Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин01.03.2006 

Ультиматум для христианской демократии
Премьер-министр Словакии сделал выбор между Ватиканом и Евросоюзом

На протяжении последних 15 лет особое место в борьбе Ватикана за сферы влияния в «секулярной Европе» уделялось восточноевропейским странам. Этот выбор нельзя назвать неоправданным: начало 90-х годов ознаменовалось настоящим возрождением католицизма в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии. Проект договора об отказе от исполнения гражданских и профессиональных обязанностей по соображениям совести, разработанный правительством Словакии и Конференцией католических епископов этой страны в 2003 г., стал важным шагом в реализации этой «восточной стратегии» Святого Престола.

Давно ожидаемую ратификацию договора словацким парламентом называли «историческим» и «беспрецедентным» событием. В случае подписания документа словацкие врачи-католики де-юре могли бы «по соображениям совести» не выписывать пациентам средства контрацепции, а также отказываться от совершения или участия в совершении эвтаназии, абортов, пересадке органов, экспериментах с человеческими эмбрионами. Судьи-католики могли бы отказываться вести дела о разводе, учителя-католики — проводить уроки сексуального воспитания в школе. Договор предоставлял католикам право не выходить на работу в воскресенье и в религиозные праздники. Ни одно из современных европейских государств не шло на столь значительные уступки Католической Церкви.

Однако, по всей видимости, в ближайшее время сенсационный договор не вступит в силу. В феврале текущего года стало совершенно ясно, что нынешнее правительство не будет передавать документ в парламент. Премьер-министр страны и глава партии «Словацкий демократический и христианский союз» (СДХС) Микулаш Дзуринда заявил, что текст соглашения содержит большое количество ошибок и нуждается в доработке. Это решение Дзуринды привело к расколу правящей коалиции, из которой вышли представители партии «Христианское демократическое движение» (ХДД), активные сторонники ратификации договора. В ХДД утверждают, что подписание соглашения с Ватиканом было основным условием вступления партии в коалицию, и обвиняют премьера в «предательстве».

За распадом коалиции последовало назначение досрочных парламентских выборов в стране, и шансы представителей СДХС и ХДД сохранить за собой министерские портфели после выборов сегодня выглядят весьма призрачно. По данным последних социологических опросов, свыше 31% словаков готовы отдать свой голос за социал-демократическую партию «Смер» («Путь»), тогда как СДХС и ХДД намерены поддержать соответственно 9,3% и 7,8%. В этих условиях Святому Престолу не приходится рассчитывать на ратификацию договора.

Комментируя свою позицию в отношении договора с Ватиканом, Дзуринда подчеркнул, что соглашение в нынешнем виде «ограничивает в правах другие религии и конфессии», а также «расширяет сферу влияния Католической Церкви и дает ей возможность вмешиваться в гражданские дела». Примечательно, что это говорит один из лидеров крупнейшей христианско-демократической партии Словакии.

Не менее примечательно, что именно в годы пребывания Дзуринды у власти Словакия и Ватикан заключили конкордат, а также подписали два дополнительных соглашения по армии и образованию, критикуемые за значительное число привилегий, предоставляемых Католической Церкви. Более того, кабинет министров Дзуринды вплоть до недавнего времени поддерживал и проект договора об отказе от исполнения гражданских и профессиональных обязанностей по соображениям совести. Однако в феврале текущего года выяснилось, что все министры, за исключением представителей ХДД, выступили против нового соглашения. Как объяснить эти метаморфозы?

В программных документах СДХС говорится, что идеология партии основана на «христианско-демократических, консервативных и либеральных принципах». Едва ли можно было представить себе такой идеологический сплав, скажем, в 50-е гг. XX века. Тем не менее сегодня правительство христианского демократа Дзуринды проводит экономические реформы, которые можно назвать неолиберальными, и связывает будущее страны с дальнейшей интеграцией в Евросоюз, правовая система которого основывается именно на либеральных принципах.

По всей видимости, именно задача евроинтеграции Словакии заставила Микулаша Дзуринду скептически взглянуть на новое соглашение с Ватиканом. В апреле 2005 г. словацкий премьер получил официальное письмо, подписанное 52 депутатами Европарламента, призвавшими Дзуринду воздержаться от подписания спорного договора. Аргументы депутатов были весьма серьезными: они писали, что новое соглашение между Словакией и Ватиканом противоречит Конституции ЕС, Хартии фундаментальных прав ЕС и 13-й статье Амстердамского Договора о ЕС, декларирующей «принципы свободы, демократии, уважения к основным свободам и правам личности, а также главенство закона». Членство в ЕС также обязывает страны соблюдать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Договор между Словакией и Ватиканом, по мнению европарламентариев, противоречит обязанностям, возлагаемым на страну как на члена ЕС и «подрывает основы Европейского союза как единой политической и правовой структуры».

Каким образом соглашение, подписание которого должно было стать «историческим событием», противоречит обязанностям Словакии как члена ЕС?

Во-первых, 4-я статья нового договора между Словакией и Ватиканом распространяет «отказ по соображениям совести» на сферу преподавательской деятельности. Учитель-католик может отказаться преподавать сексуальное воспитание, что, по мнению критиков соглашения, нарушает право человека на получение образования. Тем самым договор противоречит как правовым нормам ЕС, так и Конституции Словакии.

Во-вторых, критики договора ссылаются на официальную статистику, согласно которой свыше 70% населения Словакии — католики. В этой ситуации вероятность того, что человек, желающий расторгнуть свой брак через суд, не сможет этого сделать, очень велика: судья-католик, каковых в стране большинство, будет вправе отказаться от ведения дела. Известно, что в 2004 г. министр юстиции Словакии Даниэль Липшиц исключил положение о судьях из текста договора с Ватиканом, однако, по мнению правозащитников, даже в новой редакции соглашение предполагает перенесение «отказа по соображениям совести» на сферу судопроизводства.

В-третьих, возможный отказ врачей-католиков от совершения или участия в совершении ряда медицинских процедур может иметь серьезные последствия для здоровья пациентов. Это фактически может привести к нарушению права человека на получение медицинского обслуживания. Более того, в некоторых случаях речь может идти даже о нарушении права на жизнь, гарантированного в первой статье Европейской конвенции. По мнению правозащитников, направивших отдельное письмо Микулашу Дзуринде, «медицинская» часть спорного договора противоречит Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и обязательствам Словакии в рамках Международной конференции населения и развития.

По информации Конференции католических епископов Словакии, аналогичные соглашения государство якобы должно подписать с другими религиозными общинами страны. С одной стороны, это позволит решить проблему дискриминации других религий, с другой — создаст правовой хаос, абсолютно несовместимый с планами кабинета Дзуринды по модернизации и евроинтеграции Словакии.

Как известно, в проект Европейской Конституции (ратифицированной парламентом Словакии в мае 2005 г.), вопреки настойчивым просьбам Ватикана, не было включено положение об «особой роли» христианства в европейской культуре. По большому счету, современная Европа и Католическая Церковь опираются на совершенно разные системы ценностей, взаимное наложение которых едва ли возможно. Таким образом, христианскому демократу и в то же время стороннику евроинтеграции Микулашу Дзуринде пришлось делать не только политический, но и культурный выбор. По всей видимости, в деле «христианизации секулярной Европы с Востока» Ватикану придется сделать паузу: в настоящее время именно европейский либерализм диктует восточноевропейским политикам правила игры, которым они вынуждены подчиняться. Даже в том случае, если эти политики — христианские демократы.

http://religion.ng.ru/politic/2006−03−01/3_ultimatum.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика