Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)11.04.2013 

Размышления об уврачевании церковного раскола 17 века

Тема уврачевания трагического разделения нашего народа, явившегося следствием печальной памяти церковной реформы 17 века, постоянно занимает внимание. Удивительно, что это происходит даже. помимо моей воли. Казалось бы, занимайся текущими делами (а их выше головы), и потом — ведь никто же тебе не поручал, не уполномочивал касаться этих проблем. Но не получается — эти вопросы не исчезают из поля зрения, не «растворяются в дымке», вновь и вновь стучатся в сознание. Последнее посещение Духовного Центра Русской Православной Старообрядческой Церкви, общение с её предстоятелем (именно так, владыка Корнилий меня поправил, когда я его назвал главой Старообрядческой Церкви), чтение сборника, посвящённого архиепископу Иоанну (Картушину), возглавлявшему Старообрядческую Церковь с 1898 г. по 1915 г., дало мощный импульс к размышлениям на эту тему. Как известно, архиепископ Иоанн получил осторожное, «зондирующее» послание архиепископа (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого). В этом небольшом послании владыка Антоний высказывал свою личную точку зрения о возможности признания старообрядческой белокриницкой иерархии. При этом он намекал на желательность неких шагов и со стороны старообрядцев. Архиепископ Иоанн ответил сдержанно: «Пока, отказавшись от всех новин, не вернётесь к исходной точке, говорить, мол, не о чем».

Потом Антоний приглашал Иоанна в Петербург «побеседовать». Судя по всему, никакого ответа на это приглашение не последовало. Думается, что ничего другого и быть не могло. 250 лет шельмований и гонений и вдруг: «Приезжай, поговорим». Так не бывает. «Вариант» архиепископа Андрея (Ухтомского) также представляется малореальным и даже фантастическим: старообрядцам и новообрядцам крестными ходами придти на Красную площадь и, поклонившись друг другу в ноги, испросить взаимное прощение. На встрече в Старообрядческой Митрополии кто-то из сотрудников остроумно заметил: «А потом каждый пойдёт своей дорогой — старообрядцы ««посолонь», а новообрядцы — в обратную сторону». Мне кажется, что выражению со стороны Патриархии сожаления и даже покаяния за кровавые гонения должна предшествовать серьёзная подготовка. Она должна выражаться в объективном и основательном анализе всего периода наших взаимоотношений. От первых волюнтаристских шагов патриарха Никона до самых свежих ран и обид ревнителям древнего благочестия (торможение с передачей им Тихвинского храма на Хавской улице в Москве, Преображенского храма в Иваново, колоколов с Рогожского, находящихся в Казанском храме на Красной площади и т. д.). Должны быть собраны воедино все факты казней, пыток, тюремных заключений, дискриминаций и всякой неправды по отношению к старообрядцам. Во всех церковных СМИ (хотелось, чтобы и не только в них) тема преодоления негативных последствия реформы патриарха Никона, всех неправедных поступков, которые имели место быть за эти 350 с лишним лет, должна была быть одной из самых приоритетных. Все пострадавшие за древнее благочестие, в том числе те, кто, будучи загнан в угол, предпочёл угрозе под пытками отступить от древнего благочестия самосожжение, должны быть реабилитированы и молитвенно помянуты. Покаяние за гонения должно начаться с низового уровня: приходов и монастырей. Прощёное воскресение, прежде всего. Рано или поздно своё слово должны сказать Патриарх, Синод и Собор.

Возникает вопрос: а перед кем каяться? Старообрядцы на последних встречах в их Митрополии смиренно отвечали так: «Не перед нами, а перед святыми Древней Руси, перед теми, кто пролил свою кровь во время этих гонений». Я думаю, что каяться надо и перед живыми потомками ревнителей древнего благочестия, являющихся наследниками своих гонимых предшественников. Скоро ли настанет это время — Бог весть. Лет может быть через 20 — к 350-летию казни протопопа Аввакума и других пустоозерских сидельцев.

Возможно ли всё то, о чём я тут написал? При соприкосновении с реальностью вероятность мала, может быть даже ничтожно мала. Трудно себе представить, чтобы что-то шевельнулось в ответ в толще церковной жизни Украины и Белоруссии, например. Наверняка будут стараться преуменьшать масштаб кровавых гонений, количество жертв, будут «переводить стрелки» на гражданские власти (вопреки конкретным фактам участия представителей духовенства «господствующего исповедания» в этих гонениях). Будут стараться идти по пути наименьшего сопротивления — мол, забудем что было в прошлом, друг друга «радостию обымем». Сами существенно меняться мы не будем, вашу иерархию признаем, только Вы не критикуйте нас и вообще извольте под общий омофор на правах автономии (для начала?). Уверен, что не должно быть фигур умолчания, должны быть расставлены все точки над «и». Ну и что в итоге? Да практически ничего — как доминировал пессимизм по отношению к перспективам разрешения этой проблемы так, к сожалению, и остался.

https://rusk.ru/st.php?idar=60404

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  анатольева    20.05.2013 10:05
уврачевание – какой замечательный термин. уврачевывать много чего надо бы в России. Вот и историю нашу многовековую никак не можем соединить воедино, уврачевать раны, нанесенные расколом гражданскому обществу в 17 году, затем в 91-ом.
Протопоп Аввакум – это величайшая сила духа. Но своих гонителей он считал приверженцами антихриста. Нам согласиться с этим утверждением? Если согласимся, то что-то тут будет против правды.
После гонений на старообрядцев начались петровские гонения на православие, патриарха во главе церкви не стало, и до 17 года был синод. И Никон закончил свои дни не в мирской славе, а в опале.
Хотя бы не уврачевывать – а только бы не бередить старые раны. Господь поможет утишить боль…
  Роман Царевский    29.04.2013 13:15
Спасибо, что находятся люди, что чтут свою историю и не отступили от своей Веры. Спасибо, что есть люди, которые понимают и со скорбью смотрят на все это. Печалят другие, не помнящие ничего и все оспаривающие, даже вопроса не зная. Рассмешило в комментариях, что уже и тут экуменизм нашли, это лекарство, а не болезнь. Тут скорее старообрядцам стоит опасаться, не потерять себя, не раствориться, ведь по сути все это помогло сохранить источник чистым, донести до наших дней.
  С.Б.Колчев    12.04.2013 14:51
Читая эти размышления, невольно спрашиваешь себя: вот, автором выдергивается из истории церкви одно небольшое и несущественное событие более чем столетней давности, происходившее в царской России, суть которого в том, что митрополит Антоний написал письмо старообрядцу, а тот и не ответил. И что? Автором не приводится не предыстории этого события, ни мнение митрополита Антония (Храповицкого), если было таковое, напрочь игнорируется тот факт, что за почти столетнюю деятельность большевиков от той самой старообрядческой митрополии возможно и следа не осталось, нет и краткого описания взаимоотношений церкви с раскольниками за последние 100 лет, зато вдруг сразу делается вывод: надо каяться перед раскольниками (с чего вдруг? потому что прошло более 100 лет с того момента, как раскольник не ответил православному иерарху?), и что к этому должна готовиться вся церковь. Прям оторопь берет от такого резкого перехода! Что за напасть такая: призывать церковь перед раскольниками каяться? Нет ли тут экуменистической подоплеки? Или мы, как уже привыкли за годы советской власти, опять ничегошеньки не знаем, всё покрыто страшной тайной? И уж совсем печально, что каяться надо под приведенное автором словечко "новообрядцы" и под "раздачу", устроенную предстоятелю нашей церкви в XVII веке патриарху Никону! Почему-то мне, в контексте данных размышлений, очень не нравится фраза "уврачевание церковного раскола". Мне думается, что никакого раскола церкви не было в России! Как не было раскола церкви и в XI веке! Наверное, всё-таки не церковь раскалывалась, а отрицались от церкви отдельные еретики. Сама же церковь, насколько я, мирянин, понимаю учение Христово, будет стоять несокрушимо до конца веков. Так что очень уж у отца игумена какие-то мрачные размышления получились.
PS. Что до казней раскольников, то давайте учить историю нашего государства. В России церковь никогда не осуществляла казней и кровавых пыток. Это являлось, по закону, приоритетом светских властей. Только вот стоит ли русскому человеку каяться за Помазанников Божиих, осуществлявших возложенное на них дело по охранению православия от ересей? Может вспомнить лучше, как святой Серафим Саровский поучал пришедших к нему старообрядцев креститься трехперстным сложением руки?
  Coteg    11.04.2013 15:09
Фантастика! Совершенно невозможно! Как можно признать непризаваемое в принципе. Иерархия т.н. "старообрядцев" абсолютно неканонична. С тем же успехом можно тогда признать и Мишку Денисенко "Патриярхом Киевским".
А вот покаяться за неправды пожалуй стоит.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика