разозленные неудачными поисками, бандиты обвинили монахов Иакинфа и Каллиста в «разведывательной деятельности» и арестовали. Захваченных монахов повели лесными путями до линии фронта, потом по железной дороге довезли до станции Карелино.

По словам очевидцев, ехавших в одном вагоне с монахами, безбожники предлагали монахам Иакинфу и Каллисту отречься от Христа и этим сохранить себе жизнь. Отречься от Спасителя монахов хотели заставить публично, но они категорически отвергли это предложение и тут же были убиты выстрелами из револьвера. Это произошло 17/30 октября 1918 г. Тела убитых бросили в болото недалеко от места расстрела.

После освобождения Верхотурья от красных была найдена могила убиенных монахов. Тела мучеников с трудом удалось достать из замёрзшего болота. 10 ноября их перевезли в монастырь. 12 ноября монахи Каллист и Иакинф по чиноположению Православной Церкви были погребены на монастырском кладбище при церкви святого Неофита, единственной не разграбленной большевиками церкви монастыря. С северной стороны этого храма находилась могила почитаемого монахом Иакинфом старца Илии (Чеботарёва). На погребении мучеников присутствовали многие жители города, которые были потрясены жестокостью убийства.

В 1930-е годы храм святого Неофита безбожники уничтожили, кладбище сравняли с землёй, а на его месте возвели административные здания и электростанцию. В 1990 г. монастырь был возвращён Православной Церкви. Настоятель игумен Тихон (Затекин) начал поиски мощей старца Илии (Чеботарёва). На месте кладбищенского храма пролегала автомобильная трасса, вскрыв которую, на глубине 5 метров обнаружили два захоронения. Из склепов, доверху наполненных водой, извлекли останки двух праведников — старца Илии (Чеботарева) и игумена Арефы, похороненного рядом с отцом Илией. Тела новомучеников Иакинфа, Каллиста и иеромонаха Аполлинария пока [2006г.] не найдены.

Преподобномученик Иакинф прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода 17 июля 2002 г.

База данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.», ПСТГУ

https://rusk.ru/st.php?idar=88410

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика