Русская линия
Русская линия Михаил Щеглов15.10.2015 

На приёме у митрополита Феофана

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы 13 октября 2015 г. митрополит Казанский и Татарстанский Феофан принял председателя Общества русской культуры Республики Татарстан М.Ю. Щеглова — меня, грешного.

Встреча состоялась в его рабочем кабинете, длилась около получаса.

Из встречи я понял — новый митрополит и митрополия в целом станут более открытыми для общества, но без лишних заигрываний с мирским. Это, в общем, и раньше предугадывалось, хотя пресс-конференция владыки Феофана http://www.tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?id=57 521, проведённая им накануне по прошествии трёх месяцев служения здесь, но почему-то в конференц-зале газеты Комсомольская Правда (не в здании митрополии — видимо, чтобы журналисты свободнее себя чувствовали), могла быть представлена и гораздо большим числом представителей масс-медиа. Ну, это, как говорится — лиха беда начало. Сам владыка сказал мне, что связей со СМИ у него — более чем достаточно.

В связи с временем середины октября первым делом я спросил владыку Феофана о дальнейшей судьбе Храма-памятника православным воинам, павшим при взятии Казани (Храм-памятник Нерукотворенного образа Спасителя на р. Казанке), на что владыка категорически заверил, что при нём этот объект брошен на произвол — не будет. Поведал также, что в эту тему он вникал, а я понял так, что он успел побывать на месте и осмотреть этот сакральный символ русского присутствия на земле казанской.

Затронул я тему единства традиционной русской культуры и православной веры, привёл пример нашего Русского Никольского праздника «Каравон» (на местном русском диалекте так называют хоровод). Владыка сначала корректно оппонировал, что праздники у русских, православных — прежде всего, Пасха, Рождество.., но я и не спорил, а когда рассказал как исторически проходил в этом селе престольный праздник «Никола вешний», владыка согласился, что и сегодня он должен начинаться не с гармошек и весёлых плясок и народных гуляний, а с церковной службы.

С этого момента пришло явное ощущение контакта в этой беседе, а вначале чувствовалась дистанция — человек я владыке совсем незнакомый. Подарил ему нашу давно изданную книжечку «Русские праздники Лаишевского края. Каравон в Русском Никольском» с текстами, нотами и фотографиями, среди которых виден и некогда запустевший, а теперь возрождённый храм Николая Чудотворца.

Далее я привёл и примеры других коренных народов, проживающих в республике, имеющих православные корни и самобытную народную культуру, что правильно бы рассматривать их народные традиции и православную веру в прочной увязке. Коснулся гемы кряшен, которых, наверное, намеренно, чтобы как бы записать в предатели мусульманской веры, называют здесь крещёными татарами. Владыка сказал, что встречался с кряшенским священством, наметил шаги к системной работе, в частности — создание кряшенской мини-группы в семинарии. А очередной Питрау (Петров день по-кряшенски) решили начать с божественной литургии. Правда не у всех национально-культурных сообществ с православными корнями есть понимание теснейшей связи родной культуры и православия — отметил факт владыка. Да, не прошли бесследно для душ народов нашей страны многие десятилетия богоборчества.

Касаясь сложной темы меценатства, дерзнул я высказать предположение, что логично было бы владыке напрямую — в проповеди ли или в ином публичном выступлении обратиться к предпринимателям, имеющим русские православные корни, за помощью. Отметил, что в наших русских деревнях нередки картины благолепных замков рядом с покосившимися запустелыми церквями. Владыка, слывущий как подвижник возведения новых и восстановления существующих храмов, отреагировал лояльно — сказал, что как раз на днях имел целевую встречу с примерно двадцатью крупными предпринимателями по поводу помощи митрополии в деле строительства и восстановления церквей.

Касаясь сложной темы Свияжска, я выразил досаду, что вместо малого исторического города с налаженной подготовкой и воспроизводством носителей традиций и ремёсел, здесь реализован почти исключительно коммерческий туризм, а сам остров-град Свияжск втиснут в формат музея. Митрополит отметил, что здесь не только вопрос церковной и монастырской жизни, а клубок сложных в финансовом измерении социальных задач и проблем. Такое суждение, подумал я, свидетельствует о трезвом уме и отсутствии всякого прожектёрства и шапкозакидательства владыки. Отрадно же было узнать, что он знает о свияжском архитекторе — реставраторе Евгении Васильевиче Игнатьеве. Осталось надеяться, что этот высокий профессионал, трудяга и подвижник православия в деле архитектуры и реставрации будет в полной мере востребован при создании собственной мастерской митрополии, о которой на пресс-конференции говорил митрополит.

Ещё владыка сказал, что по мере необходимости будет привлекать экспертов и специалистов из различных областей знаний для подготовки собственных решений.

А в целом в этой беседе обращает на себя внимание то, что на всякий мой посыл следовала реакция в духе «мы уже этим занимаемся» или «мы уже решили этот вопрос». Это радует, поскольку означает, что вектор деятельности Общества русской культуры вполне согласуется с церковью и находит отклик у местного церковноначалия. Но главное — это свидетельствует о том, что митрополичью кафедру здесь сейчас возглавил настоящий подвижник православия.

И ещё, даже отметая суеверия, мы почти всегда подмечаем добрые знаки. Вот, ожидая своего часа в приёмной митрополита, встретил я своего давнего знакомого священника Ивана Барсукова — настоятеля Никольского и Покровского кафедральных соборов г. Казани. Это у него, потомка деревенских священников, мы когда-то записывали местные русские рождественские колядки. И, уж совсем удивительно было встретить иеромонаха Петра из того самого Русского Никольского! Дивный добрый пастырь, кто не бывал — обязательно посетите Русское Никольское, что в 40 км от Казани и его храм Николая Чудотворца!

А вчера митрополит казанский и татарстанский Феофан служил праздничную литургию в Благовещенском соборе казанского кремля. Впервые. Утро, надо собираться.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан

https://rusk.ru/st.php?idar=72823

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика