Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургМитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь)13.10.2008 

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

- Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей и радиослушателей и начало нашей беседы.

— Бог благословит всех нас, и Бог в помощь.
- Владыка, спасибо. Один из телезрителей передает Вам такой вопрос: «Мы с друзьями — православные, у нас есть помещение, и мы хотим сделать в нем храм. Не считается ли это грехом? Они не священники, а молодые люди просто».
— Если с благословения священника или Правящего Архиерея в этой епархии, то, конечно, можно. Если там негде строить, то можно сделать. Мы даже ищем иногда такие помещения, где бы можно было хотя бы временно совершать богослужения, пока построится храм.
- Вопрос от Нины из Ачита: «Дочери 30 лет, она выпивает. В каком монастыре можно ее полечить?»
— У нас в Екатеринбурге при Ново-Тихвинском женском монастыре есть Общество трезвости, где люди получают необходимые наставления на пути к исцелению от этого недуга. Можно в это Общество трезвости прийти и участвовать во всех мероприятиях, которые способствуют исцелению от недуга пьянства.
- «Сейчас много мусульман приезжает к нам из Средней Азии на заработки, русские женщины выходят за них замуж и рожают от них детей. Как Церковь относится к этому?» — спрашивает раба Божия Анна из Калужской области.
— Хорошо, если эти женщины твердо стоят в вере Православной и воспитывают своих детей в Православной вере. Неплохо дать познания истины о Православии своим мужьям, чтобы они тоже, видя нашу веру Православную, ее достоинства, могли принять Православие и принимать таинства церковные, в том числе и таинство Венчания, жить церковной жизнью. Это всегда было на Руси. В основном так и было, что православный член семьи, хорошо знавший Православие, давал знания о Православии своему супругу или супруге, если она другой веры. Поэтому очень важно получить знания о Боге, о вере Православной, чтобы вступая в такой брак, давать знания о нашей вере.
- Некоторые молитвы, например, «Господи, помилуй», читают определенное число раз — 7, 12 или 40. Какова связь числа с молитвой? Почему именно столько раз?
— Есть разные молитвословия, где нужно произносить «Господи, помилуй». 7 — потому что это священное число, 40 — столько лет израильский народ по пустыне шел, или 40 дней Господь наш Иисус Христос постился в пустыне. В то же время, произнося 40 раз молитвы, можно больше сосредоточиться на покаянной молитве и более внимательно ее произносить, чем если 7 или 12 раз мы произносим. Все зависит, конечно, и от нас: если мы сразу настраиваемся на истинное покаяние и не просто произносим, чтобы быстрее назвать 40, 12 или 7 раз, а с целью сконцентрироваться на молитве, — мы осознаем свою греховность, искренне каемся. Хотя эта молитва короткая, всего два слова, но она очень содержательная, глубокая: мы обращаемся ко Господу, чтобы Господь помиловал. Если мы так обращаемся, значит мы осознаем, что мы в чем-то виноваты пред Богом и каемся пред Ним, просим милости от Бога, прощения через эту молитву. И если мы с таким сознанием произносим молитву, то хочется произносить и произносить ее без конца, потому что она идет из глубины сердца, с чувством покаяния, страдания за содеянные грехи и с просьбой, чтобы Господь нас простил и даровал нам Свою милость.
- Владыка, спасибо. У нас телефонный звонок из Саратовской области.
Здравствуйте!

- Это раба Божия Татиана из Балакова. Можно ли поминать самоубийц во время поста?
— Нет, мы самоубийц, которые не были допущены к отпеванию, никогда не поминаем. А если есть такие случаи, что было архиерейское благословение на поминовение, на отпевание, тогда мы их поминаем всегда, когда идем в церковь и молимся о их упокоении. Поэтому еще раз повторяю: самоубийц мы нигде никогда не поминаем, но если по каким-то причинам произведено было исследование этой смерти и Правящий архиерей дал благословение на отпевание, тогда можно поминать усопшего в храмах Божиих и на богослужениях.
- Владыка, к нам вновь дозвонился телезритель.
Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!

- Меня зовут Ирина, у меня такой вопрос: можно ли по средам и пятницам, независимо от того, пост идет или нет, вкушать морепродукты — кальмаров, моллюсков, мидий?
— По церковному Уставу до Троицы в среду и пятницу разрешается вкушение рыбы, а после — только если какие-то большие праздники. Но что касается кальмаров и морепродуктов, то мы знаем, что в некоторых странах, в Греции, например, даже Великим постом их употребляют в пищу. Поэтому, если следовать этой практике, то в какой-то степени можно. Но в нашей стране многие верующие люди воздерживаются даже от морепродуктов в среду и пятницу в течение года.
- Владыка, еще звонок из Полевского.
Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
- Владыка, Вы как-то отвечали уже на этот вопрос, но еще надо его немножечко прояснить. В 1930-х годах, когда разоряли церкви, мы не могли окреститься, поэтому шло погружение, которое проводили монахини или миряне. А сейчас многие затрудняются: приравнивается ли это погружение ко Крещению? Будьте добры, скажите.

— Было такое время, когда не было церквей, и миряне, бабушки, монахини совершали сами Крещение через погружение в домах или на водоемах. И это, конечно, приравнивается к таинству Крещения, если люди, которые крестили, правильно произносили формулу Крещения. А формула Крещения: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Если эта формула правильно произнесена, то было совершено Крещение. А сейчас, когда есть храмы, батюшки, можно дополнить, довершить это Таинство теми молитвословиями, которые читает священнослужитель в чине таинства Крещения. Те люди, которые когда-то крестились таким образом, сейчас могут завершить таинство. Еще очень важно, что тогда только было таинство Крещения, но не было, видимо, таинства Миропомазания, потому что у мирян нет святого мира. Поэтому сейчас нужно прийти в Церковь и совершить таинство Миропомазания. И тогда уже будет полный чин совершения таинства: и таинство Крещения, и таинство Миропомазания, что очень важно для спасения человека.
- Владыка, и еще одна телезрительница хочет Вам задать вопрос лично.
— Да, слушаем вас.
- Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, с какого возраста ребенку можно идти на Исповедь?
— Обычно у нас принято с 7 лет направлять ребенка на Исповедь, чтобы он перед тем как причащаться исповедовался у батюшки и после приступил к таинству Причастия.
- Владыка, и эта же телезрительница спрашивает: поститься также с 7 лет надо или можно раньше?
— Поститься ребенку можно и раньше, если он чувствует себя хорошо. Есть такие семьи, где дети постятся с довольно раннего времени, и, слава Богу, они очень крепкие и здоровые, не болеют.
- «6 июля погиб мой сын, ему было 22 года. Я не знаю, что мне делать, руки на себя наложить?»
— Конечно, печально, что скончался такой молодой человек. Мать лишилась своего сына, которого вырастила до 22 лет жизни. Но это не значит, что нужно прийти в отчаяние от этого печального случая. Мы, люди верующие, должны понимать, что все мы, живя на земле, готовимся к смерти, к отшествию из этого мира, к вечной жизни. Кого Господь призывает раньше, кого — позже. Все в руках Божиих. Поэтому мы должны предать себя в руки Божии и полагаться на волю Божию, не противиться Промыслу Божию и принимать это горе как от руки Господней. И молиться, чтобы Господь принял в Свое Царство этого молодого человека, зная, что он не исчез в никуда, а перешел в другую жизнь и там нуждается в помощи матери, в молитве матери, в делах милосердия матери, в ее церковной жизни. И не только матери, но и всех своих сродников, близких, родных. Вот что нужно делать в таком случае, а не отчаиваться, не унывать.
Отчаяние и уныние и вам приносят зло, и душе, которая отошла от жизни в иной мир, тоже не приносят никакой пользы, а наоборот — горе. Так что не надо причинять неприятности и себе, и почившему сыну, а нужно, наоборот, жить с надеждой, верой в Бога, в Царство Божие, в возможность устроить своего сына на вечное благо, вечную радость. И это возможно матери — живя на земле, совершить дела милосердия, молитвы, помочь себе и своему сыну спасаться, чтобы удостоиться через эти труды церковной жизни и возделывания своей души, укрепления в вере Царства Божия, чтобы там, в вечной жизни, встретиться со своим сыном и вместе радоваться в обителях небесных, прославляя имя Божие. Вот какая должна быть цель! И тогда никакого уныния, отчаяния, никакого горя не будет — оно будет сглажено, и человек будет спокойно себя чувствовать.
- Раба Божия Людмилабеспокоит. Я хотела спросить: если крещеного кремируют, можно ли за него заказывать в храме требы об упокоении?
— Конечно, кремацию мы не приветствуем. Православного христианина мы не кремируем — это что-то привнесенное в нашу жизнь из современной цивилизации, оно не соответствует духу Православия, Православной вере. Земля есть, и Господь говорит: «..и в землю отыдеши». Мы должны предавать земле усопших, потому что так было установлено Самим Богом. Но если так случилось, по какому-то неразумию, то мы не против поминовения или молитвы за душу, которая нуждается в нашей молитве, помощи молитвенной, церковной. Поэтому можно за них молиться. Но очень неприятно, что прожил человек столько лет, и его в конце сожгли. У нас, слава Богу, есть где хоронить: просторы большие, земли много. Поэтому не надо экономить на земле, а хоронить по православному обычаю, не поддаваться искушениям. Конечно, кремировать дешевле. И человек из-за денег готов сжигать своего сродника. Это не совсем правильно, нехорошо. Поэтому не поддавайтесь искушению, а хороните так, как положено хоронить православного христианина: в последний раз привезти усопшего на службу в храм, чтобы была отслужена заупокойная Литургия, потом отпевание в храме. И после этого повезти его на кладбище, и там совершить последнее пред телом чинопоследование и литию, предать тело земле. Это будет правильно. Я думаю, надо возвращаться к нашим традициям, потому что это очень важно для спасения души усопшего. Как можно предавать сожжению своего близкого, родного? Конечно, он не чувствует боли, но все равно это как-то неприлично, не совсем по-человечески. Деньги можно найти и сделать все по правилам, по тому порядку, которого придерживались наши отцы испокон веков до настоящего времени.
- Владыка, на связи Воронежская область. Алло!
- Я хотела бы задать вопрос: раньше, в 60−70-е годы батюшки по городу и дома находились всегда в подрясниках, а сейчас батюшка идет по городу в брюках и футболке. Я хотела спросить: можно ли брать в таком случае благословение? Действительно оно? Или лучше не смущать? Если знаешь батюшку, просить ли благословения или нет?

— Благословение можно взять, даже если батюшка не в подряснике — он все равно батюшка, благодать Божия действует через него. Я не знаю, как было в 60-е годы, знаю, что власти были очень строги по отношению к батюшкам, которые ходили в подрясниках по городу. Сейчас такой ситуации нет — никто не будет смеяться или ругаться, запрещать ходить в подряснике по городу. Нужно, наверное, нашим батюшкам иметь смелость и не стесняться своего сана. Это тоже проповедь христианства, Православия, веры нашей Православной — когда православный человек ведет себя по-православному и одет по-православному. Мы об этом говорим всем, и дай Бог, чтобы эти слова наши дошли до наших батюшек, чтобы они не боялись показывать свой сан через священническую одежду, которую положено носить священнослужителю.
- Меня зовут Андрей. Я звоню из Набережных Челнов. Благословите, Владыка!
— Бог благословит вас.
- У меня вопрос такой: в Татарстане, где я живу, много мусульман, и в розничных сетях есть в продаже продукты, которые приготовлены по мусульманским традициям, законам — называется «халял». Можно ли православным употреблять в пищу эти продукты? Может ли это нанести духовный вред?
— Духовного вреда тут нет, но если вы смущаетесь, то, конечно, нет необходимости употреблять в пищу эти продукты. Есть у нас, слава Богу, много продуктов питания, выбор большой. Если ваша душа смущается от этого, то лучше не употреблять. Есть выбор — выбирайте то, что положено православному христианину.
- «Можно ли нам обвенчаться, если мы живем в гражданском браке?» — спрашивает Людмила.
— Гражданский брак не приветствуется — это не наша, не русская традиция, не православная — это привнесенное. Почему-то люди считают: чтобы вступить в брак, нужно сначала пожить вместе, попробовать, посмотреть… У нас было совсем по-другому, в России всегда было другое отношение к браку — он основывался на целомудрии; не на грехе блуда, что и есть так называемый «гражданский брак», а на целомудрии — на твердом фундаменте. «Гражданские» браки, к сожалению, быстро распадаются, у нас очень много разводов, потому что вступают в брак на основе греха. А мы говорим, что нам необходимо возвратиться к тому, чтобы наши браки основывались на целомудрии: девушка, юноша сохраняют свою девственную чистоту до Венчания, и только после получения в таинстве Венчания благословения Божия на совместное жительство вступают в брак. И нам необходимо так делать, потому что другого пути нет. Мы видим, какая катастрофа с нашими семьями, с этими браками. Но если случилось, что человек все же поддался соблазну этого мира и стал жить, как его научили в этом мире, в гражданском браке, без регистрации, без благословения Церкви, нужно будет сначала прийти к таинству Исповеди, исповедаться, покаяться в этом грехе. И после этого уже принять таинство Венчания. Хотя, если поступать строго по нашим каноническим правилам, то здесь есть сложности. Раз человек впал в блуд, то есть в большой, тяжелый грех, на этот грех дается епитимия, то есть лекарство или исцеление от этого греха. И эта епитимия обычно длится несколько лет: человек не имеет права причащаться, приступать к таинствам Исповеди, Причастия, другим таинствам церковным в течение нескольких лет. Но мы этого не делаем, хотя советуем покаяться в таинстве Исповеди в совершенном грехе блуда и потом уже приступить к таинству Венчания, жить законным браком.
- Меня зовут Татиана. У меня такой вопрос: может ли священник кого-то из прихожан не допустить к целованию креста?
— Это может быть одной из форм вразумления, чтобы прихожанин исправился, не нарушал те или иные канонические правила, правила христианской жизни или правила поведения в храме. Видно, есть у батюшки такая форма вразумления. Поэтому нужно со смирением воспринимать это прещение: раскаяться, просить прощения. Я думаю, священнослужитель, видя ваше покаянное чувство, осознание своего греха, в следующий раз позволит приступить к святому кресту и приложиться к нему. Все зависит от прихожанина, чтобы он понимал, что это делается не из каких-то эгоистических чувств священника или из корыстных целей, а с целью вразумления, научения, чтобы человек осознал свои ошибки, проступки и раскаялся в них, со смирением пришел на Исповедь и больше не повторял содеянные грехи. Вот к чему это делается. Поэтому не обижайтесь, не смущайтесь, принимайте это с благодарностью к Богу — это делается для вашей пользы, для пользы души, исцеления ваших духовных недугов.
- Владыка, от Ксении из Подмосковья поступил достаточно необычный вопрос: «Простите меня, Владыка Викентий! Я увидела в бегущей строке на нашем канале сообщение о смерти Владыки. И по недоразумению подумала, что это о Вас, пошла в храм и заказала об упокоении души. Простите меня, Христа ради. Что мне теперь делать? Как исправить содеянное?»
— Там четко было написано, что скончался епископ Михаил. Нужно, конечно, попросить прощения в таинстве Исповеди за допущенную ошибку и молиться о здравии.
- Вопрос от Нины из Екатеринбурга: «У сына порвалась цепочка, и потерялся крест. Я купила для сына медальон со Спасителем, но он не взял, и вскоре его сбила машина, он погиб. Надо ли мне было настоять на ношении медальона, чтобы с сыном не произошло несчастья?
— Конечно, нам всегда нужно носить, как это положено православному христианину, крестик или иконочку, чтобы эта иконочка или крестик были для нас силой, которая помогает избавиться от многих бед, скорбей и напастей. Конечно, когда мы всегда молимся Животворящему Кресту Господню, почитаем крест, стараемся прикладываться к нему, он имеет для нас силу и помогает во всех наших нуждах, различных обстоятельствах жизни. Крест — это сила, которая оберегает нас от всяких вражьих наветов, сила Креста Господня отгоняет, опаляет дьявольскую силу и не допускает, чтобы он нас поразил. Поэтому крест для нас — это великая святыня и великая сила: это наше оружие, которым мы побеждаем вражьи нападения. Мы должны всегда носить на груди крест и никогда его не снимать.
- Владыка, благословите, раба Божия Людмила.
— Бог благословит вас.
- У меня у муж инвалид первой группы, окрестила я его 3 марта этого года, ему 71 год. До вчерашнего дня он носил цепочку с крестиком освященным. И цепочка лопнула пополам, по какой причине — неизвестно. Но до этого она была вся черная-пречерная, как сажа. Я ее чистила, ничто не помогало. Вынуждена была просто на веревочке крестик сделать, сейчас он так и носит. Куда мне теперь эту цепочку деть? Ответьте, пожалуйста.
— Цепочку, я думаю, не надо никуда выбрасывать, пускай она будет около святого уголка, у икон, может, она в свое время понадобится. Можно на веревочку привязать крестик и носить его, не смущаясь. Есть разные причины, почему цепочка чернеет. Она может чернеть, потому что серебро очень быстро окисляется. Может быть, какие-то болезни влияют на быстрое окисление серебряной или металлической цепочки, поэтому не надо себя особенно угнетать. Все в руках Божиих, и многое зависит от нас с вами. Когда человек в таком возрасте принял таинство Крещения, то это радость и утешение — прожив столько лет, может быть, грехов много накопил, а в таинстве Крещения он очистился от всех этих грехов. И сейчас нужно стараться сохранить в чистоте его жизнь, помогать ему, почаще исповедоваться и причащаться и так сохранить чистоту, которую он получил в таинстве Крещения.
- Владыка, у нас звонок из Московской области.
- Раба Божия Иоанна. В Евангелии сказано, что брак считается недействительным по причине измены одного из супругов. А если муж не заботится о семье, деньги проигрывает в автоматах, не помогает по хозяйству — либо на работе, либо лежит на диване у телевизора. Как в таком случае поступать?

— Игровые автоматы забирают огромное количество средств из семьи — и она остается без средств к существованию. Вам нужно молиться за мужа, чтобы Господь посетил его Своей благодатью, чтобы он понимал, что неправильно поступает, что ему как главе семьи нужно заботиться о семье: муж имеет такую обязанность, данную ему от Бога. Если он проигрывает деньги, то не выполняет обязанности, данные ему Богом. Надо донести ему с любовью, с кротостью, со смирением, чтобы он понимал, что так нельзя. Нужно напомнить мужу — может быть, даже с помощью священника, к которому его нужно привести, чтобы батюшка с ним побеседовал и сказал о правилах, которые он должен знать и выполнять.

http://orthodox.etel.ru/2008/38/_otveti.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика