Русская линия
Русская линия Михаил Щеглов03.08.2015 

Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской

Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани в октябре 1552 г.

Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани в октябре 1552 г.

Вот, узнаём о решении Священного Синода от 13 июля 2015 г. :

«Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Феофану.»

«Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии быть митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию.»

В общем, если говорить короче, то митрополитов Татарстанского и Симбирского поменяли друг с другом.

Как любые перемены на таком уровне проходили они, судя по всему — не просто. Для администрации регионов эта замена так вовсе оказалась если не шоком, то явной неожиданностью. Хотя администрации врио президента Татарстана Рустама Минниханова вряд ли можно было рассчитывать на хоть как-то согласованные с ней действия патриархии. Это после того, как она не отреагировала на известие о приезде в Казань патриарха Кирилла http://kazan2013.ru/socium/424-patriarh-vseya-rusi-priedet-v-tatarstan-v-avguste.html, во время которого Святейший планировал поднять вопрос о фактической реализации преподавания Основ православной культуры в школах этого региона — единственного в России, где этот предмет до сих пор не преподают. Примечательно также, что ранее один из высоких местных чиновников назвал «причитаниями» разговоры о притеснении православия в республике, за что вежливо, но довольно жестко был раскритикован главой Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Романом Силантьевым http://foma.ru/v-russkom-sobore-prizvali-vlasti-tatarstana-obektivno-otnositsya-ko-vsem-religiyam.html

В общем, так или иначе, но по прошествии недель о каких-либо серьёзных контактах новых митрополитов с региональными властями — ни из Казани, ни из Ульяновска не было слышно. Только в последний день июля поступила информация об официальной встрече врио президента РТ Рустама Минниханова с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. И сводка опубликована довольно сухая, минимум информации http://tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=48 079

+ + +

А что же поменялось для нас, «рядовых» православных, кто «внизу» церковной иерархии?

Вот, в Казани ближайший праздник иконы Божьей Матери «Казанская» 21 июля, новый владыка Феофан отслужил первую свою большую службу, был и традиционно многочисленный крестный ход от Благовещенского собора Казанского кремля к Крестовоздвиженской церкви, расположенной на месте обретения Казанской иконы Богородицы.

Поистине удивительна была проповедь нового владыки, произнесённая после литургии. И дело не в том, что харизматичная, и почти шестнадцать минут слушается (да и читается текстом) она на одном дыхании http://tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/comments/?id=47 999 .

Некоторые положения и идеи в публичной проповеди архиерея здесь было даже не представить.

Вот, например, как владыка о Казанской иконе Божьей Матери сказал в значении общерусском и общероссийском.

«…список, но этой чудотворной иконы Божией Матери, некогда вывезенный из России, бывавший во многих странах, вновь вернулся сюда, в град Казань, на землю Русскую. Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве. И я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия и на них простирает свой Покров, ибо видит и знает, что они трудятся здесь, на той земле, где она явилась.»

Подумать только, «на землю Русскую»! Как сердце каждого русского, православного человека жаждало этих слов долгие десятилетия! И, ведь, иных — не обидел.

А после того, как в проповеди прозвучало о примере мусульман, когда тысячи мужчин собрались на молитву в свей недавний праздник, буквально прогремело: «А где наши мужчины?! Вы что, забыли, что вера — это не удел стариков и старух, вера — это дело сильных!»

Думается, у многих присутствовавших не меньшим порывом в душе откликнулось пламенное: «Я обращаюсь к тебе, славянин!»

Да и простое «Народ русский» — оказывается нисколько не страшно, когда вслух здесь, в центре Казани, произносится.

А в Ульяновске подобающему, казалось бы, торжеству встречи православных с новым митрополитом Анастасием помешал досадный скандал. Группа верующих с участием представителей священства встретили нового архиерея возгласами «анаксиос» («не достоин» — греч.), что в церковной жизни — исключительная, почти невероятная редкость. «Анаксиос» звучало и на площади перед Спасо-Вознесенским собором, и, затем, в самом соборе. Так и служба не началась, пока группа с этим возгласом не покинула собор.

Почему такое стало возможным? Причина кажется очевидной — отсутствие какой-либо реакции на обвинения, многократно звучавшие в адрес митрополита Анастасия в содомском грехе. Сам владыка Анастасий также не отреагировал на требование двух ульяновских священников и группы присоединившихся к ним мирян оправдаться либо покинуть кафедру.

Событие вызвало совершенно ненужный ажиотаж в прессе и соцсетях, но это всё — наносное, скоро уляжется, особенно если будет дан окончательный ответ Церковного суда, но теперь уже этот «анаксиос» будет долго звучать эхом в нашей церковной истории.

Благо, Церковь наша Православная такова, что фрагменты неустроенности не способны повредить весь Её организм, и видно это особенно — в рядовой приходской жизни. И духовная основа Русского Православия всегда давала и сейчас даёт каждому человеку возможность совершить, уж если и не подвиг, то хотя бы благое деяние.

Приведу два примера из недавних собственных наблюдений.

Церковь Смоленской Божьей Матери в селе Чирпы Лаишевского района ТатарстанаВ нашем крае некогда сверкали благолепием усадьбы русских купцов и помещиков, до сегодня уцелели лишь фрагменты строений, среди них — когда-то великолепные православные храмы.

Вот, село Чирпы Лаишевского района Республики Татарстан, что в 60 километрах от Казани по Оренбургскому тракту. Внешне — обычная деревенька, но если заглянуть в её историю — она потрясающа, и связана с именами Толстых, Милославских, Завалишиных (генерал знаменитый), Змеёвых (казанский стольник, устроители засечной линии)…

И была в Чирпах в 1747 году построена Смоленско-Богородицкая церковь, перестраивалась она в 1899 году как кирпичная церковь во имя Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского.

До сего дня дожили лишь остатки некогда красивейшего в округе храма, памятника русской архитектуры.

В один из нынешних июньских дней решили вдруг жители села прибраться вокруг церкви. Инициативу проявил глава сельского поселения, местная активистка подключилась, собрались десять женщин и двое мужчин, включая и самого главу. Выкосили бурьян, вырубили сорные деревья, убрали мусор. Договорились ещё собраться, большим, чем в этот раз, числом.

И, может даже, забыли эти люди — как Богу молиться, в отличие от своих предков, некогда добросовестных прихожан этой в те века ещё великолепной церкви. Но возможно именно сейчас малыми шажками началось возрождение некогда утраченного духовного богатства?

Да, к сожалению, нередка до сих пор здесь, в земле Казанской такая картина: стоит руинированная церковь посреди скопления коттеджей, а порой — почти замков. Немым упрёком не только тем, кто парит повыше, но и жителям поселения, кто живёт здесь и носит крест нательный. И, хоть малыми делами, но надо начинать сообща менять эту ситуацию.

Церковь Смоленской Божьей Матери в селе Чирпы Лаишевского района Татарстана

Церковь Смоленской Божьей Матери в селе Чирпы Лаишевского района Татарстана

+ + +

Иеромонах Вячеслав (Шапоров)А в другом месте близ Казани — посёлке с символичным названием Дачное Высокогорского района, церкви по историческим данным раньше — не было. Но местный житель Михаил Яковлев сам решил взяться строить часовню рядом с местным кладбищем. По памяти, уже лет пять строит постепенно, по мере того, как выкроит какие-либо средства. Поначалу от сторонней помощи односельчан деньгами — отказывался. Обжегся, говорит, мол, рубль дадут, а потом спрашивают — почему крыша не покрыта? Но, куда ж без помощи: вот одни внесли свои лепты на купол, а одна семья выделила средства на крест с позолотой. И, вот, июльским днём состоялось торжественное освещение креста и купола и их водружение на своё место.

Часовня в посёлке Дачное Высокогорского района ТатарстанаСлужил настоятель храма святителя Варсонофия Казанского чудотворца, что при роддоме № 3 Казани, иеромонах Вячеслав (Шапоров). Прихожан пока — едва ли два десятка, включая мужчин, прибывших помочь. Но, как говорится, лиха беда начало. https://youtu.be/J_qnPWJzMPk

Может быть, и скажет кто-то, мол, что за «события» — здесь на часовенку куполок с крестом поставили, а там — у полуразрушенной церкви прибрались?! И, разве это — уровень митрополий, с которого начали речь?

А, вот, в том-то и суть, что подобные, по масштабам даже малые дела — начало непростого пути, от малого — к великому.

И каждое такое дело — как свет на зорьке. Если закатный, то померкнет, тьма наступит. А если рассветный — разгорится новым светлым днём. И многое в этом — от каждого из нас зависит.

Михаил Щеглов, Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан

http://rusk.ru/st.php?idar=71885

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru