Русская линия
Русская линия Ирина Гуржиева,
Александр Алекаев
31.01.2014 

Дом генерала Врангеля

На открытии мемориальной доски генералу М.Г.Дроздовскому в Ростове-на-Дону мне рассказали историю, касающуюся другого генерала Добровольческой армии Юга России — барона Петра Врангеля. Надеюсь, она может быть интесна читателям «Русской линии».
А.Н.Алекаев.


На территории бывшего Солдатского форштадта крепости Святого Димитрия Ростовского сохранились три здания исторической застройки старого квартала: два — на углу улицы Донской, 47 и переулка Газетного, 8 и доходный посад по улице Донская, 39. Все три дома принадлежали барону Николаю Егоровичу Врангелю.

Фамилия Врангель прочно держится в сознании многих рядом с известной политической фигурой белого движения в гражданской войне Петром Врангелем. А между тем, жизнь всех членов его семьи была весьма примечательна. И связана с Ростовом.

Главой обосновавшейся в Ростове в конце XIX века семьи был барон Николай Егорович Врангель, чья родословная ведёт начало от старинного шведского дворянского рода. Огромный вклад в военную науку Европы и России внесли его предки — 22 генерала и 11 фельдмаршалов. Среди предков барона был и Абрам Ганнибал.

В Ростове-на-Дону Николай Егорович, в будущем автор известной книги «Воспоминания. От крепостного права до большевиков», успешно строил карьеру предпринимателя, был известным общественным деятелем. В 1893—1895 годы он избирался гласным Ростовской городской Думы, был членом финансовой подготовительной комиссии, попечителем и членом общества первой Ростовской библиотеки-читальни им. А.В. Кольцова. С 1894 года Николай Егорович — почётный член ростовского съезда мировых судей.

Род его жены, потомственной дворянки Марии Дмитриевны Врангель, по отцовской линии был связан с поэтом Аполлоном Николаевичем Майковым, а по материнской — с библиофилом Сергеем Дмитриевичем Полторацким (описавшим свои встречи с Пушкиным) и Анной Петровной Керн. Баронесса была известна в Ростове как трудолюбивый попечитель и благотворитель. За свой счёт она открыла при Александровском начальном женском училище первую женскую воскресную школу и «послеобеденное» училище. В период гражданской войны баронесса совершила гражданский подвиг архивиста — собрала и вывезла в Европу каталог фамилий всех русских эмигрантов первой волны.

Совершенно особую часть жизни Николая Егоровича, получившего по наследству отцовское собрание предметов искусства, занимало увлечение стариной. Он был одним из тонких знатоков европейской и русской живописи, собравшим подлинники эпохи Возрождения и русского классицизма XVIII век. Перу барона принадлежать две драмы из эпохи Смутного времени «Пётр Фёдорович Басманов» и «Марина Мнишек» и перевод «Фауста» Гёте. Они были изданы в 1886 году, когда Николай Егорович Врангель ещё жил в Ростове-на-Дону.

Детские и юношеские годы будущего командующего Кавказской Добровольческой армией, Петра Николаевича Врангеля, прошли в Ростове, в родительском доме. Вместе с младшим братом Николаем он учился в Петровском реальном училище, много путешествовал, участвовал в охоте по перу, удивляя отца успехами в стрельбе. Третий сын семьи Врангелей — Всеволод — появился на свет в Ростове в конце 1880-х, но в семь лет скончался после инфекционной болезни. В 1895 году из-за трагической потери сына семья переехала из Ростова-на-Дону в Петербург.

Брат Петра Врангеля, Николай Николаевич Врангель, стал известным искусствоведом и коллекционером предметов искусства и старины. Тонкий художественный критик, деятельный организатор российских художественных выставок, он был профессиональным знатоком русского изобразительного наследия. Многочисленные печатные работы и каталоги по истории русской живописи сделали его имя известным широкому кругу ценителей искусства. Среди сотен изданных им работ многие определяют целые вехи истории искусства: «Иллюстрированный каталог русской портретной выставки за 150 лет», «Каталог «Русский музей Императора Александра III. Живопись и скульптура», «Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской Академии художеств», «Миниатюра в России», «Помещичья Россия», «Иностранцы в России», «История скульптуры», «О.Г. Кипренский в частных собраниях», «А.Г. Венецианов в частных собраниях», «Венок мёртвым», «Борисов-Мусатов».

Роль Николая Николаевича Врангеля в развитии отечественного музейного дела трудно переоценить. Он был создателем первого менеджмента в области искусства и антиквариата в России, определял политику и качество закупки произведений русского и зарубежного искусства для собраний Эрмитажа и Русского Музея Императора Александра Третьего. Николай Врангель-сын был основателем журнала «Старые годы» и одним из редакторов журнала «Аполлон». Вместе с Александром Бенуа и Николаем Рерихом учредил первое в России «Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины». Выдающийся юрист А.Ф. Кони отмечал: «Врангель отличался удивительным умением заставить читателя переживать то время, которому были посвящены его описания, умением проникновенно раскрывать те стороны замолкшей жизни, которые придавали ей своеобразную красоту. В этой способности вникнуть глубоко в прошлое, оживить его, сделать его понятным и, будучи далёким потомком, считать современником сказывалась своего рода поэтическая интуиция, обращённая при этом не в будущее, а в прошлое: в своеобразной форме своих очерков он осуществлял задачи истории, как они намечены ещё Цицероном, и являлся не только свидетелем прошлого и хранителем памяти о нём, но и вдумчивым его, со своей точки зрения, истолкователем».

Исторический и общественный след баронов Врангелей в нашем крае был значительным. Свою судьбу с Ростовом и Доном они связывали надолго, приобретя имение на реке Кагальник, где была разбита усадьба, строя и покупая в Ростове особняки и доходные дома. Как показывает справочник «Оценка недвижимых имуществ для раскладки налога в г. Ростове-на-Дону за 1894 год», на Канкринской (ныне Ульяновской) улице в доме 48 располагалось подворье с особняком, приобретённое Николаем Егоровичем в самом начале обустройства жизни в Ростове. К несчастью, принадлежность дома была выявлена в архивах, когда он был уже разрушен. Архитектурный облик здания с кирпичной аркой ворот реалистически точно отражён на картине донской художницы Оксаны Бегма, успевшей написать дом на Ульяновской с натуры.

Николай Егорович был хозяином доходного дома по Большой Садовой, 20. В 1897-м — 1998-м годах в нём располагалось почтово-телеграфное ведомство, арендовавшее это здание до постройки почтово-телеграфной конторы в Соборном переулке.

Самое ценное по историко-культурной значимости и самое удручающее по техническому состоянию здание — одноэтажный особняк с надстройкой, расположенный в переулке Газетном, 8. Он был пристроен к выкупленному бароном угловому двухэтажному дому, возведённому из пилёных блоков камня-ракушечника. Постройки были связаны общей стеной и внутренним проходом.

В угловом двухэтажном здании размещалось агентство Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), которое и возглавлял инженер-подполковник Николай Егорович Врангель. В Ростове-на-Дону он был уполномоченным РОПиТа. В свой жилой особняк из конторы агентства он проходил через внутренний двор. РОПиТ, созданный в 1856 году, имел торгово-пассажирский флот, главную контору в Одессе и арендовал в Ростове-на-Дону береговые участки под пристани. С разрешения гордумы Общество построило на Береговой улице (NN 17 и 79 — ныне 15 и 46) два больших одноэтажных амбара, сохранившихся до наших дней. Интересно, что пароходы РОПиТа, которые отправлял Врангель с Ростовской набережной, впервые в истории города стали ходить в Палестину, и кажется неслучайным план организации в этом доме Русского Православного палестинского общества (недавно оно возобновлено на базе Ростовской-на-Дону епархии).

Небольшой особняк в стиле неоклассики, несмотря на заброшенный вид бесхозной уже более десятка лет постройки, и сегодня привлекает внимание.

В северной части фасада располагается парадный вход, украшенный классическим порталом из дорических колонн и увенчанный аттиком. Отступившая от красной линии северная фасадная часть имеет большие, украшенные богатыми наличниками и сандриками окна с дорическими пилястрами в простенках. В южной — выступающей — части выделяется встроенное окно, оформленное пилястрами и скульптурными гермами на пьедесталах. Венчает парадный облик фасада лучковый фронтон на классическом антаблементе.

Планировка небольшого домовладения — всего 270 квадратных метров — определена классическим расположением комнат. Они группировались вокруг парадного зала с повышенным объёмом, выходящим окнами на главный фасад. Богатый лепной и штукатурный декор когда-то украшал потолок, в стенах центрального зала располагались декоративные картуши.

Особняк был возведён в 1885 году. Автором проекта и строителем особняка был приехавший в Ростов-на-Дону из Петербурга выпускник строительного училища Николай Дорошенко. Этот первый опыт проекта жилого дома в неоклассическом стиле он позже развивал в проектах респектабельных особняков для известных «ростовцев» — адвоката Петрова (его дом на Пушкинской, 115, теперь отдан Ростовскому областному музею изобразительных искусств), известному российскому купцу Семёну Великанову (в здании по ул. Серафимовича, 15, сегодня размещается Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова).

Сейчас мы понимаем, что в понятии «Дом Врангелей» заключено осмысление вклада представителей известнейшей дворянской фамилии в историю, экономику и культуру России и Европы. Особняк Николая Егоровича Врангеля является объектом культурного наследия не только как важный градостроительный элемент центра старого Ростова, но и как мемориальное здание, связанное с жизнью и деятельностью выдающихся исторических личностей — целой семьи, совершившей подвиг общественного служения России. Недавно решением Ростовской-на-Дону городской думы одноэтажное здание на Газетном, 8 передано Ростовской-на-Дону епархии.

Весной прошлого года дом был продан ООО «Управление механизации». До сих пор собственник не предоставил в Министерство культуры Ростовской области материалы обследования несущих конструкций согласно охранному обязательству от 09.04.2013 N95−13. К сожалению, дом находится в крайне неудовлетворительном состоянии и продолжает стремительно разрушаться.

https://rusk.ru/st.php?idar=64666

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика