Русская линия
Русская линия Николай Каклюгин27.07.2009 

Проблемные вопросы профилактики наркотической зависимости и реабилитации потребителей наркотиков
Текст доклада на 1-м межвузовском форуме «Жизнь без наркотиков» 26 июня 2009 года, в Международный день борьбы с наркоманией

Добрый день!
Проводя со студентами ВУЗов Москвы семинары по антинаркотической, пропагандирующей здоровый образ жизни, тематике, хочу отметить следующие моменты, решение которых позволит оздоровить текущую наркоситуацию в России.
К сожалению, те анкеты, что мы собираем у студентов в процессе проведения своих акций, свидетельствуют, что на сегодняшний день раздел здравоохранения в России, направленный на противодействие росту уровня наркомании среди молодёжи, находится в таком плачевном состоянии и его необходимо срочно реструктуризировать с учетом современных изменений в наркологической ситуации в стране.
Естественно, это требует внедрения новых технологий, программы усовершенствования существующей законодательной базы, необходимы свежие идеи, их кадровое и материальное обеспечение. Вместе с тем, конструкторам новых подходов в наркологии изначально нужно понимать, что кроется за той или иной программой. Дело осложняется тем, что в нашей стране практически отсутствуют собственные эффективные механизмы профилактики химических зависимостей. Если они и реализуются в каких-то регионах, то это, как правило, происходит благодаря личному энтузиазму местных властей, общественных и религиозных организаций и при личной поддержке специалистов из соответствующих служб. При этом проводимая работа очень слабо контролируется и ее наличие является скорее исключением из правил. В такой ситуации их место стали занимать западные программы, имеющие совершенно иную идеологию и иные задачи, чем те, которые стоят сегодня перед российским сообществом. В их основе лежит не задача противодействия распространению наркомании, а метод «снижения вреда» от употребления наркотиков, заключающийся в нескольких принципах, о которых мы поговорим чуть ниже. Эти технологии сливаются с программами якобы «АнтиСПИДовской» направленности. На самом же деле и в отношении ВИЧ/СПИД они продвигают идентичную идеологию «снижения вреда», в итоге способную добавить новых проблем в и без того непростую демографическую ситуацию.
Одной из основных задач программ «снижения вреда» является распространение соответствующей философии, вкратце содержащейся в принципах, указанных, например, на официальном сайте организации «Всероссийская сеть снижения вреда», один из которых звучит следующим образом: «Потребители наркотиков — интегральная часть общества. Стало быть, для защиты здоровья всего общества необходима защита здоровья потребителей наркотиков, а для этого необходимо интегрировать потребителей в общество, а не пытаться изолироваться от них».
Обращает на себя противоречие в данном принципе — зачем «интегрировать потребителей в общество», если, как сказано выше, они и так — «интегральная (т.е. составная) часть общества». Очевидно, либо в данном случае потребители наркотиков «не интегральная» часть общества (хотя не ясно, откуда следует необходимость их интеграции), либо они все же — «интегральная часть общества», но тогда какой смысл их туда «интегрировать».
Данное противоречие объясняется тем, что употребление веществ, отнесенных к наркотическим, в большинстве стран, и в том числе на территории Российской Федерации, запрещается. То есть подобные действия выведены законом за рамки допустимого в обществе. В соответствии с установленным порядком, лицо, совершающее данное деяние в таком качестве, ставит себя вне закона и перестает быть «интегральной частью общества», каковой является в другое время. Это — одна из сторон противоправного деяния. По сути дела здесь имеет место неполная формулировка принципа — недостает нескольких слов: «..стало быть, для защиты здоровья всего общества необходима защита здоровья потребителей наркотиков, а для этого необходимо интегрировать потребителейнаркотиков в общество — в качестве потребителей наркотиков, а не пытаться изолироваться от них», — наличие этих слов становит все на свои места, противоречие устраняется и становится ясно, что речь идет просто о легализации наркотиков. При этом следует отметить, что программы «снижения вреда» во всем мире обязательно предваряли внедрения на территориях, где они проводились, разрешенную государственными контролирующими структурами выдачу наркотических средств под видом лечения наркомании.
Сама по себе стратегия «снижения вреда» так и не нашла в международной практике достоверного подтверждения своей эффективности без отсутствия побочных, негативных для окружающего сообщества явлений, а также без нанесения вреда телесному и психическому здоровью участникам таких программ. Тем не менее, согласно данным официального сайта «Всероссийской сети снижения вреда», сегодня в различных регионах Российской Федерации функционируют более пятидесяти поддерживаемых ими проектов. По другой, неофициальной, информации — более 80.
«Миссия Сети проектов снижения вреда Центральной и Восточной Европы — развитие и внедрение общей политики, направленной на улучшение здоровья и благосостояния людей, проживающих в странах Центральной, Восточной Европы и Средней Азии. На сайте — информация о Сети, статьи и ссылки по темам: снижение вреда, адвокация, заместительная терапия, секс-работа и снижение вреда, тюрьмы и снижение вреда», — сообщает нам сайт www.afew.org.
По данным направлениям и работает российское отделение «ССВЦВЕ (сети снижения вреда центральной и восточной Европы)» — «ВССВ (Всероссийская сеть снижения вреда)». По всем, кроме «заместительной терапии», которая в России по-прежнему запрещена законом вместе с пропагандой употребления наркотиков.
Отличительной особенностью информационного поля программ «снижения вреда» является отсутствие публикаций, иллюстрирующих статистический материал, серьезных исследований, подтверждающих их эффективность, то есть первоисточников — при обильном количестве вторичного материала пропагандистского характера, чаще всего без ссылок на реальные статистически достоверные научные исследования. Изредка фигурируют сообщения о фиктивных результатах программ типа: «прямой эффект каждого проекта „Снижения вреда от употребления внутривенных наркотиков“ — в среднем 72 предотвращенных случая ВИЧ-инфекции в год». Такую статистику привел Алексей Бобрик (фонд «Открытый Институт здоровья населения») на 14-й международной конференции по снижению негативных последствий от употребления наркотиков, прошедшей не так давно в Таиланде". Но адекватных научных исследований (с указанием не отсутствующих, а наличествующих случаев заражения и их сравнительными характеристиками) не приводится. В то же время имеет место значительное количество иллюстраций статистического материала со ссылками на первоисточники, демонстрирующих отсутствие позитивного эффекта и даже негативные последствия реализации программ «снижения вреда», в том числе «заместительной терапии» опиатами.
В настоящее время ключевой вопрос на европейских форумах, посвященных обсуждению современной наркополитики — настаивать ли на тотальном запрещении наркотиков в обществе (кроме узкомедицинских целей) или двигаться по вышеописанному пути «снижения вреда». К чему могут привести подобные инициативы, всем интересующимся данной проблемой, уже достаточно хорошо известно из опыта других стран. Несмотря ни на что, программы «снижения вреда» приобретают все большую популярность в Европе. Как я уже говорил, создана уже целая философия «снижения вреда», которая объявляет себя реалистичной, по сути же являясь утопической. За всей более или менее правдоподобной аргументацией стоит, на самом деле, лишь одно — признание того, что в Европе и Северной Америке битва с распространением наркомании уже проиграна, и проиграна навсегда. Другими словами, это капитуляция в битве за здоровое население планеты. При такой позиции остается лишь применять косметические средства, чтобы проблема наркомании не так пугала общество неуправляемостью своих последствий.
И вот именно эту, проигрышную по всем параметрам позицию, сегодня активно озвучивает целый ряд современных зарубежных и отечественных медицинских работников, психологов, социологов и даже часть научного сообщества. По мнению некоторых специалистов, работающих с потребителями наркотических средств и психотропных препаратов «опийная наркомания — это хроническое рецидивирующее заболевание», «сложное состояние нарушенного здоровья, которое имеет социальные, психологические и биологические детерминанты и последствия, включая изменения в головном мозге. Это не слабость характера или воли». При этом приверженцы этих идей ссылаются на совместную позицию Всемирной Организации Здравоохранения, Управления по наркотикам и преступности при Организации Объединенных наций и Объединенной программы по ВИЧ/СПИД той же международной организации, опубликованную в 2004 году. Подобные утверждения противоречат тем результатам, которые достигнуты в терапевтических сообществах для наркозависимых, работающих во всем мире по методикам, схожим с теми, что предлагает нам сегодня польская Ассоциация терапевтических сообществ «МОНАР». Ее деятельность в Польше для российских специалистов в наркологии может быть весьма показательным примером.
Ни для кого не секрет, что в нашей стране наркологическая ситуация и пути ее улучшения все еще далеки от совершенства, однако мы имеем полное право не повторять чужих ошибок и искать иные пути решения проблемы. Но, как бы то ни было, сегодня уже и некоторые регионы России получают федеральное финансирование в рамках приоритетных национальных проектов, в части которых также заложены элементы концепции «снижения вреда». Такие общественные организации, функционирующие на деньги зарубежных «благотворителей», как «Фонд Сороса» (дочерний институт «Открытое общество» и пр.) и некоторые другие «творческие объединения», стоящие за программами «снижения вреда», финансируемые из-за рубежа (в том числе российские «Всероссийская сеть снижения вреда», «Открытый институт здоровья», Фонд социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа», общественный фонд «Анти СПИД», фонд «Нет алкоголизму и наркомании (НАН)») и международные «Центр социального развития и информации — Population Services International (PSI)», «СПИД Фонд Восток-Запад (AFEW)» и некоторые другие), а также большинство так называемых «правозащитников», выступающих за соблюдение прав всех граждан, включая инъекционных потребителей наркотических средств и психотропных препаратов — являются проводниками разрушительных идей в российской наркополитике. Их работа под прикрытием условно благих намерений создает оптимальные условия для продолжения роста наркотизации в нашей стране.
Ситуация, безусловно, сложная. Принципы отказа от борьбы с ростом наркотизации российского сообщества сегодня с подачи определенного круга лоббистов активно внедряются в российское здравоохранение. И это несмотря на то, что ведущие отечественные психиатры и наркологи уже выступили в 2006-м году на эту тему с совместным обращением к российской общественности где, в частности, было сказано: «Эффективное решение задачи по лечению больных наркоманией связано с интенсивным поиском и внедрением новых средств и методов, направленных на полное прекращение употребления больными наркоманией наркотиков, их социализацию с формированием образа жизни, свободного от наркотиков..».
Именно этим и занимаются специалисты, работающие в специализированных учреждениях, функционирующих на принципах полного отказа от приема психоактивных веществ. Теоретическое описание реабилитационного процесса в терапевтических сообществах в современной специализированной наркологической литературе на русском языке, к сожалению, представлено в минимальной степени. Единственная полноценная работа на русском языке, подробно описывающая принципы функционирования подобных организаций, была опубликована в Москве в 2001 году (Ю.В.Валентик «Реабилитационные центры „Casa Famiglia Rosetta“ для больных наркоманиями (20-летний опыт работы)»). По данным ее автора, «первый опыт организации терапевтических сообществ для психиатрических пациентов относится к деятельности М. Jones (1953). Лечение и ведение хозяйства стало общим делом больных и персонала. Здесь и возник термин «therapeutic community», который принято переводить как «терапевтическое сообщество (община)». Терапевтические сообщества, или терапевтические общины (итальянцам «по духу» ближе термин «терапевтические общины»), для лиц, зависимых от наркотиков, возникли в 60-е годы. В настоящее время терапевтические сообщества для наркоманов образуют спектр более чем из 500 описанных резидентских программ (то есть со стационарным пребыванием). Из них наиболее известны программы Daytop Village, Phoenix House, Getway House. Cуществуют Всемирная и Европейская федерации терапевтических сообществ. Кардинальным для понимания терапевтических сообществ (ТС) является то, что индивидуальные изменения должны происходить через взаимопомощь и самопомощь в условиях совместной деятельности и совместного проживания персонала и пациентов. Сверхзадача ТС — полное изменение стиля жизни, то есть не только воздержание от наркотиков, но и устранение асоциального поведения, развитие полезных навыков и умений, новых ценностных ориентаций. Традиционно, это долгосрочная программа реабилитационного стационара, эффективность и безопасность которой для психики участвующих в ней лиц не вызывает сомнений.
На аналогичных принципах построена деятельность терапевтических сообществ, входящих в структуру вышеуказанной Ассоциации «МОНАР». Эта польская общественная организация является одним из самых крупных объединений такого типа в Европе.
Нужно, помнить о том, что наркоман — прежде всего личность. Глубоко поврежденная, страдающая от своего пагубного пристрастия, но обладающая доброй волей. И модель терапевтического сообщества «МОНАР», основанная на самоуправлении, как раз и является той оздоравливающей средой общения, в которой проявляется и укрепляется добрая воля, направленная на освобождение и обратное возвращение в общество, то есть ресоциализацию в полном смысле этого слова.
Следует особо отметить, что современные христианские общины неопротестантского харизматического толка, именующие себя «реабилитационными центрами для наркозависимых», не способны обеспечить именно этот критерий — подавляющее большинство лиц, прошедших реабилитацию в данных учреждениях, либо остаются в их структуре, либо уезжают на новую территорию и создают там аналогичные религиозные сообщества. То есть в социум они не возвращаются. Такое явление называется «синдром госпитализма». Получается, что близкие родственники их потеряли, как и государство потеряло своих граждан, которые стали адептами поработившего их культа, как правило, зарубежного происхождения. Существенное отличие подобных учреждений от нерелигиозных терапевтических сообществ (коммун) по типу «МОНАР», пытающихся на протяжении уже 10 лет своими силами помочь организовать на территории бывших республик Советского Союза и в России аналогичные общины, заключается в наличии данного синдрома у ребят, прошедших в них курс т.н. «духовного оздоровления».
Безусловно, необходима здоровая альтернатива. Общеизвестно, что создание и обеспечение успешной работы сети реабилитационных центров в структуре государственных учреждений наркологической службы — чрезвычайно трудная задача. Примеры положительного решения данной проблемы немногочисленны. Такого рода подразделения в структуре наркологических учреждений продолжают создаваться в различных субъектах Российской Федерации. Однако и они не могут восполнить даже минимальной потребности в них. С учетом возрастающей потребности в действительно нерелигиозных терапевтических общинах (коммунах), способных при необходимости и соответствующем законодательном обеспечении стать тем самым реабилитационным пространством, которое будет способно вместить в себя лиц, осужденных за административные или уголовные нарушения закона лёгкой степени тяжести, избравших мерой пресечения прохождение длительного, не менее 12 месяцев, курса реабилитации с последующим периодом плавной ресоциализации, то есть адаптации к возможным стрессам окружающего мира перед выходом в его среду, необходимо развивать именно это направление. В рамках разработки концепции сокращения количества активных наркоманов (роста их численности в устойчивой ремиссии) и уменьшения наркопреступности (вынесения в судах приговоров с альтернативной возможностью для наркозависимого как на пребывание в местах лишения свободы, так и на добровольное отбывание этого же срока в трудовой нерелигиозной реабилитационной коммуне из наркоманов в устойчивой ремиссии, не имеющей никакого отношения к представителям каких бы то ни было религиозных организаций), сегодня важно использовать только те методики, которые приведут людей к свободе от любой зависимости, психической, физической или духовной. Нужно сейчас не совершить ошибку в выборе дальнейшей стратегии развития системы профилактики наркотизации нашей молодежи и ее реабилитации, чтобы завтра не пожинать его горькие плоды.
Как ни прискорбно, до настоящего времени все остается как и прежде — никакого развития идей реструктурирования реабилитационного звена наркологической службы не происходит, и будущее нации продолжает погибать от случайных передозировок, отравлений алкоголем и его суррогатами, самоубийств, в дорожно-транспортных происшествиях, криминальных «разборках». По улицам российских городов продолжают бродить тени, выискивающие жертв, которых можно будет ограбить для покупки очередной дозы алкоголя или наркотика и облегчить свое физическое и психическое состояние. В итоге они, если не погибнут, то рано или поздно будут осуждены обществом и государством за те или иные преступления, связанные со своим пагубным пристрастием, и пополнят и без того перегруженные тюрьмы. Безусловно, их нужно изолировать. И желательно до совершения очередного преступления. Но куда и по каким показаниям? Что с ними делать в том учреждении, в которое их направят? Как лечить? Термин «принудительное лечение» сегодня активно растиражирован, а его механизмы остаются для большинства загадкой. Именно поэтому крайне важно в данных условиях использовать только тот опыт в реабилитации лиц с зависимым поведением, который позволит после прохождения полного лечебно-реабилитационного курса в таком учреждении говорить не только об обретении пациентом трезвости, но и о его полном и спокойном обратном вхождении в социум, без обретения какой-либо новой зависимости, переключения его, к примеру, на зависимость от той терапевтической среды, в которой он находился, как это происходит в российских филиалах известных во всем мире тоталитарных деструктивных культов.
«Кто владеет информацией — владеет миром» — этот афоризм сегодня можно переписать несколько иначе: «Кто не владеет информацией, тот мир потеряет». Нам, жителям России, сегодня угрожает потеря генофонда нации и если мы, имея на руках информацию, способную решить часть поставленной перед Государственным антинаркотическим комитетом задачи, снова ею не воспользуемся, предпочтя некий экспериментаторский слабо аргументированный вариант медико-социальной реабилитации потребителей наркотиков в сектоподобных псевдообщественных организациях с деструктивной для психики культовой идеологией типа «12 шагов» или откровенно сектантских неопятидесятнических объединений, вместе с тем приняв капитуляционную стратегию профилактики наркотической зависимости по типу «снижения вреда» от потребления наркотиков, последствия не заставят себя долго ждать — будущее нашего народа окажется уже не в наших руках. К сожалению, приходится признать, что мы уже опаздываем с принятием решений по выбору дальнейшего пути в антинаркотической политике в части создания грамотной системы профилактики наркотической зависимости у детей и молодежи, а также реструктуризации реабилитационного звена в наркологии. И в данном случае промедление не одной смерти подобно — с каждым днем уходит из жизни несколько десятков россиян, потребляющих наркотики, от последствий наркотизации ежедневно погибает российская молодежь. Те, кто при более грамотном наблюдении за ними и коррекции со стороны заинтересованных сил, могли бы быть спасены и с помощью адекватных ситуации медицинских и психотерапевтических технологий вмешательства в отклонения поведения обрели бы, что называется «свет в конце туннеля», чуть позже став нормальными законопослушными налогоплательщиками. Прошедшие годы бездействия в данной области здравоохранения по всей стране унесли жизни десятков и сотен тысяч потребителей наркотических средств и психотропных препаратов, по сути — молодых и далеко не глупых ребят, способных при качественной работе с ними, обрести трезвую и счастливую семейную жизнь, впоследствии увеличив демографические показатели России, что сегодня является для Правительства Российской Федерации приоритетной задачей.
Таким образом, вышеизложенная мной информация свидетельствует об острейшей необходимости окончательного переключения всех соответствующих гос. структур на разработку и претворение в жизнь собственной модели антинаркотической политики, охватывающей все компоненты проблемы химической зависимости и обязательно учитывающей отечественный многовековой опыт борьбы с пороками и страстями, на протяжении всей истории человечества стремящимися завладеть человеческой душой. При этом деятельность представителей вышеназванных фондов и общественных организаций на территории Российской Федерации следует строго регламентировать. В то же время необходимо совершенно четко понимать, что лишь высокий уровень духовного потенциала молодых россиян, их национальная самоидентификация — чувство принадлежности к великой культуре и великому народу, а не увлечение их просто спортом или музыкой, способны сформировать наиболее стойкий иммунитет против многоликих вирусов современной, надвигающейся с Запада цивилизации, построенной на совершенно иных, чуждых нашему менталитету и духовно-нравственной культуре ценностях. Обращаю на этот момент особое внимание присутствующего здесь представителя Государственного антинаркотического комитета и надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Вашей столь важной для всех нас координирующей антинаркотический фронт организацией.

Каклюгин Николай Владимирович — врач-психиатр, аспирант ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского» Росздрава; методист по работе с общественностью в рамках профилактики аддиктивного поведения ГОУ «Дворец пионеров и школьников имени А.П.Гайдара» Департамента образования г. Москвы; Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России».

https://rusk.ru/st.php?idar=156115

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  честно говоря    26.11.2009 17:49
Спокойно, Фёдор!

В России никаких "Монаров" в чистом виде никто делать не разрешит. А вот взять из него полезные вещи стоит. Точно так же, как и из опыта педагогических коммун Антона Семёновича макаренко, и из опыта врачевания пристрастий в Русской Православной Церкви.

Об ущербных технологиях трезвения типа чтимых вами на уровне божества программ "12 шагов" уже немало сказано другими авторами, повторяться не стоит. Полноценных ребят после подобных "штучек" никак не получится – все сплошные инвалиды, алкоголики и наркоманы до гробовой доски.

Если будут какие вопросы по этому разделу, Вам сюда:

http://www.k-istine.ru/drag/drag_aa-05.htm "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь"

http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=56 "Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта!"

http://www.evolkov.net/addiction/AA/psychol.AA.critique.html "Некоторые психологические особенности участников движения
«Анонимные алкоголики»/«Анонимные наркоманы»"

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=1744&vote=1162201990 "Зацикливание на своем алкоголизме мешает внутреннему развитию"

http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2007/22.html "Идейные корни прозелитической миссии «Сообществ Анонимных Алкоголиков»"

http://www.marpravda.ru/news/society/2005/06/25/mp_050802_06/?print "Нужно захотеть стать человеком…"

http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html "ОБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ (ОБЗОРНОЕ СООБЩЕНИЕ)"

http://www.religare.ru/article50114.htm "Текст Итогового обращения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II участников заседания Круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма в Русской Православной Церкви""

http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6283.html "СКАЖИ МНЕ КТО ТВОЙ «БОГ» И Я СКАЖУ КТО ТЫ"

http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2008/15.html "Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий"

– Епархиальное издание Волгоградской и Камышинской епархии «Православное слово», №№4-5, 2006 год или http://www.rusk.ru/st.php?idar=8956 "Спасение лежит через "Семью"?"

http://www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2002_1_2/11.htm "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАРКОЛОГИЯ – СОТРУДНИЧЕСТВО НЕОБХОДИМО. Христианство и медицина"
  федор кон    08.08.2009 02:40
довольно много зная о Монар меня удивляет позиция Каклюгина люди там живут от года до трех но на территория даже часовни нет и о духовной составляющей наркомании там и разговоры не ведуться люди там веселяться ходят на выставки играют в футбол но о Боге даже недумают у меня вопрос к Уважаемой редакции одно мое похожее сообщении вы уже не допустили к печати Может бросит все и словами Высоцкого начать писать в спортлото толку будет больше
  Николай Каклюгин    30.07.2009 09:30
Цитата:
  И еще одна ссылка: http://www.foma.ru/articles/1477/

"…Если говорить об этой публикации, то главный мотив при ее написании у меня был про-стой: попытаться рассказать на своем примере о том, как человек спивается. По фразам.

…"ЛЮБОЙ человек, РЕГУЛЯРНО употребляющий крепкий алкоголь не может считать себя свободным от этого употребления и очень, очень сильно рискует…"  


Безусловно, любой человек, злоупотребляющий алкоголем, рискует в скором времени исчезнуть из жизни навсегда.

Об этом знают даже дети. И мы им об этом говорим, но как профессионально обученные специалисты, а не бывшие алкоголики. Поэтому нам больше верят.

Вообще, не рекомендуется выставлять на сцену ранее потреблявшего алкоголь или наркотики человека и просить его свидетельствовать о своём спасении с присказками о том, из какой грязи он вылез. Это – сектантские практики.

Цитата:
  Может быть, Вам в Вашей работе пригодятся нижеследующие материалы. Их автор – протоиерей Александр Захаров:

http://www.orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/dipsomania_cause.html  


Интересная цитата: "Итак, я хотел сказать, что опиум, как и религия, способен приносить человеку радость, облегчение, утешение, ободрение в серой и непростой нашей жизни."

Похоже на советский богоборческий слоган: "Религия – опиум для народа". Да и Госнаркоконтроль посе таких слов может обратить внимание на их автора, обвинив его в пропаганде наркотиков.

Дело в том, что далеко не все священники владеют Словом Божьим как следует. От того и такие ляпсусы.

Вы уж простите меня, грешного, но подобные лекции пускай говорит с амвона сам автор. Рядом со мной есть куда более опытные в делах православного душепопечения священники. Они точно знают, когда и где что говорить. Им Господь помогает в этом. А о.Александр Захаров, насколько я понял, из когорты трезвенников по Шичко. Чувствуется этот дух советского агитпропа.

В свою очередь, рекомендую Вам 2 текста:

1. "Оккультно-сектантский характер антиалкогольного учения В. Г. Жданова"

Источник: http://www.iriney.ru/sects/okolopravo/015.htm

2. "«Виноградная лоза, ты ни в чем не виновата…»"

Источник: http://www.borovskih.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=43&Itemid=61

Очень познавательные материалы.

Цитата:
  Господь да благословит и вразумит Вас на все доброе.  


Слава Богу, вразумляет.
  Александр Б. из Москвы    28.07.2009 12:54
Уважаемый Николай Владимирович!
Может быть, Вам в Вашей работе пригодятся нижеследующие материалы. Их автор – протоиерей Александр Захаров:
http://www.orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/dipsomania_cause.html
http:/ /www.orthodox.spbu.ru/book/words/sobriety_congress/after_congress.html

И еще одна ссылка: http://www.foma.ru/articles/1477/
"…Если говорить об этой публикации, то главный мотив при ее написании у меня был про-стой: попытаться рассказать на своем примере о том, как человек спивается. По фазам.
И если хотя бы один человек из ныне пьющих, но не считающих себя спивающимся, прочтя эту мою историю, увидит в ней некое сходство со своей, и хотя бы задумается о том, что все это ведь и о нем тоже написано, не только об А.Т., то, честное слово, я готов от всех прочих читателей выслушивать любые претензии в неискренности и двойственности. А если даже одного такого, задумавшегося читателя не оказалось, то и подавно.
Мне очень хотелось выразить мысль о том, что НЕ БЫВАЕТ "УМЕРЕННОГО ПИТИЯ". Что ЛЮБОЙ человек, РЕГУЛЯРНО употребляющий крепкий алкоголь не может считать себя свободным от этого употребления и очень, очень сильно рискует…"
Полтора года назад, прочитав в начале весны последний материал, в который я неоднократно вчитывался в последующие недели, я обнаружил в себе это "некое сходство". После чего, точнее, в период от прошлогодней Светлой седмицы началось и где-то к концу Петрова поста завершилось мое окончательное выздоровление, по милости Божией. Еще точнее, явлено было чудо Божие на мне грешном.
Ремиссия до сих пор устойчивая, т.е. ЖЕЛАНИЕ и ТЯГА как таковые отсутствуют.
Слава Господу за всё!
Ангела Хранителя Вам!
И последнее Вам пожелание словами игумена Никона (Николая Николаевича Воробьева (1894-1963)):
Господь да благословит и вразумит Вас на все доброе.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика